Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л. Л

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.ЛРазработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л Содержание и методика преподавания учебного курса "Православная культура" в пятом классе основной школы

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ в 5 классе по учебнику Шевченко Л.Л.

Тема: «Монастырь - центр христианской православной культуры. (Монашество)»

Учитель: Наумова Валентина Александровна

ГБОУ Школа №933 города Москвы

МОСКВА - 2015






Тема урока: Монастырь - центр христианской православной культуры.

(Монашество)

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Ознакомление и систематизация знаний по теме, дать представление о монастырях как центрах христианской православной культуры, о монашеском образе жизни, познакомиться с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением. Совершенствование, расширение знании по теме.

Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека;

Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания

Учебное пособие: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества

Задействованные педагогические технологии:

  • традиционная,

  • компьютерная технология,

  • технология межпредметных связей,

  • проблемные технологии

Межпредметные связи: история, литература, ИЗО

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • групповая

  • индивидуальная

Методы :

  • словесные,

  • наглядные,

  • практические

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия, ТСО, языковый материал писателей и поэтов, дополнительный материал

Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь:

объяснять основные понятия: Христианские добродетели: вера, надежда, любовь, Нестяжание, Целомудрие, Умеренность, Дар, Талант, Устав. Обет, Духовная красота.

Называть: имена монахов, внёсших большой вклад в развитие Православной культуры. Иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести, Христианской добродетели.

Ключевые понятия урока: монах, призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу, монашеское облачение, Христианская радость,

Христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Нестяжание. Целомудрие. Умеренность. Дар. Талант. Устав. Обет. Духовная красота.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

2.Выявление восприятия, мотивация. Работа над новым материалом.

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

2. Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников? (Арагорн? Том Сойер? Дети из «Хроник Нарнии»?)

Чтение текста стр. 63-65

Опережающее задание

Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения? Читая текст, проверьте свои гипотезы, пополните свои представления о теме урока.

Как человек становится монахом?

Послетекстовая работа

  1. Реализация опережающего задания.

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Знаете ли вы, что означает слово призвание?

- Какие призвания вы знаете?

Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на то, что христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение А.Н. Майкова. Растолкуйте непонятные слова (грады, тщета сует, Истина, Свет). Определите тему стихотворения. Можно сказать, что это стихотворение об особом, высоком призвании человека? Перечитайте, чтобы выявить его высокий пафос. Кто в стихотворении обозначен через местоимение «их» (грады), «им» светильники возжечь? Что и для кого могут сохранять монахи? (Свет Истины, то есть чистоту веры для людей, которые часто отступают от веры и даже предают ее).

ПУСТЫННИК

И ангел мне сказал: иди, оставь их грады,

В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады,

Тебе поверенный, до срока уберечь,

Дабы, когда тщету сует они познают,

Возжаждут Истины и Света пожелают,

Им было б чем свои светильники возжечь.

А.Н. Майков, 1883

1. Объясни значения слов инок и монах. Каковы этапы возрастания от послушника до монаха. Что здесь вам кажется самым трудным?

2. Что символизируют элементы монашеского облачения?

3. Как монахи оказались в городах?

4. Почему монахи так ценят послушание?

5. Прочитайте отрывок из стихотворения.

Ввели босого и в рубахе -

Пускай он ищет наг, один,

Простертый на полу, во прахе

Свой ангелоподобный чин.

Там, в прошлом, страстной воли скрежет;

Был нерадивый Иоанн,

Потом власы главы обрежут,

Обет священный будет дан.

И облекут в иное платье,

И отрешат от прежних мук.

Вставай же инок, брат Игнатий,

Твою главу венчал клобук.

Новоначального помилуй

И отгони полночный страх,

Ты, чьей недремлющею силой

Вооружается монах…

Мать Мария, 1930

Как названо в стихотворении монашеское служение (ангелоподобный чин) и почему? (Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога).

По первой строфе стихотворения скажите, как проходит чин пострига.

Почему нерадивый Иоанн стал теперь братом Игнатием? (Здесь дети могут вспомнить о перемене имени человека, избравшего монашеское служение).

У Кого просит защиты лирический герой стихотворения.

4. Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?

5. Как вы думаете, почему тип святости, к которому причисляют монахов, называется «преподобные»? (Следует показать репродукции икон преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского или других). Подобными Кому они стараются быть?

Монахи

- Людям естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Это ценно в любой религии мира, и православие - не исключение. Поэтому одна из удивительнейших страниц истории человечества - это появление монахов, или иноков.

