Социально Бытовая Ориентировка, 7класс

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (СБО), разработана и составлена на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.В. Воронковой, «ВЛАДОС»., 2000г, под редакцией И.М. Бгажнаковой (5 - 9 классы). Москва.: «Просвещение», 2005 год).

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изменения в жизни общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений. В специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, необходимых нравственно-эстетических знаний и практических навыков. А некоторые дети вообще не имеют предоставления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Социально-педагогическая значимость этих проблем вызвала необходимостью введения в учебный план новых тем из предмета «Домоводство».

Цель программы - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета СБО:

  1. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства;

  2. Формирование знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам;

  3. Коррекция (выравнивание) личностного развития ребенка и подготовка его к самостоятельной жизни.

Материал программы для 7 класса является логическим продолжением изученного в 6 классе.

Тематическое планирование может осуществляться учителем по своему усмотрению, т.е. количество часов по темам, очередность изучения тем, количество экскурсий и практических занятий планируются с учётом возможностей кабинета, местности проживания, сезонных изменений в природе. Допустимо разбить один раздел для изучения тем в нескольких четвертях, а можно изучить разделы в той последовательности, в которой они предложены программой.

Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но когда они сталкиваются с ними в быту это вызывает значительные затруднения. Учебно-воспитательные задачи решаются в конкретных видах деятельности самих учащихся на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применения в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от занятия беседа может иметь различное назначение.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем , и сложность материала возрастет. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. С учеником домашнего обучения эти экскурсии часто виртуальные, игровые. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Общее количество часов по программе 32 часа.



Социально - бытовая ориентировка.

7 класс,

32 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Дата

Тема урока

Обязательный минимум содержания программы

Содержание работы

Требования к уровню подготовки учащегося

1

Вводный урок. Значение социально-бытовой ориентировки в жизни.

Связь СБО с другими предметами.

Ведение тетради.

Знание техники безопасности пользования бытовыми приборами.

Уметь пользоваться ножницами при стрижке ногтей.




2

Личная гигиена.


Личная гигиена подростка.

Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.

Ведение записи в тетради.

Практическая работа: моделирование прически на каждый день.

Знать: правила соблюдения личной гигиены подростка.

Ежедневно проводить гигиенические процедуры.



3

Личная гигиена.

Гигиена одежды, нательного белья.

Ведение записи в тетради.

Практическая работа:

Распределение белья в шкафу.


Знать: о необходимости гигиены одежды, нательного белья.

Уметь: Пользоваться предметами личной гигиены для девочек.


4

Личная гигиена.

Гигиена постельного белья.

Практическая работа:

Смена наволочки, простыни.

Уметь: менять постельное белье (наволочку, простынь)

5

Одежда.

Ремонт разорванных мест одежды, штопка.

Практическая работа: пришиваем карман.

Уметь вдеть нитку в иголку; совместить детали, пришить карман к изделию.

6

Одежда.

Стирка, утюжка белья.

Практическая работа: глажение постельного белья (простынь, наволочка)


Знать: виды стирки (ручная, машинная)

Уметь: пользоваться стиральной машинкой-автомат, гладить наволочку, простынь.

7

Одежда.

Химчистка . Виды услуг. Правила пользования

Виртуальная экскурсия на предприятие. Просмотр фильма.

Знать особенности стирки цветного и белого белья,

правила пользования СМС.

8

Семья. Права и обязанности членов семьи


Каждый человек имеет права и обязанности, которые необходимо соблюдать в обществе, в семье.


Основные права и обязанности в семье. Обсуждение проблемных ситуаций по иллюстрациям.

Знать:

  • распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;

права и обязанности ребенка в семье

9

Семья.


Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность


Задание для подготовки к уроку: беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи. Составление таблицы «Место работы членов моей семьи».

Знать: место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников. Уметь: рассказать о месте работы и должности членов своей семьи по составленной таблице

10


Семья.

Помощь родителям по дому.

Практическая работа: уборка рабочего места.

Знание видов уборки жилых помещений.

11

Культура поведения.

Поведение в гостях.

Игровая ситуация «идем в гости к подруге ( бабушке, к маминым друзьям)»

Знать правила культурного поведения в гостях. Проявление уважения к хозяевам дома.

