МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа Этикет и мы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Корнейчук Полина Валерьевна,

преподаватель экономических дисциплин


КЛАССНЫЙ ЧАС

«ЭТИКЕТ И МЫ»

Чтоб место в обществе хорошее занять, нам следует все нормы этики понять и соблюдать.

Студенты

КГАОУ СПО «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»


Психолого-педагогическое обоснование:

Актуальность и важность темы классного часа «Этикет и мы» продиктована временем.

Современная экономика России характеризуется созданием развитой инфраструктуры предприятий, бирж, посреднических организаций, ярмарок, аукционов и т.д. На пути освоения рынка происходит построение деловых отношений в бизнесе и сфере обслуживания, где работают после окончания колледжа наши выпускники.

Сегодня условия жизни показывают, что в сфере обслуживания и бизнеса возникает жесткая конкуренция, усиливающаяся с каждым днем. В этой связи важными факторами, во многом определяющими успех деятельности каждого выпускника, являются манера вести себя, знания и навыки в области этикета, внутренняя культура и деликатность.

Очень важно умение видеть себя со стороны, нацелить себя на терпеливую и трудную работу над самим собой, глубже понять себя и других, реализовать свой творческий потенциал и, следовательно, стать конкурентоспособным специалистом.

В современном мире большую роль играет этика деловых отношений, охватывающая широкий круг проблем. Понятие морали, представление о поведении в обществе возникают у человека благодаря взаимоотношениям с другими людьми. Успех любого дела во многом зависит от культуры поведения человека, включающей этикет, поступки и формы общения.

Известный французский писатель Ф. Ларошфуко заметил, что можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться. Поэтому важной становится не только сумма знаний правил этикета, но и способность студентов к саморазвитию и самосовершенствованию. В современном мире профессиональный рост и деловой успех невозможны без саморазвития личности, без формирования активной жизненной позиции. Для этого студентам необходимы готовность к переосмыслению стереотипов собственного опыта и освоение новых моделей поведения.

Сегодня важным моментом в становлении личности является развитие и формирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, но и подготовленного к социальной адаптации, способного в будущем обеспечивать гуманизацию производственных отношений на основе развития и совершенствования коммуникативных навыков. Последние в свою очередь базируются на нравственности, на умении управлять собой, на соблюдении правил и норм взаимодействия.

Еще совсем недавно многие студенты и не подозревали о существовании некоторых проблем. Изменились, повзрослели вчерашние школьники - изменилось и отношение к ним окружающих, повысились требования.

Как избежать лишних упреков, одергиваний, насмешек? Как стать обаятельным, приятным в общении человеком?

По тому, как человек держится, как он ходит, садится, как он держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах личности. Зачастую от первого впечатления зависит принятие важных решений, успех, осуществление желаний.

Этикет - это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и понять. При этом следует помнить, что правила этикета определяются местом, временем и обстоятельствами.

Практика показывает, что многим студентам не раз приходилось попадать в трудные ситуации, когда теряешься и не знаешь, как себя вести.

Очутились в незнакомой компании: кто должен представиться первым? На столе несколько тарелок, разные вилки, ножи, ложки. Как с ними обращаться? Что следует надеть в театр или на дискотеку, чтобы быть нарядным, но в то же время не выглядеть «белой вороной»? Много непростых задачек подбрасывает жизнь каждому человеку буквально на каждом шагу.

Разумеется, что научиться сразу всему не получится. Народная мудрость гласит: «Век живи - век учись!».

Век современной молодежи только начинается. Хочется верить, что опыт, мудрость, ошибки и просчеты, которые довелось многим приобрести или пережить, пригодятся нашим студентам - будущим специалистам.

Цель, которая стоит перед классными руководителями - приучить студентов к определенным моделям поведения, помочь овладеть элементами культуры делового общения.

Основные задачи, необходимые для достижения данной цели:

- разобраться вместе со студентами в правилах этикета, в тех нормах, следуя которым они не будут испытывать неудобства, а общение с другими людьми станет взаимоприятным;

- научить студентов управлять своими эмоциями, слышать и понимать другого человека, жить в согласии с окружающими и принимать многообразие мира.

Кроме того, следует акцентировать внимание студентов на том, что профессиональная компетентность специалистов немыслима без психологической культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо использовать следующие методы:

- информационно-развивающие (объяснения, рассказы, беседы о нормах и правилах поведения), в которых классный руководитель играет более активную роль, чем студенты;

- репродуктивные (разыгрывание ситуаций по заданному сценарию, воспроизведение изученного материала) для закрепления знаний правил этикета и норм поведения и совершенствования умений общаться и правильно вести себя в различных ситуациях;

- проблемно-поисковые (в ходе подготовки к игре) и творчески-воспроизводящие (во время обыгрывания ситуаций по ходу игры).

Классные руководители в работе со студентами используют различные формы, такие как:

- фронтальная работа (классный руководитель излагает материал, а студенты овладевают общей темой);

- групповая работа (во время подготовки к игре и в ходе игры), которая создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности;

- индивидуальная работа (при подготовке докладов по отдельным вопросам темы классного часа, предложенной классным руководителем).

Важным моментом развития и повышения активности личности является управление классным руководителем рефлексией студентов. В данном мероприятии классные руководители проводят рефлексию в форме анкетирования. Анкета-рефлексия дает возможность иметь реальную и подробную связь с каждым студентом, а студенту - поразмышлять.



Ход внеклассного мероприятия


Знакомство студентов с нормами и правилами этикета проходит в два этапа (проводится 2 классных часа).

1 этап (подготовительный, информационно-развивающий) в каждой группе проходит по отдельности.

Классные руководители знакомят студентов с историей развития этикета.

Не смотря на то, что современный этикет мало чем напоминает те сложные правила, которых придерживалось окружение основоположника этикета французского короля Людовика XIV, все же часть из них дошла до нас из тех далеких времен. Фильтры исторического развития отсеяли все незначительные, бесполезные условности, и мы унаследовали от прошлого лишь самое ценное, незыблемое и рациональное, присущее большинству народов мира.

Следует отметить, что современный этикет основан на уважении личности независимо от того, на какой ступени социальной лестницы находится человек. Другая особенность - приверженность манерам и стилю поведения, соответствующим общественным потребностям. Правила этикета вполне разумны, они подсказывают самые удобные и экономичные способы взаимоотношений между людьми. Пренебрегать ими также нелепо, как, например, не замечать достижений современной техники.

Современный этикет не является суммой застывших рекомендаций и правил. Он демократичен, его характеризует динамизм, при котором нормы прошлого органически сочетаются с современными правилами поведения.

После знакомства с историей этикета необходимо раскрыть суть категорий и правил повседневного этикета: приветствия, обращения, комплимента, поздравления и т.п.

Большое внимание следует уделять вопросам делового этикета, регламентирующим поведение людей при личных контактах в текущей работе, на переговорах, приемах, а так же в переписке, в разговорах по телефону.

Среди других вопросов - правила составления деловых писем, поведения за обеденным столом, способы сервировки стола, гостевой этикет, правила хорошего тона за домашним столом, этикет внешнего вида, этикет и Интернет.

На сегодняшний день издано много литературы по этикету, поэтому классные руководители имеют возможность использовать различные цитаты, факты и примеры «из жизни замечательных людей».

Для развития творческой активности студентов можно рекомендовать подготовку докладов на определенные темы.

В конце 1 этапа студенты получают домашнее задание. Им предлагается самостоятельная работа с литературой по гражданскому и деловому этикету. Кроме того, студенты каждой группы должны подготовить команду для проведения второго этапа, девиз и эмблему.


2 этап (проводится не ранее, чем через 1 неделю после 1 этапа) - игра «Брейн-ринг».

Цели:

- усвоение студентами основных этических требований в поведении и общении с людьми;

- развитие культуры общения и поведения.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомление студентов с нормами поведения и правилами этикета;

- установление гуманных отношений между членами коллектива.

Развивающие:

- развитие коммуникативных способностей студентов;

- регулирование межличностных отношений;

- содействие общему благополучному психологическому климату в коллективе;

- развитие навыков правильного поведения.

Воспитательные:

- воспитание культуры студентов;

- формирование межличностных отношений в группе;

- организация системы отношений в коллективе через разнообразные формы воспитательной деятельности.

Игровая:

- выявить команду студентов, соблюдающих нормы поведения в различных социально-бытовых ситуациях, в профессиональной деятельности, как победителя игры.

Форма: игра «Брейн - ринг».

Обеспечение:

  • экран;

  • мультимедийный проектор;

  • учебная доска;

  • 2 стола для команд, по 8 стульев у каждого стола;

  • стол и стулья для жюри;

  • магнитофон для CD (тихая музыка для сопровождения);

  • листы бумаги и ручки;

  • секундомер или песочные часы;

  • 2 погремушки (звуковой сигнал);

  • 4 кусочка хлеба, 2 блюдца, 2 салфетки;

  • 2 тарелки, 2 ножа, 2 вилки;

  • 2 яблока, 2 апельсина, кисть винограда;

  • задания;

  • бланки для жюри;

  • призы.