«монос» (греч) - один

«ин» (древнеслав) - один

Монах - человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.

Сам монах считает, что он НЕ ОТКАЗАЛСЯ, а СОГЛАСИЛСЯ, согласился с зовом Бога, Который указал на его призвание.

- Как вы понимаете, что такое призвание? (ответы детей)

Призвание монаха - быть всегда только с Богом

Первые христианские монахи появились в конце III в. От Р.Х. Они определили главное правило монашеской жизни:

Трудись и молись

Святой Антоний Великий, первый христианский монах, жил вдали от людей и лишь иногда приходил в село или в город, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

Со временем люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир, любовь. Стали спрашивать их, как можно жить без злобы, подозрений, зависти. Горожане, князья стали зазывать монахов «Вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас Храмы и дома, вокруг них возведем стены, чтобы шум и городская суета не касались вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве, чтобы получать ваши духовные советы»

Так появились городские монастыри

Монастырь - община монахов

- Послушайте цитату из книги «Монастыри России»

«Монашество - широко распространилось в Русской Церкви вследствие того, что с самого начала … учение христианства нашло живой отклик в душах … русских людей. … Оно несло народу образование и культуру, очагами которой становились монастыри».

Долгие века именно монахи переписывали книги, почти все больницы создавали и обслуживали монахи, и даже школы часто создавались именно при монастырях.

- Как вы думаете, легко ли стать монахом? (ответы детей)

- Всегда ли родители исполняют ваши просьбы? Почему, как вы думаете? (ответы детей)

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, т.е. стать послушником.

Послушание

- Сможете объяснить смысл этого слова? (ответы детей)

Это значит, человек принимает серьезное и очень мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей».

Когда послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи и приносит

монашеские обеты , т.е. обещания

послушание

безбрачие

нестяжание (отсутствие личных вещей)

- А почему монахи не имеют личных вещей? Когда человек более свободен?

Затем происходит Постриг , который означает, что он сам, свободно отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается другая жизнь, поэтому при постриге монах получает новое имя.

Проверочные вопросы притче о талантах.

Что такое талант? Когда мы употребляем это слово по отношению к человеку, то имеем в виду его необычайные, яркие, заметные способности в каком-то деле. Такие разные таланты. Бывает талант к спорту, музыке, рисованию, языкам, сочинительству стихов или прозы. Вкусно готовить, красиво шить, виртуозно чинить сломанные предметы. Легко зарабатывать деньги, делать открытия в науке и технике, изобретать что-то новое. Располагать к себе людей, поднимать им настроение, вдохновлять и делать лучше их самих или условия жизни для них.

