Доклад на тему Электронный УМК

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКДоклад на тему Электронный УМКМаксимова Н.Н.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды техникума

  1. В настоящее время профессиональное образование переходит на новые образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе. В соответствии с этими стандартами произойдёт перераспределение учебной нагрузки: учеличится доля самостоятельной работы студентов. С целью качественной организации самостоятельной работы студентов учебным заведениям наряду с традиционными средствами обучения необходимо разрабатывать и применять современные информационно-коммуникационные технологии.

Традиционный УМК в рамках конкретной дисциплины включает в себя: рабочую программу, конспект лекций, сборник задач, методические указания к различным видам работ, экзаменационные билеты…и т д. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы обучающихся как неотъемлемой части учебного процесса.

Под электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК) мы будем понимать совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединённых посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины.

Данное определение требует некоторых пояснений. Идея структуризации изначально заложена в любой дидактический инструментарий. Структуризация материала, в которую мы вкладываем такие понятия как системность, поэтапность, доступность, должна отвечать за реализацию в ЭУМК основных дидактических принципов.

Ещё одним ключевым понятием в определении ЭУМК является - наличие компьютерной среды обучения как совокупности материально-технических, организационных и информационно-методических условий. Необходимо, чтобы ЭУМК обеспечивал непрерывность и полноту дидактического цикла обучения, обладал функциями управления учебно-познавательной деятельностью студента.

И последний момент, который требует пояснения в определении ЭУМК оптимизация достижения учебных целей. Эффект разработки ЭУМК будет положительным только тогда, когда уровень учебных достижений будет не меньшим, чем в случае использования других средств обучения.

Принципиальные отличия ЭУМК от традиционных «Бумажных»:

  • интерактивность: способность ЭУМК реагировать на запросы студентов, создавая возможность диалога с обучающей системой;

  • актуализация: возможность своевременного обновления учебно-методического материала;

  • интеграция: возможность включения в состав ЭУМК ссылок на другие электронные источники информации;

  • адаптация: возможность ЭУМК «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности студента за счёт предоставления различных траекторий изучения предметного материала, различных уровней сложности контролирующих заданий;

  • визуализация: возможность использования цветового оформления материала, включения в ЭУМК анимации, видео и аудио фрагментов.

    1. Структура ЭУМК

Исходя из сущности ЭУМК как учебного средства, обеспечивающего полный дидактический цикл обучения в рамках конкретной дисциплины, можно выделить следующую структуру ЭУМК. (автор Т.Н. Шалкина, Оренбургский государственный университет). ЭУМК может включать в себя следующие блоки, каждый из которых выполняет определённые задачи:

- входной блок: подготовка студента к изучению дисциплины;

-обучающий блок: обеспечение условий для изучения дисциплины

(чёткая структуризация предметного материала по модулям, определены порядок изучения модулей, их взаимосвязь, наличие рекомендаций по изучению дисциплины, наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, итд).

-блок самоконтроля: развитие самостоятельности студента на основе средств самоконтроля и самокорректировки (наличие пояснений, подсказок, ссылок при неправильном выполнении промежуточных тесов, наличие правильных ответов).

-исследовательский блок: развитие научно-исследовательских умений студентов (перечень литературы, вопросы и темы для самостоятельного изхучения)

-итоговый блок: оценка результатов обучения (при наличие в программе дисциплины курсовой работы или лабораторных работ - методики расчёта, образцы выполнения и оформления соответствующих работ, перечень вопросов к зачёту (экзамену, ссылки на литературные источники, которые могут быть использованы при подготовке того или иного вопроса).

Основные характеристики компонентов ЭУМК: таблица 1.1 (приложение1).

1.3. Этапы создания ЭУМК

1.3.1. Общая структура

В общем виде процесс создания ЭУМК можно представить следующим образом (См. слайд).

Рассмотрим каждый этап подробнее.

1.3.2. Определение целей.

Разработку ЭУМК следует начинать с составления модели специалиста и анализа ФГОС, чтобы ответить на вопрос «Какими именно компетенциями должен овладеть будущий специалист?» Новый ФГОС чётко формулирует общепрофессиональные и профессиональные компетенции специалиста. Задача учебного заведения дополнить эти требования, учитывая мнения работодателей. Также на этапе целеполагания следует уделить внимание вопросам модернизации традиционной методики обучения на базе использования современных информационных технологий. Выделив круг целей, на достижение которых будет ориентирован ЭУМК.

