Урок на тему: Покровы тела. Строение и функции кожи

План-конспект урока на тему "Покровы тела. Строение и функции кожи." (8 класс) разработан с учётом требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА. Также в разработку входят приложения, необходимые для проведения урока. УМК: Базовый учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014   При разработке урока использована технология проблемного диалога - технология деятельностного типа. Тип урока: УРОК "ОТ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО учителя Ахметзянова Валентина Сергеевна

Место работы МАОУ СОШ №35

Предмет Биология

Класс 8 класс

Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи.

Базовый учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2014

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели:

  • Предметно-дидактическая: Познакомить учащихся со строением кожи и её функциями, с производными кожи; выработать навыки связи между строением и функциями кожи.

  • Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

  • Образовательная цель: расширить понятийную базу за счёт включение в неё новых элементов.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, индивидуальная, в парах

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные (субъект -субъектные отношения), интерактивные (диалог, выполнение интерактивных упражнений и заданий)

Методы организации: 1. Словесные: рассказ, беседа, работа с учебником

Наглядные: метод иллюстраций, метод демонстраций

Практические: упражнения

2. частично-поисковый, исследовательский

Методы контроля: самопроверка результативности (интерактивный метод)

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание эмоциональных ситуаций

ТЕХНОЛОГИЯ: проблемного диалога

ПРИЁМЫ деятельности учителя: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность(мотивация); создание проблемной ситуации; организация формулировки темы, целей урока учениками; организация поиска решения учебной проблемы; организовать применение новых знаний в форме тестирования; организовать рефлексию учебной деятельности учащимися.

Предметные результаты:

- формировать умение характеризовать кожу человека как орган

- - формировать умение объяснять, как связано строение и функции кожи

Личностные результаты:

- знание основ здорового образа жизни

-реализация установок здорового образа жизни

Метапредметные результаты:

- формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели (регулятивные УУД)

- формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в схему); (познавательные УУД, работа со схемой)

- формировать умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

- формировать умение анализировать, сравнивать (познавательные УУД, работа с литературой, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

- формировать умение обмениваться информацией с одноклассниками, излагать своё мнение (коммуникативные УУД)

- формировать умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД)

Задачи:

- обучающие (образовательные):

1. формирование представлений о строении кожи и функциями кожи, волос и ногтей.

2. Способствовать развитию навыков установления связи между строением и функциями кожи.

-развивающие: развить способность

  • принимать самостоятельные решения;

  • мыслить критически;

  • разрешать конфликты и смягчать разногласия;

  • самостоятельно получать информацию;

  • использовать новые идеи для достижения цели;

  • контролировать свои эмоции;

  • развивать уверенность в себе;

  • самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

  • принимать самостоятельные решения.

-воспитательные:

1. способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора

2. Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация, рейбуки для учащихся.

Структура и ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность



II.


II Создание проблемной ситуации

8 минут

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Протеворечивые факты

- организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.









III. Актуализация знаний Цель: организовать актуализацию знаний

IV «Поиск решения проблемы»(построение проекта выхода из затруднения) (15 минут)

Цель:

- организовать поиск решения учебной проблемы

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

















V Первичное закрепление

Цель: - зафиксировать новое содержание урока

VI.Применение нового знания (4 минуты)

Цели:

- организовать применение новых знаний;

- организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 минут)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию собственной учебной деятельности



















VIII. Домашнее задание

1 минута

Цель:

- организовать выполнение домашнего задания.

приветствует учеников.

«Ключом ко всей науке является вопросительный знак...» (О. Бальзак)

Как Вы думаете, что мы будем делать на уроке?

(задавать вопросы и отвечать на них)

Сегодня мы с вами познакомимся с органом человека, а какой это орган - угадайте! Даю подсказки.

  • Самый тяжелый орган человека;

  • Его называют «зеркалом» здоровья и болезни;

  • Постоянно отмирает и постоянно рождается вновь;

  • Формирует производные - ногти и волосы.

Правильно - это кожа. Как вы уже догадались мы будем говорить о коже.

А вы знаете, что если раскатать кожу как блин, то она покрыла бы площадь 2 квадратных метра. Кстати можно высчитать колько весит наружный покров человека. Для этого нужно массу тела разделить на 16. )) Давайте попробуем (опрашиваются несколько человек)

Я Вам расскажу одну историю:

В 1496 году в замке миланского герцога Лодовико Моро состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке - олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век.

Праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и утром его обнаружили мёртвым

Учителем сообщаются 2 факта.

1) Одной из версий гибели золотого мальчика была версия о недостатке воздуха, который не мог поступать через закупоренные поры.

2) Вторая версия гласила о том, что мальчик умер от переохлаждения.

Какое противоречие вы заметили? (Учитель фиксирует на доске)

Какой возникает вопрос? Учитель фиксирует возможные вопросы учеников. Подводит учеников к одному основному вопросу, на который будут искать ответ на уроке.

Например: от чего же всё таки умер золотой мальчик?

С чем связана гибель золотого мальчика?

Какие у Вас есть предположения, гипотезы? Учитель фиксирует гипотезы на доске: например:

  1. Смерть мальчика связана с закупоркой пор.)

  2. Смерть мальчика связана с переохлаждением)

  3. Есть какие то особенности (функции кожи) которые объясняют почему мальчик умер)

Раз мы заговорили о функциях кожи можем ли мы сейчаас точно ответить на эти вопросы и опровергнуть или доказать наши гипотезы?

Тогда какую цель мы ставим перед собой?

А чтобы узнать функции кожи, что ещё мы должны знать о коже?

Совершенно верно её строение.

Тогда какая ещё перед нами цель?

Учитель: как вы думаете какова тема нашего урока.

Учащиеся формулируют тему урока, запись темы в тетрадях.(Строение и функции кожи)

А что Вы знаете о коже?


Весь урок идёт работа в группах.

Учащимся раздаётся на каждую группу один рисунок и карточки с названиями элементов кожи и предлагается правильно расположить эти элементы на рисунке. При этом можно пользоваться учебником на стр. 252. Время 2 минуты.

Просит повесить свои работы на доске и включает слайд на котором изображён рисунок с правильными подписями.

Сколько слоёв кожи Вы определили? Какие это слои? (Прикрепляет на доску названия слоёв кожи)

Можем ли мы с Вами, зная теперь только строение кожи, ответить на поставленный нами вопрос в начале урока?

Всех ли целей мы достигли?

Конечно нам не хватает знаний о функциях.

Каждый слой выполняет определённую функцию.

Скажите пожалуйста, а важно ли Вам знать о Вашей коже? А для чего?

Ну конечно кто же не мечтает о красивой и здоровой коже?

А Вы уже задумывались о своих будущих профессиях? Ведь есть профессии, связанные непосредственно с кожей. Как вы думаете, что это за профессии? Косметолог, дерматолог, которые почти всё знают о нашей коже и о том, что нужно делать, чтобы она была красивая.

Я сейчас прошу Вас протереть руки влажными салфетками, которые находятся у Вас на партах.

А теперь проделаем самомассаж лица по массажным линиям. Кстати для того, чтобы Ваша кожа выглядела долгое время молодой, красивой и без морщин по этим же линиям нужно наносить крема, маски, лосьоны и т.д.

Включается слайд, на котором продемонстрированы массажные линии.

Как Вы думаете зачем я попросила Вас протереть руки перед тем как сделать массаж лица?

(на руках много микробов, которые таким образом попадают на лицо и глаза и могут вызвать заболевания глаз и кожи лица)

Для того, чтобы ответить на наш вопрос, поставленный в начале урока, нам нужно выяснить функции кожи.

У каждой группы на парте лежит утверждение. Ваше задание определить функцию кожи. Я Вам даю 2 минуты.

1 группа - Разнообразный цвет кожи человека определяется относительным содержанием в ней меланина - пигмента, от которого зависит цвет кожи, волос и глаз. Он выполняет также функции фильтра, уменьшающего опасное воздействие на кожу ультра-фиолетовых лучей. и таким образом Образование меланина в эпидермисе кожи увеличивается под действием солнечных лучей (при этом на коже человека появляется характерный загар).
(Защитная) эпидермис

2 группа - В коже заложены нервные окончания (рецепторы), воспринимающие температурные раздражения. Холод воспринимается быстрее, чем тепло. Однако и холод и тепло ощущаются неодинаково на разных частях тела. Наименее чувствительна к холоду и теплу кожа лица, наибольшей чувствительностью отличается кожа конечностей.

(Рецепторная или чувствительная) дерма

3 группа - Кожа выделяет углекислый газ и поглощает кислород, в результате чего происходит газообмен. Кожное дыхание составляет около 2 % всего газообмена организма.

