• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое сообщение на педсовете Воспитательная работа педагога специального класса

Методическое сообщение на педсовете Воспитательная работа педагога специального класса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Сычевская детская школа искусств»

Воспитательная работа педагога специального класса.

Преподаватель Ермолаева О. А.

План работы:

1. Введение «Развитие музыкального образования России 19 -20 в.

2. Воспитательная работа педагога специального класса.

а) «Основные направления, методика проведения и формы воспитательной работы»

б) «Эстетическое воспитание»







Развитие музыкального образования России - 19 -20 веков.

Создание в середине 19 века Русского музыкального общества и пер­вых консерваторий - Петербургской и Московской - послужило основой быстрого развития в нашей стране профессионального му­зыкального образования. Вслед за этими учебными заведениями в крупнейших губернских городах возникли музыкальные училища. Впоследствии, еще в дореволюционное время, были учреждены кон­серватории в Саратове, Одессе и Киеве.

Уже в первые десятилетия своего существования Московская и Пе­тербургская консерватории выросли в крупные музыкальные центры мирового значения. Фортепианными классами в них руководили вы­дающиеся пианисты и педагоги - братья А. и Н. Рубинштейны, Т. Лешетицкий, А. Есипова, В. Сафонов и другие. Искусство этих мас­теров, воплотившее заветы передовой художественной культуры России в пору расцвета отечественной музыкальной классики, послу­жило основой для создания замечательных традиций, сыгравших большую роль в развитии отечественной пианистической культуры. Большим тормозом на пути развития музыкального образования в прежние времена было отсутствие финансовой поддержки со сторо­ны государства. Даже такие ведущие учебные заведения, как консер­ватории в Петербурге и Москве, существовали на средства русского музыкального общества и частных лиц. Этого оказывалось явно не­достаточно, чтобы дать возможность учиться многим детям матери­ально необеспеченных родителей.

Надо отметить большой вклад государства в развитие музыкального образования в советское время.

Передовая идейная основа воспитания молодежи, неустанная забота государства о развитии искусства, создание реальных условий для того, чтобы каждый мог учиться тому, к чему у него есть склонность и способности, - все это благотворно отразилось на судьбах музы­кального образования. Бурный рост культурных запросов русского народа вызвал большую тягу к обучению музыке. Начала быстро увеличиваться сеть учебных заведений.

Осуще­ствлялась педагогигация средних и высших музыкальных учебных заведений, в них вводились теоретические дисциплины, расширяю­щие кругозор учащихся в области педагогики, истории и теории их специальности, например на фортепианном факультете - педагогика, методика обучения игре на фортепиано, история фортепианного ис­кусства и теория пианизма. Широко развертывалась производствен­ная практика, не только исполнительская, но и педагогическая, про­текающая в детских образовательных и музыкальных школах, а так­же в специально организованных при учебных заведениях секторах педагогической практики.

В процессе развития музыкального образования постепенно склады­валась его структура. Низшее звено составляли детские музыкальные школы. Эти учебные заведения не ставят своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Их назначе­ние - музыкальное воспитание широкого круга детей и подростков . Детские школы, кроме того, должны выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в училища. Среднее звено музыкального образования - училища. Они имеют профессиональный профиль: их задача - готовить исполнителей- ансамблистов и педагогов детских музыкальных школ. В связи с этим в программы училищ введен ряд специальных дисциплин. На фортепианных отделах имеются классы ансамбля (камерного и фор­тепианного), концертмейстерский, изучается методика фортепианно­го обучения, проводятся занятия по педагогической практике.

Сред­нее звено включает также средние специальные музыкальные шко­лы, организованные при высших музыкальных учебных заведениях для особо одаренных детей. В этих школах учащиеся получают спе­циальное и общее образование.

Наконец, следующее звено - консерватории, готовящие исполните­лей высшей квалификации - солистов и ансамблистов, а также педа­гогов училищ. Высшими музыкальными учебными заведениями со специально педагогическим профилем обучения являются и музы­кально-педагогические институты (первым из них был Музыкально- педагогический институт имени Гнесиных, основанный в 1944 году).

Задачи поставленные перед музыкальными школами - это постоянное повышение уровня общего музыкального развития детей. Одновременно важно углублять профессиональные основы обучения в училищах и средних специ­альных школах, а также при работе с талантливыми детьми в музы­кальных школах.

Приближение музыкального образования к требованиям жизни вы­зывает необходимость еще большего внимания к развитию само­стоятельности учащегося. Важно позаботиться прежде всего о вос­питании в нем мыслящего музыканта, творчески подходящего к во­просам искусства. Но этим, конечно, нельзя ограничиваться. Надо дать ученику как можно больше практических навыков - в чтении с листа, игре в ансамблях, аккомпанементе, в работе над музыкальным произведением. В последнее время наблюдается значительная активизация творче­ской мысли педагогов, стремлений к широкой постановке методиче­ских проблем и более глубокому их решению. Развитие этих тенден­ций обусловлено в первую очередь быстрым подъемом культуры России в 20 веке. Оно связано и с заметным усилением интереса к вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения во всем мире.

