Воспитательные технологии: сущность, идеи, принципы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные технологии: сущность, идеи, принципы

Цель: раскрытие роли воспитательных технологий в создании среды обеспечивающей успешное воспитание детей-сирот.

Повестка:

1. Теоретическая часть: выступление по теме заседания (руководитель ШПО, педагоги);

2. Тренинг общения как одна из форм воспитательных технологий (Денисенко Ю. С., педагог-психолог);

3. Подведение итогов заседания.

(слайд 1) Готовясь к сегодняшнему мероприятию, поймала себя на мысли, что прежде чем изучать воспитательные технологии нужно определиться, для чего их нужно изучать, что они нам дадут, в конце концов, что это такое, ответить для себя на вопрос: как это использовать. Технологий в мире много, а какие именно подходят для той или иной группы детей? За время нашего сегодняшнего заседания невозможно изучить все технологии, но понять их необходимость, я думаю, возможно.

(слайд 2) Педагог детского дома ежедневно прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность воспитанников, применяя воспитательные технологии.

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

(слайд 3) Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne -искусство, мастерство, умение и «логия» - наука.

В толковом словаре технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология» множество, на основании которых можно сделать вывод: технология - это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем. В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.

Педагогические технологии - это сложные системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития воспитанников. Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии.

(слайд 4) Воспитательные технологии - это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии намного сложнее образовательных, так как в их основе лежат отношения между воспитанниками и педагогами и они требуют от педагогов умение вести за собой детей, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

Методы, способы, техники, приемы, средства, формы - соседи и родственники технологии. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат. Например: незапланированные изменения отношения воспитанников к педагогу в процессе осуществления педдействия; изменения в отношениях ребят друг к другу, факты вежливости, организованности, дисциплинированности, т.е. меняются качества поведения и черты личности воспитанников. Существует своеобразный алгоритм способов действия воспитателя, задающий определенные качества деятельности детей (например, творческий характер, соревновательность), а также определенные качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность). Из сказанного можно выстроить цепочку:

(слайд 5) воспитательные технологии = цели + методы + результаты.

По каким же критериям мы определяем, технология ли это? (слайд 6)

  • это массовые, т.е. известные формы и способы работы;

  • в способе должна быть некая устойчивость, типичность;

  • должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Общепринятой классификации воспитательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. (раздать таблицы с технологиями). Любые классификации остаются условными, поскольку не вмещают все многообразие технологий воспитания. В своей практической деятельности педагог чаще всего стоит перед конкретными вопросами: как преобразовать воспитательную ситуацию, как выбрать способы действия (свои, проверенные многократно, или успешно примененные кем-то; известные или новые, новаторские; «быстродействующие» или длительные, системные), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей? Эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных воспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса. В современном воспитании на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют: (слайд 7)

1. Педагогическая технология Надежды Егоровны Щурковой

2. Педагогика сотрудничества

3. Гуманно - личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили или как ее еще называют «Школа жизни»

4. Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова

5. Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского

6. Технология воспитательной работы с коллективом (по Е.Н. Степанову)

7. Игровые технологии

8. Технология создания ситуации успеха.

(слайд 8) Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии - технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой).

Общая воспитательная цель любого группового дела - формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

(слайд 9) Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

  • Содержательная (предметная) деятельность

  • Завершение

  • Проекция на будущее

В своей работе эту технологию педагоги детского дома в основном используют в проведении воспитательных часов по всем направлениям.

(слайд 10) Педагогика сотрудничества - педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я». Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное - настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.

(слайд 11) Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание:

  • постановка личности ребенка в центр всей воспитательной системы;

  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

  • развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

  • возрождение русских национальных и культурных традиций;

  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

  • постановка трудной цели.

Примером педагогики сотрудничества может служить совместная проектная деятельность. Так же при проведении творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям. Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

(слайд 12) Гуманно - личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили

Овладение основами гуманного педагогического мышления - непреложная часть формирования педагога третьего тысячелетия. Гуманно -личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

(слайд 13) Целевыми ориентациями гуманно - личностной технологии Ш. А. Амонашвили являются:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  • развитие и становление познавательных сил ребенка;

  • идеал воспитания - самовоспитание.

Примером такой технологии может быть воспитательный час по направлению «Личностное развитие. Основы социализации».

К сегодняшнему мероприятию педагоги подготовили выступления по данной теме.

Выступления педагогов

(слайд 14) Морокова Т. А. (Технология КТД И. П. Иванова)

(слайд 15) Андреева Н. Н. (Игровые технологии)

(слайд 16) Хапаева Е. Г. (Технология воспитательной работы с коллективом класса)

(слайд 17) Зорина Ю. А. (Технология гуманно-коллективного воспитания В. А. Сухомлинского)

(слайд 18) Сероштанова Е. Б. (технология создания ситуации успеха)

Спасибо всем за выступления. Я хотела бы добавить следующее. (слайд 19) Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий: Интернет-технологий, технологий электронной почты, компьютерных обучающих программ, Web-технологий, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексий как метод самопознания и самооценки, тренинговых технологий, технологий воспитания с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение воспитательных часов без использования ИКТ. Так же очень активно в нашем учреждении применяются здоровьесберегающие технологии - это еще одно направление работы педагога. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека с малых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. С целью профилактики мы с ребятами проводим воспитательные часы против вредных привычек, индивидуальные беседы, игры и упражнения, конечно же это не всегда дает положительные результаты. При использовании такой технологии уместен метод проектов. Например, одна группа ребят получает задание провести анкетирование среди воспитанников о вредных привычках, об информированности о них. Другая - ищет информацию в Интернете об этой вредной привычке: статистику, ответы врачей, других компетентных людей. Третья группа - ролики на эту тему. Через пару недель ребята приносят свои материалы, воспитатель их просматривает, дает рекомендации. От группы выбирается по одному - два человека для защиты своей части проекта. На очередном воспитательном часе этот проект защищается. Таким образом, задействованы все дети, но каждый работал над своей темой, поэтому интересно выслушать представителей других групп.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей детей, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания. Эта технология очень помогает при составлении сценариев к праздникам, при подготовке к мероприятиям.

(слайд 20) В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Тренинг общения».

Сейчас я бы хотела попросить Юлию Сергеевну провести с нами тренинг.

Большое спасибо всем за выступления.

(слайд 21) В заключении следует отметить, что владение воспитательными технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным. Какими бы технологиями воспитания мы не пользовались необходимо всегда помнить о том, как это отражается на ребенке и придерживаться принципа НЕ НАВРЕДИ.

Спасибо всем за сотрудничество и понимание темы сегодняшнего заседания!

Какая воспитательная технология (технологии) на ваш взгляд результативно применяется в нашем учреждении?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую из предложенных технологий Вы рекомендовали бы для использования в работе педагогам нашего учреждения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените актуальность данного мероприятия по 5 бальной шкале___________________________

Какая воспитательная технология (технологии) на ваш взгляд результативно применяется в нашем учреждении?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую из предложенных технологий Вы рекомендовали бы для использования в работе педагогам нашего учреждения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените актуальность данного мероприятия по 5 бальной шкале___________________________

Какая воспитательная технология (технологии) на ваш взгляд результативно применяется в нашем учреждении?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую из предложенных технологий Вы рекомендовали бы для использования в работе педагогам нашего учреждения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените актуальность данного мероприятия по 5 бальной шкале___________________________


© 2010-2022