Мы привыкли понимать слово «талант» как нечто совершенно неосязаемое, дарованное природой или некими силами свыше. Наверное, даже найдётся немало людей, убеждённых, что они-то не обладают никакими талантами. Насколько это убеждение верно? Действительно ли такой дар даётся лишь избранным? Возможно, разобраться в этом поможет притча о талантах. Что значит «талант»? Вероятно, вы будете удивлены, но два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас. Талант (τάλαντον, «та́лантон») - в переводе с греческого «весы» или «груз». Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв. притча о талантах толкование Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире. Талант человека Со временем талантами стали измерять - и, соответственно, называть - не количество товара для продажи и не вырученные за него деньги, а особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом. притча о талантах О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом». Возможно, разобраться в себе поможет притча о талантах. Толкование её может быть осуществлено как с религиозных позиций, так и с точки зрения психологии. А вы уже выбираете тот подход, который больше нравится. Притча о талантах: мудрость из глубины веков Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, аллегорическую форму, побуждающую размышлять в поисках ответа. Так появились притчи. Многие из них были сложены столетия и тысячелетия назад, прошли через множество умов и пересказов, в конечном итоге сохранившись до наших дней. Некоторые истории имеют авторов, некоторые дошли до нас как часть священных текстов. Широко известны библейские притчи. С одной из них познакомимся поближе. Притча о талантах, смысл. Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Любопытно то, что существует не единственная притча о талантах. Евангелие от Луки, например, содержит несколько иной вариант этого рассказа. Кроме того, там вместо денежной единицы «талант» используется «мина», считавшаяся более мелкой монетой. Что касается главного персонажа, то эта версия притчи намекает не на Иисуса, а на древнего правителя Ирода Архелая. От этого вся история приобретает несколько иной смысл. Но мы остановимся на классической версии притчи и рассмотрим её смысл с двух аспектов: богословского и психологического. Раздача талантов По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты - таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому - два, а третьему - всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами. притча о талантах библия Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Распоряжение талантами Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое - их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро - теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант - тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его». притча о зарытом таланте Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал негодного прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу - тому, который пять талантов превратил в десять. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее. Вот такую историю рассказывает притча о талантах. Библия содержит множество коротких поучительных повествований, которые можно адаптировать к реалиям сегодняшнего дня. Богословское толкование Проповедники и теологи объясняют, что под «господином» в этой истории нужно понимать Господа Бога, Иисуса Христа. Под «дальней страной» подразумевается Царство Небесное, куда вознёсся Иисус, а возвращение господина есть иносказательное изображение Второго пришествия. Что касается «рабов», то это ученики Иисуса, а также все христиане, рабы Божьи. Именно к ним обращена притча о талантах, толкование которой с точки зрения богословия отражает важнейшие библейские истины. Итак, Господь возвращается с небес, и приходит время Страшного суда. Людям предстоит отвечать, как они воспользовались Божьими дарами. В притче под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности - словом, духовные и материальные блага. Именно об этом иносказательно повествует притча о талантах. Смысл её гораздо лучше проясняется при помощи толкований. притча о талантах евангелие Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. Это объясняется тем, что Господь знает слабые и сильные стороны любого человека. А также это делается для того, чтобы люди объединялись и помогали друг другу. В любом случае никто не остаётся без таланта - каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет - всё потеряет. Психологическое толкование Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зарывать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор. Что под этим подразумевается сейчас? Каков смысл данного выражения и самой притчи с точки зрения психологии? Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресурсы), а то, как он это использует. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они пропадут. А если человек зарывает свой талант, отказывается от попыток самореализации, тогда он чаще всего начинает перекладывать ответственность с себя на внешние обстоятельства или других людей, что и сделал «лукавый и ленивый» раб из притчи. И лишь тот, кто не ищет оправдания своему бездействию, заслуживает счастья. - fb.ru/article/165693/pritcha-o-talantah-dlya-detey-pritcha-o-talantah-tolkovanie

Вы хотели бы найти свое призвание?

Работа со словарём. (Словарная работа)

(слайд)

Проверочные вопросы по теме о христианских добродетелях.

Как бороться с грехом?

Через покаяние и приобщение к добродетели

Что такое добродетель?

Добродетель есть определенный святым и благим Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела.
Кратко можно сказать, что добродетель - это добро, вошедшее в привычку.

Какие самые главные добродетели есть для спасения человека?

Самые главные добродетели для спасения человека: Вера, Надежда и Любовь

Что такое вера?

Вера - уверенность в невидимом - как в видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем.

Что такое добродетель Веры?

Вера - основная христианская добродетель, заключающаяся в добровольном согласии человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины. «Вера» - понятие очень близкое к понятию «верность, преданность».

Вера в отношении к другим добродетелям

Вера есть основная христианская добродетель.

«Во главе святых добродетелей стоит вера - корень и суть всех святых добродетелей. Из нее вытекают все святые добродетели: молитва, любовь, покаяние, смирение, пост, кротость, милосердие и др.

Вера разделяется на

  • умозрительную (догматическую)

  • и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении Евангельских заповедей.

Эти виды веры взаимно дополняют друг друга в человеческом спасении.

Что такое надежда?

Надежда - это радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для человека.

Что такое добродетель Надежды?

Надежда - это уверенность в добром исходе наших жизней, укорененных в вере в Бога; это - упование, что праведность принесет свои плоды; это - убежденность, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и делает для нас то, чего нам одним никогда бы не совершить.

Что такое любовь?

Любовь - это отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо, то есть одна из высших ценностей.

Что такое добродетель Любви?

Любовь - основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:2-3).

Какие существуют признаки христианской любви?

Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7).
Кратко можно сказать, что христианская любовь деятельная и жертвенная.

Добродетели находятся во взаимной связи, как кольца одной цепи. Как в цепи, если взять одно кольцо, можно вытянуть всю цепь, так и вера, надежда, любовь влекут за собой одна другую. Человек, обретая любовь, находит и веру, и надежду. Если он теряет веру, тщетна надежда, угасает любовь. При равном достоинстве, первым звеном в цепи трех добродетелей является вера. С нее начинается трудный и одновременно радостный путь духовного совершенствования.

Страсти Христовы. Представление иконы. (учебник стр.69)



Иконы Страсти Христовы

Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л

икона Тайная вечеря

Икона о последнем ужине Иисуса Христа с 12 его учениками и апостолами.

Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л

икона Воскресение Христово

Икона, описывающая сошествие Христа в ад после распятия и освобождение душ праведников, Адама и Евы.

Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л

икона Распятие Иисуса Христа

Икона цикла страстей Христовых - распятии Иисуса Христа на горе Голгофе, что в Иерусалиме.

Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л

икона жен мироносиц

Икона, рассказывающая о женщинах. пришедших к Гробу Господню для ритуального помазания миром Его тела.

Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л

икона Распятие Христово

Икона, рассказывающая о последних часах земной жизни Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа.

"Страсти Христовы" на современном языке звучат как "страдания Христа". Иконы Страсти Христовы рассказывают о событиях, произошедших в последнюю неделю земной жизни Спасителя - от входа Господня в Иерусалим (об этом подробнее рассказывается в разделе "Иконы двунадесятых праздников") и до чудесного Воскресения Христова. События Страстей Христовых нашли своё отражение не только в иконописи и религиозной живописи, но и во всех других видах искусства, заставляя верующих снова и снова сопереживать тем страданиям, что испытал Спаситель перед концом своего земного пути.

Страсти Христовы

Согласно писаниям евангелистов, к Страстям Христовым относятся:

  • Вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос, верхом на ослёнке - символе Его мирных намерений (на Востоке въезд в город верхом на коне считался признаком агрессии, захватничества), въезжает в пределы города Иерусалима. Простой люд встречает Его как Царя Израильского, так как одно из библейских пророчеств предвещало появление будущего помазанника Божьего в Иерусалиме верхом на осле, и устилает дорогу Ему своими одеждами и пальмовыми листьями. В Иерусалимском храме Иисус изгоняет торговцев, торговавших скотом и исцеляет больных, пришедших к Нему.

  • Помазание Иисуса миром (Вечеря в Вифании). После поездки в Иерусалим, Иисус с учениками вернулся в Вифанию, родное селение воскрешённого Им Лазаря. Там, в одном из домов, уставшему Иисусу омыла ноги и голову драгоценным миром женщина, а после помазания вытерла ступни Его своими волосами. Символическое значение помазания миром Спасителя двояко: это и подготовка тела Иисуса Христа к будущему погребению и ритуальное помазание Мессии - "Царя царствующих и Господа господствующих".

  • Омовение ног. Непосредственно перед Тайной Вечерей, в Сионской горнице, Иисус, опоясавшись полотенцем, принёс воду и омыл ноги своим ученикам. На вопрос апостола Симона Петра: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги!?" Спаситель, окончив омовение ног своим ученикам, отвечал на это: "Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вам должно умывать ноги друг другу...Истинно, истинно говорю Вам - раб не больше господина своего, а посланник - не больше пославшего." Скрытый смысл омовения ног апостолов заключается в проповеди смирения, добровольного самоучинижения ради служения ближнему и любви к нему. В память об этом событии в православной церкви в Великий четверг принята традиция омовения ног архиереем 12 избранным священнослужителям.

  • Тайная Вечеря. Последняя встреча Иисуса Христа с Его учениками, прошедшая за трапезой в Сионской горнице. Во время Тайной Вечери Спаситель узнаёт имя будущего предателя из числа Его учеников - Иуду Искариота, и устанавливает обряд таинства Евхаристии - причащения своих последователей к Телу и Крови Христовым: "И когда они ели, Иисус, взяв хлеб и, благословив, преломил его и раздал ученикам Своим, говоря: "Примите, ядите, сие есть Тело Моё." Взяв затем чашу с вином, благодарив, отдал ученикам, сказав: "Пейте из неё всё, ибо это есть Кровь Моя Нового Завета, изливаемая за многих во оставление грехов их." " В таинстве Евхаристии причащение верующих к Телу и Крови Спасителя позволяет произойти прикосновению, единению человека и Бога в той мере и степени, которая возможна в нашем дольнем мире.