Отмечается усиление внимания педагогов-практиков к научной раз­работке педагогических проблем, использованию достижений общей педагогики, психологии, социологии. В 60-90 годы репертуар музыкальных школ и училищ пополнился многими новыми произведениями, написанными советскими и зару­бежными композиторами. Перед педагогами стояла задача освоения этого учебного материала, отбор и использование из него всего жиз­неспособного. Работу над новыми произведениями рассматривали с широких позиций введение детей и подростков в мир современной

музыки, приобщения их к ее образному строю и выразительным средствам.

Воспитательная работа педагога специального класса.

Обучение игре на любом инструменте в музыкальной школе - слож­ный и многогранный процесс. Он включает в себя не только разви­тие навыков игре на инструменте, но и общемузыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа.

При всем ее разнообразии она может быть сведена к нескольким ос­новным направлениям: воспитание мировоззрения и моральных ка­честв, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, ин­тереса к труду и умения работать, наконец, забота о здоровье и фи­зическом развитии ученика.

Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспиты­вающим. Это один из важнейших принципов методики. Воспитательная работа должна быть ненавязчивой, во многих случа­ях

ее желательно сделать даже неприметной для ученика. Нет ничего хуже, когда она принимает форму глубокомысленных поучений. Ученик их выслушивает потому, что этого нельзя не сделать, и с легким сердцем сейчас же забывает. Замечания или беседы, имею­щие воспитательное предназначение, надо облекать в доступную, по возможности яркую, образную и запоминающуюся форму. Основная часть воспитательной работы проводится на уроке. В про­цессе занятий возникает необходимость постоянно затрагивать раз­нообразные ее области. Опытный, образованный педагог, глубоко вникающий в художественное содержание музыкальных произведе­ний, будет касаться и их образов, и воплощение в них многих жиз­ненно важных тем, и эстетических воззрений композитора, и идеа­лов, которыми вдохновлялось его творчество. Пламенный патрио­тизм Шопена, неукротимый дух борца-свободолюбивца Бетховена, солнечный оптимизм Моцарта, страстная любовь к русскому челове­ку Чайковского и многие, многие другие темы этого рода должны быть затронуты во время изучения учебного репертуара. При умном и тонком подходе к явлениям искусства это может оказать на учени­ка сильнейшее воспитывающее воздействие.

В качестве примера остановимся несколько подробнее на одной важной проблеме - воспитания любви к народной музыке и понима­ния роли народного начала в искусстве.

Педагог сможет рассказать много интересно­го и поучительного об отношении к народной музыке крупнейших композиторов прошлого и современности, о том, что они видели в ней образец художественных высших ценностей, что на ее основе они создавали произведения, близкие народу, воплощающие его ха­рактер, думы и заветные стремления. В процессе повседневной рабо­ты с учеником эти положения важно убедительно раскрывать на конкретных примерах. И в простенькой обработки песни, и в пьесах Чайковского, Рахманинова, Бартока, Прокофьева и многих других композиторов надо обращать внимание ученика на черты народно­сти. В одном случае можно указать на характерный интонационный оборот, в другом - отметить подголосочный склад ткани, в третьем - выявить ладовое своеобразие.. В дальнейшем, когда в какой-нибудь другой пьесе встретятся анало­гичные особенности музыкального языка, желательно напомнить ученику о ранее сказанном и внести некоторые дополнения, развить прежнюю мысль. Постепенно надо вызвать его интерес к самостоя­тельным поискам в этой области.

Очень важная форма воспитательной работы, получающая все боль­шее распространение в настоящее время, - проведение учениками музыкальных вечеров и концертов просветительского характера в средних школах, Домах творчества, детских садах. Это приносит всестороннюю пользу и самим участникам и имеет большое значе­ние для пропаганды искусства.

Особая разновидность просветительской воспитательной работы - проведение вечеров, посвященных различным темам искусства, со­вместными силами учащихся музыкальной и общеобразовательных школ, библиотек. Такие вечера проводятся во многих школах.

Помимо воспитательных задач и приобщения к искусству детей, не обучающихся музыке, такие вечера помогают сближению коллекти­вов обоих учебных заведений. Педагогу специального класса благо­даря этим мероприятиям становится легче найти общий язык с учи­телями общеобразовательной школы, что крайне важно, но не всегда удается осуществить, так как последние иногда недооценивают важ­ность занятий ребенка в музыкальной школе.

Большое место в жизни школы должны занимать классные собрания. Они позволяют педагогу использовать весьма важные и эффектив­ные формы коллективного воздействия на ученика. Тематика класс­ных собраний во многих учебных заведениях отличается значитель­ным разнообразием. Это и беседы о композиторах, о музыке, об ис­кусстве интерпретации, о значительных событиях общественной жизни, доклады по тем же вопросам учащихся, исполнение различ­ных произведений и их обсуждение, конкурсы на лучшее исполне­ние пьесы.

