Рабочая программа по черчению ( 9 класс)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Утверждена приказом № ___ от _______13г. МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Директор МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» __________________ А.М. Круглов


Рассмотрена и рекомендована к утверждению Управляющим советом МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Протокол № __6_ от 25.08.2015г.

Председатель управляющего совета ________Дубовицкая Л.П.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района Тамбовской области



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧЕРЧЕНИЮ

для 9а, 9б классов

на 2015 - 2016 учебный год



Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 35



р.п Дмитриевка

2015 г.


Рабочая программа основного общего образования

по черчению 9 класс

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным

изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Место учебного предмета в учебном плане

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Всего за год 34 часа.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Правила оформления чертежей (7 часов)

Способы проецирования (7 часов)

Сечения и разрезы (5 часов)

Чтение и выполнение чертежей (8 часа)

Сборочные чертежи изделия (5 часов)

Основы архитектурно-строительного черчения (2ч.)

Обобщение знаний (1час)


Формы организации образовательного процесса:

- фронтальные;

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- практикумы идр.

Технологии обучения, используемые для изучения курса «Черчение», различные методы и средства обучения:

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

- словестные методы;

- метод наглядности;

- практический метод;

- метод проетного обучения;

- метод проблемного обучения и др.

Предметные результаты изучения предметной области «Черчение» должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • формирование основ графической культуры обучающихся; развитие образного и ассоциативного мышления, зрительной памяти, и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных

  • приобретение опыта работы графическими материалами, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика);

  • осознание значения черчения в повседневной и дальнейшей жизни;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к графической деятельности.

Виды и формы контроля:

Для оценки результатов учебной деятельности обучающихся по черчению в рабочей программе используется текущий и итоговый контроль. Текущий и итоговый контроль проводится в различных формах: устный опрос; графические и практические работы; творческие задания; проектные работы.

Требования к подготовке школьников в области черчения.

В результате изучения черчения ученик должен знать/понимать: Стандарты, плоскости проецирования, масштабы, линии чертежа,

форматы, все виды чертежей (чертеж, эскиз, аксонометрическое изображение). Знать элементарные геометрические тела и их проекции. Все виды сечений, разрезов. Знать правила, порядок чтения чертежей. Подвижные, неподвижные соединения и способы их соединения. Знать правила соединения деталей и правила выполнения рабочих чертежей детали со сборочного чертежа (деталирование).

Учащиеся должны уметь: пользоваться, применять на практике чертежные принадлежности. Уметь проецировать геометрические тела на 3 плоскости проекции. Мысленно расчленять детали машин и механизмов на элементарные

геометрические составляющие. Уметь мысленно рационально делить детали с целью определения внутренней конструкции. Уметь читать чертеж и определять способы соединения деталей, их конструкцию и назначение, как каждой детали, так и сборки в целом.

Перечень учебно-методических средств обучения

Методическая литература:

Для учителя

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.

3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. - М.: Просвещение,1990.

4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2004.

5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. - М.: Высшая школа, 1978.

7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение,1991.

Для учащихся

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. - М.: Просвещение. 1990.

3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.

4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение,1991.

6.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. - М.: Просвещение,1993.

7.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. - М.: Просвещение,1990.

Учебные таблицы

Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная

- формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная

Содержание программы по предмету «Черчение»

9 класс (34ч.)

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


Содержание разделов

Кол-во часов

Правила оформления чертежей

7

Способы проецирования

7

Сечения и разрезы

4

Сборочные чертежи

5

Чтение и выполнение чертежей деталей

8

Основы архитектурно-строительного черчения

2

Обобщение знаний

1

Всего

34

Содержание тем учебного курса «Черчение».

Правила оформления чертежей (7 часов).

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Контроль знаний и умений: Графическая работа «Линии чертежа».

Способы проецирования (7 часов).

Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Контроль знаний и умений: Практическая работа «Аксонометрические построения».

Сечения и разрезы (4 часа).

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

Решение графических задач, в том числе творческих.

