Урок на тему Радио и его изобретатель

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное образовательное учреждение начального

профессионального образования

Профессиональное училище № 110












ПРОЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:


« Радио и его изобретатель »





Преподаватель: Гарифуллина Л. А.







с. Акъяр-2013


Урок обобщения и систематизации знании

Не прекрасна ли цель работать,

чтобы оставить людей после себя

более счастливыми, чем были мы?

Монтескье.

Цель урока: обобщить знания по теме «Изобретение радио А. С. Поповым», закрепить знания об устройстве и принципе действия радиопередатчика и приемника, повторить материал о звуке и звуковых волнах, путем решения задач показать, как на практике вычисляют радиотехнические параметры, воспитать гордость за нашего соотечественника, первым передавшим радиотелеграфное сообщение.

Оборудование: компьютер, мультимедейный проектор, слайды.

Ход урока

Учащиеся рассаживаются за столы по группам. На столах название групп: «Модулятор», «Генератор высокой частоты», «Звук», «Антенна», «Микрофон», «Эфир», «Детектор», «Динамик».

На слайде- эпиграф, по обеим сторонам от нее- портреты А. С. Попова, Г. Герца. На слайде со схемой радиоприемника Попова, диапазоны радиоволн, слайд со словами А. С. Попова: «Я русский человек и все свои знания имею право отдать только моей Родине».

Звучат магнитофонные записи:

  1. позывные «Широка страна моя родная…»

  2. «…В эфире радиостанция «Юность»…»

  3. Радиостанции «Славянка».

Сейчас вы услышали музыкальные заставки различных радиопередач. Радио настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы поговорим об этом чудо - изобретении и его изобретателе.

Рождением радио человечество обязано выдающемуся русскому ученому- физику А. С. Попову. Изобретенное им беспроводное средство связи было логическим продолжением и развитием учения об электричестве. история которого уходит в глубину веков. 19 в. был веком чудесных открытии: первые паровозы, первые фотоаппараты, первые летательные аппараты. На переломе веков люди стали свидетелями еще одного чуда. Появилось оно не само собой, а в результате упорного труда изобретателей, исследователей, ученых, представителей разных национальностей.

На слайде записаны имена ученых, имеющих непосредственное отношение к изобретению радио:

  1. Александр Степанович Попов, русский;

  2. Никола Тесла, серб;

  3. Эдуард Бранли, француз;

  4. Гульельмо Маркони, итальянец;

  5. Генрих Герц, немец;

  6. Эдвин Армстронг, американец.

В течение двух минут вспомните и расскажите, какие изобретения принадлежат этим ученым. Члены команды могут советоваться и выносить общее решение. Чтобы работа шла по быстрее, предлагается список их изобретений:

- когерер;

- первый радиотелеграфный аппарат;

- первый радиоприемник без кристаллического детектора, с особым приспособлением по устранению помех и улучшению качества звука;

- первый излучатель радиоволн;

- первая радиостанция, которая передавала сигналы на расстояние 35 км.

Ответы

  1. Основной частью радиоприемника А. С. Попова был когерер. Ученый обнаружил, что чувствительность когерера значительно возрастает, если к нему присоединить длинный провод. Так была создана первая в мире антенна. Прибор обнаруживал на большом расстоянии грозовые разряды. Попов назвал его грозоотметчиком и продемонстрировал 7 мая 1895 г.

  2. Никола Тесла в 1897 г. Недалеко от Нью-Йорка начал устанавливать радиостанцию, которая передавала сигналы на расстояние 35 км. Он определил Маркони, спроектировав самую мощную для того времени радиостанцию.

  3. Эдуард Бранли назвал свой прибор когерером. Он создал его в 1890г. Если включить когерер (трубочку с опилками из металла) в электрическую цепь со звонком, лампочкой и другими сигнальными устройствами, то прибор обнаружит электромагнитные волны. Благодаря когереру в лаборатории ученого появились первые радиоприемники, нарушившие покой старого ученого.

  4. Гульельмо Маркони провел большую работу по усовершенствованию беспроволочного телеграфа Попова и создал радиотелеграфный прибор. Мир узнал об изобретении Маркони благодаря болезни принца Уэльского, летом 1899 г. Маркони по пять раз в день передавал королеве Виктории сообщения о здоровье ее сына.

  5. Генрих Герц открыл экспериментально электромагнитные волны, подтвердив гипотезу Максвелла об их существовании. Он измерил длины этих волн (10 см - 2 м) и определил скорость их распространения.

  6. Радиотехник Эдвин Армстронг избавил радиоприемники от кристаллического детектора и создал приспособление по устранению помех и улучшению качества звука.

Как был устроен первый радиоприемник, вы знаете (схема). А теперь пришло время разобраться, как звук долетает от передающей радиостанции до самых отдаленных уголков нашей страны. Перед вами схема передачи звука от микрофона до динамика. Каждая группа представит свой блок, отвечая на вопросы.

