- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Основы деловой культуры
Программа учебной дисциплины Основы деловой культуры
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Быкова Н.Л. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 100701.01 Продавец, контролер - кассир
Организация-разработчик: ГОУ НПО ЯО ПУ№33 п. Семибратово
Разработчик:
Быкова Н.Л. - преподаватель спецдисциплин
Эксперт по проведению технической экспертизы:
Смирнова Любовь Александровна - заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО ЯО Рыбинский педагогический колледж.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер - кассир.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки по профессиям:
Контролер - кассир,
Продавец продовольственных товаров,
Продавец непродовольственных товаров
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессиям: Продавец непродовольственных товаров, Продавец продовольственных товаров, Контролёр - кассир.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- применять правила делового этикета;
- поддерживать деловую репутацию;
- соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
- пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- налаживать контакты с партнёрами;
-организовывать рабочее место.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:- этику деловых отношений;
- основы деловой культуры в устной и письменной форме;
- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- основные правила этикета;
- основы психологии производственных отношений;
- основы управления и конфликтологии.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа
16
Итоговая аттестация
в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы деловой культуры»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы деловой культуры
Введение
1.Задачи и содержание предмета. Ознакомление с формами организации работы.
48
1
1
Тема 1.1. Этическая культура
Содержание учебного материала
2
1
Этика как наука о морали
Функции морали в обществе. Роль морали в формировании личности.
2
2 Понятие о профессиональной этике работников торговли.
Нормы и принципы профессиональной морали и профессионального поведения. Внешняя и внутренняя культура.
3 Этикет.
Понятие этикета, сферы действия этикета.
Практические занятия
1. Анализ производственных ситуаций, касающихся профессионального поведения продавца.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить кодекс чести работника торговли.
2. Подобрать материал для памяток: застольный этикет, этикет поведения в общественных местах, этикет дарения, служебный этикет.
2
Тема 1. 2. Имидж работника торговли
Содержание учебного материала
1
1
Имидж - способ управления впечатлением о себе.
Составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, умение общаться.
Имидж делового человека.
Имидж современного продавца.
2
Практические занятия
2
1. Имидж продавца и репутация торгового предприятия
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить перечень эстетических требований к внешнему виду продавца.
2
Тема 1.3. Культура речи
Содержание учебного материала
1
1
Культура речи и речевой этикет
Речевой этикет в деловом общении.
Элементы речевого этикета: формы общения, изложение просьб, выражения признательности, способы аргументации в деловых ситуациях и др. Основные требования к речи: тон, артикуляция, произношение, громкость, точность в подборке слов.
2
Практические занятия
4
3
3
2
2
2
1. Отработка навыков речевого этикета работника торговли
Самостоятельная работа обучающихся.
2
1.Подготовить сообщение «Речевой этикет работников сферы обслуживания»
2. Составить речевое обращение по изложению просьбы, предложения и т.д.
Тема 1.4. Культура телефонного разговора
Содержание учебного материала
2
1
Этикет в деловом диалоге по телефону.
Требования к содержанию деловых телефонных разговоров, основные элементы диалога.
Структура и стиль телефонограммы.
Требования к содержанию деловых разговоров по телефону
2
Практические занятия
1. Моделирование ситуаций делового общения по телефону.
2. Отработка навыков телефонного общения.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить алгоритм делового телефонного разговора.
2.Составить телефонограмму.
2
Тема 1. 5. Психология общения
Содержание учебного материала
1
1
Психология общения.
Понятие о психологии. Понятие о психике. Психические процессы, свойства, состояния. Психология личности.
Понятие о личности. Структура личности.
Индивидуально - психологические особенности личности. Понятие о темпераменте и характере.
Психологические основы общения. Психологический контакт.
Коммуникативные умения и навыки.
2
Практические занятия
2
1. Тренинг профессионального общения продавца
2. Отработка приемов продажи
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение «Самоконтроль и саморегуляция эмоциональных состояний».
2
Тема 1.6. Культура общения в сфере торговой деятельности
Содержание учебного материала
*
1
Понятие коммуникации
Средства вербального общения.
Средства невербального общения.
**
2
Этикет в деловом общении
Стили общения
Нормы отношений в коллективе.
