Рабочая программа по ОПК для 9 класса

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ростовская область, Тарасовский район, п. Деркул

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Деркульская основная общеобразовательная школа



Утверждаю приказом

МБОУ Деркульской ООШ

№ 80/5 от 01.09.2015 г.

Директор

________________(Возняк Н.Я.)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Уровень общего образования 9 класс

Основное общее образование

Количество часов 34 ч

Учитель Поветкина Елена Леонидовна

Программа разработана на основе учебному историко-культурологическому курсу «Основы нравственности» авторов Р. Янушкявичуса и О. Янушкявичене в соответствии с программой «Основы православной культуры» для 1 - 9 классов общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий авторов протоирея В. Дорофеева и д. п. н. О. Л. Янушкявичене издательством «ПРО-ПРЕСС».

2015 - 2016 учебный год


Программа «Основы нравственности»

(беседы по этике для старшеклассников).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса для 9-го класса подготовлена по учебному историко-культурологическому курсу «Основы нравственности» авторов Р. Янушкявичуса и О. Янушкявичене в соответствии с программой «Основы православной культуры» для 1 - 9 классов общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий авторов протоирея В. Дорофеева и д. п. н. О. Л. Янушкявичене издательством «ПРО-ПРЕСС».

Предлагаемый курс построен с учетом наиболее важных проблем, связанных с изменением в политической и социокультурной жизни россиян, и призван способствовать их решению.

Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:

- познакомить с основами православной культуры, с православным календарем, с основными видами православного богослужения, особенностями церковного искусства;

- дать общее представление о славянском язычестве, о происхождении агиографии;

- формировать целостное восприятие мира, культуру общения;

- воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека, предупреждать конфликты на религиозной почве.

Одна из основных задач программы - познакомить учащихся с православием как традиционной и культурообразующей религией России, рассказать об истории принятия Русью христианства, о формировании русской православной культуры, о сохранении православных традиций до наших дней и проявлении их в современном искусстве, литературе, в фольклоре, в повседневной жизни.

Программа курса построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала и c соблюдением основных психолого-педагогических принципов: единства образовательного и воспитательного процессов, рефлексивного обучения, принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала. При этом в качестве модели любого урока предлагается комбинированный урок близких по содержанию предметов для данной возрастной ступени образования: отечественная история, искусство, краеведение, обществознание, литература.

При организации урочной деятельности рекомендуется использование традиционно применяемых в школьном образовании основных методов, а именно:

- небольшие иллюстрированные рассказы с обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

-беседы с закреплением материала в творческих работах;

- комментированное чтение фрагментов учебного пособия и Библии с последующим обсуждением и пр.,

что приводит к усвоению учебного материала на уроке под контролем учителя.

Кроме того, предлагается дополнять теоретические занятия посещением храмов, музеев, организацией паломнических поездок для закрепления полученных знаний на практике. Таким образом, выдерживается принцип ориентации на широкое культурологическое содержание, обращения к тем проблемам и темам, которые недостаточно отражены в учебных планах.

В программу курса «Основы нравственности» заложены содержательные линии: «Есть ли смысл нашей жизни?», «Два подхода к осмыслению своего существования» и «Воплощение добра и зла в жизни людей», «Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира», «Духовная природа человека», «Нравственность и пол», «Искусство и современная культура», «Жизнь и смерть», «Человек и родная земля». Учебное пособие представляет собой серию небольших рассказов об основах нравственности и написано в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура». В книге приведены отрывки из Священного Писания, высказывания отцов Церкви (Максима Исповедника, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадтского и др.), помогающие современным школьникам применить их непреходящую мудрость в оценке собственных поступков. Интересным для школьников может быть подбор материалов о жизни святых и подвижников Православной Церкви (Марии Египетской, Ксении Петербургской, Петра и Февронии и др.), помогающий им увидеть образец нравственного поведения, превращенный в эталон (святость).

Необходимо отметить объективность и сдержанность в изложении такого сложного материала, как воздействие современных технологий (телевидения, компьютера) на духовный мир человека; некоторые вопросы полового воспитания (недостойные формы полового поведения, необходимость целомудренного образа жизни для физического здоровья и т.п.) - без ненужных перекосов в ту или иную сторону. При этом сохраняется дух доверительного разговора на серьезные темы, сопровождающийся такими рубриками, как вопросы к священнику и соответствующие ответы.

