Авторская программа развивающего чтения «Для сердца и разума»

Программа предназначена для ведения кружка в школьных библиотеках, в группах продленного дня и для учителей начальных классов. Создание этой программы - это шаг продвижения детского чтения и привития у ребят потребности посещать библиотеки, как для нахождения нужной информации, так и для чтения «для души». Поскольку знакомство с книгой – это всегда приобщение к искусству слова, в ходе беседы – рассуждения необходимо обращаться и к иллюстрациям. Необходимо показывать ученикам не только хорошую ли...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Нурлатская гимназия»


Авторская программа развивающего чтения «Для сердца и разума»

Выполнила: зав. библиотекой

МАОУ «Нурлатская гимназия»

ЗАЙНУТДИНОВА Н.Ф.





Нурлат, 2009г.

Оглавление.


  1. Пояснительная записка Ст. 3-6

  2. Учебно-тематический план. Ст. 7

  3. Содержание программы Ст. 7-10

  4. Предварительные результаты. Ст. 11

  5. Границы применения. Ст. 11

  6. Возможность реализации программы Ст.12

  7. Используемая литература Ст. 13










«Обрати же своё сердце к книгам…

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать тебе их красоты!»

Кхроди.

(Из наставления древнеегипетского чиновника сыну)

  1. Пояснительная записка.

Создание этой программы - это шаг продвижения детского чтения и привития у ребят потребности посещать библиотеки, как для нахождения нужной информации, так и для чтения «для души».

Задачу вырастить свою смену умной, а значит читающей всегда стояла на одном из первых мест, ведь стране нужны честные, трудолюбивые и, конечно, образованные люди. А без активного и продуктивного чтения, требующий усердия, работы ума и сердца вырастить достойное поколение невозможно. Чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, оно дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Сегодня ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно чтение художественной литературы, - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, формирующая и развивающая его образное мышление и творческие способности в любой сфере деятельности, а значит, и создающая имидж каждого. Наукой доказано, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным.

Чтобы научиться читать книги, надо хотеть и уметь вкладывать в них «труд души», самостоятельно без пробуждения со стороны - думать над книгой еще до чтения, думать в процессе восприятия содержания, обдумывать прочитанное, когда книга уже закрыта. Требования сегодняшнего дня таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, «необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития» (Л.А.Музыка)

Я заведующая библиотекой гимназии с 2006 года, с момента его открытия. До этого мне приходилось работать в библиотеках воинских частей, учителем начальных классов.

Анализируя, как и что читают наши дети, я пришла к выводу, что чтение становится проблемой. Дети очень мало читают, утрачены традиции семейного и громкого чтения. Поэтому я решила создать такую программу, которая помогла бы нашим гимназистам постепенно расширить читательский кругозор и привить любовь к чтению, используя классические сказки и рассказы, проверенные временем, на котором выросло не одно поколение, а так же познакомить ребят с современными писателями Татарстана. В начальной школе всего 2 урока литературного чтения в неделю. Естественно, за это время вырастить читателя очень трудно, ведь более 60 процентов родителей вообще не читают детям, а остальные от случая к случаю и всего лишь 5 процентов читают постоянно (результаты анкетирования ребят 2 б класса). Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Очень часто учителя среднего звена жалуются на то, что учащиеся, окончив начальную школу, в 5 классе очень плохо читают и им тяжело усваивать материал по предметам. Поэтому очень мало ребят выбирают при сдаче ЕГЭ - литературу. Особенно тяжело в данной ситуации ученикам татарских классов. При сдаче ЕГЭ некоторые ребята не понимают задания.

Для реализации программы «Для сердца и разума» я решила, пригласить учащихся 2 б класса. Это татарский класс и обучается он по программе «Школа -2100». Ребятам, которые разговаривают по-татарски, очень трудно усваивать материал на русском языке. Мы выбрали удобное время, когда дети не совсем загружены. Занятия решили проводить один раз в неделю в библиотеке гимназии. О своих планах сообщили на методическом совете учителей начальных классов, который нас поддержал. И я приступила к реализации этой программы. В Программу включены интегрированные уроки и мероприятия, которые будут проводиться совместно с учителем по литературному чтению, а так же занятия по основам информационной культуры.

Второклассники - это дети, получившие определенную читательскую подготовку в первом классе. Они обучены грамоте: умеют сознательно, плавно читать небольшие тексты слогами и целыми словами, соблюдая паузы, отделяющее одно предложение от другого. У них есть опыт коллективной работы с детскими книгами. Дети получили минимальную подготовку к полноценному восприятию художественных произведений: узнают знакомые эпизоды, ситуации на иллюстрациях в детских книгах, умеют назвать героев, воспроизвести содержание эпизода или ситуации в опоре на иллюстрацию; включать в речь слова, фразы, отрывки из прослушанного произведения, изобразить сценку - диалог или живую картинку по содержанию детской книги, которая читалась или рассматривалась на занятии. В результате такой подготовку детей проявляется положительное отношение к книге: желание без пробуждения со стороны взрослых в свободное время брать ту или иную книгу в руки, рассматривать картинки, читать самостоятельно. Однако без наблюдения и помощи со стороны взрослых чтение у них в большинстве случаев непродуктивно.

