- Преподавателю
- Другое
- Методическое сообщение на педсовете Воспитательная работа педагога специального класса
Методическое сообщение на педсовете Воспитательная работа педагога специального класса
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолаева О.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Сычевская детская школа искусств»
Воспитательная работа педагога специального класса.
Преподаватель Ермолаева О. А.
План работы:
1. Введение «Развитие музыкального образования России 19 -20 в.
2. Воспитательная работа педагога специального класса.
а) «Основные направления, методика проведения и формы воспитательной работы»
б) «Эстетическое воспитание»
Развитие музыкального образования России - 19 -20 веков.
Создание в середине 19 века Русского музыкального общества и первых консерваторий - Петербургской и Московской - послужило основой быстрого развития в нашей стране профессионального музыкального образования. Вслед за этими учебными заведениями в крупнейших губернских городах возникли музыкальные училища. Впоследствии, еще в дореволюционное время, были учреждены консерватории в Саратове, Одессе и Киеве.
Уже в первые десятилетия своего существования Московская и Петербургская консерватории выросли в крупные музыкальные центры мирового значения. Фортепианными классами в них руководили выдающиеся пианисты и педагоги - братья А. и Н. Рубинштейны, Т. Лешетицкий, А. Есипова, В. Сафонов и другие. Искусство этих мастеров, воплотившее заветы передовой художественной культуры России в пору расцвета отечественной музыкальной классики, послужило основой для создания замечательных традиций, сыгравших большую роль в развитии отечественной пианистической культуры. Большим тормозом на пути развития музыкального образования в прежние времена было отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Даже такие ведущие учебные заведения, как консерватории в Петербурге и Москве, существовали на средства русского музыкального общества и частных лиц. Этого оказывалось явно недостаточно, чтобы дать возможность учиться многим детям материально необеспеченных родителей.
Надо отметить большой вклад государства в развитие музыкального образования в советское время.
Передовая идейная основа воспитания молодежи, неустанная забота государства о развитии искусства, создание реальных условий для того, чтобы каждый мог учиться тому, к чему у него есть склонность и способности, - все это благотворно отразилось на судьбах музыкального образования. Бурный рост культурных запросов русского народа вызвал большую тягу к обучению музыке. Начала быстро увеличиваться сеть учебных заведений.
Осуществлялась педагогигация средних и высших музыкальных учебных заведений, в них вводились теоретические дисциплины, расширяющие кругозор учащихся в области педагогики, истории и теории их специальности, например на фортепианном факультете - педагогика, методика обучения игре на фортепиано, история фортепианного искусства и теория пианизма. Широко развертывалась производственная практика, не только исполнительская, но и педагогическая, протекающая в детских образовательных и музыкальных школах, а также в специально организованных при учебных заведениях секторах педагогической практики.
В процессе развития музыкального образования постепенно складывалась его структура. Низшее звено составляли детские музыкальные школы. Эти учебные заведения не ставят своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Их назначение - музыкальное воспитание широкого круга детей и подростков . Детские школы, кроме того, должны выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в училища. Среднее звено музыкального образования - училища. Они имеют профессиональный профиль: их задача - готовить исполнителей- ансамблистов и педагогов детских музыкальных школ. В связи с этим в программы училищ введен ряд специальных дисциплин. На фортепианных отделах имеются классы ансамбля (камерного и фортепианного), концертмейстерский, изучается методика фортепианного обучения, проводятся занятия по педагогической практике.
Среднее звено включает также средние специальные музыкальные школы, организованные при высших музыкальных учебных заведениях для особо одаренных детей. В этих школах учащиеся получают специальное и общее образование.
Наконец, следующее звено - консерватории, готовящие исполнителей высшей квалификации - солистов и ансамблистов, а также педагогов училищ. Высшими музыкальными учебными заведениями со специально педагогическим профилем обучения являются и музыкально-педагогические институты (первым из них был Музыкально- педагогический институт имени Гнесиных, основанный в 1944 году).
Задачи поставленные перед музыкальными школами - это постоянное повышение уровня общего музыкального развития детей. Одновременно важно углублять профессиональные основы обучения в училищах и средних специальных школах, а также при работе с талантливыми детьми в музыкальных школах.
Приближение музыкального образования к требованиям жизни вызывает необходимость еще большего внимания к развитию самостоятельности учащегося. Важно позаботиться прежде всего о воспитании в нем мыслящего музыканта, творчески подходящего к вопросам искусства. Но этим, конечно, нельзя ограничиваться. Надо дать ученику как можно больше практических навыков - в чтении с листа, игре в ансамблях, аккомпанементе, в работе над музыкальным произведением. В последнее время наблюдается значительная активизация творческой мысли педагогов, стремлений к широкой постановке методических проблем и более глубокому их решению. Развитие этих тенденций обусловлено в первую очередь быстрым подъемом культуры России в 20 веке. Оно связано и с заметным усилением интереса к вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения во всем мире.