Контроль знаний и умений: Практическая работа «Разрезы на аксонометрических проекциях» (вырезы 1/4 части детали)

Сборочные чертежи (5 часов).

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.).

Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

Контроль знаний и умений: Графическая работа «Чертеж резьбового соединения «(Болтовое соединение); практическая работа «Чтение сборочных чертежей»; графическая работа «Деталирование».

Чтение и выполнение чертежей деталей (8 часов).

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.

Чтение чертежей.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.

Контроль знаний и умений: Графическая работа «Чертеж детали в трех видах по двум данным».

Основы архитектурно-строительного черчения (2 часа).

Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Контроль знаний и умений: Практическая работа «Чтение строительных чертежей».

Обобщение знаний (1 час).

Подведение итогов.

Контроль знаний и умений: Защита творческих проектов.

Обязательный минимум графических и практических работ.


Содержание работы

Примечание

1

Линии чертежа

---------

2

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр.

3

Построение третьей проекции по двум данным

----------

4

Устное чтение чертежей

----------

5

Чертеж детали с применением разреза

По одному или двум видам детали

6

Разрезы на аксонометричеких проекциях

----------

7

Чертеж резьбового соединения

---------

8

Чтение сборочных чертежей

С выполнением технических рисунков 1 -2 деталей

9

Деталирование

Выполняются чертежи 1- 2 деталей

10

Чтение строительных чертежей

С использованием справочных материалов

11

Выполнение чертежа детали (контрольная работа)

По сборочному чертежу

Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - в тетрадях.

Контроль знаний и умений учебного предмета курса черчения 9 класс.


Учащиеся должны знать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

- условные изображения и обозначения резьбы.

Учащиеся должны иметь понятие:

- об изображениях соединений деталей;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

- выполнять необходимые разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Кол.

часов

Тема урока.

Цели урока.

Формы занятий

Наглядные пособия

Домашнее задание

I четверть (9 часов).

Правила оформления чертежей ( 7часов).

1.

1 час

Введение. Учебный предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности.

- Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах.

-Прививать навыки организационной работы на уроке.

-Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес.

-рассказ с показом

-просмотр таблиц

-записи в рабочих тетрадях

-учебные таблицы: «Виды графических изображений» - две таблицы,

-образцы чертежей

стр. 3-14

упр. на стр. 14 в тетрадь

2.

1 час

Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

- Прививать навыки работы чертежными инструментами на уроке.

-Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес.

-беседа

-графические и практические упражнения

-образцы чертежей

-учебник (форзац)

Упр. в тетради

3.

1 час

Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. -Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости.

-Углубить интерес учащихся к предмету.

-Воспитывать организованность, активность, аккуратность.

-беседа

-графические и практические упражнения

-учебная таблица: «Линии чертежа»

-образцы чертежей

-учебник (форзац)

Оформить два формата вертикальный и горизонтальный

-§2 (п.1-2)

4.

1 час

Линии чертежа.

- Дать представление о разновидностях линий, их назначении и правилах начертания.

- Развивать графические навыки при выполнении чертежей

-беседа

-графические и практические упражнения

учебная таблица: «Линии чертежа»

-образцы чертежей

-учебник (форзац)

5.

1 час

Шрифты чертежные.

-Учить писать буквы согласно требованиям стандарта.

-Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа.

-Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей чертежа, развивать графические навыки.

-рассказ с показом примеров написания букв

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Шрифт чертежный»

-справочная таблица

-образцы шрифтов

§2 (п. 4)

-алфавит в тетрадь

6.

1 час

Графическая работа №1.

Линии чертежа.

-Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.

-Прививать навыки организационной работы на уроке.

-Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание.

-графическая работа (проверка знаний).

-образцы чертежей

-учебник (рис.24)

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности.

§2 повторить

7.

1 час

Правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы.

-Прививать навыки выполнения чертежа. Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа.

-Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки.

-Воспитывать аккуратность и усидчивость.

-беседа

-учебные таблицы

§2 (п.5-6)

-форматА4 (вертикальный)

Графическая работа «Чертеж плоской детали»

Способы проецирования (7 часов)

8.

