Круглый стол учителей СКО, выступление из опыта работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников с ОВЗ. Слайд 1

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Слайд 2

Данное определение крайне сложно применить к здоровью Россиян , а особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Зачастую у школьников с умственной отсталостью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Представления и понятия являются структурными единицами мышления, поэтому проблема их формирования неоднократно рассматривалась психологами, преподавателями и методистами (Бабанский Ю. К., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Козина Е.Ф., Леонтьев А.Н., Уфимцева Л.П.). От метода формирования представлений во многом зависит успешность обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Одним из средств, способствующих формированию представлений у детей с ОВЗ, является дидактическая игра. Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Слайд 3

Реформа в сфере образования, проводимая в последние годы, оказала немаловажное влияние на учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе и на обучение школьников с интеллектуальными нарушениями. Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В новых образовательных стандартах внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса, по 4 часа в каждом классе начальной ступени обучения и позволяет реализовать требования Специального Федерального образовательного стандарта. В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является спортивно-оздоровительное направление.

Мы предположили, что процесс формирования у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни во внеурочной деятельности будет эффективным, если будет включать: слайд 4

- знакомство с основными биологическими системами человека (в доступной форме, с привлечением иллюстративного материала, самонаблюдения);

- приобщение к ценностям здорового образа жизни через самообследование;

- использование здоровье сберегающих технологий

Для проверки выдвинутой гипотезы нами был разработан цикл занятий в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, составлено тематическое планирование для проведения формирующего обучения.

Первое условие гипотезы - знакомство с основными биологическими системами человека (в доступной форме, с привлечением иллюстративного материала, самонаблюдения) реализовывалось в первой части каждого занятия. Рассмотрим это на примере нескольких занятий.

Занятие «Внешнее строение человека»

При знакомстве с внешним строением человека мы опирались на уже имеющиеся представления школьников о строении своего тела, поэтому, вначале занятия ребятам была представлена иллюстрация «Части тела». Беседуя по иллюстрации, знакомим учащихся с туловищем, конечностями. Решаем с ребятами доступные логические задачи « Что было бы, если бы у человека не было определенной части тела (шеи, рук, ног)», вводим понятие «орган». Затем ученики повторяют основные части тела по иллюстрации «Внешнее строение тела человека», прикрепляя таблички-названия к названной соседом части тела. В процессе беседы уточняем знания учеников о коже. Далее, ребята проводят самонаблюдение, рассматривая участки кожи с помощью увеличительного стекла (лупы). Знакомим ребят с некоторыми функциями кожи, доступными для восприятия в данном возрасте: защита и выделение. Учащиеся, с помощью учителя, приходят к выводу, что кожу надо беречь, ухаживать за ней, то есть, соблюдать правила личной гигиены. Слайды 5, 6

Занятие «Органы чувств» Слайд 7

Начинаем занятия с самонаблюдения. Предлагаем детям поиграть. Алина узнает на слух звон колокольчика, звук барабана, тиканье часов. Задаем вопрос детям: «Что помогло Алине не ошибиться?» Никита извлекал из волшебного мешочка мячик, машинку, ручку, узнавая их на ощупь. Вопрос: «Что помогало Никите?» Даша и Настя узнавали по запаху фрукты, а Ксюша, Вика, Денис и Кирилл на вкус определяли, что налили в баночки (сок, соленая вода, чай с лимоном, сладкая водичка). Вопрос: «Что помогало ребятам?» С помощью иллюстрации знакомим второклассников с органами чувств, как одной из биологических систем человека. В доступной форме учитель продолжает формировать представления об органах чувств, их значении для организма человека с помощью иллюстрации «Уход и охрана здоровья органов чувств». Слайд 8

Занятие «Кровеносная система»

Занятие началось с прослушивания фонограммы «Биение сердца». Ребята определили правильно и ответили, что «…так сердце бьется, это сердце стучит, сердце работает». Слайд 9. Затем мы обратились к изучению иллюстрации «сердце». В беседе поведена актуализация знаний: сердце находится в груди человека, размером оно с кулак, движет кровь по телу. Сравнили сердце с мотором, который непрерывно гонит кровь по сосудам, обратившись к следующей иллюстрации. Младшим школьникам, в силу особенностей их познавательной деятельности пока трудно соотнести работу сердца с движением крови в сосудах. Поэтому, наиболее доступная форма изучения этого материала, прием самонаблюдения. Используя иллюстративный материал, ребята устанавливают местоположение сердца, прослушивают биение своего сердца и сердца соседа через стетоскоп.