  • Моление о чаше. По окончании Тайной Вечери, Иисус Христос с апостолами и учениками двинулся к подножию Елеонской горы. Остановившись у ручья Кедрон, Иисус вместе с апостолами Симоном Петром и братьями Иаковом и Иоанном Зеведевыми, отправился молиться в Гефсиманский сад, находящийся неподалёку. Обратившись к апостолам словами: "Душа Моя скорбит смертельно, будьте здесь и пободрствуйте со Мною.", Спаситель отошёл молиться: "Отче Мой! Да минует меня чаша сия. Впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты, а не Я." Вернувшись к ученикам, Иисус Христос нашёл их спящими от печали. Разбудив Петра, Иисус попросил его: "Не мог бы ты пободрствовать один час? Молитесь и бодрствуйте, чтоб не впасть в искушение - дух бодр, плоть же немощна." Вернувшись обратно на место моления, Спаситель снова обратился к Отцу:"Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, пусть будет так, да будет воля Твоя". Обернувшись снова к Петру и сыновьям Зеведеевым, Иисус вновь застал их спящими. Собравшись с силами, Он в третий раз пошёл молиться, и повторил слова Свои: "Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, пусть будет так, да будет воля Твоя". Подойдя к спящим апостолам, Спаситель разбудил их словами: "Кончено, пришёл час: предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Вставайте, идёмте - вот, приблизился предающий Меня". В молении о чаше чётко прослеживается двойственность сущности Иисуса Христа: человеческое естество боится страданий и хочет избежать их, а Божественное готово принять боль как должное и предопределённое.

  • Поцелуй Иуды. Пока Иисус пребывал в молитве, к Гефсиманскому саду подошли множество вооружённых людей, посланных первосвященниками, среди которых был и один из учеников Его - Иуда Искариот. Чтобы не ошибиться при пленении Христа, Иуда условился указать воинам на Него своим поцелуем: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его". После поцелуя Иуды к Иисусу подступились вооружённые люди, решившие Его арестовать, но апостолы решили отбить Его у воинов первосвященника, и апостол Пётр в пылу отрубил ухо у Малха, раба первосвященника. Иисус поспешил утихомирить своих учеников, сказав Симону Петру: "Возврати меч свой в место его, ибо все взявшие меч, от меча же и погибнут; неужели мне не пить чаши, которую дал мне Мой Отец!?" Чудесным образом заживив ухо Малха, Спаситель уговорил воинов не трогать его учеников, молвив им: "Если Меня ищете, оставьте их. Пусть идут, да сбудется слово сказанное Им: Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого". Оставив апостолов в покое, воины связали Иисуса и повели Его к первосвященнику.

  • Отречение апостола Петра. Ещё во время Тайной Вечери Иисус сообщил Симону Петру о том, что тот трижды отречётся от Господа своего до дого, как пропоёт петух. Пётр, несмотря на предупреждение Спасителя, в отдалении шёл за пленённым Иисусом, которого вели в дом к первосвященнику. Первое отречение состоялось во дворе первосвященника Каиафы. Проходящая мимо Петра служанка, спросила его: "Не ты ли из учеников Этого Человека?" Пётр ответил : "Нет", и, чтобы не возбуждать лишних подозрений встал погреться рядом с костром, который развели слуги и рабы первосвященника. У костра апостола снова спросили: "И ты из них?", на что Пётр снова ответил отрицательно. Но акцент выдал Петра, и в третий раз его заподозрили в причастности к ученикам Иисуса: "Точно ты их них, ибо ты из Галилеи, и наречие твоё сходно!" Пётр и в третий раз отрёкся от Спасителя и тут пропел петух. Горько заплакал апостол Пётр, вспомнив о предсказании Иисуса, сказанном ему в Гефсиманском саду. Хоть позднее воскресший Иисус и простил апостола, всё же до конца своей земной жизни Пётр плакал и упрекал себя, едва заслышав пение петуха.

  • Суд Понтия Пилата. Дождавшись наступления утра, совет старейшин, первосвященников и книжников повёл Иисуса Христа на суд к римскому прокуратору Понтию Пилату, чтобы тот отправил Спасителя на смертную казнь. Синедрион обвинял Христа в том, что тот называл себя Царём Иудейским и запрещал платить налоги римлянам. Понтий Пилат спросил Иисуса: "Итак, Ты Царь?" Иисус отвечал: "Ты сам говоришь, что я Царь...Царство Моё не от мира сего". Побеседовав с Христом, Понтий Пилат вышел к народу, ожидавшего его вердикта и объявил им, что никакой вины Иисуса он не видит. Но собравшаяся толпа бесновалась и требовала немедленной казни Христа, крича: "Да будет распят!" Понтий Пилат вторично обратился к толпе: "Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что не вижу я в Нём никакой вины. Се - Человек!" Но народ не смилостивился и настаивал на распятии Царя Иудейского. В последний раз обратился к ним Понтий Пилат, желая сохранить жизнь Иисусу: "Есть же у вас обычай отпускать одного на Пасху, хотите, отпущу я вам Царя Иудейского?" Недовольные крики толпы были ему ответом, и Понтий Пилат вынес приговор о смертной казни Иисусу Христу через распятие, а сам умыл руки на глазах у всех, указав всем собравшимся, что он не виновен в смерти Спасителя.

