• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление Школьная библиотека-как информационный и воспитательный ресурс качественного образования

Выступление Школьная библиотека-как информационный и воспитательный ресурс качественного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(слайд 1) Школьная библиотека- как информационный и воспитательный ресурс качественного образования

Библиотека МБОУ традиционно выполняла функцию хранителя и носителя не только информации, но и исторических традиций, через неё осуществлялась преемственность накопленного культурного наследия жителей нашего города и района. Школьная библиотека последнее время была заложником рутинной работы, связанной с заказом и доставкой учебников, выдачей книг учащимся, педагогам.

Сегодня библиотека олицетворяет собой уже не только банк знаний, но и свободный доступ к информации, публикациям для дальнейшего повышения уровня знаний пользователей.

(слайд 2) Библиотека сегодня - системообразующее звено в образовательном и воспитательном процессе и рассматривается как информационный центр школы

(слайд 3) Миссия школьной библиотеки заключается в формировании универсальных и отраслевых фондов, всестороннем свободном, безопасном и качественном предоставлении услуг пользователям в соответствии с их образовательными потребностями.

(слайд 4) Цель школьной библиотеки - создание информационно - библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания, создания условий для готовности к непрерывному образованию, компетентного выбора соответствующей профессиональной деятельности.

(слайд 5) Основные функции библиотеки:

*Аккумулирующая. Библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.

*Сервисная. Библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно- информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

*Методическая. Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе, методической работе.

*Учебная. Библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различной категории пользователей: учащихся, педагогов, родителей.

*Воспитательная. Библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

*Социальная. Библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

*Просветительская. Библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

*Координирующая. Библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями школы, другими библиотеками для полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.

Библиотека - часть живого организма, которым является школа. И как любая часть живого организма она может успешно функционировать лишь при определенных условиях. Эти условия зависят от таких параметров, как финансирование, укомплектованность штата, объема фондов, технической оснащенности; важное значение имеет гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, педагогов.

(слайд 6) условия для эффективного функционирования библиотеки

Площадь библиотеки

Стеллажи двухсторонние

Шкафы книжные

Столы для работы учащихся

Стулья

Рабочий стол библиотекаря

Шкаф для картотеки

Стеллажи для оформления выставок

Компьютер

Принтер

DVD

(слайд 7) Уровень автоматизации библиотечных процессов

Наличие Антивируса Касперского,

7 Программ: Adobe Acrobat

Microsoft Excel и т.д.

Сегодня библиотека не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новых технологий, обновления методов управления деятельностью. (слайд 8) направления деятельности были определены следующим образом

Обновление нормативно-правовой деятельности библиотеки,

техническое оснащение,

автоматизация библиотечных процессов, использование новых информационных технологий, информатизация библиотечной деятельности,

формирование книжных фондов,

инновационная деятельность библиотеки,

методическая работа,

повышение квалификации,

(слайд 9) учебно-просветительская деятельность,

духовно-нравственное воспитание,

сотрудничество с культурными центрами, учреждениями дополнительного образования учащихся.

Перемены, которые происходят в библиотеке, происходят не на замене традиционной библиотеки, а на основе её сохранения и разностороннего развития. (слайд 10) На базе библиотек надо создавать информационные центры, сочетающий традиционные и инновационные формы деятельности. В последние годы в фонде библиотеки появилось много документов на электронных носителях. Медиатека стала одним из отдельно выделенных разделов фонда. В ней собирается и планируется собрать не только материалы, поступающие централизованно, но и электронные проекты, созданные педагогами и учащимися.

Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Всё чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным носителям. Но не умея работать с печатным источником информации, дети не могут оценить и правильно выбрать нужный материал. Этот навык вырабатывается у школьников только в процессе работы с книгой. И здесь на помощь могут прийти библиотечные уроки, где дети знакомятся с библиотекой, структурой книги, получают навыки работы со справочной литературой, учатся получать необходимую информацию из различных источников, учатся совмещать материал, найденный в электронном виде с материалом, взятом из книги.