В Программе по литературному чтению «Школа 2100» нет таких произведений как: «Честное слово» Л.Пантелеева, «Волшебное слово» В.Осеевой, «Цветик-семицветик» В.Катаева, рассказов Н.Носова и многих других произведений, на которых воспитанно не одно поколение. В своей работе я опиралась на такие произведения, которые оказывают воздействие на формирование эстетического вкуса, нравственного воспитания, патриотизма, любви к Родине, маме и, конечно, на произведения современных детских татарских писателей (В.Осеева, Л.Пантелеев, В.Воробьева, Б.Емельянова, Л.Толстого, С.Прокофьева, Ю.Драгунского, С. Махотина, А.Гиваргизова, С.Радзиевской, В.Катаева, Шарля Перро, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина, А.Мушинского, Разия Валеева…).

Программа рассчитана на одно занятие в неделю, или 30 часов в год. Занятия будут проводиться по пяти блокам:

  • Я и мои друзья.

  • И в шутку и всерьез.

  • Страницы истории (к 65 -летию ВОВ).

  • Любимые сказки.

  • Информационная культура.

Цель авторской программы:

  • Воспитание любви и устойчивого интереса к книге;

  • Приобщение детей к классической и развивающей литературе;

  • Формирование библиографической культуры юных читателей.

Достигнуть эту цель можно через совместную работу: библиотекарь- ученик-учитель-родители.

Задачи данного курса:


  1. Развитие умений работать с книгой, формировать свою точку зрения;
    Организация содержательного досуга юных читателей;

  2. освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, Формирование нравственных качеств личности;

  3. Развитие навыков самостоятельного поиска и выбора нужной информации, умений пользоваться справочно-библиографическим аппаратом;

  4. Развитие навыка чтения учащихся, совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;

  5. Развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.

Формы и методы работы могут варьироваться по желанию. Эта программа может использоваться не только в условиях данной библиотеки, но и в других детских и школьных библиотеках.

Программа объединит пытливых любознательных ребят младшего школьного возраста. Она является комплексным, поскольку включает в себя как чтение текстов литературных произведений и работу с ними, так и различные виды художественно-творческой деятельности. Это позволяет разнообразить занятия, в комплексе решать воспитательные и учебные задачи.

Формы работы, используемые в данной программе: совместное слушание, повторение, заучивание стихов и песен, разыгрывание по ролям, рисование, сочинения сказок, рассказов и стихотворений, игры и др. Такие формы работы дают ребёнку возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать всё это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получалось. Радоваться успехам.

Поскольку знакомство с книгой - это всегда приобщение к искусству слова, в ходе беседы - рассуждения необходимо обращаться и к иллюстрациям, называть художников-иллюстраторов. Необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и выразительно раскрыть детям её смысловое содержание.

Главная форма подачи материала в первый год работы - громкое чтение.

Громкое чтение - это традиционная библиотечная форма работы. Она помогает детям глубже понять и почувствовать литературный материал.

При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм, настроение стиха. Авторские четверостишия - хороший материал для совместных повторов и заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические - это внимание к сюжету, создание образов.

Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основы формирования нравственных представлений и убеждений личности. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.


  1. Учебно-тематический план программы.

    Наименование темы

    Кол-во часов


    1 год обучения


    1.

    Я и мои друзья.

    10

    2.

    И в шутку и всерьез.

    5

    3.

    Страницы истории

    4

    4.

    Любимые сказки.

    6

    5.

    Информационная культура.

    5


    Итого:

    30

  2. Содержание программы.

Авторская программа развивающего чтения «Для сердца и разума» для 2 класса. Автор и составитель: зав. библиотекой гимназии г. Нурлат Зайнутдинова Н.Ф.

№ занятия

Тема

Учебный материал

Творческие работы и чтение на занятиях и дома

Кол-во часов

1

Знакомство с библиотекой.(Занятие по информационной культуре)

Презентация «Знакомство с библиотекой». Беседа и экскурсия по библиотеке


1

1.Блок «Я и мои друзья»


2

Знакомство с произведениями А.Герасимовой и С.Махотина

Чтение рассказов А. Герасимовой «От вершин скользя к вершинам…», «Свет мой зеркальце скажи» и стихотворений С.Махотина.

Выучить стихотворение С.Махотина по советам рассказа А.Герасимовой

1

3.

