• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Восстановительное лечение больных детей раннего возраста ( 1-3 года) при поражении нервной системы и опорно-двигательного аппарата в условиях группы «Мать и дитя»

Статья Восстановительное лечение больных детей раннего возраста ( 1-3 года) при поражении нервной системы и опорно-двигательного аппарата в условиях группы «Мать и дитя»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Восстановительное лечение больных детей раннего возраста ( 1-3 года) при поражении нервной системы и опорно-двигательного аппарата в условиях группы «Мать и дитя»



Актуальность вопроса.

Среди проблем, имеющих государственное медико-социальное значение, особо может быть выделена проблема охраны материнства и детства. Многогранность этой проблемы состоит в том, что она включает в себя комплекс задач, определяющих качество здоровья населения. К ним относятся показатели перинатальной и ранней неонатальной смертности, здоровье детей на разных этапах их жизни, инвалидность с детства, врожденные и наследственные заболевания, врожденные инфекции и др.Большая часть заболеваний нервной системы у детей, а в последующем и взрослых, возникают на разных стадиях внутриутробного развития и реализуются в постнатальном периоде.

Ведущее место в структуре заболеваний, приводящих к инвалидности, занимают психические расстройства, болезни нервной системы и органов чувств( слепота, глухота и др.).До 60-70% причин детской инвалидности связаны с перинатальной патологией. Причем у 60% детей-инвалидов имеются сочетанные нарушения способностей передвигаться, производить точные движения, говорить, адекватно вести себя, контролировать собственные действия. Постоянно возрастающее число инвалидов в мире ( не смотря на явный прогресс медицины) не только свидетельствует об общественной значимости проблемы, но и убеждает в том, что возможности реабилитационной медицины не всегда используются в необходимом объеме. Особенно это касается детей раннего возраста- до 3-лет. Не следует упускать время и в полной мере воспользоваться высокой нейропластичностью развивающегося мозга и активно способствовать восстановлению поврежденных структур и функций. Следует иметь в виду, что как бы сильно не пострадал мозг, не все его нейроны и не во всех зонах претерпели одинаковые патологические изменения. Многие из них не погибли окончательно и способны к восстановлению, и это не терпит промедления.

Практические наблюдения показали, что при условии ранней диагностики и раннего начала адекватного систематического лечения возможно даже полное выздоровление к 2-3х летнему возрасту. Восстановительное лечение детей с заболеваниями нервной системы проводится, как правило, в медицинских специализированных учреждениях, где основной акцент делается на медицинский аспект реабилитации, добиваясь максимальной степени исправления имеющихся у ребенка функциональных нарушений. Очевидно, что наличие остаточных нарушений, сохраняющихся и после исчерпания всего арсенала средств восстановительного лечения, с неизбежностью может приводить и приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка, как в текущем возрастном периоде, так и по мере его взросления. В этой связи не вызывает сомнений актуальность решения задачи комплексной реабилитации детей с инвалидизирующими заболеваниями нервной системы, в состав которой кроме медицинских методов лечения должны входить меры психологической и социальной адаптации.



Опыт работы с детьми раннего возраста в группе

« Мать и дитя» в подразделении « Бережок»

Группа « Мать и дитя» функционирует в «Бережке» с 1996 года. В эту группу принимаются дети с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата в возрасте от 1 года до 3 лет .

В общей структуре структуре преобладают больные с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, проявляющиеся синдромами двигательных нарушений, гипертензионно-гидроцефальным, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, астеническим. Среди двигательных нарушений отмечаются спастические тетрапарезы, мышечная дистония, задержка развития двигательных навыков. По степени тяжести преобладают двигательные нарушения средней тяжести, с тяжелыми двигательными нарушениями проходит за год около 10- 15 детей . Многие дети имеют различной степени отклонения в психическом и речевом развитии.

Медицинская помощь оказывается высококвалифицированными специалистами: врачами-неврологами, физиотерапевтом, врачом ЛФК, а также медицинскими сестрами физио. кабинета и массажистами.