Мы еще раз обращаем внимание детей, что работа сердца связана с движением крови по сосудам. Ребята рассматривают у себя и у соседа кровеносные сосуды на руках, на лице, на висках. В результате осмотра дети убеждаются в том, что кровеносные сосуды идут по всему телу, что одни из них толще, другие потоньше, а на глазах и веках они совсем тонкие, как ниточки (у детей постепенно формируется представление о кровеносной системе как едином целом).

Затем предлагаю ребятам вспомнить, где они определяют пульс на уроках физкультуры (у основания большого пальца). Предлагаю провести самообследование и подсчитать свой пульс. У ребят это хорошо получается, они начинают по команде подсчет и останавливаются по сигналу учителя. Практически у всех пульс в пределах возрастной нормы. Задаю вопрос «Как изменяется ваш пульс на уроках физкультуры?» Ребята: «он становится сильным, частым, потом опять хорошим, спокойным». «После чего на уроках физкультуры пульс учащается?» Ответы детей: «после разминки, после игры в футбол, после прыжков, после разных быстрых игр, когда побегаем круги». Так постепенно вместе с детьми подходим к выводу о значении физических нагрузок и упражнений для тренировки сердечной мышцы.

По аналогии, первое условие гипотезы - знакомство с основными биологическими системами человека (в доступной форме, с привлечением иллюстративного материала, самонаблюдения), реализовывалось при проведении последующих занятий.

Второе условие гипотезы - приобщение к ценностям здорового образа жизни через самообследование. Рассмотрим деятельность детей в нескольких фрагментах занятий по выполнению выдвинутой нами гипотезы.

Занятия «Система опоры и движения»

Слайд 11. После этапа ознакомления учащихся с изображением и макетом скелета, просим найти ту или иную кость на скелете, а затем у себя. Слайд 10. Предлагаем детям пофантазировать, если у нас не будет скелета, на что мы можем быть похожи? Подводим детей к выводу, что скелет определяет форму тела. Работая в парах, проводим с учащимися самообследование, практическим путем ученики экспериментального класса определяют правильность осанки друг у друга. (А.С. Батуев).

Слайд 12. Ребятам предлагается встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены, затем, попробовать между поясницей и спиной просунуть кулак. Если это невозможно, просунуть туда ладонь. А.С. Батуев предлагает оценить результаты следующим образом, в норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Подводим ребят к выводу: «Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. А что бы сохранить правильную осанку необходимо вести здоровый образ жизни (заниматься спортом, выполнять утреннюю зарядку, следить за правильной посадкой за столом, заниматься на уроках физкультуры, посещать спортивные секции). Слайд 13.

На втором занятии по рассматриваемой теме определяем наличие плоскостопии у ребят класса. Слайд 14. После рассматривания иллюстрации «Скелет и отпечаток стопы», ребята работают с подготовленным дома отпечатком стопы. Предварительно подготовленные нами шаблоны нормальной стопы ребенка 8 лет, ребята накладывают на отпечаток своей стопы. Слайд 15. Затем, детям предлагается просмотр серии упражнений для профилактики плоскостопии и рекомендуется проводить их регулярно перед сном, а затем провести повторное самообследование. Если у ребят, возникают какие - то сомнения в правильности результатов, можно повторить самообследование по наличию плоскостопии (возможно, неверно сделан отпечаток стопы).

Занятие «Здоровые зубы» Слайд 16.

После беседы по иллюстрациям «Здоровые зубы», «Красивая улыбка» и с опорой на знания учащихся (в первом классе в курсе «Окружающий мир» освещалась тема «Почему нужно чисть зубы и мыть руки») о том, что на зубах постоянно образуется налет из микробов и остатков пищи, проводим самообследование. С помощью ватных палочек ученики проверяют наличие налета на зубах; работая с зеркалами, ребята оценивают белоснежность своей улыбки. Приходим к выводу, что нужно обязательно чисть зубы два раза в день - утром и вечером. У Насти возник вопрос, она чисти зубы утром и вечером, но ее улыбка не белоснежна. Ответом на ее вопрос стало изучение алгоритма чистки зубов. Предлагаю повторить самообследование через месяц, с условием, что дети будут регулярно чистить зубы и отмечать в листе в специально подготовленном нами календаре; почистил зубы утром - раскрась кружок красным, почистил вечером - синим (формирование полезной привычки).

Приведем еще несколько примеров самообследования на занятиях. На занятии «Внутреннее строение человека» ученики прослушивали легкие, желудок с помощью фонендоскопа, на занятии «Питание и здоровье» долго жевали кусочек черного хлеба, ощутили сладкий вкус, пришли к выводу «надо хорошо пережевывать пищу».

Рассмотрим, как проводилась реализация третьего условия нашей гипотезы - использование проектных и здоровье сберегающих технологий.

Руководствуясь данными В.И. Ковалько о видах здоровье сберегающих технологий, мы использовали доступные младшим школьникам:

адаптивные - работа в группах, парах;

игровые - дидактические, обучающие и сюжетно-ролевые игры.