Урок на тему Радио и его изобретательУрок на тему Радио и его изобретатель

Звук

Урок на тему Радио и его изобретатель

мУрок на тему Радио и его изобретательУрок на тему Радио и его изобретательикрофон

МО

ДУ

ЛУрок на тему Радио и его изобретательУрок на тему Радио и его изобретательЯ

ЦИ

Я

Урок на тему Радио и его изобретательГВЧ

Урок на тему Радио и его изобретательУрок на тему Радио и его изобретатель


Урок на тему Радио и его изобретатель

Детектирование


ЭФИРУрок на тему Радио и его изобретатель

Динамик

Передающая антенна Принимающая антенна

Вопросы к группе «Звук»

  1. Каковы природа звука и его источники?

  2. Какой диапазон звуковых частот воспринимает ухо человека?

  3. Какова скорость распространения звука в воздухе?

  4. Инфра-, ультразвук ( примеры, частоты). Как воспринимает звук человек?

(Учащиеся с помощью камертона и металлической линейки демонстрируют, что источником звука является колеблющиеся тела.)

Вопросы группе «Микрофон»

  1. Как устроен микрофон?

  2. Зачем используется микрофон?

  3. Какой роль играет угольный порошок?

(Учащиеся демонстрируют работу микрофона.)

Вопросы группе «ГВЧ»

  1. для чего служит ГВЧ?

  2. Можно ли измерить рабочую частоту ГВЧ?

Вопросы группе «Модулятор»

  1. Что такое модуляция?

  2. Какие виды модуляции, кроме амплитудной вам известны?

  3. Какая модуляция используется в радиосвязи? (график)

  4. Правильно ли выражение «несущая частота»?

Вопросы группе «Антенна»

  1. Что такое антенна?

  2. Для чего служила антенна в приемнике Попова?

  3. Почему антенны устанавливают высоко над землей?

  4. Зачем используют антенны различной формы?

  5. Если антенна расположена внутри здания, что можно сделать для улучшения приема?

Вопросы группе «Эфир»

  1. Что понималось под словом «эфир» при введении его в теорию распространения электромагнитных волн?

  2. Почему на коротких волнах связь можно осуществлять на большие расстояния. Чем на СВ и ДВ?

  3. Как происходит распространение волн в эфире?

  4. Что такое помехи, можно ли с ним бороться?

Вопросы группе «Детектирование»

  1. Что такое детектирование?

  2. Что чаще всего применяют в качестве детектора?

Вопросы группе «Динамик»

  1. Для чего нужен динамик?

  2. Как он устроен?

А теперь предлагаю решить задачу, которые помогут вам понять, как вычисляется параметры радиопередач.

●Колебательный контур приемника состоит из слюдяного конденсатора, площадь пластин которого 800 см ², а расстояние между ними 1мм. На какую длину волны настроен этот контур, если максимальное значение напряжения на пластинах конденсатора в 100 раз больше максимального значения силы тока в катушке. Активным сопротивлением пренебречь.

Вопросы учащимся

? Что такое длина волны?

? Какое название носит формула Т= 2¶ √ LC ?

? В каких единицах измеряют индуктивность и емкость, каков физический смысл этих единиц?

? Что такое диэлектрическая проницаемость среды ε ?

Дополнительный бал получит тот, кто быстро и правильно проверит размерность искомой величины по полученной формуле.

И в заключение урока я хочу предложить командам прочитать зашифрованные слова, точнее, текст фразы, которой А. С. Попов закончил свой доклад на заседании Русского физико - химического общества 7 мая 1895 г. На слайде записаны Имя Отчество и Фамилию изобретателя радио. А также название сконструированного им прибора. Заменив цифры в клетках на соответствующие им буквы, вы получаете текст.

(Ответ. «Могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применен к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний».)

А л е к с а н д р С т е п а н о в и ч П о п о в

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Р а д и о п р и е м н и к

25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37


34

16

Г

У

17

Ы

9

1

З

18

Т

Ь

7

6

8

З

Ж

8

У

19

Т

21

34

23

Й

13

31

36

Б

29

9

20

30

18

8

14

2

Ь

15

12

Й

Ш

33

34

У

10

29

24

3

9

Ш

12

7

10

11

17

29

24

1

15

36

18

12

Г

16

34

21

Ж

33

11

Б

Ы

11

Ь

22

25

36

34

3

7

Е

15

4

13

12

9

12

8

6

19

33

5

36

Г

7

14

2

23

17

15

14

25

1

10

5

11

21

Я

7

18

3

20

9

36

22

29

34

29

Щ

18

Б

Ы

10

11

25

Ы

Х

Э

2

12

37

11

9

18

19

33

5

4

36

Х

37

16

2

3

Б

6

15

18

Й

Преподаватель дает оценку деятельности каждой группы в целом и каждого ее члена.

« Говорит Москва …» - хорошо знакомые нам слова.

? Когда впервые прозвучали эти слова? (21 августа 1921 г.)

? Что за станция «Малый Коминтерн»? (Это первая советская радиостанция).

? Сотни типов радиоприемников можно встретить на прилавках магазинов. А когда были выпущены первые радиоприемники в нашей стране? Как назывался приемник, пригодный и для индивидуального, и коллективного пользования? (В 1924 г. «П - 2», «Радиолина»).


© 2010-2022