Медицинская реабилитация начинается с осмотра ребенка врачом неврологом, с постановки диагноза и составления плана лечения. Восстановительное лечение включает в себя классический массаж, ЛФК, физиотерапию, медикаментозное лечение. Для каждого ребенка обязательно консультирование физиотерапевтом и врачом ЛФК для согласования всех методов реабилитации и с учетом показаний и противопоказаний. Из физиопроцедур применяются все имеющиеся методики и средства- озокеритовые аппликации, водолечение- ванны, бассейн; широко используется магнитотерапия, электрофорез, СМТ, светолечение. Лечение проводится строго по часовому графику, т.е на каждого пациента выделяется определенное время на лечение в том или ином кабинете. Этим достигается равномерное распределение потока больных по кабинетам и не дает возможности наслаиваться различным видам лечения по времени.

Из медикаментозных средств применяются ноотропные, сосудистые, общеукрепляющие препараты, с обязательным включением поливитаминов. Основным принципом лекарственной терапии является - минимум необходимых средств, недопущение лекарственной перегруженности детского организма.

Дети находятся в группе с утра до обеда, получают 2-х разовое питание, с ними проводятся как индивидуальные занятия , так и групповые мероприятия ..-музыкальные занятия, инсценировки сказок с участием самих детей и их мам. При постановке сказок включаются элементы лечебной гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики рук, а также элементы лечебной педагогики , направленные на развитие познавательных способностей и речи. В групповых занятиях дети получают начальные навыки общения друг с другом, преодоления страха перед незнакомыми людьми , незнакомой ситуации. В подражательной форме они обучаются простейшим умениям самообслуживания- держать ложку вовремя еды и пользоваться ею, одеваться, наводить порядок в игрушках и т.п.

В спортивном зале для маленьких пациентов в группе « Мать и дитя» имеются самые разнообразные приспособления для коррекции двигательных нарушений- горки, брусья, батут, шведские лесенки, сухой бассейн, мячи и т.п.. Много наглядного материала и инструкций для родителей, как проводить занятия с ребенком в том или ином возрасте. Под контролем педагога родители самостоятельно занимаются с детьми , обучаются простейшим приемам гимнастики для детей, чтобы и после выписки из санатория продолжать занятия на развитие двигательных навыков у ребенка в домашних условиях.

Наилучшие результаты отмечаются у детей самого раннего возраста, т.е. в том возрастном периоде, когда нервная система ребенка достаточно пластична, и имеется большой компенсаторный резерв для восстановления утраченных и недоразвитых функций.

Прошло несколько детей раннего возраста, у которых неврологические нарушения были столь значительными, что они были отнесены в группу риска по развитию ДЦП. Однако, после нескольких курсов лечения состояние их значительно улучшилось, двигательное и психическое развитие приблизилось к норме. Оценка эффективности лечения проводилась по специально разработанным таблицам, в которых учитывались все виды нарушений в двигательной и психической сферах . Оценка состояния проводилась до лечения и после с подсчетом коэффициента эффективности.

Было замечено, что дети , которые находятся на лечении вместе с матерью, быстрее адаптируются к режиму группы, испытывают меньше страха перед процедурами. В группе « Мать и дитя» родители принимают активное участие в лечение своих детей, они обучаются простейшим прием гимнастики и индивидуальных занятий на развитие тех или иных психических функций. Самостоятельные занятия родителей с детьми проводятся под контролем воспитателя. Родителям предлагается литература и наглядный материал по вопросам ухода за детьми разного возраста, кормления, гигиены и воспитания. Кроме того, родители принимают самое активное участие в проведении таких мероприятий как кукольные спектакли, праздники и т.п., что способствует повышению эмоционального тонуса у детей, а следовательно улучшает результаты лечения . Таким образом, родители в группе « Мать и дитя» являются не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками лечения своих детей. Дети, находясь на лечении вместе с матерью, не испытывают стресса из-за разлуки с ней, как это бывает при помещении ребенка в санаторий без родителей.

Подводя итоги выше изложенному, исходя из опыта работы группы « Мать и дитя» можно сделать следующие выводы:


  • Эффективность лечения детей с перинатальными поражениями нервной системы зависит от своевременности начатого восстановительного лечения- чем младше возраст ребенка, тем большими компенсаторными возможностями он владеет, а следовательно, и результаты лечения будут более значительными.

  • Большую роль в восстановительном лечении играют родители ребенка, только при их активном участии и заинтересованности можно получить высокие результаты от лечения.



© 2010-2022