- Преподавателю
- Другое
- Занятие-тренинг для детей 5-6 лет Я и природа
Занятие-тренинг для детей 5-6 лет Я и природа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Палатовская И.В. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие - тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет "Я и природа"
Автор: Палатовская И.В.
Вид занятия - тренинга: нетрадиционное занятие с элементами тренинга
Цель занятия - тренинга:
Развитие внимания,
связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Задачи занятия - тренинга:
1.Образовательные
- Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние
- Сосредотачивать внимание на деятельности
- Формировать умения и навыки владения выразительными движениями
2.Развивающие
- Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербально (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)
- Развивать чувственный опыт дошкольников
- Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи
- Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами
3.Воспитательные
- Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
- Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействие
Средства обучения : бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер, СD записи релаксационных мелодий, флэш- карта
Этапы занятия - тренинга:
- Организационный момент
- Введение в тему
- Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
- Постановка цели занятия
- Активизация прошлого опыта
- Сосредоточение внимания на деятельности
- Психомышечная тренировка
- Побуждения воспитанников к деятельности
- Закрепление умений
- Итог занятия - рефлексия
Методы и приемы:
- Беседа
- Игра на установление доброжелательных отношений
- Психологический этюд
- Игра на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами
- Игра на формирование чувства групповой сплоченности
- Психомышечная тренировка
- Художественно - продуктивная деятельность с элементами арттерапии
- Пальчиковая гимнастика
- Рефлексивное упражнение
Ход занятия - тренинга:
Организационный момент
Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках).
Беседа о том, что такое дерево:
Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии. (презентация)
- Введение в тему
Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся - выбывает из игры.
- Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
Психологический этюд «Природа и мы»
Психолог предлагает:
Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов).
Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.
- Постановка цели занятия - тренинга
Художественно-продуктивная деятельность: игровое упражнение «Испуганное дерево». Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался.
- Побуждения воспитанников к деятельности
(Приложение 1 «Испуганное дерево» )
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:
гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.
раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,
вышли пальчики гулять, этот срезал,
этот пальчик гриб нашел, этот съел,
ну а этот все глядел.
(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).
- Сосредоточение внимания на деятельности
Художественно-продуктивная деятельность :развивающее упражнение «Волшебное дерево»( по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей) .
Психолог: мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее - приложение2). Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из веток, (музыкальное сопровождение), обсуждение рисунков.
(приложение 2 «Волшебное дерево)
- Психомышечная тренировка
Психомышечная тренировка «Деревцо».
- Солнце пригрело, дерево ветки к солнцу потянуло - (потянуться, подняв вверх руки);
-Ветер подул - дерево всколыхнул - (с поднятыми руками вверх покачать в стороны).
Закрепление умений
Развивающее упражнение «Лабиринт»
( по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей)
Каждому Ребенку дается бланк с заданием, (приложение3)
Психолог: А знаете, что белочки любят кушать?
Отгадайте: Растут на елке, любит их щёлкать?
( приложение 3. »Лабиринт»)
Правильно, шишки! А вот одну шишку Белочка никак не может достать. Помогите белочке добраться до шишки. Проведите дорожку.
- Активизация прошлого опыта
- Итог занятия - рефлексия
Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение - презентация )
Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:
«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».
( «Найди свое настроение»)
Библиография:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997
2. Картинки деревьев, листьев forchel.ru/kartinki
3. Картинка дерева. // Всё для женщин 2011, №11 - с17
4.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1998
5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик». Речь,2009
6. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников, Речь, 2008
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М: Первое сентября, 2006
8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: 1995