«О воспитанности»

Понятия «Этикет», «вежливость». Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» и стихотворения А.Усачева «Собачий этикет»

Нарисовать «Воспитанную» и «невоспитанную» собачку и почитать самостоятельно книги предложенные библиотекарем

1

4.

Знакомство с творчеством Л.Пантелеева.

Презентация о жизни и творчестве Л.Пантелеева. Чтение рассказа «Честное слово» и «Трус» (в сокращении)

Пословицы и поговорки о чести. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Честное слово»

1

5.

Знакомство с современными детскими писателями Татарстана.

Презентация «Ахат Мушинский и Разиль Валеев»

Чтение рассказа А.Мушинского «Индюк» и стихотворения Р.Валеева «»Мастак», «С добрым утром», «Даут с петушком»

Шарады. Нарисовать кота и придумать о нем сказку.

1

6.

Мама и мы в произведениях русских писателей.

А.Барто «Разлука», Э.Успенский «Если был бы я девченкой», Рассказы Н.Павловой «Помощница» и В.Воробьевой «Мама».

Придумать стихотворение или рассказ о маме

1

7.

Знакомство с произведениями С.Махотина и В.Волкова

Рассказы С.Махотина «Вор» и В.Волкова «Мысль-змея». Презентация о писателях.

Написать рассказ из жизни о честности, правдивости , смелости.

1

8.

Знакомство с произведениями Ю.Драгунского и Л.Н.Толстого

Ю.Драгунский «Тайное становиться явным», Л.Толстой «Лгун»

Нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов

1

9.

Знакомство с произведениями Ю.Драгунского

«Шляпа гроссмейстера»,

«Что я люблю»

Нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов

1

10.

Знакомство с произведениями Ю.Драгунского

«На садовой большое движение»,

Написать отзыв на рассказ

1



Заключительное мероприятие по блоку «Я и мои друзья» (Оценка знаний) 1


И в шутку и всерьез


12.

Знакомство с книгами Н.Носова

Чтение и обсуждение рассказов «Мишкина каша» и «Фантазеры».

Стихотворения А.Барто «По дороге в класс», «Звонки».

Нарисовать иллюстрацию к рассказу Н.Носова. Читать стихотворение А.Барто «Звонки»

1

13.

А.Гиваргизов. Знакомство с писателем и чтение его стихотворений и рассказов.

Чтение стихотворений «После работы», «Сухопутный пират», «Непослушный ребенок» и рассказов «Новая карета» , «Педсовет».

Книжка-самоделка

1

14.

Путешествие в «сказочный город»: герои и книги Б.В.Заходера.

Чтение стихотворений Б.Заходера.Презентация: "Смотрите сами:

Вот есть, например,

Детский писатель

Борис Заходер".

Выучить по желанию одно из предложенных стихотворений

1

15.

Занятие -путешествие по книгам Н.Носова

Мероприятие с показом компьютерной презентации «Путешествие в Солнечный город». Знакомство с творчеством Н.Носова

Написать небольшой отзыв на тему: «Мне нравится рассказ Николая Носова!» Почему?

1

Заключительное мероприятие по блоку «И в шутку и всерьез» (Оценка знаний)

Страницы истории


16.

ВОВ Рассказы

А.Приставкина

Презентация фильма «Священная война». Чтение рассказа А.Приставкина «Фоторгафии»

Чтение книг о ВОВ

1

17.

Знакомство с рассказами Ю.Яковлева

Презентация «Ю.Яковлев»

Чтение рассказа «Белые журавлики».

Сделать журавлик

1

18.

ВОВ Знакомство с С.Радзиевской и

Стихотворениями М.Джалиля

Презентация «М.Джалиль». Стихотворения «Варворство»

Чтения 2 главы рассказа «Болотные робинзоны» С.Радзиевской.

Выучить отрывок из стихотворения М.Джалиля

1

19.

Рассказы о войне С. Радзиевской

Чтения 3-4 глав рассказа «Болотные робинзоны» С.Радзиевской.

Чтение книг о ВОВ

1

Заключительное мероприятие по блоку «Страницы истории» (Оценка знаний)

Любимые сказки


20.

Знакомство с творчеством В.П.Катаева

Презентация о жизни и творчестве В.П.Катаева. Чтение сказки «Цветик-семицветик».

Отгадывание ребусов. Нарисовать цветик -семицветик и загадать семь желаний.

1

21.

Знакомство с произведениями Л.Чарской

Чтение сказки «Живая перчатка». Стихотворения С.Черного. Презентация о Л.Чарской

Нарисовать рыцаря, и написать о нем рассказ.

1

22.

Знакомство со сказками Ш.Перро

Чтение сказки «Подарки феи» Презентация о жизни и творчестве Ш.Перро.

