Разработка проекта по продвижению чтения Читающая семья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Чочунская средняя общеобразовательная школа им. И.М. Гоголева»



















ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ

"ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

Сроки реализации ЦКП: 2012-17 гг.

Руководитель проекта: Петрова А.С., заместитель директора по УМР МБОУ «Чочунская СОШ им. И. М. Гоголева» с. Сыдыбыл МР «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)

Автор проекта: Николаева Виктория Викторовна, педагог-библиотекарь МБОУ «Чочунская СОШ им. И. М. Гоголева» с. Сыдыбыл МР «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)











с. Сыдыбыл

1. Паспорт проекта

Полное название проекта

Целевой комплексный проект «Читающая семья» («Аа5ар дьиэ кэргэн»

Целевая группа

учащиеся и родители общеобразовательной школы

Основание для разработки проекта

Инициативная разработка в рамках реализации национальной программы поддержки чтения «Читающая семья»

Автор проекта

Николаева Виктория Викторовна

Руководитель проекта

Петрова Алена Спиридоновна

Научный консультант

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

- повышение качества школьного образования через повышение мотивации школьников младшего возраста к чтению

Задачи проекта:

  • создание информационно-педагогической поддержки семьи;

  • составление мониторинга уровня культуры семейного чтения;

  • организация сотрудничества "ученик-родитель-библиотекарь";

возрождение традиции семейных чтений и повышение культуры чтения в семье

Основные ресурсы и источники их финансирования

Основой для реализации Проекта являются информационные, материальные ресурсы школьной библиотек.

Ожидаемые результаты

Систематизированная работа по информационно-педагогической поддержке семьи;

Повышение уровня культуры семейного чтения;

Налаженный механизм сотрудничества "ученик-родитель-библиотекарь";

Установление традиции семейного чтения;

Период и этапы реализации проекта

1 этап - Подготовительно-моделирующий - 2012-13 уч. год

2 этап - Практически-экспериментальный 2013-16 уч. год

3 этап - Аналитико-обобщающий - 2016-17 уч. год

Предпосылки проекта

Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка

Необходимость укрепления взаимодействия в системе "семья- школа - библиотека"

Осознание профессиональной ответственности школьной библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей

Наличие необходимых ресурсов:

Информационный ресурс (постоянно обновляемы фонд библиотеки, релевантный репертуар периодических изданий)

Методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов)

Сводный список исполнителей

Заместитель директора по учебно-методической работе - руководитель программы, педагог-библиотекарь - автор программы, участники программы - школьный психолог, учителя, учащиеся, родители учащихся;



2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Общее состояние по заявляемой теме проекта

Современный кризис детского чтения - проблема, о которой говорят много. Сейчас для большинства детей чтение - тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение - родительская мука, неприятная необходимость. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как происходит изменение семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д.

В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Установлено, что интерес к чтению начинает формироваться в детстве - с дошкольного образования и чтения в семье.

Поэтому, без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: "Школа - это, прежде всего книга. Воспитание - прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения".

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

1.2. Обоснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения - это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления - вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения - это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Календарный план реализации проекта

Наименование работ и основные этапы его выполнения

Исполнители

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1 этап - Подготовительный (моделирующий) -

1

Проведение теоретического исследования "Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений" (библиотекарь, педагоги, родители).

психолог

2012-13 уч. год

Обзорный реферат

2

Изучение опыта работы коллег - библиотекарей по теме проекта.

библиотекарь

2012-13 уч. год

Картотека инновационных форм работы

4

Разработка проекта и презентация проекта на методических объединений учителей начальной школы.

библиотекарь

2013-уч.год

Рекомендация к внедрению

5

Разработка нормативно-правовую базу программы чтения "Я читатель".

библиотекарь

2013 уч.год

Утверждение программы на педагогическом совете

2-й этап - Практически-экспериментальный

1

Апробация и корректировка авторской программы чтения "Я читатель".

Библиотекарь, классные руководители

2014 уч.год

Рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам работы.

2

Марафон родительских собраний

Классные руководители, библиотекарь

2013-2016 уч. год

Формирование родительского актива

3

Акция родителей "Подарим библиотеке книжки"

Классные руководители,

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Пополнение фонда библиотеки

4

Торжественный старт программы при Посвящении в читатели.

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Привлечение новых читателей в библиотеку

Конкурс «Читающая семья»

Библиотекарь, классные руководители, род.комитет

2013-2016 уч. год

Стимулирование семейного чтения

5

Фестиваль чтения «Волшебный рюкзачок»

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Пропаганда лучших книг

6

Конкурсная программа "Лето с книгой"

Классные руководители,

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Стимулирование чтения летом, расширение кругозора детей

7

Награждение Лучших читающих семей

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Стимулирование семейного чтения

8

Закрепление в годовом плане ШБ системы работы по развитию чтения школьников

Зам. директора по УМР, библиотекарь

2016 уч.год

Годовой план работы

3-й этап - Аналитико-обобщающий.

Отчет по проекту на педагогическом совете

библиотекарь

2016-17 уч.год

Решение пед.совета

Информирование профессионального сообщества о проекте

библиотекарь

2016 уч.год

Статья в районную, республиканскую педагогическую газету, сайт школы

Информационные сообщения по проекту на заседаниях методических объединениях учителей начальных классов

Руководители МО,

библиотекарь

2017 уч.год

Обобщение опыта реализации программы "Я читатель".

библиотекарь

2017 уч.год

Статья в журнал

Работа ШБ по поддержке семейного чтения

Библиотекарь, род. комитет

2017 уч.год

Мастер-класс для ШБ

Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов

Зам. директора по УМР, библиотекарь

2017 уч.год

Анализ анкет, отзывы родителей

Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

Ответственный за информатизацию, библиотекарь

2016-2017 уч.год

Публикации на сайте школы

Подведение итогов реализации проекта

Зам. директора по УМР, библиотекарь

Отчет, обобщение опыта работы над проектом



© 2010-2022