Программой предусмотрено 34 урока (из расчета одно­го урока в неделю), но возможно уменьшение или увеличение объема изу­чаемого материала по усмотрению преподавателя.

Основные задачи курса:

- изучить историю становления и развития отечественной право­славной культуры, воспитывая любовь и уважение к Родине, ее народу и святыням;

- раскрыть смысловое и системообразующее значение древней рус­ской литературы, иконописи, архитектуры, музыки; способствовать актив­ному освоению учащимися лучших образцов отечественного искусства;

- приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и традиционным нормам морали на основе изучения текстов Священного Писания, фактов отечественной истории, примеров личного подвига и бла­гочестия конкретных исторических лиц;

- помочь школьникам в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей христианства, представить ориентиры добра и истины в образ­цах жизни на основе веры, надежды, любви; развивать способность к со­переживанию, умению мирно разрешать конфликты;

- сформировать у учащихся позицию неприятия циничного рациона­лизма, жестокости, алчности, пошлости и хамства, широко распростра­няющихся сегодня среди потерявших веру людей;

- дать сведения об основных чертах мировых религий (христианство, ислам, буддизм), и особенно - понятиях и представлениях Православия, познакомить с историей Ветхого и Нового Завета;

- ввести детей в круг основных традиционных православных празд­ников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, ис­кусством и творчеством.

Многооб­разие средств изучения курса предусматривает обращение к лучшим об­разцам духовной и светской отечественной литературы, которые вводят в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеа­лов, знакомят с историей, обычаями народов, населявших древние куль­турные центры. Большое значение для эстетического развития учащихся имеет знакомство с сокровищами отечественного искусства, а знание пра­вославных праздников (и возможное участие в них) приобщает детей к ду­ховной и социальной жизни русского народа.

Особое значение следует придавать личному психологическому фак­тору, позиции самого учащегося, который должен осознать себя и найти свое место в общей картине мира, в окружающей духовно-нравственной социокультурной среде. Важно пробудить чувство личной сопричастно­сти к событиям прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества.

Таким образом, данная программа является одновременно и учеб­ной, и программой

деятельности в системе воспитательной работы образо­вательного учреждения. Ее можно использовать в качестве тематики вне­классных мероприятий, классных часов, лекториев для родителей и уча­щихся с целью духовно-нравственного просвещения и воспитания.

«Основы нравственности» является годичным курсом и предназначен для ознакомления школьников с основами Православной веры и нравственности. Курс поможет определиться в поисках истины, смысла жизни, справедливости, решить разнообразные жизненные проблемы, найти нравственный выход из трудного положения.

Основной задачей курса является ознакомление с основами Православной веры и соответствующей ей жизни, т.е. ориентирование учащихся на принципы любви, истины, добра и красоты, долга, служения в радости Богу и ближним, помощи нуждающимся, воспитание духовно-нравственного человека, ориентированного на поиск жизненных ценностей.

Программа рассчитана на 1 год обучения, по 1 часу в неделю.

Занятия проводятся в форме беседы, не ставя жестких границ изучения исключительно темы, указанной в программе на конкретный день.

Методика курса предполагает, прежде всего, живое общение на основе диалога с углублением в область вопросов, по ходу курса обнаруживающих живой интерес учащихся. На занятиях используются видеофильмы, закрепляющие теоретические преподанные знания.

В процессе занятий учащимся предлагается задуматься над смыслом жизни. Осознав, увидев, ощутив, что в мире существуют различные ценности: гуманистические, потребительские, христианские, учащиеся оказываются перед выбором: либо изменить свои взгляды привычные предметы и явления своей жизни: на школу, на уроки, на друзей, родителей, учителей, либо оставить их прежними.

Задачей курса является попытка посредством раскрытия христианских нравственных ценностей остановить катастрофический упадок нравственности.

Курс «Основы нравственности» состоит из следующих разделов:

1. Нравственность в добрачных и семейных отношениях.

2. Два подхода к осмыслению своего существования.

3. Проблема смысла жизни в русской классической литературе.

4. Понятия смысла жизни в религиях мира.

