• Преподавателю
  • Другое
  • АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Роль общения и взаимоотношений педагога со студентами в образовательной деятельности весьма важна. Это, во-первых, действенный элемент условий, среды, воздуха образования, его качества. Во-вторых то, что он создает, понимая это или нет; в-третьих, то, что относится к средствам образования и влияет на достигаемые результаты.С общением и отношениями связаны многие проблемы среднего профессионального образования в современной России. Падение нравов, моральное опустошение, нецивилизованные рыночные ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ.



Роль общения и взаимоотношений педагога со студентами в образовательной деятельности весьма важна. Это, во-первых, действенный элемент условий, среды, воздуха образования, его качества. Во-вторых то, что он создает, понимая это или нет; в-третьих, то, что относится к средствам образования и влияет на достигаемые результаты.

С общением и отношениями связаны многие проблемы среднего профессионального образования в современной России. Падение нравов, моральное опустошение, нецивилизованные рыночные отношения в образовательной сфере, коммерциализация, коррупции, деформаций различного рода - все это негативно сказывается на общении и взаимоотношениях педагога со студентами. Это проявляется в смещениях целей образовательной деятельности на достижение неполноценных результатов, не требующих ни усилий, ни педагогического профессионализма, барьерах взаимопонимания, ошибках оценок, неадекватном поведении. Устранение недостатков, совершенствование образовательной деятельности и содействие профессионально-личностному становлению студентов во многом обеспечивается владением педагогами психологией общения и взаимоотношений.

Общение педагога со студентами - педагогическое общение - это установление и поддержание целенаправленных и специально организованных контактов преподавателя со студентами для решения задач образования, обучения, воспитания и развития посредством вербальных (речевых) и невербальных средств (жест, взгляд, мимика, дистанция и др.) [1, с. 43]. В отечественной психологии принято выделение трех составляющих общения: познавательной - ориентировки в ситуации общения, коммуникативной - передачи сообщения, интерактивной - взаимовлияния и воздействия [2, с. 78] Они присутствуют и в общении педагога.

Взаимоотношения педагога со студентам психологически, обычно, рассматриваются во взаимосвязях с совместной деятельностью, конфликтами, в личностном, групповом аспектах, но, как правило, в контексте общения. Сущность общения связана, прежде всего с отношением субъект - субъект, личность - личность [3, с. 31], которые выступают стержневыми, задающими его направленность. Поэтому правильное построение педагогом контактов со студентами усиливается их профессионально-личностной ориентированностью.

Главное в них - это индивидуальности студента как будущего профессионала, как обучающегося, способного делать выбор, брать на себя ответственность, быть самостоятельным.

Ценностные ориентиры профессионально-личностных взаимоотношений преподавателя со студентами - это этичность, педагогическая и профессиональная этика, моральность, общечеловеческие ценности - служение добру, истине, делу, справедливости играют роль первого и самого важного условия педагогических отношений. Наиболее существенно в реализации этического отношения преподавателя - уважение личности студента, его человеческих прав, права на выбор, принятие ответственности и проявление самостоятельности.

Взаимоотношения педагога со студентами в основе своей - отношения совместного образовательного труда, а потому сотрудничество является ключевым ориентиром, при котором студент рассматривается как полноправный субъект педагогического процесса. Реализация сотрудничества предполагает:

• построение отношений исходя из взаимного уважения, взаимопонимания, доверия, на нравственно здоровой основе профессионально-личностных педагогических контактов;

• опору на позитивную мотивацию в учебе; отказ от командования, запугивания, формализма;

• построение отношений не от педагога и учебного предмета, а от студента, его запросов, от потребностей будущей профессиональной деятельности.

Диалог как ценностный ориентир наиболее специфичен для профессионально-личностной ориентации отношений педагога со студентами. Студенты в диалоге выступают как равные собеседники с правом на собственную позицию, свое мнение и предложения. Игра - наиболее технологичный способ в профессионально-личностной ориентации. Она хорошо моделирует профессиональную деятельность, снимает психологические барьеры, раскрепощает студентов и является гибким методическим инструментом.

И в заключении, владение педагогом психологией педагогического общения и отношений со студентами является актуальной и важнейшей проблемой развития современного профессионально - личностно ориентированного общения в среднем профессиональном образовании в России.

Список источников:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2014.

  2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: Желаемое и действительное. - М., 2010;

  3. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. - Барнаул, 2010.


© 2010-2022