- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Теория вероятностей и математическая статистика
Рабочая программа Теория вероятностей и математическая статистика
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колошева О.И. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
БПОУ РК «Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж»
«Утверждаю»
Директор БПОУ РК «КГТЭК»
______________Сарангов А.П.
«____»________________2014г.
«Рассмотрено» «Согласовано»
Предметно-цикловая комиссия Зам директора по УР
«Профильных дисциплин» _________ Утаджиева К.В.
Протокол № 1 от 30.08.2014г
________ С.Н. Бембеева «___» _____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Теория вероятностей и математическая статистика
Преподаватель спецдисциплин: Колошева О.И.
Год реализации программы: 2014/2015 учебный год
Общее количество часов по плану: 102 часов
Квалификация: техник-программист
Кафедра: профильные дисциплины
Срок обучения: 3 года 10 мес. или (2 года 10 мес.)
Форма обучения: очная
Рабочая программа составлена на основании: на основе стандартов и примерных программ ФГОС третьего поколения
Элиста, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Организация-разработчик: БПОУ РК Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж
Разработчики:
Колошева Ользата Ивановна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2
-
Структура и содержание учебной дисциплины
5
-
условия реализации учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
11
Приложение
1 паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Теория вероятностей и математическая статистика
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО
09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ЕН.03 Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
- пользоваться расчётными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
- применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия комбинаторики;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- основные понятия теории графов
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» и овладению профессиональными компетенциями (ПК).
ПК1.1Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент;
ПК1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе спецификаций на уровне модуля;
ПК2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;
ПК3.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (починенных), за результат выполнения заданий;
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ОК10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
30
контрольные работы
4
тестирование
2
зачет
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
Подготовка к практическим работам.
Подготовка к зачету.
32
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Вероятности случайных событий
36
Тема 1.1.
Элементы комбинаторики
Содержание учебного материала
1
Основные формулы комбинаторики: размещения, перестановки, сочетания .
2
Практические занятия «Элементы комбинаторики»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практической работе «Элементы комбинаторики»
2
Тема 1.2
Вероятность случайного события
Содержание учебного материала
1
Понятие случайного события, классическая, геометрическая, статическая вероятности.
Вычисление вероятности событий с использованием формул комбинаторики
4
Практические занятия «Вероятность случайного события»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Вероятность случайного события»
2
Тема 1.3
Алгебра событий
Содержание учебного материала
1
Теоремы умножения и сложения вероятностей. Условная вероятность
2
Практические занятия «Определение вероятностей сложных событий»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Определение вероятностей сложных событий»
2
Тема 1.4
Полная вероятность и формулы Байеса
Содержание учебного материала
1
Формула полной вероятности и формула Байеса
2
Практические занятия «Полная вероятность и формула Байеса»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Полная вероятность и формула Байеса»
2
Тема 1.5
Повторение испытаний
Содержание учебного материала
1
Схема Бернулли. Локальная и интегральная теорема Муавра-Лапласа, формула Пуассона
4
Практические занятия «Повторение испытаний»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Повторение испытаний»
подготовка к тестированию «Вероятности случайных событий»
4
Раздел 2.
Случайная величина
38
Тема 2.1.
Распределение дискретной случайной величины
Содержание учебного материала
1
Закон распределения дискретной случайной величины. Три формы задания дискретной случайной величины. Распределения дискретной случайной величины биноминальное, Пуассона, геометрическое, гипергеометрическое
4
Практические занятия
«Распределение дискретной случайной величины»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Распределение дискретной случайной величины»
2
Тема 2.2.
Числовые характеристики дискретной случайной величины
Содержание учебного материала
1
Числовые характеристики дискретной случайной величины. Математическое ожидание, дисперсия и среднее квадратическое отклонение дискретной случайной величины. Их свойства.
4
Практические занятия
«Математическое ожидание дискретной случайной величины»
«Дисперсия дискретной случайной величины»
4
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Математическое ожидание дискретной случайной величины»
подготовка к практической работе «Дисперсия дискретной случайной величины»
4
Тема 2.3.
Непрерывная случайная величина
Содержание учебного материала
1
Функция и плотность распределения непрерывной случайной величины. Числовые характеристики непрерывной случайной величины: математическое ожидание, мода, медиана, дисперсия и среднее квадратическое отклонение.