5. Духовная природа человека.

6. Искусство, массовая культура и этика.

7. Жизнь и смерть.

Краткое изложение основных положений программы

Без христианства понять истоки русской и европейской культуры и нравственности невозможно. И сам термин «нравственность» зародился и возник в традициях христианской культуры .

Основные христианские принципы легли в основу Русского Государства, органично вошла в конституции всех европейских государств. Библия легла в основу классического европейского искусства, многое почерпнули из нее и история, и география, и социология.

При изучении нравственности определенное время отводится основным положениям Священного Писания - Библии. Если учащийся хочет быть культурным человеком, ему просто необходимо знать, что написано в Библии. Мы говорим знать, но не употребляем глагола верить, т.к. в вопросах веры школьнику предоставляется свобода.

В изучаемом курсе используются произведения классической русской литературы. Используются даже сказки, как наиболее яркие, метафоричные способы обучения человеческой души добру, вере, любви, чистоте. В сказках заключается глубочайшая народная мудрость и основы народной нравственности.

Нашей задачей является, опираясь в основном на традиционные для нашего народа ценности (в противопоставлении ценностям масс-культуры), показать возможность духовного самосовершенствования в рамках той культуры , которой мы принадлежим.

Опорные материалы: Р. Янушкявичус , О. Янушкявичене «Основы нравственности».

Дополнительные материалы: Прот. Артемий Владимиров « Учебник жизни».

Общая характеристика учебного предмета

Изучение ОПК в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно - бытовых отношений

Задача данной программы - закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социо культурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальны ролях человека в современных общественных условиях.

Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношения между гражданами, а также между гражданином и государством оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения много образных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из неге необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по ОПК в основной школе

Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность выпускника на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

  • наличие у выпускника ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

  • выпускник должен уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • выпускник должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются результаты в сфере:

познавательной:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии и культурологии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно­мотивационной:

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Место учебного предмета «ОПК» в учебном плане.

«ОПК» в основной школе изучается в 9 классе. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение ОПК в 9 классе отводится 1 час в учебную неделю, то есть 34 часа за учебный год, из них 32 часа относятся к учебной деятельности, 2 часа отведены на промежуточный контроль.

Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Календарно-тематическое планирование курса

Ур.

Логика изучения темы.

Кол.

час

Дата

Базовый уровень

содержания образования

Цель урока

план

факт

Нравственность в добрачных и семейных отношениях.


1

Переходный возраст.

1


Подростковая цивилизация. Понятие свободы. Свобода и своеволие. Современная система образования.

1. Показать необходимость идеального в жизни.

Г-4, п. 6-8

2

Как правильно выйти замуж.

1


Мужчина и женщина. Взаимоотношения полов. Влюбленность. Половая жизнь. «Муж - глава семьи». Христианское отношение к этому вопросу

1. Рассмотреть жизненные задачи каждого пола

Г-6, п.1-8,? Стр. 348

3

Семья - малая Церковь. Жизнь в браке.

1

Семья. Ценности семьи, благоговейное и ответственное отношение к создаваемой семье. Условия духовно здоровой семьи.

1. Показать необходимость приготовиться к терпению и многим трудам самоотречения ради того, кто станет плотью от плоти твоей и костью от кости твоей.

Г-6, п. 6-7, прочит. Л.Н. Толстой «Крейцерова соната».

4

Не убий! Ребенок - Божий дар. Видеофильм «Безмолвный крик».

1

Рождение детей, их воспитание. Связь родителей и детей.

1. Показать, что аборт является убийством.

5

Родители и дети.

1


Любовь родителей к детям. Любовь детей к родителям. Русская семья. Типы дружбы.

1. Показать возможную красоту отношений родителей и детей.

Г-6, п.14-17

6

Монашество. Раскрытие монашеского идеала жизни на примере Евфросинии Полоцкой. Видеофильм Евфросиния Полоцкая.

1


Монашество, его сущность. Примеры жизни Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других.

1. Познакомить учащихся с сущностью монашества

Г-6, п.7

7

Повторительно-обобщающий урок«Нравственность в добрачных и семейных отношениях»


Два подхода к осмыслению своего существования

8

Материалистический и идеалистический подход в осмыслении происхождения Вселенной и человека.