Предварительная работа. В двух учебных группах формируются команды. Каждой команде необходимо придумать:

  • название, связанное с темой игры;

  • девиз;

  • представление (форма одежды, эмблема и т.п.).

Кроме того, формируется команда жюри, в которую входят старосты обеих групп и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.


  1. Организационный момент.

Приветственное слово.

Куратор 1. Слово «этикет» - французское, обозначает оно «установленный порядок поведения». Но не случайно оно стоит рядом со словами «этика» и «этикетка».

Этика занимается нормами поведения, а этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых фиксировались основные правила поведения. Такие этикетки раздавались во Франции во времена Людовика XIV, чтобы каждый мог свериться - правильно ли он поступает в той или иной ситуации. Но общие правила этикета появились задолго до этикеток. Их мы применяем и сейчас.

От того, как мы себя ведем, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам.

Первая книга об этикете была издана в 1204 году, она называлась «О правилах поведения». С тех пор, конечно, много воды утекло, многое изменилось, но хорошее осталось хорошим, плохое - плохим.

Куратор 2.

  • Как расположить к себе собеседника?

  • Как познакомиться с человеком?

  • Как вести себя за столом, в транспорте, в общественном месте?

  • Какие и как правильно дарить подарки?

Об этом должен знать каждый уважающий себя человек. Ответы на эти и многие другие этические вопросы вы можете найти в книгах по этикету. А сегодня мы посмотрим, как вы готовы к жизни в обществе.

Куратор 1. Тема нашей встречи (показывает на экран) - «Этикет и мы».

Сразу же возникает вопрос: «Из чего же складывается понятие этикет?» Как вы думаете?

Студенты предлагают различные варианты.

(Варианты ответов: нормы поведения, культура и т.д.)

(Экран) Вот они, составляющие этикета:

  • воспитанность;

  • вежливость;

  • уважение к себе и к окружающим;

  • комфорт в общении.

Встреча наша проходит в форме брейн - ринга. А что значит брейн - ринг, вы знаете?

Brain (англ.) - мозг

Ring (англ.) - круг, кольцо

Куратор 2. А это значит, что ожидает нас сегодня, уважаемые студенты, мозговой штурм.

Позвольте представить вам правила игры.

Экран.


  1. Правила игры


  1. Брейн - ринг - это соревнование нескольких команд.

  2. В каждой команде по 8 человек.

  3. У команды - своя команда болельщиков.

  4. Игра проходит в 4 этапа. Каждый этап состоит из 5 вопросов.

  5. На обдумывание вопроса - 1 минута.

  6. Готовая к ответу команда подает звуковой сигнал с помощью погремушки.

  7. Во время пауз между этапами проводится соревнование болельщиков. Болельщики получают баллы для своей команды, то есть помогают ей победить.

  8. Судить игру будет жюри.

В жюри приглашаются:

1. Студент группы ССК-05-02 Казаков Николай.

2. Студент группы МТС-05-03 Селиванов Павел.

3. Председатель жюри, замдиректора ПРК по УВР Пашина Марина Григорьевна.

3. Ход игры

Куратор 1. Любое занятие, обычно, начинается с проверки домашнего задания. Вот и у нас, до начала игры команды имеют возможность заработать первые баллы. Домашним заданием было придумать:

  • название команды, связанное с темой игры;

  • девиз;

  • представление команды (эмблема, форма одежды и т.п.).

Сейчас мы проведем жеребьевку и узнаем, какая из команд будет первой представлять домашнее задание, а какая - второй.

Уважаемое жюри, вам необходимо будет оценить каждый пункт домашнего задания отдельно по пятибалльной шкале.

Куратор 2. Итак, команды отчитались о выполнении домашнего задания. Каковы же оценки нашего жюри? Пожалуйста, оценки первой команде за название, оценки второй команде за название и т.д. Коротко прокомментировать свои оценки мы попросим….Пожалуйста,…

Итак, счет нашей игры …

Начинаем I этап.

Куратор 1. I раунд «Приветствия и встречи»

(Экран)

(Кураторы по очереди задают вопросы).

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение:

А) всегда мужчина;

Б) всегда женщина;

В) всегда старший;

Г) всегда младший;

Д) входящий;

Е) находящийся в помещении.


  1. Когда мы впервые встречаемся с человеком, кто должен представиться первым (3 ситуации):

  • мужчина, женщина;

  • младший, старший;

  • начальник, подчиненный.


  1. Кто должен здороваться на улице первым:

А) стоящий;

Б) проходящий.

4. Вам назначили свидание, можете ли Вы отказаться от свидания, не объясняя причин.

(нет)


  1. Кто несет расходы во время свидания?

А) Молодой человек

Б) Девушка

В) Поровну

Г) Не имеет значения

(молодой человек, а девушка - не должна заказывать дорогие блюда и удовольствия)

I этап игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас первая пауза.

(Жюри подводит итоги I раунда).

Пауза 1. «Правила ведения беседы» (Экран: Конкурс среди болельщиков).

Назовите 5 правил ведения беседы (ответ - в письменном виде). На обсуждение 1 минута.

Возможны следующие варианты:

  • вести разговор вежливо

  • говорить ровным голосом

  • смотреть в глаза собеседнику

  • не перебивать

  • не использовать слова-паразиты

  • не усложнять речь, используя иностранные слова или научные термины

  • не увлекаться жестикуляцией

  • говорить четко, не глотая слова

  • выдерживать нужную интонацию

Куратор 1. Пока жюри совещается, мы с вами узнаем интересные факты приветствия. Вы никогда не задумывались, почему многие люди здороваются за руку? Существуют и другие способы приветствовать друг друга.

В кинофильмах вы видели, вероятно, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпы.

Куратор 2. У некоторых народов, например, при встрече было принято тереться носами или даже исполнять народный танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый и дружеский жест, понятный каждому. Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест.

Куратор 1. От очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что, приучите себя не здороваться через порог.

Куратор 2. Подошло время подвести итоги первого раунда.

Жюри оглашает итоги 1 раунда + итоги конкурса болельщиков.

Итак, общий счет нашей игры:…

Приступаем ко второму раунду.

II раунд. «Правила поведения в общественных местах»

(Экран)

  1. Кто первым входит в помещение:

    • мужчина;

    • женщина.


  1. Вы опоздали в кинотеатр, сеанс уже начался, ваши действия.

(сесть на свободное место)


  1. При входе и выходе (2 ситуации) из общественного транспорта кому отдается первенство - мужчине или женщине.

(заходит первой женщина, выходит первым мужчина)


  1. Перед вами ситуация в автобусе:

( сценка (роли исполняют студенты): мужчина заходит в автобус и садится на свободное место, разворачивает газету, читает ее, рядом стоит женщина с тяжелой сумкой, позади него сидит молодой человек, заглядывает в газету через плечо и одновременно ковыряет в зубах зубочисткой. Мужчина с газетой чихает, женщина говорит ему: «Будьте здоровы!». Он не реагирует.)

Назовите, пожалуйста, неправильные действия пассажиров.


  1. Мужчины любого возраста должны уступать место женщине.

  2. В транспорте газету читают, не разворачивая.

  3. Ковыряться в зубах в присутствии других неприлично.

  4. Неприлично заглядывать через плечо.

  5. Когда кто-то чихает, не следует обращать на это внимание, а ели уж пожелали здоровья, необходимо отблагодарить.

5.Если вы решили воспользоваться такси, где садится женщина, а где мужчина?

( мужчина - рядом с водителем, а женщина - на правое заднее сидение)


II раунд игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас вторая пауза.

(Жюри подводит итоги II раунда).


Пауза 2. «Управление конфликтом»

(Экран: Конкурс среди болельщиков).

Представьте, что между вами и преподавателем сложилась ситуация конфликта, ее необходимо остановить. Назовите 5 основных шагов разрешения конфликта. (Ответ - в письменном виде). На обсуждение 1 минута.

Возможные варианты:

  • Осознать возникновение конфликта и действовать по ситуации.

  • Постараться убедить в своей правоте (привести доказательства, аргументы).

  • Поставить себя на место оппонента.

  • Пойти на компромисс или совсем прекратить беседу на данную тему.

  • Осознать и контролировать свои чувства.

  • Снизить эмоциональную напряженность (улыбнуться, успокоить).

  • Не расширять предмет конфликта, стараться сократить число претензий.

  • Восстановить общение.

Пока жюри совещается, послушаем красивую музыку. Ведь музыку нужно уметь слушать. Это является составляющей этикета каждого человека. (Звучит спокойная классическая музыка)

Подошло время подвести итоги второго раунда.

Жюри оглашает итоги II раунда + итоги конкурса болельщиков.

Итак, общий счет нашей игры:…

Приступаем к третьему раунду.

III раунд. «Нормы поведения в гостях»

1. Перед вами тарелка, вилка и нож. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте, пожалуйста.

(нож и вилка должны лежать параллельно на тарелке)

2. Перед вами на тарелке куски хлеба. Продемонстрируйте, пожалуйста, как правильно нужно есть хлеб.

