- Преподавателю
- Другое
- Деловая игра для педагогов Знаем ли мы права ребенка?
Деловая игра для педагогов Знаем ли мы права ребенка?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куценко О.С. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Амвросиевская общеобразовательная школа-интернат I-III ступеней №4
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
КОНСПЕКТ
деловой игры для педагогов
«Знаем ли мы права детей?»
Подготовила и провела
руководитель МО:
Куценко О.С.
Амвросиевка 2016г.
Вступительное слово:
Конвенция по правам ребенка была принята 20 ноября 1989 г. Были ли до 1989 г.документы защищающие права ребенка? Конечно были и я перечислю их:
-Женевская декларация прав ребенка 1924 г
-Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959года,
и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах(в статьях 23 и 24)и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах( в статье 10)
-А также в уставах и соответствующих документах, специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
- Пекинские правила (Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Нации касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
-Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.
Вы обратили внимание, что их довольно много и написаны они в разное время. Почему?
Мир меняется, меняются и условия жизни, политические режимы. Появилось много горячих точек. Сегодня совершается большое количество преступлений над детьми с особой жестокостью. А также рост преступлений среди несовершеннолетних (преступность молодеет). Много природных катаклизмов, техногенных катастроф. Термин Конвенция означает международный договор, соглашение, устанавливает взаимные права и обязанности государств.
Конвенция о правах ребенка состоит из Преамбулы, трех частей,54 статей. Вспомним основные статьи. (Просмотр презентации).
А сейчас уважаемые педагоги, когда мы вспомнили права ребенка, я предлагаю вам деловую игру. Для этого вам необходимо разделиться на три команды по 4 человека.
Деловая игра: "Знаем ли мы права детей"?
Цель: Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
Правила игры: Работа в группах с Конвенцией прав ребенка. Можно совещаться, но не мешать работе других групп. За каждый быстро и правильно найденный ответ группа оценивается жюри по 5 бальной системе.
Название команд (за оригинальность)
1задание - «Разминка»
На экране картинки, о каких правах они рассказывают. (Команды отвечают по очереди, в случае неправильного ответа отвечает вторая команда или та, которая первой подняла руку). 1- право на отдых, право на воспитание в семье или на попечении тех, кто обеспечит наилучший уход, право на достаточное и качественное питание 2. - говрить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдение обрядов своей культуры, право на приемлемый уровень жизни, выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов. 3 - право на досуг, право на заботу со стороны взрослого, право на особую заботу и обучение.
2 задание - «Опровергни высказывание» Задание в конвертах каждая команда вытягивает для себя.
Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:
-
У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью
(В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав).
-
Ребенок должен жить в своей семье, не смотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам.
(В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок, также имеет право сохранить связь с обоими родителями, в случае разлучения с одним из них или с обоими).
-
Ребенок до совершеннолетия не имеет права покидать пределы страны. Выезд или въезд считается, нарушением закона т.к. связан с нарушением государственной безопасности и рассматривается оперативным образом.
(Согласно статье 10 Выезд или въезд воссоединения семьи рассматриваются гуманным и оперативным образом. Право ребенка и его родителей посещать любую страну включая свою собственную и возвращаться в свою страну. ( если только это не противоречит установленным законам и не связано с государственной безопасностью, нарушением общественного порядка, такие ограничения могут действовать в отношении права покидать страну).
3 задание - «Выберите правильный ответ»
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
а) А.П. Чехову
б) Ф.М. Достоевскому +
в) А.М. Горькому
2.В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.
3.В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +
4.ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте).
в) 19 лет
5.Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья.
6.Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18, родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь).
в) члены правительства.
7.На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оставшимися без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующее учреждение по уходу за детьми).
8.Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда).
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
4задание - «Почему вы нарушаете мои права»
Задания командам (тянут конверты) : разыграть ситуации и дать ответ ребенку на основе Конвенции.
Ситуация 1.
Мать: Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы,
^ Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме!), и является нарушением общественного порядка.)
Ситуация 2.
Ученик: Марья Иванна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся, А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13).
Ситуация 3.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
^ Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание, не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей).
5 задание - «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.
Сейчас вам необходимо на экране выбрать иллюстрацию к сказкам, где были нарушены следующие права сказочных героев.
Название сказки
Что произошло
Какое право нарушено
команда
Волк и семеро козлят
Волк, проникнув в домик козлят, съел их.
Право на жизнь.
1
Гуси-лебеди
Гуси-лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.
Право на жизнь в семье со своими родителями.
2
Морозко
Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.
Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.
3
Лиса и Журавль
Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.
Право на хорошее питание.
1
Заюшкина избушка
Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.
Право на неприкосновенность жилища.
2
Крошечка-Хаврошечка
Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.
Право на отдых и досуг.
3
Царевна-лягушка
Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.
Право на свою тайну.
1
По щучьему велению
Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.
Право свободно выражать своё мнение.
2
О царе Салтане
Царь Салтан приказал царицу и сына тайно бросить в бездну вод
Нарушены права, охраняющие материнство и детство
3
6 задание творческое, практическое - «Знаки»
Подготовить запрещающие или разрешающие знаки, которые можно повесить (отражающие защиту прав детей).
- в школе,
- дома,
в общественных местах.
Подведение итогов жюри.
У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью
Ребенок должен жить в своей семье, не смотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам.
Ребенок до совершеннолетия не имеет права покидать пределы страны. Выезд или въезд считается, нарушением закона т.к. связан с нарушением государственной безопасности и рассматривается оперативным образом.
Ситуация 1.
Мать: Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы,
^ Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ситуация 2.
Ученик: Марья Иванна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся, А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Ситуация 3.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
^ Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.