3
Конфликты.
Что такое конфликт. Причины, источники, виды конфликтов, стратегия поведения в конфликте, способы преодоления и предотвращения конфликтов. Выходы из конфликтных ситуаций.
Практические занятия
*
1.Анализ конфликтных ситуаций, возникающих в работе продавца.
2. Отработка способов преодоления конфликтов.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подобрать примеры конфликтных ситуаций между продавцом и покупателем и предложить их решение.
2.Подобрать примеры конфликтов в литературных произведениях.
1
2
2
2
4
2
3
2
2
Тема 1.7. Эстетическая культура
Содержание учебного материала
2
1
Эстетика. Области эстетической деятельности человека.
2
Сферы эстетической культуры: архитектура,исскуство, дизайн и др.
Эстетическое воспитание. Эстетические чувства. Эстетический вкус.
2
2
Практические занятия
1. Экскурсия в музей (театр, кинотеатр и др.) с последующим обсуждением.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1.Нарисовать рабочее место продавца. Составить перечень эстетических требований к рабочему месту продавца.
2. Дать характеристику товару как предмету эстетики.
3. Подготовить сообщения на тему «Современная архитектура», «Современное исскуство», «Дизайн» (одно по выбору).
2
Тема 1.8. Интерьер рабочего помещения
Содержание учебного материала
1
1
Интерьер рабочего помещения.
Освещение, цвет, мебель, оборудование, декоративные элементы и др.
Правила содержания помещений и рабочих мест.
2
Практические занятия
1.Экскурсия на торговое предприятие с последующим анализом соблюдения эстетических требований, предъявляемых к предприятию торговли.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ экскурсии, заполнение сравнительной таблицы
1
2
2
1
1
2
Дифференцированный зачет
1
Всего:
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета:
1) Посадочные места по количеству обучающихся (передвижные столы и стулья, возможность расставить их «в круг»).
2)Комплект учебно - методической документации.
3) оборудованное рабочее место преподавателя,
3) расходные материалы (бланки установленного образца, бумага, ручки, клей и иные материалы);
Технические средства обучения:
1) Мультимедийное оборудование (компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор)
2) Фотокамера
3) Видеокамера
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Шеламова Г.М.. Деловая культура и психология общения; учебник. - М.: Академия, 2009.
-
Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие. - М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
-
Измайлова М.А. Психология и этика торговли: учебное пособие. - М.: Академия, 2009.
-
Усов В.В. .Деловой этикет: учебное пособие - М.: Академия, 2010.
-
Баева О.А.. Ораторское искусство и деловое общение. - М.: Академия, 2007.
-
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». - СПб.,2007.
-
Грэй Д. Марс и Венера на работе. Как повысить качество общения и достичь успехов в работе. - Киев, 2003.
-
Мальханова И.А. Деловое общение. - М.: Педагогика, 2004.
-
Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж -М: 2003.
-
Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. - М.: Инфра-М, 2002.
-
Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. - М.: 2000.
-
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности - СПб: 2001.
-
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура- М.: 2001.
-
Шипилов, А.И. Искусство конструктивно завершать конфликты [Текст] / А.И. Шипилов // Кадры предприятия. - М., 2002. - С. 65 - 73.
Интернет ресурсы
1. mindspace.ru/
2. posmotritut.ru/kak-uverenno-vesti-delovye-peregovory-po-telefonu/
3.info/tatcenter.ru/article/
4.koryazhma.ru/articles/work.asp
5.delovoi-etiket.info/
6.torgresh.ru/intresting/osobennosti-vosniknoveniya-I-rasvitiya-konfliktov-na-torgovom-predpriyatii
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с элементами тренинга, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять правила делового этикета;
- поддерживать деловую репутацию;
- соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
- пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- налаживать контакты с партнёрами;
-организовывать рабочее место.
-практическая работа;
-тренинг
-выполнения самостоятельной работы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этику деловых отношений;
- основы деловой культуры в устной и письменной форме;
- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- основные правила этикета;
- основы психологии производственных отношений;
- основы управления и конфликтологии.
- тестирование;
-устный опрос;
-выполнение практической работы;
-ситуационный анализ;
-тренинг;
-самопрезентация;
-выполнение самостоятельной работы;