(кладут на салфетку или маленькую тарелочку, отламывают кусочки, берут руками)


3. Вы пришли в гости со своей второй половиной, как вы должны разместиться за столом?

(вместе и напротив друг друга не садиться: женщина садится с женщиной, а мужчина с мужчиной)


4. Перед вами на тарелке виноград, яблоко и апельсин. Продемонстрируйте, пожалуйста, как правильно их нужно есть.

  • виноград - по ягодке

  • яблоко - очистить от кожуры ножом, вырезать серединку, есть небольшими дольками

  • апельсин - разрезать на полукольца

5. Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их вручить? Как должен вести себя получивший подарок? (2 вопроса)

1. Цветы вручают без бумаги, подарок - в красивой упаковке.

2. Подарок необходимо развернуть и поблагодарить подарившего его.

Окончен III раунд игры. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас третья пауза.

(Жюри подводит итоги III раунда).

Пауза 3. «Ассоциации со словом «мужчина»»

(Экран: Конкурс среди болельщиков).

Назовите 5 ассоциаций, связанных со словом «мужчина».

Возможные варианты:

  • мужество

  • элегантность

  • сила

  • выносливость

  • защитник

  • остроумие

  • находчивость

Пока жюри совещается, поговорим о мужской одежде.

«Забота о красоте одежды - большая глупость, и вместе с тем не меньшая глупость не уметь хорошо одеваться». (Ф. Честерфилд).

Мужская мода более консервативна, чем женская.

Было бы заблуждением считать, что мужчины совсем отлучены от моды. Явная тенденция последних лет - это все возрастающий интерес к моде у сильной половины человечества. (Перед студентами появляются молодые люди, одетые по правилам этикета).

Обратите, пожалуйста, внимание! В гардеробе мужчины необходимы:

- костюм повседневный - неяркого цвета, в мелкую полоску или клетку;

- костюм повседневный, более строгий, cepoго, темно-синего и др. темных тонов.

Умело подобрав эти два костюма по цвету, стилю и фактуре ткани, вы можете смело комбинировать их между собой. При этом следует учесть, что к однотонному пиджаку подойдут брюки в клетку или в полоску, а к пиджаку в клетку или в полоску - брюки из однотонной ткани;

- костюм комбинированный, спортивного покроя, брюки и пиджак которого могут отличаться по цвету и фактуре ткани, но непременно гapмонировать между собой;

- строгий костюм для торжественных случаев - черного, темно-синего или темнo-cepoгo цвета.

К праздничному темному костюму обязательны белая рубашка, черные ботинки и черные ноки. Из нагрудного кармашка должен выглядывать уголок или краешек белого платка.

- костюм легкий из хлопчатобумажной или искусственной ткани для теплого времени года. Этот костюм может быть однотонным или с рисунком, светлым или темным - все зависит от набора рубашек, пуловеров и ботинок, которым вы располагаете;

-смокинг, фрак - для особо торжественных случаев и приемов.

Покупая брюки, старайтесь подбирать их так, чтобы они сочетались со всеми предметами вашего гардероба.

К поплиновым брюкам очень хорошо подходят спортивные рубашки.

Брюки из вельвета прекрасно гармонируют с шерстяными вещами, но идут исключительно худощавым мужчинам.

К спортивному костюму не подходят лакированные туфли и галстук- «бабочка».

Снова вошли в моду мужские жилеты. К строгому костюму шьют жилет из того же материала.

К смокингу надевают белую мягкую сорочку, черный жилет и галстук-«бабочку», черные по­луботинки и темные носки. Смокинг шьют из тон­кого сукна (однобортный или двубортный) с чер­ными атласными отворотами; по швам брюк с внешней стороны проходит атласная тесьма галун.

Если вечером надевают фрак, то к нему полагается белый жилет, a в торжественных случаях даже днем (например, на свадьбу) - черный жилет.

Создать о вас хорошее впечатление поможет галстук. Но только в том случае, если вы правильно его завяжете, в противном случае вашей элегантности и изысканности будет нанесен непоправимый урон.

Существует три основных вида галстуков.

Самовяз - галстук, который завязывают самостоятельно, регат - с уже завязанным фиксированным узлом, который крепится к тесьме, и галстук -«бабочка».

В зависимости от назначения галстуки делятся на:

- Повседневные, которые могут быть разного цвета, их выбор зависит от тона костюма (цвет галстука должен быть или в тон костюма, или контрастировать с ним).

- Официальные - это традиционные галстуки из тканей с классическим рисунком, строгой цветовой гаммы (черный, серый, коричневый, тем­но-синий цвет);

- летние галстуки должны быть светлыми, однотонными или с рисунками.

В целом же рекомендуется наряду с пестрыми галстуками из шелка, искусственного шелка или искусственного волокна приобрести два-три шерстяных однотонных галстука, которые можно носить с любым спортивным или комбинированным костюмом.

Строгие костюмы носят с обувью темно-коричневого и черного цвета. К черному костюму совершенно не идут туфли всех коричневых от­тенков, но к коричневому костюму вполне подойдут черные туфли.

Спортивная обувь, сандалии и туфли на толстой подошве идут исключительно к спортивной одежде.

Сегодня процветает и расширяется рынок мужской косметики, предлагая разнообразные средства после бритья, кремы для бритья, кремы для ухода за кожей и мыло для лица, дезодоранты, средства, придающие коже цвет загара, и мно­гое другое.

Влажное бритье освежает и разглаживает кожу лица. Наряду с традиционным мылом применяются высококачественные, приятно пахнущие кремы и пенистые средства. Последняя новинка гель, предназначенный для особенно тщательного бритья.

Мужской парфюм представляет собой море стойких, резких ароматов. В своих парфюмерно-косметических привычках представители сильного пола становятся все более свободными. Перестав быть однолюбами, они, как пока­зывает статистика, теперь предпочитают иметь в запасе по крайней мере две марки туалетной воды. Они стали требовательнее к качеству аро­мата и готовы дорого заплатить за хорошую парфюмерию. Но между тем мужчины по-пре­жнему упрямо консервативны. для них много значит имя, признанный престиж фирмы. Парфюмерам приходится искать способы «сочета­ния несочетаемого».

Какими же должны быть ароматы для мужчин?

Куда проще сказать, какими они быть не дол­жны. В мужской парфюмерии существует запрет на запахи цветов, ведь цветок - это извечный символ женственности.

Сладковатые, нежные запахи кажутся мужчи­нам чересчур «женскими» И потому оказываются неприемлемыми. Аромат дерева - один из немногих, который не ассоциируется с приторной сладостью.

Мужчине ни к чему «благоухать». Поэтому мужские духи стро­ятся по следующей схеме: сильный, но нестойкий запах, оставляющий еле заметный аромат.

Умеренность в употреблении парфюмерии ­главное правило для мужчин. На работе будут уместны легкие, для торжественных случаев подойдут более сильные духи и одеколоны.

Наш разговор о культуре одежды будет неполным, если мы не скажем несколько слов об осанке.

Даже самый элегантный ансамбль не будет иметь на вас никакого вида, если вы ходите, опустив плечи и размахивая руками; стоите, выпя­тив живот, или сидите, широко расставив ноги. Отсюда следует, что одежду нужно не только правильно подбирать, но и уметь носить. И если первое вам подскажет хороший вкус, то второе полностью зависит от осанки, умения правильно ходить, стоять и сидеть.

Итак, хороший внешний вид - это гармонич­ная, со вкусом подобранная одежда и правильная осанка.

Подошло время подвести итоги третьего раунда.

Жюри оглашает итоги III раунда + итоги конкурса болельщиков.

Итак, общий счет нашей игры:…

Приступаем к заключительному этапу нашей игры.

IV раунд «Джентльмен - шоу»

Почему мы выбрали именно эту тему, да потому, что большинство здесь присутствующих - молодые люди. А что значит «мужчина» - болельщики уже дали множество определений. (Зачитывает варианты ответов болельщиков).

Итак, задание 1. Как можно познакомиться с девушкой? Обыграйте, пожалуйста, ситуацию.

Задание 2. Вы нравитесь одной девушке, а вам нравится другая. Как вы это объясните первой? Обыграйте, пожалуйста, ситуацию.

Задание 3. Вы торопитесь на занятие, а на улице плачет незнакомая девушка. Ваши действия. Обыграйте, пожалуйста, ситуацию.

Задание 4. Вы устали после занятий, поздно пришли домой. Легли спать. Раздается телефонный звонок - это звонит ваша девушка. Каковы ваши действия? Обыграйте, пожалуйста, ситуацию.

Задание 5. Экзамен. Сидящая рядом девушка списывает, а преподаватель среагировал на Вас и удалил Вас с экзамена. Что Вы будете делать? Обыграйте, пожалуйста, ситуацию.

Жюри выставляет оценки за каждое задание по пятибалльной шкале.

Пока жюри подводит итоги игры, мы зададим вопросы болельщикам и командам:


  1. Какое слово сегодня прозвучало большее количество раз и было в центре внимания? (этикет)

  2. Так что же такое этикет? (нормы поведения)

  3. А каковы составляющие этикета? (воспитанность, вежливость, уважение к себе и к окружающим, комфорт в общении)

  4. Как вы считаете, что самое ценное для человека в жизни?

