• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста в режимных моментах

Статья Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста в режимных моментах

Статья "Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста в режимных моментах" содержит актуальность рассматриваемой темы, краткое содержание работы педагога по вопросу формирования временных представлений дошкольников в режимных моментах и выводы по статье. Данный материял может быть интересен не только педагогам ДОУ но и учителям начальных классов.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Красилова Дарья Николаевна

г. Кушва, МКДОУ24 «Медвежонок»;

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Проблема развития представлений о времени у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени [2, с.3].

Временные представления у детей дошкольного возраста целесообразно развивать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Режимные моменты - это компоненты режима дня ДОУ, которые должны оставаться неизменными:

- утренний прием;

- приемы пищи;

- образовательная деятельность детей;

- самостоятельная деятельность детей;

- прогулки;

- дневной сон [1, с.4].

В процессе всего времени пребывания в детском саду, необходимо проводить следующую работу.

1. Обращать внимание на развитие чувства времени, делая распорядок дня детей более регламентированным.

2. Проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в восприятии временных отношений.

3. В режимных моментах делать акцент на часы, временные интервалы.

4. На прогулке, в свободной деятельности использовать методы развития временных представлений: игру, показ, иллюстрацию, беседу, сказочный сюжет.

Приведем некоторые методические рекомендации, направленные на закрепление временных представлений в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

При обучении детей младшего дошкольного возраста распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в детском саду рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток. Самостоятельно дети приобрести эти знания о частях суток не могут - это подтверждается результатами обследования представлений детей разных возрастных групп [2.C5].

При утреннем приеме детей, воспитателю стоит делать акцент на фразе «Доброе утро», а провожая вечером домой, пригласить «Приходи утром в детский сад» [2.C7].

Постоянные виды деятельности, также должны быть характерны в то или иное время суток, например:

  • утро - утренняя гимнастика, завтрак;

  • день - прогулка, обед, дневной сон;

  • вечер - полдник, уход домой;

  • ночь - ночной сон.

Различению частей суток также способствует наблюдение воспитателя с детьми в течение всего дня за типичными объективными показателями: восход, свет, закат, темнота.

Ознакомление с частями суток можно начать со свободной беседы о личном, конкретном опыте детей, например перед завтраком.

Воспитатель. Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» Что вы делаете утром? («одеваюсь», «убираю кровать», «иду умываться», «мама меня причесывает», «идем в сад»).

Воспитатель. Что вы делаете утром в детском саду? («играем». «зарядку делаем». «завтракаем») и т.п. [2.C11] .

Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений по характерной деятельности и некоторым объективным показателям определять части суток может осуществляется во второй половине дня в самостоятельной деятельности детей при помощи иллюстраций.

Для закрепления знаний детей можно использовать чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия, например:

Спать пора!

Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать...

(А. Барто)

В работе с детьми младших групп можно применять простые словесные игры («Назови пропущенное слово»), в которых активизируется их словарь за счет слов-названий частей суток. Воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем - …?». Дети называют пропущенное слово [2.c12].

В средней группе детского сада следует закрепить у детей название частей суток, углублять и расширять представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении, когда это бывает, дети опираются на содержание деятельности, максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе следует показать, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

С этой целью в самостоятельную познавательную деятельность детей следует добавить игры с картинкам с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Можно воспользоваться играми, рекомендованными Ф. Н. Блехер. Их полезно проводить на прогулке или вместо нее в дождливую погоду. Это игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Игра начинается такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.

После того как дети научаются определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточивается на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях следует организовать наблюдения за этими явлениями на прогулках.

В утренние часы, а также перед обедом, можно использовать строки из знакомых детям стихотворений, завершая их чтение вопросами: «Когда это бывает?», «Что наступило?» [2.C13].

В старшем дошкольном возрасте необходимо познакомить детей с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели проводятся те или иные занятия, что способствует формированию их психологической готовности к занятиям.

Важной частью режима дня является самостоятельная игровая деятельность, в процессе которой дошкольники взаимодействуют друг с другом в группе. В данный режимный момент воспитателю следует предложить детям настольные игры по развитию временных представлений.

В течение дня детям можно предлагать оценивать временные интервалы в разных видах деятельности (умывание, раздевание перед сном и одевании после сна, принятие пищи, приборка игрушек и т.д.) и учить детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), такие упражнения способствуют формированию умений измерять время, оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения [3].

Таким образом, для формирования осознанных и прочных временных представлений у детей дошкольного возраста, целесообразно закреплять знания и умения, формируемые в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах - на прогулке, во время утреннего приема детей, в самостоятельной деятельности и т.п.

Литература

  1. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80с.

  2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.

  3. Романова О.Ю. С.А. Режим дня в разных возрастных группах ДОУ// Старший воспитатель. - 2011. - №12 - с.16 - 24.


© 2010-2022