Хорошей формой воспитательной работы справедливо считаются посещение концертов, театров, музеев, экскурсии в памятные куль­турно-исторические места. Их следует прово­дить - и почаще - не только со всем классом, но и с отдельными учащимися (важно только, чтобы это не были всегда одни и те же «любимцы», как иногда случается в практике работы педагогов: со­став группы в каждом конкретном случае должен определяться, пре­жде всего, целесообразностью участия того или иного ученика и, конечно, его желанием).

Вся методическая и внеклассная работа планируется на целый год по четвертям. Заранее долж­ны быть намечены такие мероприятия, как собрания класса, конкур­сы, посещение музеев; они требуют и соответствующей подготовки педагога. Но как быть с воспитательной работой, проводимой непо­средственно в процессе обучения, а также с беседами, возникающи­ми импровизационно, которые могут быть предусмотрены заранее? Следует ли здесь всецело полагаться на волю случая и пойти по ли­нии «самотека»? Конечно, нет! Необходимо ясно представлять себе основные линии воспитательной работы, какую надлежит проводить с каждым учеником, важно быть внутренне подготовленным к ней. Тогда представившийся повод не застигнет врасплох и позволит ис­пользовать его в нужных целях.

1 .Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и к заня­тию им; уже это может благотворно сказаться на формировании ми­ровоззрения ученика.

Важно, чтобы он научился ценить искусство за то прекрасное, что оно дает людям, за ту радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто им серьез­но занимается. Сделать так, чтобы юный музыкант полюбил больше автора, чем себя, произведение, чем свою трактовку, исполнение, чем последующий за ним успех, - вот к чему должны быть направле­ны усилия педагога.

2. Большое значение для понимания учеником общественной роли искусства имеет внешкольная музыкальная работа - концертные вы­ступления, помощь самодеятельности. Именно здесь, при соприкос­новении с профессионально неподготовленной аудиторией, стано­вится особо ощутимым, что, значит, помочь людям приблизиться к сокровищам художественного творчества, как благодарна каждая попытка такого рода и какое удовлетворение может принести ее осуществление. Тем самым музыкант-педагог средствами искусства будет формиро­вать у своего ученика одно из самых важных качеств. Важно чтобы молодой музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Надо слушать хорошие произведения в возможно лучшем исполнении. Нельзя переоценить благотвор­ность воздействия концертов больших артистов, искусство которых оставляет неизгладимый след в сердцах слушателей. Приходилось замечать, что некоторые педагоги проявляют эмоцио­нальную скованность, когда речь заходит о раскрытии красоты му­зыки исполняемых учениками сочинений. Они будто стыдятся или считают ненужным просто, от души сказать: «Как это прекрасно! Как чудесно звучит эта модуляция, эта новая тональная окраска! Вслушайся в нее, почувствуй ее и сыграй так, чтобы и другие могли ей насладиться!». А ведь как важно, чтобы на уроках почаще при­сутствовали такие моменты! Живая непосредственная реакция педа­гога на красоты изучаемых произведений способна оказывать силь­нейшее воздействие на пробуждение эстетического чувства ученика. Ставя перед собой задачу формирования художественного вкуса ученика, хороший педагог не только эмоционально реагирует на прекрасное в искусстве, но и стремится объяснить, почему это пре­красно. Эстетические оценки в таких случаях подкрепляются рас­смотрением выразительных средств, используемых автором. Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем разносторон­нее оно ведется. Не надо упускать случая почаще обращать внима­ние ученика на красоту образа литературного произведения, картины или скульптуры. При этом желательно проводить параллели, кото­рые помогли бы глубже понять и прекрасное в музыке. Недаром Лист говорил, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Говоря это, великий пианист не только пытал­ся наметить некоторые общие точки соприкосновения между твор­чеством мастеров различных областей искусства, но и стремился научить учеников ценить прекрасное в различных его проявлениях. С развитием инновационных технологий эстетическое воспитание ученика стало доступнее, т. к. посещение музеев, картинных галерей можно совершать виртуально. В отличие от обычных экскурсий, когда дается общее представление о всем собрании и идет преимущественно речь о сюжетах, воплощен­ных художниками, такие посещения желательно проводить в форме непринужденной беседы, обращая внимание учащихся на эстетиче­скую ценность произведений искусства.

Очень многое для развития эстетического чувства может дать при­рода. Она обостряет ощущение красоты, наполняет запасом впечат­лений от прекрасного в окружающей нас жизни. К. Н. Игумнов ссылался на собственный опыт, рассказывал, как в нем проснулось что-то новое, когда он впервые увидел море, и как это помогло ему лучше понять многие музыкальные сочинения. Едва ли можно отрицать значение поездок по бескрайним просторам родной земли для постижения красот эпических произведений русской му­зыки.

Список литературы:

1.Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просве­щении и образовании». 1965

2. А. «Методика обучения игре на фортепиано», 1987 г.

3. Нейгауз Г. «Долг педагога - воспитывать творческую само­стоятельность ученика». 1952 г.






© 2010-2022