Слайд 17. Работа в группах проводилась на каждом занятии по-разному. Например, на занятии «Дыхательная система» ребята работали в двух группах, вначале они были исследователи, затем - экспертами (оценивали правильность выполнения задания). Каждой группе нужно было соединить правильно правую и левую половину пословицы (профилактика вредных привычек).

Курить -

здоровью вредить

Кто курит табак -

тот сам себе враг

Труд деньги собирает,

а куренье их по ветру пускает

Табачье зелье

утеха в безделье

Лучше знаться с дураком

чем с табаком

Кто табачье зелье любит

тот сам себя губит

Табак и вино

с болезнями заодно

На занятие «Внешнее строение человека» проходило соревнование по группам, кто больше отгадает загадок о предметах личной гигиены. Слайд 18.

Намочи меня водой, да потри рукой.

Как начну гулять по шее,

Сразу ты похорошеешь.

Целых 25 зубков

для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Худая девчонка -
Жесткая чёлка,
Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.

За волной волна,
Идет по полю борона,
Пшеницу разгребает,
Порядок соблюдает.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!

В белизну колодца,
На трубе - два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй - в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.

Стоит Парашка -
Держит чашку,
Голову склонила,
Носик опустила,
А из носика струится
В чашку чистая водица.

Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка.

Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою -
Что это такое?

Резинка - Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.


Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.

Слайд 19. Работа в парах также использовалась во время проведения занятий. Так, например, на занятие « Система опоры и движения» в парах проводилась инсценировка стихотворения:

Витя с Петею дружили, и в одной квартире жили.

Вместе строили модели, в школе рядышком сидели.

Витя, тот садился прямо, Петя горбился упрямо.

Витя строен как дубок, Петя вырос кривобок.

Слайд 20. При заполнении таблицы «Здоровый образ жизни» так же использовалась работа в парах. Задание: распредели словосочетания в правый и левый столбик.

Здоровый образ жизни

Нездоровый образ жизни

1.Регулярная физическая и двигательная активность

1. Гиподинамия

2. Психофизиологическая удовлетворенность в семье

2. Нарушение семейной ситуации

3. Сбалансированное питание

3. Нарушение режима питания

4. Удовлетворенность работой (учебой), физический и духовный комфорт

4. Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление

5. Полноценный отдых

5. Неполноценный отдых

6. Высокая медицинская активность

6. Низкая медицинская активность

7. Экономическая и материальная независимость

7. Злоупотребление алкоголем, курение, наркомания

Дидактические и обучающие игры:

Слайд21. Игра «Восстанови последовательность» - занятие «Режим дня».

Содержание игры: расположи последовательно сюжетные картинки и расскажи о режиме дня.

Слайд 22. Игра «Четвертый лишний» - занятие «Питание и здоровье».

Содержание игры: исключи лишнее слово и объясни почему. Детям предлагаются карточки-задания для игры:

молоко, спрайт, кефир, компот;

яблоко, груша, морковь, чипсы;

завтрак, обед, перекус, ужин;

каша, суп, бутерброд, картофельное пюре;

мед, варенье, конфеты, йогурт.

Слайд 23. Игра «Правильно-неправильно» - занятие «Система опоры и движения».

Содержание игры: определи правильную и неправильную посадку за столом, ответ обоснуй.

Игра «Конструктор тела» - занятие «Внешнее строение человека

Содержание игры: учащиеся получают задание: сложить пазлы с изображением средства гигиены и рассказать о его применении.

Игра «Это только для меня» - занятие «Внешнее строение человека».

Содержание игры: из предложенных предметов гигиены ученики отбирают те, которые нельзя передавать другим, т.е. индивидуального пользования. Например: зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце для тела и т.д.

Сюжетно-ролевые игры: Слайд 24.

Игра «Советы заболевшим гриппом» - занятие «Дыхательная система»,

Игра «На приеме у стоматолога» - занятие «Здоровые зубы»,

Игра «Редактор» - занятие «Внешнее строение человека» - для иллюстрирования учебника «Биология», по теме «Здоровый образ жизни», выбери предметы, способствующие укреплению здоровья.

На занятиях создавались условия для решения следующих задач:

  • формировать научно-обоснованное понятие здорового образа жизни; помочь учащимся познать свой организм и научиться поддерживать его в здоровом состоянии;

  • активизировать здоровьеформирующий и здоровьесберегающий потенциал содержания естественнонаучного образования младших школьников с ОВЗ;

  • привить младшим школьникам с ОВЗ санитарно-гигиенические навыки, стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Руководствуясь полученными результатами, планируем создать программу внеурочной деятельности для младших школьников с ОВЗ на 2016-2017 учебный год.