(На экране появляется цитата).

Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Итак, жюри объявляет итоги заключительного раунда и игры в целом.

Награждение победителей и утешительные призы для проигравшей команды.

Благодарим всех за внимание и участие.

Всем, находящимся в аудитории, предлагается ответить на вопросы анкеты.






Анкета-рефлексия ( анонимно)


  1. Какие затруднения Вы испытали при подготовке к классному часу на тему «Этикет и мы»?

  2. Что Вам понравилось больше всего в игре?

  3. Что Вам не понравилось?

  4. Какие трудности испытывала команда при решении задач? Почему?

  5. Как группа достигала консенсуса? Или почему к согласию прийти не удалось?

  6. Кто и какие роли брал на себя?

  7. Какие стратегии поведения участников были наиболее продуктивными?

  8. Как каждый чувствовал себя в игровой ситуации?

  9. Что нового Вы открыли для себя в результате проведения классного часа?

  10. Повлияла ли игра на сплочение коллектива или наоборот?





Материалы для жюри

РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ

Номер этапа и задания (максимальное кол-во баллов)

МТС-05-03

ССК-05-02

Домашнее задание: (15)

1) Название команды, соответствующее теме (5)

2) Девиз (5)

3) Представление (эмблема или форма одежды) (5)



1 Этап: (7)

Вопрос 1 (1)

Вопрос 2 (3: по 1 баллу за каждую ситуацию)

Вопрос 3 (1)

Вопрос 4 (1)

Вопрос 5 (1)




Пауза 1. (за каждый правильный ответ - 1 балл)

Общий итог после 1 раунда

2 Этап: (9)

Вопрос 1 (1)

Вопрос 2 (1)

Вопрос 3 (1)

Вопрос 4 (5: за каждый правильный пункт по 1 баллу)

Вопрос 5 (1)




Пауза 2. (за каждый правильный ответ - 1 балл)

Общий итог после 2 раунда

3 Этап: (6)

Вопрос 1 (1)

Вопрос 2 (1)

Вопрос 3 (1)

Вопрос 4 (1)

Вопрос 5 (2: за каждый правильный ответ по 1 баллу)




Пауза 3. (за каждый правильный ответ - 1 балл)

Общий итог после 3 раунда

4 Этап: (25)

Вопрос 1 (5)

Вопрос 2 (5)

Вопрос 3 (5)

Вопрос 4 (5)

Вопрос 5 (5)

Общий итог встречи

Реально полученные результаты:

Опыт проведения классного часа на тему «Этикет и мы» показал, что поставленная цель достигается только тогда, когда мероприятие проходит в два этапа. На первом этапе обязательно излагаются основные нормы и правила этикета. Второй этап необходимо проводить не ранее, чем через 1 неделю. Этого времени достаточно на подготовку студентов (сбор информации, разработка эмблемы, девиза, формирование команды).

Второй этап разработчиками данного методического материала (Брейн - ринг) был проведен открытым внеклассным мероприятием. Среди приглашенных - классные руководители групп среднего профессионального образования и мастера производственного обучения групп начального профессионального образования. В последствии в целях повышения культуры выпускников колледжа было принято решение о проведении аналогичных классных часов во всех группах.

Многие преподаватели и студенты заметили положительные изменения в поведении большинства студентов, которые приняли участие в данном мероприятии.

Кроме того, классные руководители получили лестные отзывы руководителей производственной практики от предприятий и родителей об этичном поведении студентов вне стен колледжа.

В ходе подготовки к игре (выполнения домашнего задания) раскрылись творческие способности студентов (поэтические, музыкальные, актерские).

Как показала практика, игровая форма мероприятия привлекает студентов, создает у них интерес к выполнению задания, побуждает к активному применению знаний, вовлекает в коллективные взаимоотношения.

Умение работать с группами и в группах, способность видеть и понимать происходящее, осознавать свое место и роль в группе, умение влиять на партнеров по работе - наиболее важная составная искусства каждого будущего работника.

Результаты анкетирования подтвердили ожидания классных руководителей. Всем студентам, без исключения, была интересна данная тема. Многие отметили, что подготовка к классному часу, участие в игре всех студентов групп в качестве членов команд и болельщиков еще более сплотила коллектив, не смотря на то, что без разногласий не обошлось.

Таким образом, поставленная перед классными руководителями цель была достигнута, задачи выполнены.

На основе изученной информации по вопросам этикета студенты группы МТС-05-03 совместно с классным руководителем П.В.Корнейчук разработали «Этический кодекс». В нем содержатся основные правила хорошего тона, этикет общения, этикет курильщика, этикет поведения в общественных местах, этикет внешнего вида, деловой этикет, этикет телефонных разговоров, этикет и Интернет.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа Этикет и мыПредставление команд

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа Этикет и мыОй, Жюри, жюри, Жюри, ты нас строго не суди!!!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа Этикет и мы


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа Этикет и мы

Обыгрывание ситуаций.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа Этикет и мы

Умеете ли Вы вести себя с людьми и быть приятными в общении, соответственно одеваться и дарить подарки, принимать гостей и подавать на стол, красиво есть и правильно вести беседу по телефону? Соблюдаете ли Вы правила поведения дома, на улице, в транспорте, на вечеринке или официальном приеме? Каким должен быть этикет руководителя и подчиненного, а также имидж современного делового человека: при приеме на работу, взаимоотношениях в коллективе, ведении переписки и делопроизводства, пользовании Интернетом и электронной почтой? На первый взгляд это формальности. Но на самом деле воспитанному человеку намного легче жить в любом обществе, добиться успеха, сделать карьеру и чувствовать себя по-настоящему свободно. Правила этикета, представленные в Этическом кодексе, помогут Вам узнать немало нового, интересного и полезного.


Этический кодекс утвержден активом группы МТС-05-03, 02.12.2006 г.


Кодекс определяет принципы и правила поведения студентов и выпускников ГОУ СПО «Пермский радиотехнический колледж»

Каждый гражданин, избравший профессию согласно желания и лицензии учебного заведения, добровольно возлагает на себя обязанность неуклонно выполнять нормы и положения настоящего Этического кодекса.

Статья 1. Правила хорошего тона

  1. Проявляйте искренний интерес к другим лю­дям.

  2. Улыбайтесь.

  3. Помните, что для человека звук его имени ­самый сладкий и самый важный звук в чело­веческой речи.

  4. Голову не стоит поднимать слишком высо­ко, не стоит ее и слишком опускать и уж тем более - глядеть на все вокруг исподлобья.

  5. Ребята часто не знают, «что делать с рука­ми». Девушку, правда, в таких случаях спасает сумка, за которую можно « уцепиться», а вот молодой человек лишен этого полезного реквизита. Вро­де бы самый естественный выход - поместить руки в карманы. Возможно ли это с точки зре­ния хорошего тона?

  6. В крайнем случае, допустимо держать одну руку в кармане пиджака, но лучше время от времени ее оттуда извлекать. В карман брюк можно опустить руку только затем, чтобы до­стать необходимое.

  7. О том, чтобы держать обе руки в карманах брюк, не может быть и речи! Этого не следует делать даже в присутствии своих ровесников ­незачем привыкать!

  8. Девушке тоже не подобает держать руки в карманах брюк, во всяком случае, во время раз­говора.

  9. Не нужно слишком увлекаться и класть но­гу на ногу таким образом, чтобы лодыжка од­ной из них оказалась на колене другой. Держа ногу на ноге, не нужно ею раскачивать, обни­мать колено руками.

  10. Никогда не следует сидеть «развалясь» в кресле или на диване, откидывать голову на подушки, раскачиваться на стуле; сидеть на са­мом краешке стула, кресла, дивана, покачи­вать коленями во время разговора.

  11. На ручку кресла можно присесть (если вы, конечно, абсолютно уверены, что она вас вы­держит) только в доме самых близких друзей.

  12. Всякие рефлекторные действия обязательно следует контролировать. Зевать в обществе не­простительно. Совершенно неприличен громкий зевок не только в обществе малознакомых лю­дей, но и в аудитории, и дома. Воспитанный человек вообще постарается воздержаться от зевка. В крайнем случае можно зевнуть «внутрь», но осторожно: не всегда даже подобным образом удается это сделать незаметно.

  13. С кашлем, как правило, справиться невоз­можно. При покашливании следует слегка по­вернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой, при резком кашле обязательно прикладываем ко рту платок.

  14. Сморкаться нужно тихонько, слегка «дунув» в платок, при этом можно не отворачиваться. Совершенно недопустимо в таких случаях «тру­бить» на всю комнату, однако даже с этим мало­привлекательным фактом смириться легче, чем с присутствием человека, постоянно «шмыгаю­щего» носом.