4
Практические занятия
«Функция и плотность распределения непрерывной случайной величины»
«Характеристики непрерывной случайной величины»
4
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Функция и плотность распределения непрерывной случайной величины»
подготовка к практической работе «Характеристики непрерывной случайной величины»
4
Тема 2.4.
Законы распределения непрерывной случайной величины
Содержание учебного материала
1
Законы распределения непрерывной случайной величины: равномерное, нормальное и показательное распределение
2
Тема 2.5.
Закон больших чисел. Центральная предельная теорема
Содержание учебного материала
1
Неравенство и теорема Чебышева. Центральная предельная теорема Ляпунова.
Теорема Муавра-Лапласа
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к контрольной работе «Случайная величина»
2
Раздел 3
Элементы математической статистики и случайные процессы
28
Тема 3.1.
Выборочный метод математической статистики
Содержание учебного материала
1
Статическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения. Полигон и гистограмма
2
Практические занятия
«Построение полигона и гистограммы»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Построение полигона и гистограммы»
2
Тема 3.2.
Характеристики
выборки
Содержание учебного материала
1
Определение вероятности и частоты. Расчет сводных характеристик выборки.
Точечные и интервальные оценки параметров распределения.
2
Практические занятия
«Точечные и интервальные оценки параметров распределения»
«Метод произведений для вычисления выборочной средней и дисперсии»
4
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Точечные и интервальные оценки параметров распределения», «Метод произведений для вычисления выборочной средней и дисперсии»
4
Тема 3.3
Основные понятия теории статических гипотез
Содержание учебного материала
1
Проверка значимости гипотез. Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона
2
Практические занятия
«Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона»
2
Тема 3.4
Моделирование случайных величин
Содержание учебного материала
1
Разыгрывание дискретной и непрерывной случайных величин. Разыгрывание полной группы событий.
2
Практическая работа
«Моделирование случайных событий»
2
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе «Моделирование случайных событий»
подготовка к дифференцированному зачету
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
Всего:
102
3 условия реализации учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Элементы высшей математики»;
Оборудование учебного кабинета: тематические плакаты, методический уголок
Технические средства обучения:
- компьютер типа IBM PC;
- интерактивная доска;
- проектор
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2009.
-
Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. - М.: Высшая школа, 2004.
Дополнительные источники:
1. Белько И.В., Свирид Г.П. Теория вероятностей и математическая статистика. Примеры и задачи. - Минск: Новое знание 2007.
2. Зубков А.М. Севостьянов Б.А. и др. Сборник задач по теории вероятности. - СПб.: Лань, 2009.
3. Кочетков Е.С., Смерчинская С.О. Теория вероятностей в задачах и упражнениях. - М.: Форум, 2008.
4. Юсупов Р.А. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для студентов вузов - Астрахань: АГТУ, 2000.
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, контрольных работ, зачета.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
- пользоваться расчётными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
- применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия комбинаторики;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- основные понятия теории графов
оценка результатов практических работ
-
«Элементы комбинаторики»
-
«Вероятность случайного события»
-
«Определение вероятностей сложных событий»
-
«Полная вероятность и формула Байеса»
-
«Повторение испытаний»
-
«Моделирование случайных величин»
оценка результатов практических работ
-
«Распределение дискретной случайной величины»
-
«Математическое ожидание дискретной случайной величины»
-
«Дисперсия дискретной случайной величины»
-
«Функция и плотность распределения непрерывной случайной величины»
-
«Метод произведений для вычисления выборочной средней дисперсии»
-
«Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона»
оценка результатов практических работ
-
«Построение полигона и гистограмм»
-
«Точечные и интервальные оценки параметров распределения»
дифференцированный зачет «Теория вероятностей и математическая статистика»
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№ п/п
Название практической работы
1
«Элементы комбинаторики»
2
«Вероятность случайного события»
3
«Определение вероятностей сложных событий»
4
«Полная вероятность и формула Байеса»
5
«Повторение испытаний»
6
«Распределение дискретной случайной величин»
7
«Математическое ожидание дискретной случайной величины»
8
«Дисперсия дискретной случайной величины»
9
«Функция и плотность распределения непрерывной случайной величины»
10
«Характеристики непрерывной случайной величины»
11
«Построение полигона и гистограммы»
12
«Точечные и интервальные оценки параметров распределения»
13
«Метод произведений для вычисления выборочной средней и дисперсии»
14
«Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона»
15
«Моделирование случайных величин»