1


Материалистический подход. Онтологические вопросы: «Почему существует Вселенная?» - и т.д. и наука. Философия К. Маркса. Теория Дарвина. Научные данные из книги Г. Мориса «Сотворение мира: научный подход».

Идеалистический подход И. Кант о существовании в нас нравственного закона. Библейская картина сотворения мира и научные данные. Духовный мир в материалистическом мире.

1. Познакомить с креационной и эволюционной моделями возникновения Вселенной

Г-2, п. 1-7

9

Мораль и нравственность. Три части морали.

1

Нужна ли обществу мораль? Три её составные части (по К.С.Льюису). Серафим Саровский. Ценность. Сакральное и обыденное. Этика. Мораль. Аморальный поступок. Нравственность.

1. Показать необходимость воспитания в себе добродетелей.

Г-2, п. 8-15

10

Кто я? В поисках духовного света. Пути Богопознания. Сердце и разум. Видеофильм « Верую, Господи, помоги моему неверию».

1


Смысл нашей жизни. Вера и неверие. Добро. Зло. Доверие. Талант. Честь. Свобода воли. Человеческое достоинство. Отличительные черты характера современного человека. Равенство современных людей.

Н. О. Лосский. Б. П. Вышеславцев. Э. Фромм.

Т. Карлейль. Новый Завет.

Г-1, п. 1-7

11

Православие - вечно живая неповрежденная Христова Истина. Видеофильм « О благодатном огне».

1



Поиски веры. Атеисты. Агностики. Языческие религиозные системы. Философия древних греков и римлян. Религия. Философская, богословская и психологическая сущности религии. Соответствующее поведение. Нравственность христианина.

Г-3, п. 1-6

12

Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи. Видеофильм. « В сияющем строе Ее красоты».

1


Живопись.

Г-3, п. 16-18

13

Повторительно-обобщающий урок «Два подхода к осмыслению своего существования»

1


Проблема смысла жизни в русской классической литературе

14

Обзор произведений Гончарова, Лескова, Тургенева.

1


Смысл нашей жизни. Система общественных отношений. Смысл. Истина. Воплощение добра и зла в жизни людей.

Г-3, п. 1-8

15

Обзор произведений Немировича-Данченко, Чехова, Л. Н. Толстого.

1

Г-2, п. 8-12, Г-3, п. 1-8

16

Ф.М. Достоевский « Братья Карамазовы» Видеофильм.

1

Г-3, п. 8-11

Понятие смысла жизни в религиях мира

17

Агностики, атеисты, язычники, сектанты, иудеи. Нравственная оценка плодов богоборчества. Видеофильм. «Сим победиши!».

1


Философская, богословская и психологическая сущности религии. Соответствующее поведение.

1. Познакомиться с мироощущением верующих людей.

Г-3, п. 1-3

18

Основы нравственности в 10 заповедях Божиих. 10 заповедей - Конституция человечества. Видеофильм. О Синае.

1


Сущность Ветхозаветной религии. Десять христианских заповедей.

1. Рассмотреть заповеди.


Г-3, п. 4-6

19

Выбор веры. Великие русские святые кн. Владимир и кн. Ольга. Роль Православия в создании национального самосознания русского народа. Видеофильм. «Крестный путь».

1


Крещение Руси. Верования славян.

1. Познакомить с обстоятельствами принятия православия нашими предками.

Г-3, п.12-15

20

Повторительно-обобщающий урок «Понятие смысла жизни в религиях мира»

1


Духовная природа человека

21

Духовная жажда - исключительная черта человека.

1


Предназначение человека. Духовная жажда. Стихии созидания человека. Икона.

1. Показать необходимость для человека духовных исканий.

Г-4, п. 1-5

22

Милость к падшим. Причины нравственного падения и единственный способ подлинного врачевания. Исповедь. Видеофильм «Серые цветы».

1


«Линия фронта» добра и зла. Причастность к судьбе других. Божественное вмешательство в судьбы других людей.


Г-4, п. 4-5

23


О природе совести. Совесть как всеобщий естественный закон. Психологическая сторона совести.

1


Понятие совести. Мучения совести. Совесть как всеобщий естественный закон. Психологическая сторона совести. Совесть как мерило жизненных ценностей в русской литературе.

