• Преподавателю
  • Другое
  • СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.


«Великая цель образования

это не знания, а действия».

(Герберт Спенсер)


Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании, когда каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. .

Данная статья посвящена вопросу: «Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников». «Великая цель образования - это не знания, а действия».

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Таким образом, в процессе обучения деятельностный подход - это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими

особенностями. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью учащихся использовать-полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Реализация технологии деятельностного метода в практике

преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений.

  2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности - предполагает формирование обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Итак, деятельностный подход в обучении с позиции школьника состоит в

осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки учебных действий, которые

определяются как способы решения учебных задач.

Преимущества деятельностного подхода:

У обучающихся в наибольшей степени:

  • развиваются навыки самостоятельной работы;

  • формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

  • возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

  • интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки.

Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся

отношений - от отношений в классе и до включения в общественно политическую жизнь взрослых.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии,

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.

Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:

  1. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

  2. какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;

  3. какие методы и средства обучения выбрать;

  4. как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

  5. как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов.

Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения...

Опыт практического применения в моей работе деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам, но и для своевременного развития многогранной личности, обладающей ключевыми компетенциями.

Я считаю, что применение деятельностного метода приносит свои плоды. Мои ученики активные участники и победители различных Международных, городских и школьных конкурсов. На уроках, дети не ждут готовых ответов, а сами стараются добыть их. Многие учителя, посетившие мои уроки, отметили высокую активность детей при работе, желание отвечать, умение работать в группах, заинтересованность в получении знаний.

Деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Деятельностный подход направлен на развитие личности, на формирование гражданской

идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. В процессе формирования образовательного пространства для младшего школьника при использовании деятельностного подхода необходимо четко себе представлять:

Чему мы будем учить?

Как будем учить?

Как следует выстраивать систему отношений с учеником во время оценивания?

Надо помнить, что доверие ребенка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не «поймать и наказать», становится условием успешности всей жизни учащегося в школе.

Применяя деятельностный подход на уроках и во внеурочной деятельности, я добилась значительных результатов в развитии своих учеников. Дети научились мыслить логически, не ждут готовых знаний, а добывают их сами; умеют работать в группах, парах, выслушивать позицию

других и отстаивать собственное мнение. Я уверена, что проведенная мною работа поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.






Список литературы.


  1. Виноградова Н. «Первый класс - это серьезно»// Начальная школа №14, 2008г.

  2. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. М.: Вентана - Граф, 2005

  3. Виноградова Н.Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех! Начальная школа.-N93-2005

  4. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. М: Центральное издательство, 2005

  5. Власова А. Утром - практика, вечером - теория // Российская газета. - 2006. - №286. - С. 11. Журова Л., Кузнецова М., Кочурова Е. «Учение - учебная деятельность?» // Начальная школа №14, 2008г.;

  6. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006 Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. - 2005. - С. 27- 33.

© 2010-2022