Статья СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

       Статья СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.     Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в современном Казахстане детерминирует необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Петренко Елена Александровна

СШ№115, г. Костанай, Казахстан

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в современном Казахстане детерминирует необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач. Главное в инновационном преобразовании школы - создание такой социокультурной, предметно-образовательной среды, где бы в комплексе решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.

С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система имеет следующую структуру:

1. Цели - совокупность идей, для реализации которых она создается.

2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию.

3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий.

4. Отношения, рождающиеся в деятельности и общении.

5. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Главная цель воспитания - это модель личности выпускника, которая рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания. Школа должна стремиться выпускать из своих стен выпускника, который соответствовал бы параметрам модели личности. Современная школьная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.

Классификационная характеристика:

1. Уровень и характер применения.

Метатехнология - как государственная образовательная политика; отраслевая - как технология управления образовательной системой; модульно- локальная технология обучения и воспитания;

2. Философская основа - амбивалентная, многокультурная;

3. Методологический подход - демократический, социокультурный, деятельностный;

4. Ведущие факторы развития - психогенные;

5. Научная концепция освоения опыта - Интериоризаторская, развивающая

6. Ориентация на личностные сферы и структуры:

1)СЭН - сфера эстетико - нравственных качеств,

2)СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

7. Характер содержания и структуры - светский, гуманитарный, валеологический, экологический, гибкий, проникающий.

8. Вид социально- педагогической деятельности - социализации, поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая;

9. Тип управления социально- воспитательным процессом - программного, самоуправления, самовоспитания, создание компьютерного управления;

10. Преобладающие методы - творческие, диалогические (интерактивные), деятельные, саморазвития, мультимедиа;

11. Организационные формы - альтернативные: открытые, клубные, интегративные;

12. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:

Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельный, личностно-ориентированный, арт - технологии.

13. Направление модернизации воспитательной системы.

Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление социовоспитательных функций, самовоспитания.

14. Категория объектов:

Все категории с дифференциацией по уровню, по интересам.

Целевые ориентации.

1 уровень - цели государственной образовательной политики, которые определены Законом РК « Об образовании»

- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности ( патриота Каазхстана, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом);

- формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационно - образовательное пространство);

- разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

2 уровень - региональные социально- воспитательные цели, ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей: главная- создание единого сельского воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия:

3 уровень - цели развития школы, касающиеся средств и способов воспитания, создающие комплексную программу развития:

- Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм.

- Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

- Развитие какой- либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса.

- Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам.

- Включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих проектов).

- Организация культурно - досуговой деятельности школьников

4 уровень - цели как планируемые результаты развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы.

На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентного подхода:

  1. Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.

  2. Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.

  3. Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.

  4. Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист.

Цели и задачи воспитательной деятельности.

ЦЕЛЬ: в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.

ЗАДАЧИ:

- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

- приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;

- воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;

- формирование у детей культуры межличностных отношений;

- развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской

беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;

- укрепление взаимодействия с семьями учащихся;

- поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Основные направления воспитательной деятельности:

1. ЗДОРОВЬЕ - организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.

2. СЕМЬЯ - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.

3. ИНТЕЛЛЕКТ - формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.

4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ - формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

5. ОТЕЧЕСТВО - гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.

6. ПРИРОДА - организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности.

7. ТРУД - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

Главная задача педагогического коллектива - создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя - защита ребенка.

Модель личности выпускника

1. Нравственный потенциал:

- Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.

- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, работе с младшими школьниками.

2. Образовательный потенциал:

- Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.

3. Коммуникативный потенциал:

- Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.

4. Культурный потенциал:

- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

5. Физический потенциал:

Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников.

Социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.

Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой;

1. Использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, трудолюбия, готовности к осознанному выбору профессии, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения в творческой деятельности,организационной культуры, активной жизненной позиции, опыта руководства социальными группами, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

2.Создание программ социально-психологической помощи обучающимся и семьям субъектами воспитательного взаимодействия:

-организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ и ВИЧ/СПИД,

-по профилактике безнадзорности и правонарушений.

3. Создание программы «Культура здоровья», внедрение в ОП новых здоровье - сберегающих технологий.

Результат: выпускник школы с высоким уровнем воспитанности; с ярко выраженными качествами гражданина - патриота, профессионала-работника, семьянина- родителя; обладающий знаниями в области своего здоровьясбережения.

Список использованной литературы:

1. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006. С. 94.

2. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 38.

3. Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003. С. 10.

4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.

5. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57.

6. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004. С.48.





Заявка

  1. Искаков Жанторе Мухтарович

  2. Средняя школа №115 города Костаная, Казахстан

  3. Казахстан, г. Костанай, ул. Дзержинского - 5, т. 53-74-78, [email protected]

  4. Инновационные подходы к решению воспитательных задач в системе высшего образования

  5. Структура, цели и задачи воспитательной работы.

  6. Нет

  7. Копия (имеется)

  8. -

  9. -

  10. 1 - нет

    1. - нет

    2. -нет











© 2010-2022