ЛИТЕРАТУРА

  1. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 248 с.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1998.-206 с.

  3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. /Т.В. Ахтубина // Школа здоровья.- 2008.-№2.-С.21-28.

  4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1992. - 192 с.

  5. Баль Л.В. Букварь здоровья. / Л. В. Баль, В. В. Ветрова. - М., 2010. - 240с.

  6. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов /Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 416 с.

  7. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы реализации познания. /Под ред.- сост. Л.Ю. Ганич. - М.: Школа - Пресс, 2008.

  8. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. / Н.Ф. Лысова [Абаскалова Н.П., Акимова Л.А., и др.]; Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ); Московский педагогический государственный университет (МПГУ). - Новосибирск: АРТА, 2013. - 334 с.

  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. - С-Пб.: Союз, 2007.-224 с.

  10. Выготский Л.С. Детская психология. Т. 4/ Под ред. Эльконина Д.Б. -М.: Педагогика, 1994. - 235с.

  11. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте /В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2003. - 163 с.

  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. - М.:Педагогика, 2006. -504с.

  13. Дзятьковская Е.Н., Нодельман В.И., Востротина З.И. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) /Е.Н. Дзятьковская, В.И. Нодельман, З.И. Востротина. - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного пед. ун-та, 2008.

  14. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии /В.И. Ковалько. - М.: «ВАКО», 2012. - 147 с.

  15. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е.Ф. Козина, Е.Н.Степанян - М: Издательский центр «Академия», 2009. - 497 с.

  16. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.М. Митяева. - М.: Издательский центр академия», 2011. - 192 с.

  17. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие./Р.И Айзман., В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. - Иркутск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 204 с.

  18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010, - 160с.

  19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998. - 705 с.

  20. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе /Н.К. Смирнов. - М.: «АРКТИ», 2006.

  21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся /Н.Ф. Талызина. - М., 2013. - С. 5-13

  22. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 240 с.

  23. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения /А.В. Усова. - М.:Педагогика, 2006. -174 с.

  24. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт

  25. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе /Т.И. Шамова. - М.: Перспектива, 2008.



Тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия

Цель

Практическая работа

1

Внешнее строение человека

Продолжить формирование представлений о внешнем строении организма человека, о значении кожи.

Рассматривание кожи под увеличительным стеклом.

Логическая задача «Что было бы, если бы…».

Игры: «Конструктор тела», «Это только для меня», «Редактор».

2

Внутреннее строение человека

Продолжить формирование представлений о внешнем строении организма человека, о внутренних органах и их значении.

Прослушивание легких, сердца, желудка с помощью фонендоскопа.

Игра с логической задачей: ««Покажи правильно».

3

Здоровые зубы

Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.

Чистка зубов и полоскание полости рта. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у стоматолога»

4

Питание и здоровье

Продолжить формирование представлений о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила при употреблении пищи.

Подбор полезных продуктов для питания второклассника, опыт «Действие слюны».

Игра «Четвертый лишний»

5

Режим дня

Продолжить формирование представлений о режиме дня как о важнейшей составляющей здорового образа жизни.

Составление режима дня для учащихся второго класса.

Игра «Восстанови последовательность»

6

Органы чувств

Продолжить формирование представлений об органах чувств, их значении для организма человека.

Определение продукта по запаху, определение источника звука по звучанию, определение предмета по осязанию формы и поверхности, определение вкуса.

7- 8

Система опоры и движения

Формировать представления детей о скелете, его функциях, закреплять представления о необходимости занятий спортом, выполнении утренней зарядки.

Определение нарушения осанки и наличие плоскостопии у ребят класса. Составление комплекса упражнений для утренней зарядки второклассника. Игра «Правильно - не правильно».

9

Кровеносная система

Формировать представления о кровеносной системе человека, закреплять представления о необходимости физических нагрузок для тренировки сердечной мышцы, профилактика вредных привычек.

Определение пульса.

Игры: «Найди свое сердечко», «Сравни, как бьется сердце мое и твоего одноклассника».

10

Дыхательная система

Формировать представления о дыхательной системе человека, закреплять представления о необходимости дышать свежим воздухом, профилактика табакокурения.

Определение экспериментальным путем некоторых свойств воздуха.

Сюжетно-ролевая игра «Советы заболевшим гриппом».

11

Итоговое занятие «Что я знаю о себе. Мой организм»

Определение уровня представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Анкетирование, тестирование.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕРЕДКИНСКАЯ СОШ



«Дидактические игры как средство формирования

представлений о здоровье и здоровом образе жизни

у младших школьников с ОВЗ»

/из опыта работы/





Выполнила: Самойлова Лариса Николаевна,

учитель классов СКО

МБОУ Середкинская СОШ











Бохан 2015

© 2010-2022