1.3.3. Педагогический сценарий - даёт представление о содержании и структуре учебного материала, педагогических и информационных технологиях, используемых для проектирования учебной деятельности студентов, методических принципах и приёмах, на которых построен как учебный материал, так и его сопровождение. На данном этапе необходимо решить следующие задачи:

-построить детальную структуру курса;

-построить возможные траектории обучения и определить способы взаимодействия с преподавателем;

-выбрать средства проведения контроля и контрольные точки.

1.3.4. Создание дизайна ЭУМК

В данном контексте под дизайном мы понимаем оформление ЭУМК, которое, как правило, включает в себя следующие элементы:

-разметка окна ЭУМК, расположение основных структур ЭУМК (меню, основной текст, кнопки быстрого вызова и т.п.).

-цветовая гамма ЭУМК, фон меню, основного текста и т.п.;

-кнопки управления (навигация по ЭУМК, кнопки быстрого вызова, подсказки) и др.

1.3.5. Подготовка программного обеспечения ЭУМК

Данный этап предполагает выполнение следующих шагов:

-выбор инструментальных программных средств разработки ЭУМК;

-компоновка и оформление основного текста и иллюстративного материала в формате выбранного инструментального программного средства;

-оформление программируемых элементов ЭУМК: тестов, упражнений и т.п.

1.3.6. Апробация ЭУМК

Данный этап предполагает проведение экспериментальной работы по определению эффективности ЭУМК, т.е. соответствия тем критериям, которые были определены на первом этапе.

Апробация ЭУМК должна:

-показать, достигаются ли поставленные цели средствами ЭУМК и насколько эффективно это происходит;

-определить основные недостатки ЭУМК, выявить ошибки в работе ЭУМК, если такие возникли.

1.3.7. Регистрация ЭУМК

После апробации ЭУМК и устранения выявленных недостатков, ошибок, автору следует зарегистрировать ЭУМК в каком-либо фонде алгоритмов и программ (ФАП).

Регистрация ЭУМК решает следующие задачи:

-зарегистрированное программное средство приравнивается к опубликованному изданию, что позволяет ссылаться на работу и включать её в список публикаций;

-зафиксировать авторские права на работу.

1.4. Экспертиза и оценка качества ЭУМК

Набор критериев оценки качества программных средств достаточно чётко определён, имеются соответствующие методики, позволяющие оценить качество программного продукта.

Для оценки качества ЭУМК как учебного средства выделяют качественные параметры оценки: соответствие образовательному стандарту, доступность изложения материала, системность, наглядность и т.п.

Т.о. внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса, что особенно актуально в период перехода к государственным образовательным стандартам нового поколения.

Для организации реальной и активной работы педагогов по разработке ЭУМК необходимо решить ряд задач:

  • Обеспечение материально-технических (наличие компьютерных средств обучения, АРМов, выход в интернет, программное обеспечение, приобретение электронных учебников), организационных (наличие в штате колледжа профессионально-компетентного специалиста по внедрению информационных технологий обучения в учебный процесс) и информационно-методических условий (разработка положения об ЭУМК, которое регулировало бы процесс подготовки материалов ЭУМК, обучение педагогов по работе с соответствующим программным обеспечением);

  • Мотивация (материальная и моральная) педагогических работников на внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс со стороны администрации













СТРУКТУРА ЭУМК

Рабочая программа

Модель специалиста

ФГОС

Итоговый блок

Блок самоконтроля

Исследовательский блок

Учебный блок

Входной

блок

Методические указания для работы с современными инструментальными средствами

Виртуальные лабораторные комплексы

Интерактивные профессионально-ориентированные задачи

Информационное взаимодействие с преподавателем (личное общение, чат, форум, эл. почта)

Технологическая карта контроля

Результаты

промежуточного контроля и исследовательской деятельности

Тематики исследований, хрестоматии, исторические факты и т.п.

Задания для итогового контроля, психолого-педагогический опрос

Итоговая профессионально-ориентированная работа по дисциплине

Интернет конференции, сайты, форумы по профессиональной проблеме

Вопросы, тесты для самоконтроля

Методические указания для работы с современными инструментальными средствами

Виртуальные лабораторные комплексы

Литература, Интернет-источники

Индивидуальные творческие задания

Интерактивные задачи и упражнения, тесты для самоконтроля, удалённое общение с преподавателем

Профессионально-ориентированные задачи

Литература, Интернет-источники

Индивидуальные творческие задания

Интерактивные задачи и упражнения, тесты для самоконтроля, удалённое общение с преподавателем

Профессионально-ориентированные задачи

Конспект курса лекций

Конспект курса лекций



Модуль 1 Модуль №____

План-график изучения дисциплины

Опрос для изучения направленности и мотивации студента

Рекомендации по актуализации знаний и изучению дисциплины

Вопросы, задачи, тесты для входного междисциплинарного контроля

6


© 2010-2022