  15. Икота - неприятное и довольно изнуряющее явление. Если это все же началось, нужно не­медленно отправиться на кухню или в ванную комнату и предпринять следующее: левой ру­кой крепко зажать нос, держа в это время в правой стакан с водой. Пить воду нужно маленькими глотками, но непрерывно, не вдыхая воздуха. Когда станет вовсе невмоготу, можно вздохнуть: по всем правилам после этого икота должна пройти. Если же этого не случилось, лечение повторяем сначала, с большей выдержкой. Еще можно посоветовать проглотить полную столовую ложку сахарной пудры. Но первый способ эффективнее.

  16. Руки старайтесь сохранить в покое, не тере­бите постоянно галстук, пуговицы, рукав партнера.

  17. На выставках не стремитесь прикоснуться к произведениям искусства и другим экспона­там.

  18. Девушке желательно не «играть», своим ко­лечком, ожерельем, замочком сумки, не на­кручивать на палец прядь волос.

  19. Не заплетайте в косички кисти скатерти, оставьте в покое чашку, не звените ею.

  20. Некрасиво поворачиваться спиной к собесед­нику, а также к кому-то другому, стоящему поблизости.

  21. Не подобает в обществе почесываться (в том числе ерошить волосы на затылке, стараясь сосредоточиться).

  22. Нехорошо «стрелять» суставами на пальцах или щелкать ими; постоянно что-нибудь «мурлыкать».

  23. Не следует заканчивать свое высказывание взрывом смеха.

  24. Невежливо, а потому и некрасиво: показывать пальцем, особенно на человека; разрезать страницы журнала или книги расческой; сма­чивать палец слюной, листая страницы; исполь­зовать ноготь мизинца в качестве зубочистки; чистить ботинки о штанину брюк; часто погля­дывать на часы при разговоре с гостем.

  25. Дверь всегда следует закрывать «мягко», да­же если мы очень торопимся. Неважно, какая это дверь: на работе, дома, в магазине.

  26. В ссоре хлопанье дверью не аргумент, а не­достойный агрессивный выпад.

  27. Попробуйте выходить из конфликта с помо­щью юмора, шуток, смеха - не над кем-то, над самим собой.

  28. Чувство юмора - великая вещь. Кто-то да­же сказал, что юмор и знания - две великие надежды человечества. Видите, юмор прирав­нивают к знанию!

  29. Не бойтесь первым попросить прощения. Это сразу снимет напряжение и вернет вам доброе расположение окружающих.

  30. Обувь полагается чистить каждый день.

  31. Как часто полагается менять рубашки? Как можно чаще. Идеально - каждый день.

  32. Нижнее белье меняйте как можно чаще.

  33. Носки меняйте каждый день.

Статья 2. Когда за Вами наблюдают


  1. У вас наверняка есть знакомый, мнением которого вы очень дорожите, на которого хотите произвести приятное впечатление. Представьте себе, что этот знакомый находится неподалеку и все время за вами наблюдает, оценивает ваши поступки и действия. Говорят, что это может помочь стать вежливым человеком, исправить свои недостатки.

  2. Прежде чем выйти из дому, окиньте себя взглядом - в порядке ли костюм, правильно ли надета шапка, не испачкано ли пальто, не забрызганы ли брюки чулки. Если вы носите головной убор, обратите внимание, как он надет. Если вы ходите с неприкрытой головой - посмотрите, как вы причесаны. Ботинки, туфли, сапоги всегда должны быть вычищены, брюки - выглажены.

  3. Захлопнув за собой дверь, вы оказываетесь среди людей, вы оказываетесь среди людей, в обществе. Каждому неприятен вид неопрятного человека. Угрюмые люди тоже любому не по душе. Выражение вашего лица всегда должно быть приветливым.

Статья 3. Вы на улице


  1. Неприлично размахивать руками, задевая рядом идущих. Руки не должны «безнадежно» плетями повисать вдоль тела - это выглядит смешно. Не надо держать руки в карманах.

  2. Во избежание несчастных случаев следует придерживаться правил уличного движения. Большинство несчастных случаев происходит по вине пешеходов.

  3. У нас, как и в большинстве, стран движение правостороннее. По возможности пешеходы должны избегать движения против общего протока. Встречных надо обходить с правой стороны.

  4. Даже в очень многолюдном месте не толкаются и не пробивают себе дорогу локтями, а просят разрешения пройти.

  5. Если вы заметили, что кто-то торопиться, отойдите в сторону. Уступите дорогу встречному.

  6. Особое внимание уделяют на улице инвалидам, маленьким детям,

родителям с детьми, пожилым людям.

43.Если дорога узкая или плохая, то отступают от правил и предоставляют более узкую часть дороги тем, кто имеет право на привилегии.

44.В узких, тесных проходах, а также у лестниц и дверей следует подождать до тех пор, пока не пройдут те, кому по праву положено проходить первыми.

45.Если, проходя мимо, нужно повернуться, делают это, обратившись по возможности лицом к встречному. Если вы оба одновременно шагнули в одну и ту же сторону, нужно остановиться и дать пройти встречному. В таком случае следует извиниться. Не принято проходить между двумя идущими пешеходами.

46.Пакеты, сумки, портфели носят таким образом, чтобы не мешать идущим прохожим.

47.Если вам пришлось остановиться - рассмотреть афишу или витрину магазина - постарайтесь встать так, чтобы не мешать основному потоку пешеходов. Не стоит при этом прислоняться к стене и расставлять широко ноги - это не красиво.

48.На улице следует быть не только вежливым, но и наблюдательным: не надо делать вид, что вы не заметили старика или женщину с тяжелой ношей. Им необходимо помочь.

49.Нельзя петь и свистеть на улице, старайтесь не есть на улице, даже мороженного.

50.Не надо кричать на улице, если вы находитесь далеко от знакомого.

51.Не читайте на ходу - это комично.

52.Не давайте на улицах вашему псу нюхаться с незнакомыми собаками подхватит чумку либо какую-нибудь болезнь.

53.Не отпускайте собаку бегать одну: поймают ловцы бродячих животных и тогда прощай, милый друг! В большом городе собака может стать жертвой несчастного случая - задавит автомобиль или переедет трамвай. Выгуливайте собаку на поводке.

54.Ознакомьтесь с существующими ветеринарно-санитарными правилами содержания животных в городах и постарайтесь не нарушать их: застрахуетесь от многих неприятностей.

55.Выбирайте для прогулок тихие, безлюдные улочки, пустыри, задние закрытые дворы.

56.Не позволяйте собаке подбегать к прохожим, нюхать их ноги. Напугает - будут неприятности. Есть прохожие, любящие животных, есть - не любящие.

57.Не все собаки обладают острым зрением, некоторые близоруки, и, чтобы рассмотреть, убедиться в чем-то, подбегают близко, а это всегда вызывает бурную реакцию у тех, кто боится собак.

58.Помните о том, что мы сами несем ответственность за все пороки и достоинства наших собак.

59.Любите собак, но при этом не забывайте любить людей.


Статья 4. Ваша воспитанность

60.Ваши обещания должны следовать за возможностями, а не обгонять их. Если человек рассуждает таким образом: «Пообещаю, а там видно будет», - он теряет доверие и расположение окружающих.

61.По-настоящему воспитанный человек - обязательный и точный.

62.Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и некогда не пытается во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане.

63.Есть такая мудрая испанская пословица: «Никто не лучше никого». Это один из главных принципов для всякого культурного человека.

64.Только в плохих, бездарных пьесах люди делятся на злодеев и ангелов. На самом деле люди намного сложней. В их характерах не два и не три цвета. И в каждом есть что-то хорошее, замечательное, то, что отличает его от других и чему можно поучиться. Так что не стоит «раздуваться» от своих достоинств и успехов.

65.Умение не подчеркивать свои достоинства, заслуги, отсутствие высокомерия, скромность в поведении - качества, необходимые культурному человеку.

66.Чем крупней, значительней, талантливей человек, тем он доступней, проще, легче в обращении.

67.Ответить на полученное письмо вы должны как можно быстрее. Не позднее чем через 5-7 дней после получения.

68.Письмо начинайте с обращения: «Здравст­вуй», «Добрый день ...» «Дорогой …», «Ми­лый ... ».

69.Близкому человеку можно писать в тех вы­ражениях, в каких вы привыкли с ним го­ворить. Человеку малознакомому пишите сдержанно.

70.Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго!» и т. д.

71.Если вы случайно забыли написать о чем­-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы Р. S., что означает post scriptum - «после написанно­го».

72.Никогда не употребляйте шаблонных, без­вкусных выражений: «Лети с приветом­, вернись с ответом», «Жду ответа, как соло­вей лета», «Найдете ошибку - примите за улыбку». Если хотите пошутить - шутите сами, если хотите что-то сказать - скажите свое, простое, а не чужое, пустое и вычурное.

73.Такой человек не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок .

74.Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цве­тов. Травяной покров сохраняет влагу в лесу, дает приют огромному количеству полезных для леса насекомых и мелких зверьков.

75.Совсем неприкосновенны исчезающие цветы: купавки, ландыши, ветреницы, перво­цветы весенние.

76.Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей. И каждый сам по себе - очередное чудесное и совершеннейшее создание приро­ды. Необходимо учиться видеть эту красо­ту.

