Урок химии на тему «Азотная кислота и ее свойства» (9 класс)

Тема урока: « Азотная кислота и ее свойства». Раздел 3 « Неметаллы» . Урок в теме №14 Урок с применением ЭОР Базовый учебник О. С. Габриелян Урок - введение нового материала. Формы работы учащихся парные, индивидуальные Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютеры, локальная сеть Использование ЭОР на этом уроке является актуальным потому что:  Необходимость проведения демонстрационных химических опытов под тягой, так как при химических реакциях с азотной кислотой ...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Азотная кислота и ее свойства

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Грибанова Елена Владимировна

Место работы

МОУ Зебляковская средняя общеобразовательная школа

Должность

Учитель

Предмет

Химия

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Азотная кислота и ее свойства. Раздел 3

« Неметаллы» . Урок в теме №14

Базовый учебник

О. С. Габриелян


  1. Цель урока: Изучить строение и свойства азотной кислоты.

  2. Задачи:

- обучающие:

Систематизировать и углубить знания учащихся о кислотах;

Познакомить со строением молекулы и физическими свойствами азотной кислоты;

Изучить химические свойства азотной кислоты;

Закрепить знания учеников об окислительно-восстановительных реакциях, умения составлять электронный баланс;

Закрепить знания о реакциях ионного обмена и реакции нейтрализации

-развивающие:

Развивать у учеников умение анализировать, сравнивать, находить отличия, и комментировать собственные выводы. Продолжить развивать навыки работы ЭОР и другими источниками информации.

Развивать умение вести конспект

-воспитательные:

Совершенствовать умения находить причинно-следственные связи в химических свойствах азотной кислоты разной концентрации

Продолжить формирование познавательного интереса через использование ИКТ, воспитание положительного отношения к знаниям, развитие коммуникативного умения в процессе работы.


  1. Тип урока Урок - введение нового материала

  2. Формы работы учащихся парные, индивидуальные

  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютеры, локальная сеть

  4. Структура и ход урока

Использование ЭОР на этом уроке является актуальным потому что:

  • Необходимость проведения демонстрационных химических опытов под тягой, так как при химических реакциях с азотной кислотой выделяются ядовитые газы.

  • Облегчает написания трудных химических уравнений взаимодействия азотной кислоты с металлами и неметаллами на доске.

  • Обеспечивает повышенный уровень подачи материала новой темы. Материал этой темы часто включается в варианты заданий контрольных работ, тестовых заданий ЕГЭ и вступительных экзаменов.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент. Введение в тему урока


Постановка целей и задач совместно с учащимися

Восприятие темы урока путем совместной постановки цели и задач, так и этапов урока

2

2

Повторение изученного материала для введения в новую тему

ТБ при работе с кислотами

1.Оксиды азота

2.Правила техники безопасности при работе с кислотами




Повторение материала о соответствии оксида азота (V) азотной кислоте.

И правила техники безопасности при работе с кислотами

Обобщение и систематизация знаний, включение учащихся в изучении новой темы.


2

Изучение нового материала. При изучении нового материала учащиеся работают в парах, у своих компьютеров по алгоритму. (27мин)


Строение молекулы азотной кислоты

8.Строение и свойства азотной кислоты как электролита

Демонстрация 1 модуля из трех. Только строение азотной кислоты, объясняет строение азотной кислоты

Зарисовывают в конспект строение азотной кислоты и записывают объяснение строения

3


Физические свойства азотной кислоты

8.Строение и свойства азотной кислоты как электролита

Демонстрация 2 модуля

Запись физических свойств

2


Действие индикаторов в растворе азотной кислоты

8.Строение и свойства азотной кислоты как электролита

Демонстрация 3 модуля наблюдение изменения окраски индикаторов в азотной кислоте

Делают вывод о действии индикаторов в азотной кислоте

2


Термическое разложение азотной кислоты

school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html

Учащимся дается источник информации. Обращается внимание на неустойчивость азотной кислоты

Учащиеся самостоятельно работают с источником информации, и записываю уравнения реакций.

3


Общие свойства азотной кислоты

8.Строение и свойства азотной кислоты как электролита

Демонстрация 3 модуля

Обращает внимание на свойства этого класса соединений.

Запись уравнений реакций, характеризующих общие свойства азотной кислоты с другими кислотами: взаимодействие с основаниями, с основными и амфотерными оксидами, с солями

Учащиеся определяют типы реакций

5


Действие азотной кислоты на железо

5.Взаимодействие азотной кислоты с железом

Задает классу вопрос: « А как же реагирует азотная кислота с металлами?» Повторяем ряд активности металлов.

Учитель обращает внимание на особые свойства азотной кислоты.