Подготовить кроссворд по сказкам Ш.Перро

1

23.

Волшебные сказки

Г.Х.Андерсена

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди» » Презентация о жизни и творчестве Г.Х.Андерсен. Викторина по сказкам.

Дочитать сказку «Дикие лебеди»

1

24.

Татарские народные сказки и пословицы. Презентация.

Чтение сказок «Три сестры» и «Портной , медведь и бесенок»

Нарисовать иллюстрации к одной из сказок

1

25.

А.С.Пушкин

Чтение сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»

Читать дома с родителями «Сказку о царе Салтане…»

1

26.

А.С.Пушкин «Что за прелесть эти сказки». Мероприятие с презентацией.

Мероприятие с презентацией.

Выучить по желанию отрывок из любой сказки А.С.Пушкина

1

Заключительное мероприятие по блоку «Любимые сказки» (Оценка знаний)


Информационная культура


27.

Путешествие по стране «Читалия».

Занятие с презентацией «Библиотека книжка, Я - вместе верные друзья»

Подготовить загадки, пословицы и поговорки о книгах

1

28.

Периодические издания для младших школьников.

Занятие с презентацией. Чтение рассказа из журнала «Детская роман-газета» Л.Акимовой «Друг».

Чтение детских

журналов

1

29.

Структура книги. Выбор книги в библиотеке

Презентация и беседа по теме.

Книжка - самоделка

1

30.

Знакомство с историей появления книг.

О том, как создавались книги.

Словарь незнакомых слов

1

Заключительное занятие по блоку «Информационная культура» (Оценка знаний)

Работа над Авторской программой начинается с «Посвящения в читатели», а Заключительное мероприятие: «Читаем всей семьей».


  1. Предварительные результаты.

Цель авторской программы:

  • Воспитание любви и устойчивого интереса к книге;

  • Приобщение детей к классической и развивающей литературе;

  • Формирование библиографической культуры юных читателей.

И, конечно же, при таких целях качественные характеристика не поддаются учету, их можно компенсировать посещением библиотек, содержанием выбора чтения, знаниями по «информационной культуре», формированием эстетического вкуса, развития памяти, ростом читательской активности, а так же решает задачи школьного чтения.

В программе разработан инструментарий для оценки полученных знаний. В конце каждого занятия вопросы по занятию. По окончании блока проводится мероприятие с использованием викторин, загадок, конкурсов … по пройденному материалу, что позволяет определить, что ребята узнали по каждому блоку.

5.Определение границ применения программы.

Определение границ применения программы раскрывается через «Модель реализации программы», которая через формирование учебно-методического обеспечения дает возможность реализации программы «Для сердца и разума» в условиях школьных и детских библиотек.

6.Возможность реализации программы.

Авторская программа «Для сердца и разума» может использоваться не только в условиях данной библиотеки, но и в других школьных и детских библиотеках. Формы и методы работы, блоки могут варьироваться по желанию. По этой программе можно продлять обучение, составляя учебно-методический план на второй, третий и т.д. год обучения.

Чтение - это всегда творчество, если нет творчества - нет и чтения. Широко распространенная в наше время нелюбовь к чтению - результат дефекта воображения, неспособного воссоздать слова в образе, что противоестественно, потому что природа не случайно сделала воображение самой сильной стороной детской психики как гаранта творческого развития . Авторская программа «Для сердца и разума» помогать развивать ребенка, как творческую личность, учит основам нравственного воспитания, растит патриота свой страны.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Библиотека в школе № 23-2008г. «Литературное краеведение в детской библиотеке».

  2. Библиотека в школе № 22-2008г. «Три года на пути из детства в юность».

  3. Библиотека в школе № 22-2008г. «Не читают. Кто виноват и что делать?»

  4. Библиотека в школе № 11-2008г. «Социальное проектирование в воспитании».

  5. Библиотека в школе № 11-2008г. «50 причин посещать библиотеку».

  6. Полная библиотека внеклассного чтения.

  7. Школьная библиотека 2-2009г. «Воспитание детей - спасение страны и нации».

  8. Чтение с увлечением. Составитель Задорожная Е.В.(Волгоград-2008)

  9. Мастер классы для школьных библиотекарей. Илдаркина Е.В. (Волгоград-2007)

  10. В гостях у детских писателей. Автор-составитель Егорова А.А. (Волгоград- 2008)





Приложения

Приложение 1. Правила участия в программе;

Приложение 2. Заявка на участие в проекте;

Приложение 3. Буклет юного читателя;

Приложение 4. Памятка для родителей;

Приложение 5. Анкета для родителей;

Приложение 6. Советы родителям по вопросам детского чтения;

Приложение 7. Занятия по блокам.









Авторская программа развивающего чтения «Для сердца и разума»

14


© 2010-2022