  • Крестный путь. Сразу после оглашения приговора солдаты переодели Иисуса в шутовской наряд Царя: багряницу заместо царской мантии, терновый венец заместо короны и сухую палку в правую руку заместо царского скипетра. Переодетого Христа солдаты принялись избивать и оплёвывать, насмехаясь над Ним словами: "Радуйся, Царь Иудейский!" Вдоволь напотешавшись, с Христа сняли багряницу и одели Его в обычные одежды. Взвалив на Него крест, солдаты повели Его к месту казни - на Лобное место, Голгофу. Часть пути нести крест Иисусу помогал Симон Киринеянин, отец апостола от семидесяти Руфа и священномученика Александра. В пути к усталому Иисусу подошла Святая Вероника и предложила ему отереть пот с лица Его, и на платке том отпечатался лик Его. Это предание является одной из версий возникновения изображения "Спаса Нерукотворного".

  • Распятие. На Голгофе Иисуса распяли рядом с двумя разбойниками. На кресте Его была табличка, написанная Понтием Пилатом "Иисус Назорей, Царь Иудейский". По правую руку Иисуса был распят благоразумный разбойник, не смевший насмехаться над Христом и попросивший Спасителя помянуть его, как только Он окажется в Царствие Своём, а по левую руку - безумный разбойник, вторивший собравшимся рядом первосвященникам и книжникам словами: "Если ты Христос, спаси себя и нас!" Солдаты, распявшие Иисуса, решили разыграть его одежды между собой. К вечеру чёрные тучи закрыли собою всё небо, и Иисус, воскликнув:"Боже Мой, Боже мой, для чего ты Меня оставил!?", испустил дух. В это время стучилось страшное землетрясение, и многие уверовали в то, что Он действительно Сын Божий.

  • Снятие с креста.Вечером дня Распятия к Понтию Пилату вошёл Иосиф Аримафейский, тайный последователь Христа и богатый представитель синедриона, в голосовании о смертной казни Иисуса, впрочем, не участвовавший. Испросив у Пилата разрешения забрать тело Спасителя, Иосиф снял Его с креста и, завернув в большой кусок ткани, положил в гробницу, высеченную в скале. Сразу после снятия тела Его с креста последовало оплакивание Иисуса, в котором участвовали Пресвятая Богородица, Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Мария Магдалина и две дочери Святой Анны, матери Девы Марии - Мария Клеопова и Саломея. Этот сюжет известен в иконографии Иисуса Христа как "Не рыдай Мене Мати", так ответил Иисус убитой горем Деве Марии на её причитания: "Не рыдай Мене Мати, во гробе узрящи...воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшего Адама введу в Царство Небесное..."

  • Погребение Христа. Следом за оплакиванием последовало погребение тела Спасителя. Те, кто оплакивал Иисуса стали и участниками Его погребения. Тело Христа было обвито пеленами, пропитанными благовониями, которые принёс Никодим - тайный последователь Христа, знатный член Синедриона, и погребено в вырубленной в скале гробнице, находящейся в саду. принадлежащему Иосифу Арамейскому. К гробнице Иисуса была поставлена стража синедриона, а сам вход в неё был запечатан.

  • Воскресение Христово. На второй день после положения Тела Христова во гроб, в субботу, произошло Его Сошествие в ад. Разломав двери преисподней, Спаситель произнёс там евангельскую проповедь, и освободил души праведников и прародителей Адамы и Евы, перенеся их в рай. Так Христос своими жертвенными страданиями искупил первородный грех Адама и Евы. В воскресенье же к гробнице Спасителя подошли жёны - мироносицы и увидели Ангела Господня, сотворившего великое землетрясение и отодвинувшего камень от входа в пещеру, где должно было лежать Тело Господа. Ангел поспешил успокоить испуганных женщин, сообщив им радостную весть о Воскресении Христа и наказав им сообщить об этом апостолам. Первыми в гробнице побывали апостолы Пётр и Иоанн, причём Иоанн Богослов первым уверовал в Воскресение Христа, в то время как другие ученики Христа были просто безмерно удивлены исчезновением Тела Его. Вечером этого же дня Иисус явился уже девяти апостолам, без Фомы, и сказал им: "Мир вам! Как Отец Мой послал меня, так и Я посылаю вас. Кому простите грехи - тому простятся, на ком оставите - на том останутся." После этих слов дунул на своих апостолов воскресший Спаситель и преисполнились они Духа Святого. Через восемь дней Христос снова явился ученикам, среди которых уже был и не поверивший в Воскресение Христа апостол Фома, и помог тому уверовать, вложив пальцы неверующего в раны Свои. Через 40 дней после Воскресения Христова происходит Вознесение Господне и Иисус возносится на небо, подтвердив тем самым свою божественную природу. На пятидесятый день по Воскресению Христову в Сионской горнице на апостолов нисходит Святой Дух в обличье огненных языков, даровавший им способность проповедовать Евангелие на всех языках мира.