Азотная кислота может реагировать и с металлами, стоящими до водорода, так и после водорода.

Демонстрация опыта действие азотной кислоты на железо

Учащиеся вспоминают правила работы с рядом активности металлов


















Учащиеся работают с результатами опыта и записывают их в тетрадь

3


Действие разбавленной и концентрированной азотной кислоты на малоактивные металлы

3.Медь и азотная кислота

4. Медь и азотная кислота

Демонстрация эксперимента по взаимодействию меди и азотной кислоты

Представление графической опоры в виде уравнения реакции меди и азотной кислоты

Просматривают опыт ,делают запись уравнения реакции.

Выполняют задание по написанию окислительно-восстановительной реакции

5


Действие азотной кислоты на белки

6.Действие азотной кислоты на белки

В ознакомительном плане учитель

Демонстрирует данные опыты

Учащиеся работают с результатами опыта

и делают вывод о свойствах азотной кислоты как сильного окислителя

2


Действие азотной кислоты на бумагу и солому

7.Действие азотной кислоты на бумагу и солому

В ознакомительном плане учитель

Демонстрирует данные опыты

Учащиеся работают с результатами опыта

и делают вывод о свойствах азотной кислоты как сильного окислителя

2


Закрепление изученного материала

9.Тренажер « Взаимодействие азотной кислоты с металлами»

Тестирование по пройденному материалу

Учащиеся выполняют тест. Самостоятельно каждый за своим компьютером. Каждый в своем темпе. Для закрепления материала а. не оценивания его

10-12


Подведение итогов урока. Домашнее задание

Действие азотной кислоты на неметаллы




school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html


Подача и комментирование домашнего задания

Учащимся дается источник информации

Индивидуальная работа

Учащиеся самостоятельно работают с источником информации, и записываю уравнения реакций.

Отработка написания окислительно-восстановительных реакций

2






Учитель дает схему



Урок химии на тему «Азотная кислота и ее свойства» (9 класс)




Придумать по одному уравнению реакции. Уравнять уравнения реакций










Приложение к плану-конспекту урока

Азотная кислота и ее свойства.

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

ЕК ЦОР:

1

Оксиды азота

Информационный, Интерактивный

Демонстрация сведений о химических и физических свойствах оксидов азота

school-collection.edu.ru/catalog/res/93558c20-755f-4d26-a773-bbffa08975ed/view/

2

Правила техники безопасности при работе с кислотами

Информационный, интерактивный

Анимация. Правила техники безопасности при работе с кислотами

school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

3

Медь и азотная кислота

информационный, интерактивный

Демонстрация эксперимента по взаимодействию меди и азотной кислоты

school-collection.edu.ru/catalog/res/ed197233-befc-452d-b133-5a766dcbfa64/view/

4

Медь и азотная кислота

Информационный, интерактивный

Предоставление графической опоры в виде уравнения реакции меди и азотной кислоты

school-collection.edu.ru/catalog/res/fe1460a1-2190-4d49-9a3f-aa56317cb262/view/

5

Взаимодействие азотной кислоты с железом

Информационный,

интерактивный

Видео. Взаимодействие азотной кислоты с железом

school-collection.edu.ru/catalog/res/0000002a-1000-4ddd-2ac9-4f004663bcc6/view/

6

Действие азотной кислоты на белки

Информационный, интерактивный

Демонстрация эксперимента по исследованию воздействия азотной кислоты на белки

school-collection.edu.ru/catalog/res/5147f1c1-d71f-45be-9da0-2cd0ec19599e/view/

7

Действие азотной кислоты на бумагу и солому

Информационный, интерактивный

Демонстрация эксперимента по исследованию воздействия азотной кислоты на бумагу и солому

school-collection.edu.ru/catalog/res/36489a24-5d5b-4a81-bc6d-742880818ba7/view/

ФЦИОР:

8

Строение и свойства азотной кислоты как электролита

И, Интерактивный

Модуль состоит из трех кадров, включающих структурную формулу азотной кислоты, фотографии сосудов с концентрированной и разбавленной азотной кислотой, схему, показывающую взаимодействие раствора азотной кислоты с другими веществами. В том числе, ученику предлагается познакомиться с химическими свойствами раствора азотной кислоты путем просмотра и прослушивания озвученных формул

fcior.edu.ru/card/12208/stroenie-i-svoystva-azotnoy-kisloty-kak-elektrolita.html

9

Тренажер « Взаимодействие азотной кислоты с металлами»

Контрольный, интерактивный

Модуль включает 12 заданий, где необходимо ввести уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами, с клавиатуры в активное поле ввода и уравнять их.

fcior.edu.ru/card/978/trenazher-vzaimodeystvie-azotnoy-kisloty-s-metallami.html



© 2010-2022