12

Культура поведения.

Прием гостей дома.

Игровая ситуация «пришли в гости подруги (бабушка, мамины друзья)»

Знать правила приема гостей, чаепития.

13

Культура поведения.

Получение и вручение подарков.

Игровая ситуация «Дарим подарок» «получаем подарок»

Уметь выбирать подарок по интересам и возрасту.

Уметь принимать подарок с благодарностью.

14

Жилище.

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету

Практическая работа : мытье зеркал и окон.

Знать последовательность поведения уборки жилых помещений.

Способы утепления окон.

15

Жилище.

Животные в доме. Кошка, собака.

Практическая работа: уход за животным, кормление.

Знать правила соблюдения гигиены жилья при наличии животных в доме.

16

Жилище.

Санитарная обработка дома при необходимости.

Знакомство с санитарно -бытовыми средствами дезинфекции (уксус, сода, «доместос»)

Знать правила санитарной обработке при карантине (грипп, в

етрянка)

17

Питание.

Значение правильного питания в жизни подростка.

Последовательность приготовления блюд.

З

нать и называть основные блюда .

18

Питание.

Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда

Знакомство со стандартным меню. Виды супов.

Знать способы обработки мяса, птицы, рыбы.

19

Питание.

Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.

Знакомство с устройством кухонного комбайна. Его назначение и функции.

Практическая работа. Взбивание теста для блинов.

Знать технику безопасности при пользовании кухонным комбайном.

20

Питание.

Сервировка стола к обеду.

Знакомство со столовыми приборами. Праздничная сервировка.


Знать правила праздничной сервировки стола.

21


Питание

Легкие закуски. Салаты. Их назначение и значение в питании подростка.


Знакомство с видами закусок, салатов, бутербродов и их назначением.

Уметь приготовить салат из доступных продуктов.

22

Медицинская помощь.


Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения.

Знакомство с домашней аптечкой.

Уметь пользоваться термометром.

Знать о вреде самолечения.

23

Медицинская помощь.

Первая помощь при травмах.

Упражнения в наложениях повязок на рану, поврежденную конечность. Обработка ран.


Знать номер скорой помощи, уметь вызвать врача на дом.


24

Транспорт.

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.

Назначение вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;)


Знать назначение вокзалов и их основных служб.

Уметь находить знаки, помогающие сориентироваться в здании.

25

Транспорт.

Маршрутные передвижения по городу

Выбор наиболее рациональных маршрутов от дома до заданного пункта

(больница, школа, магазин, аптека)

Работа со схемой движения городского транспорта.


Уметь: выбирать наиболее оптимальный маршрут при передвижении по городу.

26

Торговля.

Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.

Знакомство со специализированными магазинами.

Уметь ориентироваться в выборе магазина.

27

Торговля.

Экскурсия на автовокзал с посещением супермаркета.

Расписание движения пригородных маршрутов. Установление зависимости между стоимостью билета и расстоянием пути.

Уметь ориентироваться в расписании маршрутных автобусов. Уметь оплачивать проезд и покупки.

28

Торговля. .

Порядок приобретения товара. Обмен товара по чеку

Знакомство с порядком приобретения товара, формой оплаты. Важность хранения чека для возможности обмена товара. Рассматривание образца чека из супермаркета. Решение проблемной ситуации.

Знать: правила покупки товаров;

Уметь: проверять чек и сдачу; хранить чек в течение срока гарантии на товар.

29

Промышленное предприятие.

Экскурсия на кондитерскую фабрику.

Виртуальное знакомство с работой на кондитерской фабрике.

Знать названия цехов промышленных предприятий.

30

Средства связи.

Знакомство с основными средствами связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.

Современные средства связи.

Скайп. Видеозвонок.

Знать: основные средства связи;

Уметь: пользоваться современными средствами связи

31

Средства связи.

Знакомство с электронной почтой,

Создание почтового ящика. Электронный адрес.

Знать: виды электронных почтовых отправлений. Их возможности.

32

Итоговый урок.

Экономика домашнего хозяйства.

Умение экономно вести домашнее хозяйство, рассчитывать доход семьи на месяц.



© 2010-2022