77.Не следует нести в дом лесных зверушек и птиц. Бабочки, стрекозы, мотыльки, жуки и остальные лесные жители не только раду­ют глаз, когда мы гуляем по лесу, но и приносят пользу. Они опыляют цветы. Му­равьи очищают лес и луг. Никогда не лови­те и не мучайте их. Это не игрушки. Для лесных обитателей такое наше «развлечение» всегда кончается болезнью, мучением и скорой смертью.

78.Вежливый человек, пришед­ший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя грязной свалки из целлофана, бумаги и консервных банок. Это проявление полнейшего бескультурья.

Статья 5. Культура общения


79.Приветливость - это золотой ключ, которым открывают железные замки людских сердец.

80.Добрый, ласковый голос открывает путь к сердцу собеседника. И уж, как правило, у людей с таким приятным голосом хороший характер, если, конечно, голос естествен и человек не играет какую-нибудь «роль» ...

81.Помните: когда вы говорите, вас кто-то слу­шает.

82.Обращаясь к собеседнику (товарищу, подруге, маме, учителю, знакомым и незнакомым людям), смотрите на него, а не в сторону или в землю, не занимайтесь посторонними делами, не «изучайте» потолок, не «ловите ворон» за окном.

83.Старайтесь говорить спокойно и сдер­жанно, не повышая голоса, как бы вы ни были взволнованы, обрадованы или огорчены.

84.Искусство общения с людьми кроме умения вести разговор включает в себя и умение вни­мательно слушать собеседника. Перебить чело­века, не дать ему до конца высказать свою мысль с давних пор у всех народов считалось верхом бестактности.

85.Никогда не разговаривайте с окружающими сидя, если они стоят.

86.Прежде чем приглашать гостей в свой дом, следует посоветоваться с родителями: когда им удобнее принять ваших друзей, не помешает ли этот визит их планам, возможен ли он материально и т.д.

87.Согласовав все вопросы, вы непременно должны пригласить тех, кого вам хочется увидеть у себя дома. Принято приглашать гостей за неделю, а иногда и раньше, обязательно объяснив им повод (день рождения, окончание школы и т.д.). если вы приглашаете на просмотр фильма или прослушивание новой кассеты, то эта дружеская вечеринка ни вас, ни родителей ни к чему не обязывает, на такую встречу можно приглашать и накануне, и в день встречи.

88.Приглашать принято лично, письменно или по телефону, опять же зависит от ситуации: друзьям достаточно звонка, а вот для малознакомых людей лучше найти время и пригласить их лично.

89.Есть одно негласное правило, которое только поднимает ваш авторитет и в глазах близких, и в собственных глазах: не приглашайте в гости человека, который уже дважды проигнорировал ваше приглашение.

90.С приходом гостей хозяева, как правило, выключают телевизор (исключение составляют лишь те случаи, когда вы специально собираетесь на просмотр фильма) или предлагать гостям досмотреть интересную передачу, пока не подойдут остальные.

91.Все телефонные переговоры с приходом гостей прекращаются. А если возникает необходимость встретить кого-либо, то об этом просят ближайшего друга, ни в коем случае хозяева не должны отрываться от уже пришедших.

92.Было бы правильным заранее продумать всю встречу. Например, приготовить пластинки и кассеты с записями для танцев, возможно, продумать какие-то затеи или игры, показ фотографий или слайдов и т.д.

93.Если кто-то уходит раньше, то хозяева должные проводить его до дверей, попрощаться и хорошим настроением вернуться к оставшимся гостям.

94.Быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином - это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

95.Быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином - это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей друг к другу.

96.Быть ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ хозяином - это значит заранее подумать не только о том, чем вы угостите своих друзей, но и чем займете их; а кроме того, предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь чтобы его просили.

97.Быть ЩЕДРЫМ хозяином - это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

98.Быть БЕСКОРЫСТНЫМ хозяином - это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали ля гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки.

99.Быть ТАКТИЧНЫМ хозяином - это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

100.Быть ВОСПИТАННЫМ хозяином - это значит выполнять все, о чем написано выше, быть ровным, вежливым и, что бы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

101.Знайте, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.

102.Не обманывайтесь вежливостью хозяина - у него нет иного выхода. Зайдите, поговорите и быстро попрощайтесь. И лучше не оставайтесь на ужин, который, быть может, был рассчитан только на домашних.

103.Если вы дважды постучали или позвонили в дверь, а вам не открыли, не следует «ломиться» в дверь, а лучше спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

104.Не упрашивайте родителей в очередной раз что-то вам купить. Даже неновая одежда приведенная в порядок, будет на вас выглядеть прекрасно и нарядно, если вы заранее ее приготовите.


Статья 6. Играем «всерьез»


105. Играем не ради корысти, а ради удовольствия - не только своего, но и других.

106.Взятые на себя обязательства выполняем безоговорочно, как и всякий долг.

107.Никого не обманываем в игре и готовы, если обстоятельства так сложатся, проиграть сами, никого, не обвиняя в этом после игры.

108.Стараемся подобрать себе противника, равного по силам и умению.

109.Никого не принуждаем принимать участие в игре.

110.Стараемся сохранить «олимпийское» спокойствие в игре, независимо от ее хода и результатов.

111.Не помогаем и не подсказываем никому из играющих, ведь тогда другие будут иметь к нам совершенно справедливые претензии.

112.Никогда не попрекаем партнера за допущенные им ошибки и промах, а стараемся выправить положение своими успехами.

113.Настоящая воспитанность несовместима ни с громким выражением радости по поводу успеха, ни со спорами с противником в случае проигрыша или потерянного очка.

114.В случае выигрыша не отказываем противнику в его желании взять реванш и пробовать свои силы еще раз.

Статья 7. Этикет за столом

115.Есть слишком много не только вредно, но и некультурно.

116.«Обжорство не считают за грех только лишь потому, что оно не приносит заметного вреда другим, но оно является грехом против достоинства человека», - писал Лев Толстой. А древнегреческий мудрец Сократ сказал: «мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».

117.Когда что-то тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

118.Молодые люди должны терпеливо стоять около своих стульев, они могут сесть только тогда когда все взрослые благополучно разместились. Приглашение к столу - не сигнал к началу спортивного состязания, и стол - не финишная черта. Поэтому не думайте, что вас наградят медалью, если вы раньше всех кинетесь к столу и первым займете свое место.

119.Не ложитесь грудью на стол - это не пляж. Если хотите, обоприте ладони о край стола, но локти прижмите к себе, чтобы не толкать соседей. В этой позе ждите дальнейших событий

120.Девочки в красивых пышных юбочках, прежде чем опуститься на стул, могут осторожно разгладить их руками. Тогда они не помнут ткань и не испортят складки. Поднимать же юбку вверх, чтобы не сесть на нее и не измять, некрасиво. Во-первых, это редко удается сделать, не продемонстрировав интимных частей туалета, а во-вторых, сидеть в сборках своей юбки, словно курица в гнезде, неизящно. Фигура при этом очень проигрывает.

121.Полотняные салфетки, сервирующие стол, правильнее положить на колени, чтобы предотвратить возможные неприятности и не запачкать наряда, а вытирают руки и губы обычно бумажными салфетками.

122.Берите со стола, независимо от того, пирог это или салат, мясо или яблоки, конфеты или колбаса, те кусочки, которые «смотрят на вас», то есть которые лежат рядом с вами.

123.Заняв за столом свое место, пожалуйста, помните, что не только в одежде, но особенно в еде надо знать меру. Именно поэтому не стоит заваливать тарелку салатами, колбасой и прочими угощениями. Ешьте сдержано, не стараясь наесться впрок и не боясь, что останетесь голодными, ведь известна старая мудрость: «Лучше недоесть, чем переесть».

124.Не следует через весь стол тянуться за каким-либо блюдом, лучше попросить, а вам передадут его или положат на тарелку, что вы хотите.

125.Во время еду нож держат в правой руке, вилку - в левой. Ненужно судорожно сжимать их в кулаке, словно это кувалда, при помощи которой вы сейчас начнете забивать сваи. С другой стороны, это и не хрупкие инструменты, поэтому не держите их двумя пальчиками, игриво оттопырив остальные.

126.Никогда не берите нож в рот. Легко можно порезать язык и губы. На этом месте разумно соображении основано правило: не есть с ножа.

127.Очень некрасиво ковыряться вилкой в зубах, особенно за столом. Если пища застряла в зубах, лучше всего после обеда прополоскать от водой.

128.Ложку или вилку с едой поднесите к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйтесь к тарелке.

129.Разрезая кушанье, вилку держите наклонно к тарелке.

130.Если вы будете держать вилку неправильно, то есть перпендикулярно к тарелке, она может скользнуть по гладкой поверхности тарелки и разбросать всю еду по столу.

131.Разрезайте не весь кусок мяса, а отрезайте кусочек и отправляйте его в рот.

132.Когда вы поели, но чувствуете, что через 5-10 минут приступите к продолжению трапезы, нож и вилку разместите, прислонив их к краям тарелки соответственно справа и слева. А уже после окончания еды, чтобы дать понять, что больше вы есть не будете, нож и вилку соединяют и кладут на тарелку ручками вправо. Это знак хозяевам, что можно убирать посуду.

