Программа кружка «Юный орнитолог»

 Планируемые результаты:Работа по программе предполагает развитие основных навыков и умений учащихся.Учащиеся должны знать:  технику безопасности при работе с увеличительными приборами (бинокль, фотоаппарат);  названия инструментов и приспособлений и правила работы с ними;  поведение в природе;  правила сбора полевого материала;  методику исследования и учёта птиц. Учащиеся должны уметь:  проводить наблюдения в природе;  описывать и объяснять результаты исследований;  обрабатывать собранный поле...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка


«Юный орнитолог»











Составитель программы:

педагог дополнительного образования

Г.Н. Гутор

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 10 - 13лет









Пояснительная записка


Изучение природы в самой природе является одним из наиболее приемлемых доступных методов приобретения знаний и повышении интереса к изучению окружающего мира. Птицы являются одним из наиболее удобных объектов для такой работы. За ними легко наблюдать, они есть практически всюду, живут рядом с нами и нуждаются в помощи и защите. Птицы - один из самых интересных объектов для наблюдения в природе. Программа построена так, чтобы восполнить недостаток "кабинетного" изучения орнитологии. А тематика занятий позволяет их связать с практической работой по оказанию помощи ученым-орнитологам, по ведению мониторинга местной орнитофауны, по ее охране и орнитологическому просвещению населения. Программа направлена так же на исследование орнитофауны местного населенного пункта, на участие школьников в формировании ключевой орнитологической территории местного значения.

Актуальность данного курса продиктована тем, что на занятиях кружка формируются учебные умения практического и исследовательского характера; развивается экологическое мышление для установления гармоничных отношений с природой. Также у школьников вырабатывается отношение к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности. Через обучение и познание прививается любовь к природе, воспитывается чувство патриотизма, бережное отношение к окружающему миру. Формируются межличностные отношения, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Цель программы:

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности, использование полученных знаний на школьных занятиях.

Задачи:

  1. развитие исследовательских навыков;

  2. изучение методик проведения основных исследований;

  3. пропаганда охраны птиц и их мест обитания;

  4. изучение видового состава птиц своей местности;

  5. проведение биотехнических мероприятий;

  6. исследование и мониторинг ключевых орнитологических территорий (КОТР);

  7. развитие у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать и классифицировать исследуемый материал.

Формы работы:

  • агитационно-пропагандистская;

  • орнитологические наблюдения;

  • поиск редких видов птиц и сбор информации о них;

  • изучение пролёта птиц;

  • участие в массовых акциях союза охраны птиц России (СОПР);

  • исследовательская деятельность.

Образовательный процесс достигается следующими методами обучения:

  • теоретическими (изучением и анализом специальной и методической литературы),

  • иллюстративными (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, работа с определителем),

  • проблемными (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения),

  • эмпирическими (наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);

  • статистическими (анализом и обработкой результатов исследований).

Данная программа рассчитана для детей 10-13 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу (34 часа). Определяется методика проведения занятий, подход к распределению заданий, организация коллективных работ, правильно планируется время для теоретических и практических заданий. В проведении занятий используются формы индивидуальной и коллективной работы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, работа с определителем птиц и прослушиванием голосов птиц на электронном носителе, подкрепляется практическим освоением темы.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются практические занятия в природе. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, массовых мероприятий, участие в научно-практических конференциях.

При тематическом планировании занятий учитываются сезонные изменения в природе.

Данная программа является интерпретацией образовательной инновационной технологии. Она основана на проведении массовых акций по изучению и охране птиц.

Планируемые результаты:

Работа по программе предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. технику безопасности при работе с увеличительными приборами (бинокль, фотоаппарат);

  2. названия инструментов и приспособлений и правила работы с ними;

  3. поведение в природе;

  4. правила сбора полевого материала;

  5. методику исследования и учёта птиц.