3.Повторение

Повторение и углубление понимания смысла понятий христианской этики. Из послания святого апостола Петра, вошедшего в акафист святому благоверному князю Александру Невскому: «Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель,в добродетели рассудительность, рассудительности воздержание, в воздержании терпение. В терпении благочестие.в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

4.Проблемная рубрика.

Что говорит о человеке православная культура?

Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. Религиозным человека можно назвать, если … - соблюдает правила, установленные в его религии; - называет себя верующим; - называет себя верующим; - знает основы религии. - знает основы религии. Религиозным человека можно назвать, если соблюдает правила, установленные в его религии; Что является самым важным показателем религиозного человека? - демонстрирование своего отношения к религии других людей; - демонстрирование своего отношения к религии других людей; - положение в церковном мире; - положение в церковном мире; - вера. - вера. Самым важным показателем религиозного человека является вера.

5.Поговорим по душам

Давайте поговорим о самом сложном в монашеском делании - о послушании. Почему именно в послушании Богу и старшим традиционно воспитывались дети? В чем послушание не для монаха, для обычного человека (послушание в семье, в школе, в обществе) полезно, а в каком случае оно может тормозить развитие человека?

6.Для размышления: (Самостоятельная работа)


  1. Старцу Амвросию Оптинскому часто задавали такой вопрос «Как жить?». Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Напиши, как ты понимаешь, это высказывание и можно ли им пользоваться в современной жизни.Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л

7.Подведение итогов

1.Что вы узнали на уроке нового?

2. Почему монахов святой жизни именуют Преподобными?


  • Уподобление Богу

  • Подражание Иисусу Христу

3.Кроссворд

По горизонтали

3. Место подвига для монаха.

4. Как называются обещания при пострижении в монашество.

5. Общество людей соединенных с Богом.

6. Как называется в монашестве трудовая деятельность.

7. Первый христианский монах.

По вертикали

1. Священнодействие, во время которого послушник принимает монашество.

2. Монах, прославленный Церковью в лики святых.

8.Домашнее задание:

К следующему уроку подготовь рассказ о волевой победе, о силе воли (можешь рассказать случай из своей жизни, из жизни своей семьи, из литературы, истории, кино).

Материал рассчитан на 2 урока.

Прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ


ПРИЛОЖЕНИЕ

Разработка урока по ОПК в 5 классепо учебнику Шевченко Л.Л

Начало формы


Конец формы

Начало формы


Конец формы



Конец формы

Начало формы

Конец формы





Православные монастыри в городе Москве


Действующие мужские монастыри в Москве:

1.

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь

Ул. Петровка, д. 28.
(м. Чеховская).

Основан в 1326 г. архим. Иоанном, а в 1377 г. отстроен св. кн. Димитрием Донским.

Наместник: игумен Исидор (Тупикин).

2.

Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Ул. Даниловский вал, д.22.
(м. Тульская).

Основан в 1282 г. блгв. кн. Даниилом Московским.

Наместник: архимандрит Алексий (Поликарпов).

3.

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Донская пл., д.1.
(м. Ленинский проспект).

Основан в 1591 г. блгв. царем Феодором Иоановичем.

Наместник: игумен Парамон (Голубка).

4.

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Никольская ул., д. 7-9.
(м. Площадь революции).

Основан в XV в.

Настоятель: игумен Петр (Афанасьев).

5.

Николо-Перервенский мужской монастырь (патриаршее подворье)

Шоссейная ул., д. 82.
(м. Печатники).

Основан в XV в., резеденция патр. Адриана.
При монастыре действует Перервинская духовная семинария

Настоятель: прот. Владимир Чувикин.

6.

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь

Московская обл., гор. Дзержинский, пл. Святителя Николая, д. 1.
(м. Люблино).

Основан в 1380 г. св. блгв. кн. Димитрием Донским.
При монастыре действует Николо-Угрешская духовная семинария

Наместник: игумен Варфоломей (Петров).

7.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Крестьянская пл., д.10.
(м. Пролетарская).

Основан в XIII в. блгв. кн. Даниилом Московским, на новом месте с 1490 г. при вел. кн. Иоанне III.

