Час общения Поговорим об ответственности

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поговорим об ответственности

Форма проведения: час общения

Цель: развитие у воспитанников чувства ответственности.

Задачи:

-содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера; -прогнозировать последствия своих действий.

Оборудование: на стенде пословицы: «Задним умом дела не поправишь», «После дела за советом не ходят», высказывания об ответственности, бланки с вопросами для предварительного ознакомления и оформления ответов на них, памятки «Как развить в себе ответственность».

План проведения

I. Введение в тему, постановка цели.

II. Основная часть

2.1. Вопросы для обсуждения.

2.2. Задания по карточкам.

2.3. Обсуждение пословицы

2.4. Преимущества ответственности

2.5. Проявления ответственности в повседневной жизни.

III. Заключительная часть

3.1. «Сокровища сердца»

3.2. Памятка «Как развить в себе ответственность»

I. Введение в тему, постановка цели.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами в очередной раз собрались для откровенного разговора. Наше мероприятие будет проходить в форме часа общения. О чём это говорит? Правильно, каждый из вас имеет право на собственное мнение, которое может высказать. Но, с одной оговоркой - ваши высказывания не должны задевать достоинство других членов группы. Итак, посмотрите на стенд. Как называется наш час общения. Ключевое слово здесь…(ответы). Правильно, ответственность, а что такое ответственность? Ответственность - это надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность - это не вина, это уверенность. Ответственность включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих в рамках системы или аппарата системы. Итак, давайте попробуем поставить цель нашего мероприятия. О чём мы с вами сегодня поговорим? А для чего нам нужно обсуждать эту тему? Правильно, чтобы уметь анализировать свои поступки и избежать многих ошибок в жизни и понимать, что за все свои поступки человек несёт ответственность.

II. Основная часть

2.1. Вопросы для обсуждения

1. Когда возникает чувство ответственности?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми? Последствия каких действий можно исправить? (Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. К непоправимым поступкам относятся: убийство, казнь, предательство, неверное лечение и др. К поступкам, последствия которых можно исправить, относятся некоторые житейские поступки: опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то и др.

3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок? (речь идёт о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасения, что люди не смогут понять провинившегося.

почти любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить о нем неприятно)

4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам? (излишнюю доверчивость, например, героиня басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»; легкомыслие (сказку о Царевне- лягушке для примера)

5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Воспитатель, подводя итог, делает акцент на то, что неприятные последствия можно было предвидеть.

2.2. Задания по карточкам

Затем каждая группа учащихся получает от воспитателя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из

1. Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)

3. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Зависть красоте и молодости Ивана.)

4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» (Болтливость.)

5. Из-за чего заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости.)

6.Из-за чего Стрекоза из басни И.А. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности.)

7. Из-за чего Буратино из сказки А.Н. Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости.)

2.3. Обсуждение пословицы

А сейчас, ребята, обратите внимание на стенд. Прочтите пословицу. (Не ошибается тот, кто ничего не делает)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Реально ли избежать ошибок в жизни?

- Что хуже: безделье или ошибка?

Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях - даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (в ходе рассуждения приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения) Кто когда-либо признавал свои ошибки? Какие это были ошибки? Трудно ли вам это было сделать? Какие чувства вы испытывали? (Дети высказывают свое мнение.)

Признать ошибку потрудитесь

И перед другом извинитесь.

От этого авторитет

Ваш вовсе не сойдет на нет.

Ф. Гинзбург

Вывод

• Ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь.

• Вы должны сами отвечать за свои ошибки.

• Вы всегда можете пробовать, главное - действовать.

• У вас всегда есть выход из ситуации.

• У вас есть выбор.

2.4. Преимущества ответственности

Ответственность даёт человеку определённые преимущества.


  • Ответственность даёт уверенность - в себе и своих силах.

  • Ответственность даёт уважение - как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих.

  • Ответственность даёт возможности - для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.

  • Ответственность даёт свободу - от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.

2.5. Проявления ответственности в повседневной жизни.

Давайте рассмотрим примеры ответственности в повседневной жизни.


  • Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.

  • Трудовая деятельность. В трудовых коллективах начальники всегда несут ответственность за своих подчиненных. От ответственности руководства зависит атмосфера в рабочем коллективе, результат его работы. Потому, что ответственный человек приложит все усилия для того, чтобы в срок закончить обязательства. Он при возникновении в коллективе конфликтов принимает остаточное решение за всех его участников и контролирует ситуацию. Чем более ответственным человеком является руководитель, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.

  • Конфликтные ситуации. Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.

  • Военная служба. Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.

  • Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.

А какие примеры ответственности можете привести вы?

III. Заключительная часть

3.1. «Сокровища сердца»

Итак, давайте подведём итог сегодняшней встречи. О чём мы с вами говорили. Что нового вы сегодня узнали. А какая часть мероприятия вам запомнилась больше всего? Что-то из нашего разговора было полезным для вас? Спасибо вам, ребята, за вашу работу на мероприятии.

У нас есть вот такое большое сердце. Давайте впишем в него все качества человека, которые делают его добрым, ответственным, волевым. А на память о нашей встрече я хочу подарить вам небольшие памятки

3.2. Памятка «Как развить в себе ответственность»

. Что такое ответственность каждый человек должен осознать в жизни сам. Он должен стремиться стать ответственным, своим примером показывать другим, что у него есть чувство долга. Каждый из нас должен воспитывать в себе те качества, которые помогут нам реализовать свою ответственность перед семьей и обществом. А на память о нашей встрече я хочу подарить вам небольшие памятки.

Как развить в себе ответственность

  • Самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Главное - не отступать, видя, что не всё удается сразу, так как работа над собой - процесс длительный.

  • Письменные «поручения» самому себе. Один из вариантов, психологически помогающих нести ответственность за свои обещания и всегда выполнять их - записывать на листе бумаги задачу, которую ставит человек перед собой, и сроки её выполнения.






















© 2010-2022