1 час

Проецирование.

- Дать представление о способах проецирования.

- Развивать графические навыки при построении чертежей.

-графическая работа

-карточки-задания №2

-формат А4

-чертежные инструменты

§2 повторить

-инструменты

9.

1 час

Проецирование на одну и две плоскости проекций.

-Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость.

-Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров.

-Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления.

-беседа с показом примеров

-работа с учебником

-демонстрация трехгранного угла

-учебник

- модели деталей

-карточки-задания №9

§3; §4 (п.1)

-инструменты

II четверть (7 часов).

10.

1 час

Прямоугольное проецирование как основной способ получения изображений на плоскости. Расположение видов на чертеже. Местные виды.

- Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций

-Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность.

-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.

-рассказ с показом

-графические упражнения

-учебник

-модели деталей (пластмасса)

-трехгранный угол

-карточки-задания №6

§4, §5

-инструменты

11.

1 час

Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур.

-Дать понятие об аксонометрии как изображении.

-Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии.

-Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету.

-беседа с показом

-построение на доске (фронтальная работа)

-учебник таблица

№1

-тетрадь

-инструменты

§6-7 (п.1-2).

-инструменты

12.

1 час

Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.

- Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.

-Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии.

-Развивать пространственное мышление.

-построение на доске и в тетради

-учебник таблица

№2

-тетрадь

-инструменты

-образцы чертежей

§7 (п.3)

-инструменты

13.

1 час

Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.

-Учить строить окружность в изометрии.

-Познакомить с понятиями - овал, эллипс.

-Развитие пространственного представления и мышления.

-фронтальная работа

-учебник

-учебная таблица

-тетрадь

-чертежные принадлежности

§8

-дочертить

14.

1 час

Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.

-Дать основные понятия о техническом рисунке.

-Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции»

-Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе.

-рассказ с показом

-фронтальная работа

-образцы чертежей

-учебник

-чертежные принадлежности и инструменты

§9

-чертежные инструменты

15

1 час

Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе.


Чтение и выполнение чертежей (8 часов)

16.

1 час

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел.

-Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела.

-Способствовать развитию технического и образного мышления.

-Нацеливать на рабочие профессии.

-рассказ с показом

-графические упражнения

-построения на доске и в тетради

-учебная таблица

-геометрические тела

-модели деталей

-учебник

-тетрадь

-карточки-задания №11

§10-11;

§16

-чертежные инструменты

III четверть (10 часов).

17.

1 час

Проекции вершин, ребер, граней и точек.

-Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин.

-Формирование навыков построения проекций этих элементов.

-Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел.

-беседа

-построения на доске и в тетради

-модели деталей

-учебник

-тетрадь

-карточки-задания №9

§12;

-формат А4

-инструменты

18.

1 час

Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах.

-Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей.

-Закреплять знания по теме: «Проецирование».

-Развитие образного мышления. Творческих способностей.

-рассказ

-графические упражнения

-учебник

-тетрадь

-модели деталей

§13

-формат А4

-инструменты

19.

1 час

Графическая работа «Чертеж детали в трех видах по двум данным».

-Закрепление навыков построения проекций предметов.

-Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали.

-Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления.

-графическая работа деталей

-карточки-задания №13

-инструменты

-формат А4

§13 повторить

-инструменты

20.

1 час

Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата.

-Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета.

-Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

-Развитие логического мышления.

-рассказ по учебной таблице и учебнику

-учебная таблица

-учебник

-инструменты

-тетрадь

§14

-инструменты

21.

1 час

Практическая работа «Чтение чертежей».

-Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей.

-Закрепление знаний по пройденным темам.

-Развитие пространственного и логического мышления.

-чтение чертежей

-учебник

-тетрадь

§17

-формат А4 в клетку

-чертежные инструменты

22.

1 час

Геометрически построения. Сопряжения.

-Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении.

-Углублять знания о практическом применении чертежей.

-Воспитывать организованность, самостоятельность.

-объяснение материала.