Отмечается усиление внимания педагогов-практиков к научной разработке педагогических проблем, использованию достижений общей педагогики, психологии, социологии. В 60-90 годы репертуар музыкальных школ и училищ пополнился многими новыми произведениями, написанными советскими и зарубежными композиторами. Перед педагогами стояла задача освоения этого учебного материала, отбор и использование из него всего жизнеспособного. Работу над новыми произведениями рассматривали с широких позиций введение детей и подростков в мир современной
музыки, приобщения их к ее образному строю и выразительным средствам.
Воспитательная работа педагога специального класса.
Обучение игре на любом инструменте в музыкальной школе - сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только развитие навыков игре на инструменте, но и общемузыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа.
При всем ее разнообразии она может быть сведена к нескольким основным направлениям: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать, наконец, забота о здоровье и физическом развитии ученика.
Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Это один из важнейших принципов методики. Воспитательная работа должна быть ненавязчивой, во многих случаях
ее желательно сделать даже неприметной для ученика. Нет ничего хуже, когда она принимает форму глубокомысленных поучений. Ученик их выслушивает потому, что этого нельзя не сделать, и с легким сердцем сейчас же забывает. Замечания или беседы, имеющие воспитательное предназначение, надо облекать в доступную, по возможности яркую, образную и запоминающуюся форму. Основная часть воспитательной работы проводится на уроке. В процессе занятий возникает необходимость постоянно затрагивать разнообразные ее области. Опытный, образованный педагог, глубоко вникающий в художественное содержание музыкальных произведений, будет касаться и их образов, и воплощение в них многих жизненно важных тем, и эстетических воззрений композитора, и идеалов, которыми вдохновлялось его творчество. Пламенный патриотизм Шопена, неукротимый дух борца-свободолюбивца Бетховена, солнечный оптимизм Моцарта, страстная любовь к русскому человеку Чайковского и многие, многие другие темы этого рода должны быть затронуты во время изучения учебного репертуара. При умном и тонком подходе к явлениям искусства это может оказать на ученика сильнейшее воспитывающее воздействие.
В качестве примера остановимся несколько подробнее на одной важной проблеме - воспитания любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве.
Педагог сможет рассказать много интересного и поучительного об отношении к народной музыке крупнейших композиторов прошлого и современности, о том, что они видели в ней образец художественных высших ценностей, что на ее основе они создавали произведения, близкие народу, воплощающие его характер, думы и заветные стремления. В процессе повседневной работы с учеником эти положения важно убедительно раскрывать на конкретных примерах. И в простенькой обработки песни, и в пьесах Чайковского, Рахманинова, Бартока, Прокофьева и многих других композиторов надо обращать внимание ученика на черты народности. В одном случае можно указать на характерный интонационный оборот, в другом - отметить подголосочный склад ткани, в третьем - выявить ладовое своеобразие.. В дальнейшем, когда в какой-нибудь другой пьесе встретятся аналогичные особенности музыкального языка, желательно напомнить ученику о ранее сказанном и внести некоторые дополнения, развить прежнюю мысль. Постепенно надо вызвать его интерес к самостоятельным поискам в этой области.
Очень важная форма воспитательной работы, получающая все большее распространение в настоящее время, - проведение учениками музыкальных вечеров и концертов просветительского характера в средних школах, Домах творчества, детских садах. Это приносит всестороннюю пользу и самим участникам и имеет большое значение для пропаганды искусства.
Особая разновидность просветительской воспитательной работы - проведение вечеров, посвященных различным темам искусства, совместными силами учащихся музыкальной и общеобразовательных школ, библиотек. Такие вечера проводятся во многих школах.
Помимо воспитательных задач и приобщения к искусству детей, не обучающихся музыке, такие вечера помогают сближению коллективов обоих учебных заведений. Педагогу специального класса благодаря этим мероприятиям становится легче найти общий язык с учителями общеобразовательной школы, что крайне важно, но не всегда удается осуществить, так как последние иногда недооценивают важность занятий ребенка в музыкальной школе.
Большое место в жизни школы должны занимать классные собрания. Они позволяют педагогу использовать весьма важные и эффективные формы коллективного воздействия на ученика. Тематика классных собраний во многих учебных заведениях отличается значительным разнообразием. Это и беседы о композиторах, о музыке, об искусстве интерпретации, о значительных событиях общественной жизни, доклады по тем же вопросам учащихся, исполнение различных произведений и их обсуждение, конкурсы на лучшее исполнение пьесы.