Наместник: Савва (Михеев) епископ Воскресенский, викарий Московский.

8.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Ул. Большая Лубянка, д.19.
(м. Сретенский бульвар).

Основан в 1397 г. при вел. кн. Василии Дмитровиче.
При монастыре действует Сретенская духовная семинария

Наместник: архимандрит Тихон (Шевкунов).


Действующие женские монастыри в Москве:

9.

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Ул. Рождественка, д. 20.
(м. Трубная).

Основан в 1386 г. игум. Марфой (кн. Марией супругой кн. Андрея Серпуховского).

Настоятельница: игумения Викторина (Перминова).

10.

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

2-й Зачатьевский переулок, д. 2.
(м. Кропоткинская).

Основан в 1360 г. свт. Алексием митр. Московским, возоб. в 1584 г. блгв. царем Феодором Иоановичем.

Настоятельница: игумения Иулиания (Каледа).

11.

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

Малый Ивановский пер., д. 2. (м. Китай-город)

Основан в XV в., а в 1533 г. отстроен царем Иоанном IV Грозным.

Настоятельница: игумения Афанасия (Грошева).

12.

Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия

Большая Ордынка, д. 34.
(м. Третьяковская).

Основана в 1908 г. прпмц. вел. кн. Елизаветой Феодоровной.

Начальница обители - Наталья Молибога.

13.

Новодевичий Смоленской иконы Богородицы женский монастырь

Новодевичий проезд, д. 1.
(м. Спортивная).

Основан в 1524 г. вел. кн. Василием III.

Настоятельница: игумения Маргарита (Феоктистова).

14.

Покровский ставропигиальный женский монастырь (бывший убожедомский)

Таганская улица, д. 58.
(м. Крестьянская застава).

Основан в 1635 г. царем Михаилом Феодоровичем как мужской монастырь, после разорения в XX веке открыт как женский монастырь.

Настоятельница: игумения Феофания (Мискина).


Действующие подворья мужских монастырей в Москве:

1.

Подворье Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимоновского монастыря

Гончарная ул., 4-6.
(м. "Таганская").

Храм вмч. Никиты на Швивой горке

Нстоятель: игумен Никон (Смирнов).

2.

Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря

2-я Тверская-Ямская ул., 52.
(м. Белоруская).

Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских

3.

Подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни

Новоясеневский проспект, д. 42.
(м. Новоясеневская).

Храм апп. Петра и Павла в Ясенево

Нстоятель: игумен Мелхиседек (Артюхин).

4.

Подворье Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря

Садовническая ул., 6.
(м. "Новокузнецкая").

Храм вмч. Георгия победоносца в Ендове

5.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

2-й Троицкий пер., 6а.
(м. Цветной Бульвар).

Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе


Действующие подворья женских монастырей в Москве:

6.

Подворье Пюхтицкого (Куремяэского) Успенского женского монастыря

Ул. Рождественская, д. 15/8.
(м. Трубная).

Храм Николая Чудотворца в Звонарях

7.

Подворье Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Проспект Мира, д. 22.
(м. Проспект Мира).

Храм в честь Всех Дивеевских святых


Бывшие монастыри, которые ныне действуют как приходские храмы в Москове:

1.

Андреевский мужской монастырь

(м. Ленинский проспект).

Основан в XIII в.
Настоятель: прот. Борис Даниленко.

2.

Спасо-Андроников мужской монастырь

(м. Римская).

Основан в XIV веке свт. Алексием митр. Московским († 1378) и прп. Андроником Московским, учеником прп. Сергия Радонежского.

3.

Богоявленский мужской монастырь на Никольской

(м. Площадь революции).

Основан в 1296 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским.
Настоятель: прот. Геннадий Нефедов.

4.

Никольский единоверческий мужской монастырь

(м. Преображенская площадь).

Учрежден в 1866 г. свт. Филаретом митр. Московским.
История монастыря
См. так же: Из истории единоверческих монастырей в России
Настоятель: прот. Леонид Кузьминов.

5.

Ново-Алексеевский женский монастырь (патриаршее подворье)

(м. Красносельская).

Основан в 1360 г. свт. Алексием митр. Московским, на нынешнее место переведен в 1837 г. при имп. Александре I.
Настоятель: прот. Артемий Владимиров.

6.

Ново-Симонов мужской монастырь

(м. Автозаводская).

7.

Старо-Симонов Рождественский мужской монастырь

(м. Автозаводская).

Основан в XIV веке, свт. Феодором Ростовским, племянником и учеником прп. Сергия Радонежского.



24


© 2010-2022