(Дыхательная) эпидермис

4 группа - Кожа является органом терморегуляции: 80 % теплоотдачи происходит через кожу путем теплопроведения и испарения пота. Она регулирует обмен тепла между организмом и внешней средой. Раздражение рецепторов вызывает расширение или сужение сосудов; при сужении тепло задерживается в организме, при расширении происходит большая отдача тепла. В теплоотдаче значительную роль играют потовые железы. В среднем человек выделяет от 600 до 900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности кожи вызывает понижение температуры тела. Этим объясняется, почему мы краснеем в жару и бледнеем, когда холодно.

(Терморегуляторная или теплорегуляторая) дерма

5 группа - Кожа тесно связана со всеми органами и системами организма. Она выводит шлаки, участвует в водно-солевом, углеводном и белковом обмене. Под воздействием солнца в коже вырабатывается витамин Д.

(Обмен веществ, выделительная) эпидермис

6 группа - Кожа обладает бактерицидными свойствами. Она способна также вырабатывать защитные вещества против различных инфекционных заболеваний. Кожа вырабатывает пот(в среднем за сутки 600-900г). и кожное сало (в среднем за сутки 20г). Кожный жир, смазывая кожу, препятствует ее размоканию и образованию трещин и ссадин, а с потом выделяются вредные вещества.

(Защитная) (Секреторная) дерма

А какую функцию выполняет подкожно-жировая клетчатка?

А вы знаете, что благодаря подкожно-жировой клетчатке полные люди меньше мёрзнут, а ещё она смягчает удары при падении. - защитная

Показ видеоролика - производные кожи.

У каждого из Вас лежат листы, на которых

Вы можете зафиксировать изученную нами информацию в виде кластеров в своих результативных листах.

Предлагает работу с интерактивным тестом в паре.

Учитель договаривается с учениками за что мы ставим отметку «5», «4», «3».

«5» - 9,10 ответов

«4» - 7,8 ответов

«3» - менее 7 ответов

Учитель проводит тестовую проверочную работу.

Итак давайте сформулируем ВЫВОД

от чего же всё таки умер золотой мальчик?

Раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти «золотого мальчика» привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно открывшее дорогу опасному заболеванию

Какая гипотеза оказалась верной, а какая нет?

Какая у нас была тема?

Достигли ли мы целей урока?

Подумайте:

Какая фраза больше всего отражает вашу деятельность на уроке? Подойдите и встаньте под фразой (фразы приклеены в разных частях кабинета)

Познание начинается с удивления Аристотель

Как приятно знать, что ты что то узнал Мольер

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя Петроний

Ученье без размышления есть потеря времени Конфуций


Объявляет домашнее задание:

Текст учебника $ 39,

составить правила, которые позволяют сохранить кожу здоровой.

Дополнительно:сообщение: о чём может рассказать кожа опытному врачу; отпечатки пальцев.

Приветствуют учителя и друг друга

Отвечают на вопрос учителя


Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.


Отвечают на вопрос учителя





Учащиеся выдвигают свои предположения, выдвигают версии.

Ученики высказывают версии - гипотезы

Ответ учащихся: НЕТ

Нам не хватает знаний или мы не знаем тему

Учащиеся формулируют цель. Предположительно: Узнать о функциях кожи.

О её строении

Узнать о строении кожи.

Самостоятельно формулируют тему урока


Выполняют задание

Сравнивают и делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.


Выполняют просьбу учителя.

Выполняют самомассаж под руководством учителя.

ответы учащихся


Работают в группах, выполняют задание














Группа выбирает человека, который презентует результат

От каждой из групп выходит представитель и сообщает свой результат.

Каждая группа прикрепляет функцию под определённым слоем кожи.













Выполняют тест и оценивают свой результат.


Учащимися формулируется вывод по проблеме урока



Встают под фразой, которая характеризует их деятельность на уроке

Далее желающие озвучивают почему они выбрали эту фразу.


Записывают домашнее задание







Кластер на тему:

«Строение и функции кожи»

Снаружи - эпидермис,

средний слой - дерма,

внутренний слой-

гиподерма (подкожная

Кожа

Строе-

ние

Функ-

ции

КОЖА


Строение

Производные

Определение

Функции

жировая клетчатка)


Наружный покровный Волосы,

орган ногти, железы




Защитная Выделительная

Дыхательная Рецепторная

Теплорегуляционная Участие в обмене веществ

Запасающая





© 2010-2022