-построения на доске и в тетради

-учебная таблица

«Сопряжения»

-учебник

-тетрадь

-инструменты

§15

-формат А4

-инструменты

23.

1 час

Графическая работа

«Чертеж детали с элементами сопряжения».

-Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений.

-Выявление знаний по данной теме.

-Учить экономному использованию времени.

-графическая работа

-карточки-задания №15

-учебник

-инструменты

§15 повторить

-формат в клетку


Сечения и разрезы на чертежах (4 часа).

24.

1 час

Общие понятия о сечениях и разрезах.

-Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений.

-Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали)

-Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений.

-рассказ с показом примеров

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы»

-модели деталей

-карточки-задания

№ 1-2

§20-22;

Формат для эскизов (в клетку)

25.

1 час

Разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы.

-Дать понятие о разрезах как об изображениях.

-Знакомство с классификацией разрезов.

-Формирование навыков построения целесообразных разрезов.

Практическая работа по теме.

-рассказ с показом примеров

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Сечения и разрезы»; «Фронтальный разрез»; «Горизонтальный разрез»; «Профильный разрез».

§23-24,

-формат для эскизов.

26.

1 час

Соединение половины разреза с половиной вида.

-Учить определять необходимость построения на чертеже соединения половины вида и разреза.

-Определять значимость выбора разреза от симметричности детали.

-Познакомить с особыми случаями разрезов

-рассказ по таблицам

-работа с учебником

-учебная таблица: «Соединение вида и разреза»

-учебник

-чертежные инструменты

§25 (п. 2), §26 рис.195 стр.150 №3 в тетрадь

IV четверть (8 часов).

27.

1 час

Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали)

- Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом.

-Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z).

-Совершенствование графических навыков

Практическая работа по теме.

-объяснение по таблице

-показ чертежей

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Аксонометрические проекции деталей с вырезом»

-модели деталей с вырезом (пластмасса)

-карточки-задания №13

§26, §27

Сборочные чертежи (5 часов)

28.

1 час

Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные соединения. Шпоночные и штифтовые соединения.

-Дать основные понятия о соединениях деталей.

-Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей.

-Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов.

-рассказ по таблицам с показом

-учебные таблицы «Разъемные и неразъемные соединения», «Шпоночные и штифтовые

соединения»

-учебник

-чертежные принадлежности и инструменты

§30; §33

-чертежные принадлежности

29.

1 час

Изображение резьбы на стержне и в отверстии

-Дать основные понятия о резьбовых соединениях

-Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах

-Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов.

Графическая работа

Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение)

-Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей

-Совершенствование навыков резьбового соединения

-Формирование навыков самостоятельной работы

-рассказ по таблицам с показом

--графические упражнения

-учебные таблицы «Резьбовые соединения»

-модели резьбовых соединений

-учебник

-чертежные принадлежности и инструменты

-карточки-задания №18 (или рис. 217 г)

-формат А4

-чертежные принадлежности и инструменты

§31-32

-чертежные принадлежности

-формат А4

30.

1 час

Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей, последовательность.

-Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах.

-Научить читать сборочные чертежи

-Развивать устную речь учащихся.

Практическая работа

Чтение сборочных чертежей

-Закрепление знаний по теме «Условности и упрощения на сборочных чертежах», «Порядок чтения сборочных чертежей».

-Развитие умения излагать свои мысли грамотно, в полном объеме, используя термины учебного предмета.

-рассказ с показом

-чтение сборочных чертежей

-учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»

-учебник

-тетрадь

§35-36

31.

1 час

Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений.

-Познакомить учащихся с понятием - Деталирование.

-Изучить порядок деталирования.

-Закрепить новый материал.

-Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». Научить выделять стандартные детали, входящие в изделие.

-объяснение материала

-запись порядка деталирования в тетрадь

-выполнение чертежей деталей

-учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»

-учебник

-тетрадь

§37

32.

1 час

Графическая работа

Деталирование сборочного чертежа

-Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах».

-Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий.

-Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру.

-выполнение чертежей деталей по чертежам изделий

-карточки-задания №21

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности

§37 повторить

Основы архитектурно-строительного черчения (2 часа).