133.Когда едят молотую, рубленную, мелко нарезанную или мягкую пищу, от которой при помощи вилки легко отделяются куски, нож не нужен.

134.Без ножа, как правило, едят котлеты, тефтели, вареные овощи, вареники, отделяют вилкой небольшие кусочки, вилку при этом обязательно держат в правой руке.

135.Колбасу, окорок и другое нарезное мясо кладут себе на тарелку и едят тоже при помощи ножа, отрезая небольшие кусочки. Сосиски едят ножом и вилкой, а не берут руками. Рыбные, мясные и овощные салаты едят вилкой без ножа. Ложкой можно есть: каши, творог, яичницу-глазунью, суп

136.Не дуйте на горячую пищу, подождите немного, когда она остынет, но если вдруг обожглись, то постарайтесь молча запить водой, а не привлекать к себе внимание.

137. Если вам не понравиться какое-то из угощений, то его можно оставить на тарелке, а кусок, уже находящийся во рту, спокойно прожевать и проглотить. Не вздумайте вытаскивать его или выплевывать: это неприлично.

138.Хлеб следует брать только рукой с общей тарелки, а не вилкой. А на просьбу передать кусочек хлеба всегда реагируют подачей всей тарелки в хлебом, своей рукой кусочки передавать не принято.

139.Делая бутерброд с маслом, помните, это хлеб принято придерживать рукой на тарелке, а не на весу. Ножом подцепите масло и аккуратно нанесите его на кусочек хлеба.

140.Соль из солонки берут на кончик ножа или специальной ложечкой.

141.С фруктами полагается обращаться вот так. Бананы и мандарины берут и чистят руками а вот апельсины при помощи ножа, надрезая сверху кожуру. Абрикосы и сливы разламывают пополам, удаляя косточку. Арбуз и дыню едят при помощи ножа и вилки, а если их не подали, то просто руками.

Яблоки и груши принято есть при помощи ножа, отрезая маленькие кусочки или предварительно разделив на несколько частей и удалив сердцевину.

142.Сахар в чашке с кофе или чаем следует размешивать не слишком резко и по возможности нешумно. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

143.Сахар кусочками берут щипчиками или руками, сахарный песок - специальной ложечкой.

144.Нужно всячески стараться во время еду не кашлять, не чихать и не зевать. Если же не удается сдерживаться, сделайте это тихо и незаметно.

145.Есть надо абсолютно беззвучно. Жуйте и глотайте так, чтобы никто ничего не слышал!

146.Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом!

147.Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, особенно если в трапезе участвуют несколько человек. Но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглотите, потом говорите, и лишь после этого принимайтесь за следующий кусок. Не произносите ни слова с набитым ртом, иначе вас вполне справедливо сочтут глубоко невоспитанным человеком.

148.В перерывах между блюдами не лепите хлебные шарики инее сворачивайте в трубочки бумажные салфетки. Посидите спокойно. Развлечетесь после еды. А пока, чтобы не скучать, взгляните на стол, посмотрите, что делается около тарелки, не напоминает ли скатерть поле брани, глее лежат павшие в бою, залитые томатным соусом куски картофеля и капусты. Поинтересуйтесь также своим лицом и одеждой. Очень печально, если состояние вашего костюма позволяет судить о меню сегодняшнего ужина! А лицо? Не остались ли на нем шоколадные усы, сметанная борода и сахарная пудра?

149.Спешить домой, как только кончилось застолье, очень неприлично. Воспитанные люди никогда так не делают.

150.Собравшись уходить, прежде чем схватить пальто и шарф, попрощайтесь со всеми присутствующими и поблагодарите за приятный вечер. Начните с хозяйки дома, а затем пожелайте всего доброго остальным гостям, сначала старшим по возрасту, а потом тем, кто помоложе. Только после этого оденьтесь, еще раз поклонитесь и спокойно уходите.

151.Пожалейте хозяев, не держите их в дверях! Попрощавшись, надо уходить!

Статья 8. Этикет курильщика


Все прекрасно знают о том, что курение - это порок, приносящий здоровью непоправимый вред, но от этого число курящих не уменьшается.

Соблазненные модой, люди слепо предаются наслаждениям мнимым, теряя при этом подлинные.

Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться курильщикам:

152.Никогда не курите на улице и если близко находятся люди (на остановке, в очереди и т.п.)

153.Прежде чем закурить, обязательно спросите раз­решения у присутствующих, поскольку среди них могут быть те, кто не переносит запаха табачного дыма.

154.Не курите за обеденным столом

155.Находясь в учреждении или организации, закуривайте лишь в отведенном для этого месте.

156.Не бросайте спички и окурки куда попало и перед тем, как бросить, обязательно убедитесь в том, что они погасли.

157.Не курите в присутствии женщины и без ее позволения.

158.Не курите во время прогулки, если рядом идет женщина или некурящий мужчина, которые значительно старше.

159.Не разговаривайте с сигаретой во рту.

160.Здороваясь, всегда вынимайте сигарету или трубку изо рта.

161.Никогда не тушите сигарету о какой-нибудь предмет: о скамейку, ножку стола, о другую ме­бель или о стену дома, о забор и т.д.

162.В гостях без разрешения не курят.

163.Помните, курение вредит Вашему здоровью!

Статья 9.Этикет телефонных разговоров


164.Важное в телефонном разговоре - краткость при вежливости и уважении к тому, с кем говорите.

165.Еще до того, как вы наберете номер, следует подумать:

Будет ли ваш звонок приятен?

Не побеспокоите ли вы того, кому звоните?

Заслуживает ли дело, по которому вы зво­ните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить в данное время?

166.Любой разговор по телефону начинается с приветствия и представления, после чего сле­дует просьба пригласить к телефону того, с кем вы намерены говорить.

167.В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.

168.Не говорите по телефону пустопорожних вeщей. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом в хорошей обстановке.

169.Не стоит звонить знакомым слишком поздно.

170.Если на пятый - шестой сигнал вам не отвечают, повесьте трубку.

171.Если кто-то неправильно набрал номер и попал случайно к Вам, не грубите, а вежливо ответьте: «Простите, вы ошиблись номером».

172.Никогда не начинайте разговор с вопроса: «Кто говорит?» Это неэтично.

173.Если во время разговора телефон отключился, перезванивает тот, кто звонил.

174.Учитывая случайность неверного соединения, перед началом разговора уточните, туда ли вы попали.

175.Не следует кричать в трубку - это не улучшает слышимости; лучше говорите не торопясь, четче произнося слова.

176.Никогда не прерывайте собеседника: дайте закончить мысль (часто сказанное в конце по­могает понять то, что вы не разобрали вначале). В телефонном разговоре одинаково недопустимы как грубый, так и снисходительный тон.

177.Если к вам обратились с просьбой позвать кого-либо к телефону, не следует интересоваться: «Кто спрашивает?» Однако вышестоящее началь­ство порой от вас того требует; секретарь, преж­де чем соединить кого-либо с руководством, уточняет, кто говорит, откуда и по какому вопросу, словами: как вас представить и по какому вопросу ваш звонок.

178.Если вы договорились о звонке партнеру, то обещание надо выполнить. Этикет не допускает «повисших звонков». Они оставляют неприятный осадок и могут отразиться на вашей репутации.

179.Не звоните без крайней необходимости на работу вашим знакомым по личному делу.

180.Если звоните не по служебному поводу, спросите, могут ли вам уделить несколько минут.

181.Если вам звонят домой, снимая трубку, гово­рите: «Слушаю» или «Алло», не называя своего имени.

182.На вопрос: «Какой это номер?» - спросите: «А какой вам нужен?» В зависимости от того, что ответят, укажите, тот это номер или нет.

183.Даже если вы чем-то обижены или очень на кого-то сердиты, не повышайте голоса. Во время разговора ведите себя корректно.

184.Без предварительной договоренности не зво­ните утром до 9 часов или вечером после 22. В выходные дни по возможности вообще не пользуйтесь телефоном. Отдохните.

185.Собираясь зайти к знакомым, предупредите их телефонным звонком.

186.Заканчивает телефонный разговор всегда по­звонивший. Приучите себя к тому, чтобы рядом с телефо­ном лежали блокнот и карандаш. Тогда Вам не придется заставлять собеседника ждать, когда он диктует информацию, да и самому не надо будет бегать по комнате в поисках этих предметов.

187.Когда излишняя вежливость неуместна

188.Нельзя обойтись без телефона, когда нужна экстренная помощь человеку. В этом случае тоже нужно быстро и четко изложить суть дела, нe засоряя речь и не тратя драгоценное время на «словесные реверансы».

189.Надо помнить, что в экстренных случаях каж­дый имеющий телефон обязан предоставить его для срочных переговоров.

Статья 10. Этикет и Интернет


190.Прежде чем написать что-либо, необходимо взвесить ситуацию и решить: реально ли сказать тот же текст данному человеку при личной встрече.