1. Показать, что у человека существует совесть как голос высшей реальности.

Г-4, п. 15-17

24

Надежда. Стремление к трансцендентному.

1


Надежда.

1. Попытаться найти фундамент нашим надеждам.

Г-4, п. 18-19

25

Повторительно-обобщающий урок «Духовная природа человека»

1


Искусство. Массовая культура и этика.

26

Творчество, как способ осмысления жизни. Библия как основа европейского искусства фундамент нравственности человечества.

1

Творчество. Части Библии. Авторы Евангелий.

1. Показать изображение красоты в творчестве. Попытаться понять, что делает человека творцом.

Г-6, п. 1-8

27

Немая проповедь душевной чистоты (о художественном творчестве).

1

Русская иконопись. Леонардо да Винчи.

1. Показать, что русская иконопись является выражением национального самосознания русских людей.

2. Познакомить учащихся с сущностью художественного творчества.

Г-6, п. 9-10

28

Массовая культура. Китч.

1

Массовая культура.

Китч. Массовая коммуникация.

1. Предостеречь учащихся от возможных негативных последствий воздействия массовой культуры.

Г-6, п. 11-12

Жизнь и смерть.

29

Поиск смысла жизни. Накопительство или самоотдача? Душа после смерти. Дух, душа, тело. Видеофильм. « Разговор о смерти».

1

Биоэтика. Эвтаназия. Убийство. Понятие смерти. Происхождение страха. Материалистический взгляд на смерть. Христианское учение о смерти. Жизнь после смерти.

1. Поставить вопрос о жизни и смерти. Показать тупиковость материалистического взгляда на смерть.

Г-7, п. 1-11

30

Апокалипсис как явление истории. Духовное, культурное, национальное возрождение России.

1

Понятие русской души. Родина. Тип русской святости.

1. Раскрыть понятия русской души, Родины.

Г-3, п.9, Г-5, п.9

31

Повторительно-обобщающий урок «Искусство. Массовая культура и этика. Жизнь и смерть»

1


32-33

Повторение.

2


34

Контрольный урок.

1

Итоговая контрольная работа

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Учебник «Основы нравственности (беседы по этике для старшеклассников)», авторы Р. Янушкявичус, О. Янушкявичене; М., ПРО-ПРЕСС, 2010;

  2. «Духовное воспитание: история и современность», автор Р. Янушкявичус; М., ПРО-ПРЕСС, 2010;

  3. «Религии мира» автор М. Кин; Х., «Клуб семейного досуга», 2006;

  4. Учебник «Человек.9 класс» автор П. С. Гуревич; М., «Дрофа», 1995;

  5. Элективный курс «Мир мужественности, женственности и красоты. 8-9 классы», автор-составитель Н. Н. Лубянова; В., «Учитель», 2006;

  6. Методическое пособие «Основы нравственности» автор О. Л. Янушкявичене; М., ПРО-ПРЕСС, 2010;

  7. Программа курса «Основы православной культуры» авторы протоирей В. Дорофеев, О. Л. Янушкявичене; М., ПРО-ПРЕСС, 2010;

  8. «Этика и психология семейной жизни» ч.1,2; М., Школа-пресс,1999;

  9. «Этика молодого человека» авторы В. Н. Чернокозова, И. И. Чернокозов; Р./н./Д, 1985;

  10. Задания и упражнения «Воспита6ние нравственности» автор Т. М. Куриленко;

  11. «Откровенный разговор» автор Ю. Андреев; М., Просвещение, 1990;

  12. «Проблемы современного общества»; Р./н./Д, 1996;

  13. «Счастье, которое меня ожидает…» автор Л. Н. Толстой; М., Молодая гвардия, 1988;

  14. Газета «Семейная православная газета», подписка; М., Изд-во «Живоносный Источник»;

  15. Ф. М. Достоевский: «Братья Карамазовы» и т. 12 «Полное собрание сочинений»;

  16. Л. Н. Толстой: т. 10, 12 «Полное собрание сочинений»;

  17. И. С. Тургенев: т. 1, 6 «Полное собрание сочинений»;

  18. А. П. Чехов: т. 1, 2, 4 «Полное собрание сочинений»;

  19. «Под крышей дома твоего» автор И. В. Дубровицкий; М. Просвещение, 1987.