В школьную жизнь прочно входят проектно-исследовательские методики. Проектированием занимаются дети на уроках, и во внеурочное время. Библиотека выступает как партнер проекта. Оказывает детям и педагогам помощь в подборе и обработке нужного материала, в поиске иллюстративного материала, в правильном оформлении проекта.

(слайд 11) Одной из основных задач школьной библиотеки помощь в организации учебного процесса.

  • обеспеченность учащихся учебниками и учебными

  • помощь педагогу в подборе методических и иллюстративных материалов.

  • Помощь в создании учебных презентаций которые можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

  • Проведение конкурсов, викторин

  • анализируя читательских формуляров

  • организация тематических книжных выставок

  • встречи с интересными людьми и т.п.

Вернуть интерес к чтению, удержать его, это дело не одного дня и не одного мероприятия. Но совместными усилиями педагогов, библиотекаря, учащихся и их родителей мы добьемся многого.

Библиотекарю теперь совсем не те требования, что были ещё 5 лет назад.

(слайд 12) Что должен уметь делать и как работать в настоящее время школьный библиотекарь, чтобы соответствовать новым требованиям?

(слайд 13 нет анимации) *Обучать педагогов и школьников практическим навыкам в области информационной грамотности

*выступать партнером для педагогов-предметников, работая в сотрудничестве по обучению школьников поиску;

*уметь оценивать и использовать разнообразные информационные ресурсы;

*выступать в качестве информационного специалиста, который выявляет, отбирает, оценивает и предлагает к использованию учителям разнообразные ресурсы;

*выступать консультантом по применению разнообразных ресурсов;

(слайд 14 нет анимации) *выступать менеджером программ, который определяет цели, задачи и методы библиотечного обслуживания и соответствующим образом организует работу информационно-библиотечного центра

*разделять ответственность с учителями за развитие у детей стремления к учебе, способности к пониманию информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и указанным с другими.

(слайд 15) Как сделать педагога своим союзником в этой деятельности?

*Работать в течение всего учебного года совместно - над совместными, заранее составленными и утвержденными на педсовете программами развития информационной грамотности и культуры школьников.

*Постоянно совершенствовать свои знания. Учить тому, чему учишься сам.

*Демонстрировать всегда свою необходимость.

*Это постоянное самообуч и самообразование, освоение новых технологий и не только интернет-технологий. А в школе главные действующие лица - дети-школьники. Вся деятельность библиотекаря - вокруг них, для них и с ними. Всё должно быть направлено на поддержку их стремления учиться, на взаимодействие с педагогами - предметниками в общем стремлении повышения качества этого обучения.

(слайд 16) Библиотека образовательного учреждения - это прежде всего библиотека для участников образовательного процесса.

(слайд 17) постепенное преобразование библиотек школ в информационно-библиотечные и воспитательные ресурсы качественного образования

Библиотека - жизненно важная часть школьной программы

(слайд 18) *Библиотекарь - педагог - участник учебного процесса

*Библиотекарь - активный член педагогического коллектива

*Библиотекарь обучает информационной грамотности школьников в процессе их самостоятельных учебных исследований;

*Библиотекарь повышает уровень чтения с помощью письменных отзывов, в том числе в Интернете;

*Библиотекарь - консультирует участников педагогического процесса по работе с компьютером, мобильными технологиями и электронными текстами

Есть хорошее высказывание у В.П. Астафьева «Далёк и сложен путь книжки к читателю, путь, чем-тот похожий на человеческую судьбу. Велика при этом, несомненно, роль библиотекаря, профессионального пропагандиста книги. Читателю порой трудно самому определить: хорошо, плохо ли то, что стоит на книжной полке. Наличие огромного ассортимента книг в библиотеке, пусть и мудрых, не освобождает библиотекаря от самостоятельных мыслей и поступков. Как и писатель, библиотекарь просто не имеет права быть личностью, остановившейся в своем развитии».

© 2010-2022