191.В киберпространстве вероятность быть схваченным за руку несколько меньше. Но этот факт вовсе не говорит о полной анархичности элект­ронных сетей, где не нужно думать об этичности поступков.

192.Законы реального мира нередко· распростра­няются и на сеть, поэтому логичнее всего соизме­рять свое поведение в Интернете со своим повседневным поведением.

193.Не стоит рассчитывать, что на все вопросы будут даны немедленные ответы, или считать, что все непременно будут согласны с любым предложенным положением.

194.Необходимо быть кратким и писать исключительно по сути- читать пространные послания никто обычно не хочет.

195.Электронную почту не посылают кому попало, особенно незнакомым людям.

196.Если возникают трудности с настройкой про­граммы, то письмо лучше не посылать, поскольку неправильная кодировка текста может вызвать недовольство пользователя-адресата.

197.Следует помнить, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение.

198.Чтение чужой электронной почты или отправление сообщения от чужого имени вполне можно сравнить с копани­ем в чужих вещах.

199.При посещении популярных файловых cepверов стоит помнить о существовании других пользователей архива; в то время как один человек бесцельно листает списки файлов, другие видят лишь сообщение «Server to busy», свидетельствующее о том, что система пере­гружена.

200.Зная больше других, имея больший контроль над происходящим, нельзя использовать свои зна­ния во вред. К примеру, системный администра­тор может, но никогда не должен читать чужую электронную почту.

201.Нормой сетевого этикета является снисхожде­ние к некоторым неуклюжим действиям новичков.

202.Если человек совершил небольшую ошибку, можно промолчать. Знание этикета не обязывает учить всех вести себя правильно. Если существует реальная необходимость проинформировать кого-то о допущенной ошибке, сделать это нужно как можно вежливее.

203.При создании собственной домашней страницы нужно предоставлять определенные удобства для ее посетителей: из­быток многокилобайтных изображений приве­дет к тому, что многие просто не станут дожидаться, пока страница загрузится полнос­тью, и отправятся на поиск более интересных узлов.

Статья 11. Как найти работу и устроиться на нее

204.При всей сложности найти подходящую работу, сделать это все-таки возможно, но не каждый знает, какие способы, рычаги существуют в современных условиях для решения этого вопроса.

205.Где бы Вы ни были: в транспорте, на улице или еще где-либо, Вы должны быть раскованны, свободны, сосредоточены и помнить: вы ищете работу. Словом, нужно быть серьезным и вместе с тем не терять чувство юмора.

206.Настраиваясь на поиски новой работы, имейте в виду, что в настоящее время больше востребованы квалифицированные специалисты, энергичные, коммуникабельные, с хорошим опытом и достаточным стажем работы. Кроме того, придется смириться с тем, что на рынке труда процветает жесткая конкуренция, и не ожидайте, что Вам сразу предложат занять должность «Генерального директора».

207.Хорошо, если у Вас есть рекомендация (письменная или в виде согласия влиятельного лица устно, по телефону «замолвить за Вас словечко»). Однако есть у Вас рекомендация или нет, в любом случае Вы должны составить свое резюме. В нем кратко и емко, на основе своей автобиографии, Вам необходимо описать, где Вы учились, свою профессиональную деятельность, включить в нее лучшие строки из своей трудовой книжки. Резюме - это аннотация о себе, исключительно правдивая, но не лишенная рекламной окраски.

208.Побывав в агентствах по найму и опубликовав свое резюме в бесплатных газетах, а также в сети Интернет, Вам следует готовиться к событиям переломного характера, так как после Ваших долгих попыток, рассылок резюме, эксплуатации АТС и средств массовой информации Вам позвонят и предложат явиться на собеседование в определенный день и час.

209.Отправляясь на собеседование, помните, что лучше прибыть немного раньше, чем опоздать.

210.Одежда не должна быть яркой, кричащей и легкомысленных, неклассических фасонов.

211.Мужчине перед встречей следует заранее подстричься. Прическа женщины должна быть скромной и аккуратной.

212.Перед тем, как переступить порог «заветного кабинета», постарайтесь снять внутреннее напряжение.

213.Не садитесь, пока хозяин кабинета не предложит Вам сесть.

214.Стул, который вам предложат, не следует передвигать, а нужно взять его за спинку и переставить поближе к столу.

215.Сидите спокойно и прямо, не закидывайте ногу на ногу.

216.Следите за «неосознанными движениями» - не почесывайте ухо, не вертите в руках карандаш или ручку и т.д., - это сразу бросается в глаза.

217.Не начинайте разговор первым. Вежливо поздоровавшись, ждите, когда Вам начнут задавать вопросы.

218.Если Вас попросят рассказать о себе, рассказывайте все по порядку и кратко, начиная с образования и заканчивая личностными качествами, которые ценятся в любом коллективе, ничего не приукрашивая, но и не умоляя своих достоинств.

219.Излагайте все свои знания и навыки уверенно и четко.

220.Если у Вас есть визитка, то вручите ее работодателю после приветствия или же положите перед собой на стол.

221.Во время беседы следите за своей ручью, обдумывайте каждую фразу, контролируйте жесты, не облокачивайтесь на стол.

222.Внимательно прослушайте все, что Вам скажет собеседник.

223.Если Вы не можете сразу решить, способны ли Вы согласиться на определенные условия работы, переспросите еще раз о сомнительных моментах.

224.В любой момент вы можете вежливо отказаться и, попрощавшись, покинуть кабинет.

225.Если Вас устраивают условия, дайте понять это собеседнику, проявляя интерес к работе фирмы посредством вопросов и демонстрации своих знаний об этой сфере деятельности.

226.Спокойно обсудите финансовую сторону дела, не устраивая при этом рыночной торговли.

227.Если Вам подходит названная цифра, то в конце собеседования уточните ее. Если нет, то ответьте, что будете думать.

228.Даже при положительном исходе не спешите соглашаться: возьмите время на обдумывание. Психологически такой ход дает повод подумать о том, что у Вас есть другие варианты. Это, возможно, в свою очередь, повлияет на размер предполагаемого оклада.

Желаем удачи!









Советы замечательных людей


Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения.

И.Кант


Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, - по тем, стало быть, движениям, которые он делает нехотя.

Ф. Шиллер


Чтобы оценить чье-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

У. Шекспир

Очень неприлично просить у кого-нибудь расческу, чтобы причесаться. Чужой расческой нельзя пользоваться, так же как чужой зубной щеткой. Крайне нехорошо бросать расческу дома где попало, да еще с волосами, запутавшимися в зубцах. Неприлично, причесавшись, дуть на расческу.

Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума.

Теннuсон

Хорошие манеры состоят из мелких само­пожертвований.

Р. Эмерсон

Великие достоинства и слава

Идут на убыль от дурного нрава.

Фирдоуси, таджикский поэт Х в.

Будьте хорошим слушателем. Поощряйте дру­гих рассказывать о себе.

Ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника.

Давайте людям почувствовать их значитель­ность и делайте это искренне.

Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.

Э. Капиев


Существует только один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать.

К. Морли

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становиться в нем педантизмом, остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой.

Филип Честерфилд, английский писатель

и государственный деятель XVIII в.


Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.

Филип Честерфилд


Чаще всего окружающих тяготят те люди, которые считают, что они никому не могут быть в тягость.

Франсуа Ларошфуко, французский писатель ХVII в.

Юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы.

Франсуа Ларошфуко

Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб.

Иммануил Кант, немецкий философ ХVIII в.

Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

А П. Чехов


Народная мудрость гласит:

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении».

«Учись вежливости у невоспитанного».

«Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

«Прожуй, прежде чем проглотить; прослушай, прежде чем говорить».

«Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай».

«Слово - серебро, молчание - золото».

«Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется».

«Уважен хочешь быть - умей других уважить».

Благодаря тонкой и деликатной вежливости людям прощают немало недостатков и преувеличивают их добрые качества. Не обладающие манерами нуждаются в более солидных достоинствах, и репутация их устанавливается немедленно.

Жюльетта Ламбер


Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

М. Сервантес


Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца; хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.

А. Шопеграуэр


Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым с человеком.

А. Шопенгауэр

От бессердечных защитишься тем, что не покажешь им своего сердца. Глупые люди могут еще быть тебе полезны, потому что всякий ведь все-таки что-нибудь да знает и умеет, но если бестактные тебя окружат, то это может довести тебя до полного отчаяния.

П. Хейзе


Смотрите благожелательно на все сущее, пусть каждое ваше слово будет спокойно, приветливо, благосклонно; пусть каждое ваше действие служит исправлению ошибки, развитию добра.

Будда


Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность.

Ж. Гюйо


Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья.

Платон


Глупец и невежда имеют пять примет: сердятся без причины, говорят без нужды, извиняются неизвестно для чего, вмешиваются в то, что вовсе их не касается, и не умеют различать, кто желает им добра и кто - зла.

Индийское изречение


Ничего не начинай в гневе! Глуп тот, кто во время бури садится на корабль.

И. Гауг

Научитесь жить в ладу с окружающими Вас людьми - приобретете навыки поведения в любом обществе. Давайте же учиться!

Гр. МТС-05-03





© 2010-2022