33.

1 час

Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Отличие от машиностроительных чертежей.

-Познакомить с архитектурно-строительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения.

-Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов.

-Научить понимать (читать) строительные чертежи.

Практическая работа

Чтение строительных чертежей.

-Закрепление знаний по теме: «Архитектурно-строительные чертежи», «Условные изображения на строительных чертежах».

-Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

-объяснение материала.

-чтение строительных чертежей

-учебные таблицы «Строительные чертежи»

-учебник

-строительные чертежи прошлых лет

§38-40

34.

1 час

Контрольный урок

-карточки-задания №24






Календарно-тематическое планирование по черчению. 9 класс

№п/п

Темы разделов и уроков

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.

Вид контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

I

Правила оформления чертежей (7часов).

1

Введение. Учебный предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности.

Предварительный

осознание значения черчения в повседневной и дальнейшей жизни

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


2

Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

Практикум

формирование основ графической культуры обучающихся

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


3

Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись.

Текущий

формирование основ графической культуры обучающихся

осознанно выбирать наиболее эффективные графические способы работы

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию

4

Линии чертежа.

Практикум

формирование основ графической культуры обучающихся

осознанно выбирать наиболее эффективные графические способы работы

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

5

Шрифты чертежные.

Текущий

формирование основ графической культуры обучающихся

осознанно выбирать наиболее эффективные графические способы работы

формирование ответственного отношения к учению,

6

Графическая работа

Линии чертежа.

Практикум

приобретение опыта работы графическими материалами

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

7

Правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы.

Текущий

приобретение опыта работы графическими материалами

осознанно выбирать наиболее эффективные графические способы работы

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

II

Способы проецирования (7 часов)


8

Проецирование.

Предварительный

развитие образного и ассоциативного мышления, зрительной памяти, и творческого воображения

осознанно выбирать наиболее эффективные графические способы работы

формирование ответственного отношения к учению

9

Способы проецирования на одну и две плоскости проекций.

Текущий

развитие образного и ассоциативного мышления, зрительной памяти, и творческого воображения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

10

Прямоугольное проецирование как основной способ получения изображений на плоскости. Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Практикум

Развитие ассоциативного мышления, пространственного воображения

осознанно выбирать наиболее эффективные графические способы работы

формирование ответственного отношения к учению


11

Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур.


Практикум

Развитие ассоциативного мышления, пространственного воображения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению



12

Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.


Практикум

Развитие ассоциативного мышления, пространственного воображения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению

13

Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.


Практикум

Развитие ассоциативного мышления, пространственного воображения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению

14

Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.


Практикум

Развитие графических навыков выполнения чертежей от руки и на глаз с соблюдением пропорций

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению



15

Графическая работа. «Построение в аксонометрии».

Практикум

Развитие графических навыков

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению

III

Чтение и выполнение чертежей (8 часов)


16

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел.


Практикум

Развитие ассоциативного мышления, пространственного воображения

осознанно выбирать наиболее эффективные графические способы работы

формирование ответственного отношения к учению

17

Проекции вершин, ребер, граней и точек.


Практикум

Развитие графических навыков

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению

18

Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах.


Текущий

Развитие ассоциативного мышления, пространственного воображения

формирование ответственного отношения к учению

19

Графическая работа

Чертеж детали в трех видах по двум данным.


Практикум

Развитие графических навыков

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов

формирование ответственного отношения к учению

20

Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата.


Практикум

Развитие графических навыков

21

Практическая работа

Чтение чертежей.


Практикум

22

Геометрически построения. Сопряжения.


Практикум

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению

23

Графическая работа

Чертеж детали с элементами сопряжения.


Текущий

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

IV

Сечения и разрезы на чертежах (4 часа).


24

Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов.


Практикум

формирование ответственного отношения к учению



25

Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы.


Практикум

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов

формирование ответственного отношения к учению



26

Соединение половины разреза с половиной вида. Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости).


Практикум

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов

формирование ответственного отношения к учению





© 2010-2022