Хорошей формой воспитательной работы справедливо считаются посещение концертов, театров, музеев, экскурсии в памятные культурно-исторические места. Их следует проводить - и почаще - не только со всем классом, но и с отдельными учащимися (важно только, чтобы это не были всегда одни и те же «любимцы», как иногда случается в практике работы педагогов: состав группы в каждом конкретном случае должен определяться, прежде всего, целесообразностью участия того или иного ученика и, конечно, его желанием).
Вся методическая и внеклассная работа планируется на целый год по четвертям. Заранее должны быть намечены такие мероприятия, как собрания класса, конкурсы, посещение музеев; они требуют и соответствующей подготовки педагога. Но как быть с воспитательной работой, проводимой непосредственно в процессе обучения, а также с беседами, возникающими импровизационно, которые могут быть предусмотрены заранее? Следует ли здесь всецело полагаться на волю случая и пойти по линии «самотека»? Конечно, нет! Необходимо ясно представлять себе основные линии воспитательной работы, какую надлежит проводить с каждым учеником, важно быть внутренне подготовленным к ней. Тогда представившийся повод не застигнет врасплох и позволит использовать его в нужных целях.
1 .Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и к занятию им; уже это может благотворно сказаться на формировании мировоззрения ученика.
Важно, чтобы он научился ценить искусство за то прекрасное, что оно дает людям, за ту радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто им серьезно занимается. Сделать так, чтобы юный музыкант полюбил больше автора, чем себя, произведение, чем свою трактовку, исполнение, чем последующий за ним успех, - вот к чему должны быть направлены усилия педагога.
2. Большое значение для понимания учеником общественной роли искусства имеет внешкольная музыкальная работа - концертные выступления, помощь самодеятельности. Именно здесь, при соприкосновении с профессионально неподготовленной аудиторией, становится особо ощутимым, что, значит, помочь людям приблизиться к сокровищам художественного творчества, как благодарна каждая попытка такого рода и какое удовлетворение может принести ее осуществление. Тем самым музыкант-педагог средствами искусства будет формировать у своего ученика одно из самых важных качеств. Важно чтобы молодой музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Надо слушать хорошие произведения в возможно лучшем исполнении. Нельзя переоценить благотворность воздействия концертов больших артистов, искусство которых оставляет неизгладимый след в сердцах слушателей. Приходилось замечать, что некоторые педагоги проявляют эмоциональную скованность, когда речь заходит о раскрытии красоты музыки исполняемых учениками сочинений. Они будто стыдятся или считают ненужным просто, от души сказать: «Как это прекрасно! Как чудесно звучит эта модуляция, эта новая тональная окраска! Вслушайся в нее, почувствуй ее и сыграй так, чтобы и другие могли ей насладиться!». А ведь как важно, чтобы на уроках почаще присутствовали такие моменты! Живая непосредственная реакция педагога на красоты изучаемых произведений способна оказывать сильнейшее воздействие на пробуждение эстетического чувства ученика. Ставя перед собой задачу формирования художественного вкуса ученика, хороший педагог не только эмоционально реагирует на прекрасное в искусстве, но и стремится объяснить, почему это прекрасно. Эстетические оценки в таких случаях подкрепляются рассмотрением выразительных средств, используемых автором. Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем разностороннее оно ведется. Не надо упускать случая почаще обращать внимание ученика на красоту образа литературного произведения, картины или скульптуры. При этом желательно проводить параллели, которые помогли бы глубже понять и прекрасное в музыке. Недаром Лист говорил, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Говоря это, великий пианист не только пытался наметить некоторые общие точки соприкосновения между творчеством мастеров различных областей искусства, но и стремился научить учеников ценить прекрасное в различных его проявлениях. С развитием инновационных технологий эстетическое воспитание ученика стало доступнее, т. к. посещение музеев, картинных галерей можно совершать виртуально. В отличие от обычных экскурсий, когда дается общее представление о всем собрании и идет преимущественно речь о сюжетах, воплощенных художниками, такие посещения желательно проводить в форме непринужденной беседы, обращая внимание учащихся на эстетическую ценность произведений искусства.
Очень многое для развития эстетического чувства может дать природа. Она обостряет ощущение красоты, наполняет запасом впечатлений от прекрасного в окружающей нас жизни. К. Н. Игумнов ссылался на собственный опыт, рассказывал, как в нем проснулось что-то новое, когда он впервые увидел море, и как это помогло ему лучше понять многие музыкальные сочинения. Едва ли можно отрицать значение поездок по бескрайним просторам родной земли для постижения красот эпических произведений русской музыки.
Список литературы:
1.Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании». 1965
2. А. «Методика обучения игре на фортепиано», 1987 г.
3. Нейгауз Г. «Долг педагога - воспитывать творческую самостоятельность ученика». 1952 г.