  20. Прот. Артемий Владимиров « Учебник жизни».

Видеофильмы

  1. Видеофильм «Безмолвный крик».

  2. Видеофильм Евфросиния Полоцкая.

  3. Видеофильм « Верую, Господи, помоги моему неверию».

  4. Видеофильм « О благодатном огне».

  5. Видеофильм. « В сияющем строе Ее красоты».

  6. « Братья Карамазовы» Видеофильм.

  7. Видеофильм. «Сим победиши!».

  8. Видеофильм. О Синае.

  9. Видеофильм. «Крестный путь».

  10. Видеофильм «Серые цветы».

  11. Видеофильм. « Разговор о смерти».


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА.


  1. ЗНАТЬ:

  • что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте;

  • какой путь должен и может пройти человек, чтобы стать человеком прекрасным;

  • что такое мужественность и женственность, качества, лежащие в основе взаимоотношений женщины и мужчины; мужское и женское достоинство личности.

  1. УМЕТЬ:

  • отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры духовной, материальной жизни человека от духовной;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по психологии, социологии, религиозной литературой;

  • принимать себя и мир другого как расширяющегося и растущего Человека.

  1. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о человеке как существе разумном, творческом и прекрасном;

  • о пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, поступке и действии;

  • о роли в человеческой жизни гармонии истины (знания), добра и красоты;

  • о саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и счастливой жизни;

  • о пределе и глубине своего «Я», о своем жизненном пути,

  • о религии и её роли в жизни человека.

Нормы и критерии оценки знаний учащихся:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение ло­гично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, из­ложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточ­но устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выво­ды и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Итоговая контрольная работа

1. Объясни слова:

вера, религия, культура, культурный человек, историческая память, духовность, христианство, православие, добро, зло, добродетель, страсть, грех, красота рукотворная, красота нерукотворная, красота духовная, милость, милосердие, христианская любовь, спасение, монастырь, монах, храм, икона.

2. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека:

гордость, нетерпеливость, жестокость, гневливость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие.

3. Перескажи евангельскую притчу о блудном сыне и дай оценку поведения всех участников событий с позиции христианской культуры.

4. Назови основные христианские добродетели.

5. Приведи примеры храмового зодчества. Объясни, в чем состоит духовная красота православного храма.

6. Объясни смысл праздника Рождества Христова.

7. Обоснуй утверждение: «Изучение христианской православной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: русского языка, литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания».

8. Объясни, почему связаны слова:

«благочестие - красота», «раскаяние - прощение», «непослушание - грех - наказание -

смерть», «грех - покаяние - благочестие - спасение -христианская радость - небесное веселье», «рай - послушание -возделывание - красота - ответственность - родная земля», «совесть - добродетель».

9. Объясни: «Православие является традиционной религией в России».

Выполни тест:

  1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

- бескорыстие

- любовь к Отечеству

- защита близких

- восстановление справедливости

- нажива

2. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

- личное покаяние

- подаяние нищим

- совершение только хороших дел

- вера во Христа

3. Что бывает только у монахов?

- четки

- клобук

- постриг

- обет

- молитва

4. Венцы в таинстве венчания символизируют:

- вечность

- богатство

- долгую жизнь

- единство любви и испытаний

5. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

- любовь ко Христу

- молитва ко Христу

- защита природы

- защита Отечества

- милосердие

- честный труд

6. Заповедей блаженства

- пять

- восемь

- девять

7. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»

… истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив…

8. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

Любовью к ближним пламенея,

Народ смиренью Он учил,

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил

а) о Христе

б) об Андрее Первозванном

в) о Петре 1

9. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?

А) болгарские танцы

Б) греческая икона

В) немецкий орган

10. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:

Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг -

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________Поветкина Е.Л.

МБОУ Деркульской ООШ «____» _______________ 2015 г.

от «____» _____________2015 г. № ___

______________Поветкина Е.Л.
















Рабочая программа по ОПК для 9 классаРабочая программа по ОПК для 9 классаРабочая программа по ОПК для 9 классаРабочая программа по ОПК для 9 класса

© 2010-2022