Активные методы обучения

Одним из направлений учебно-познавательной деятельности являются активные методы обучения, позволяющие усваивать и закреплять знания на практике, перерабатыать информацию, приобретать навыки и умения. Преимущества активных методов обучения заключаются в облегчении восприятия нового материала, в результате вовлеченности обучающихся в образовательный процесс.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район











Активные методы обучения



учитель начальных классов

высшей категории

Ничипорук Наталья Николаевна













ст. Брюховецкая

2012г.


Слайд 2 Человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.


Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос - почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывают скуку и раздражение у детей, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними - покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Активные методы обучения Слайд 3-4 Активные методы обучения

Одним из направлений учебно-познавательной деятельности являются активные методы обучения, позволяющие усваивать и закреплять знания на практике, перерабатывать информацию, приобретать навыки и умения.

Преимущества активных методов обучения заключаются в облегчении восприятия нового материала, в результате вовлеченности обучающихся в образовательный процесс.

Активные методы обучения

Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Слайд 5 -6 Активные и интерактивные методы

Активный метод (схема 2) - это метод, при котором преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия. Ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Учитель и обучаемые находятся на равных.

Интерактивный метод (схема 3) ориентирован взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску.

Слайд 7 эффективность АМО

Конечно, мало кого могут устроить 5-10% эффективности усвоения учебного материала, свойственные традиционным формам обучения - лекции и чтению учебника. Так же обидно использовать свое время, энергию и другие ресурсы всего на 5-10%. Активные методы обучения как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Активные методы обученияСлайд 8-9

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Считаю, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах.

Активные методы обученияЧто приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное - у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.

Слайд 10 Проектная деятельность

Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности детей. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение

Слайд 11

«Этапы выполнения проекта» (Что одному не под силу, легко коллективу.)

  1. Исследовательский этап

  2. Технологический этап

Деятельность учителя: предлагает, ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, проверяет, дополняет, контролирует, участвует в оценке проекта.

Деятельность учащихся: анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, рисуют, чертят, генерируют идеи, разрабатывают, определяют, контролируют, оформляют…

Слайд 12

  1. Заключительный этап

Методическая цель урока - это создание условий для проявления творческой активности учеников. Творческой деятельности нельзя научиться, наблюдая, как это делает сосед.

Формирование творческой активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проектная деятельность младших школьников.

Активные методы обученияСлайд 13

Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Слайд 14 Игровая деятельность

Такие формы проведения уроков, как урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, учебная игра не относятся к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Но когда ученик сам участвует в создании игры: изучает литературу, сравнивает, анализирует, активно участвует, напряженно думает, видит результат - пассивным участником-зрителем он уже никогда не будет.

Отсюда возникла цель: не просто создать собственную интеллектуальную образовательную игру, а игру - которую БУДУТ создавать САМОСТОЯТЕЛЬНО дети. Роль учителя меняется - ему отводится роль консультанта, дети - авторы. Отсюда постоянное желание играть - на уроке, на перемене, дома, с друзьями, одноклассниками. Для этого я используя программу «Миллионер 1.0.».

Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.

В настоящий момент "МИЛЛИОНЕР 1.0. (vneuroka.ru)" имеет следующие возможности:

настройка звукового оформления (*.mp3):

звук для вступления;

основной фон викторины;

звук для клика мышкой;

звук правильного ответа;

звук ответа с ошибкой;

настройка графического оформления (обои, *.jpg);

подгрузка собственных тестовых заданий или использование базы сайта (база заданий еженедельно пополняется).

Слайд 15 ЗАГРУЗКА ЗАДАНИЙ В ВИКТОРИНУ

1. Вам необходимо загрузить с сайта архив (в формате zip) с понравившимся заданием. Распакуйте архив в папку, а затем запустите приложение.

Слайд 16 2. При запуске приложения Вы попадаете на страницу настройки:

Активные методы обучения

3. Теперь разберём всё управление, представленное для пользователя.

Активные методы обучения

1)кнопка с обзором папок для поиска и загрузки распакованного задания (*.vne);

2)информация о текущем тексте (т.е. викторина, которая запустится) с указанием автора, названием викторины и датой создания;

3)кнопка "Запустить тест" с текущими настройками викторины;

4)кнопка "Скачать с сайта" позволяет перейти на страницу каталога заданий.

Активные методы обученияСлайд 17-18 Активные методы обучения

Слайд 19 КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО И БЕСПЛАТНО СОЗДАТЬ ЗАДАНИЕ К ВИКТОРИНЕ (ТЕСТУ)

Можно использовать PPT шаблон (PowerPoint) с готовым дизайном для занятий.

Дизайн можно использовать при создании презентаций на следующие темы:

интеллектуальная викторина,

игра-викторина,

Кто хочет стать миллионером,

интеллектуальные игры,

задания для эрудитов,

тренажёр для занятия,

интерактивный тест.

Слайд 20 1.Открываем редактор Microsoft Excel (или создаём таблицу в OpenOffice.Org)

В первом столбике (A) мы пишем сам вопрос.

Во втором столбике (B) - пишем правильный ответ на тест.

В третьем (C) - вариант неправильного ответа.

В четвёртом (D) - также вариант неправильного ответа.

В пятом (E), соответственно последний вариант ложного ответа.

Таким образом, все 30 строк (принимается лишь по 30 заданий) будут служить заданиями к тесту-викторине.

Во втором столбике (B) 34 строки - указываем тему викторины (теста).

Во втором столбике (B) 35 строки - указываем учебный предмет.

Во втором столбике (B) 36 строки - указываем класс, для которого предназначена викторина (тест)

Во втором столбике (B) 38 строки - имя, фамилия, отчество (можно в сокращениях).

Во втором столбике (B) 39 строки - указываем место своей работы (по желанию).

Во втором столбике (B) 41 строки - информация на источник информации (первоисточник).

Главное помнить о том, что варианты ответов не должны иметь слишком большую длину (в символах):

Вариант ответов должен быть не более 25 символов.

Вопросы тоже должны иметь не более 150 символов.

Как только Вы заполните свой Excel-файл - отправьте сообщение, менеджеры примут Ваш Excel-документ, бесплатно обработают и пришлют на Ваш Е-мэйл ссылку для скачивания заданий к викторине.

Слайд 21 Итог

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, когда дети могут, хотят и любят учиться.


Заключение

В педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ:

-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

-включать в учебные занятия проблемность, мотивацию, создавать ситуацию успеха;

-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: когда учащиеся отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное, объясняют и помогают друг другу;

- организовывать сотрудничество и коллективное взаимодействие;

- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).



© 2010-2022