Учащиеся должны уметь:

1. проводить наблюдения в природе;

2. описывать и объяснять результаты исследований;

3. обрабатывать собранный полевой материал;

4. определять принадлежность птиц к определённой систематической группе (классификация);

5. проводить самостоятельный поиск биологической информации;

6. составлять проект исследовательской работы;

7. проводить зимнюю подкормку птиц;

8. изготавливать искусственные гнездовья;

9. изготавливать кормушки;

10. проводить самооценку собственных знаний и умений;

11.использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Условия реализации программы

Реализация программы возможна при следующих условиях:

  • наличии подходящего для занятий помещения;

  • регулярном посещении кружка детьми;

  • материальном обеспечении (материалы и инструменты, необходимые для работы в кружке);

  • использовании учебно-методической литературы;

  • поощрении детей.

Итоги работы подводятся на празднике «День птиц», оформляются проекты исследовательских работ, с которыми учащиеся выступают на общешкольной научно-практической конференции.

Учебно-тематическое планирование кружка

№ п/п

Название темы

Всего занятий

Теория

Практика

1.

Вводное занятие: цели и задачи кружка; ознакомление с планом работы на год

1

1

2.

Методы наблюдения за птицами

1

1

3.

Всероссийский учёт журавлей;

организация учётов журавлей в предотлётных скоплениях

1

1

4.

Праздник «День журавля»

1

1

5.

Изучение КОТР местного значения

1

1

6.

Международные дни наблюдения птиц

1

1

7.

Итоги международных дней наблюдения; составление отчёта; написание статьи в СМИ; фотовыставка

1

1

8.

Проведение исследований КОТР местного значения

1

1

9.

Проведение исследований КОТР местного значения

1

1

10.

Акция «Покормите птиц!»

Заготовка кормов; изготовление и размещение кормушек; организация регулярной подкормки

1

1

11.

Информационно - пропагандистская работа; составление таблицы «Птица и её любимый корм»

1

1

12.

Птица года

1

1

13.

Птица года, обобщение сведений

1

1

14.

Оформление творческих работ посвящённых птице года (реферат, стенгазета, исследовательская работа)

1

1

15.

Составление определителя птиц школьного двора

1

1

16.

Информационно - пропагандистская работа; оформление информационного стенда «Птицы школьного двора»

1

1

17.

Акция «Евроазиатские Рождественские учёты птиц» (в черте села)

1

1

18.

Акция «Евроазиатские Рождественские учёты птиц» (в черте села)

1

1

19.

Составление определителя птиц села Киевка

1

1

20.

Оформление информационного стенда «Птицы села Киевка»

1

1

21.

Составление определителя птиц реки Дунда

1

1

22.

Информационно-пропагандистская работа; оформление информационного стенда «Птицы реки Дунда»

1

1

23.

Постановка экологического спектакля

1

1

24.

Постановка экологического спектакля

1

1

25.

Фенологические наблюдения за прилетом птиц

1

1

26.

Фенологические наблюдения за прилетом птиц

1

1

27.

Праздник «День птиц»

1

1

28.

Проект «Весна идет!»

1

1

29.

Весенние дни наблюдений птиц;

сбор кадастровой информации

1

1

30.

Весенние дни наблюдений птиц;

сбор кадастровой информации

1

1

31.

Информационно-пропагандистская работа; выставка рисунков по проекту «Весна идет!»

1

1

32.

Акция «Тише! Птицы на гнёздах!»; информационно-пропагандистская работа; составление листовок

1

1

33.

Подведение итогов «Весна идёт!»;

информация в СМИ; награждение координаторов проекта «Весна идет!»

1

1

34.

Подведение итогов работы кружка за год; план работы кружка на следующий учебный год; индивидуальные задания учащимся на лето

1

1

Итого

34

17

17

Содержание программы

Специфичность программы кружка заключается в том, что некоторые темы занятий приходится разбивать в течение всего учебного года, т.к. они зависят от сезонности.

Занятие №1. (1 час)

Тема: Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Ознакомление с планом работы на год

На первом занятии рассматриваются цели и задачи кружка:

  • обучение навыкам исследования;

  • пропаганда охраны птиц и их мест обитания;

  • изучение видового состава птиц своей местности;

  • проведение биотехнических мероприятий; изучение и мониторинг КОТР местного значения.

Проводится вводный инструктаж по технике безопасности при работе с оптическими приборами (бинокль, фотоаппарат). Знакомство с правилами работы в полевых условиях, инструкциями по технике безопасности во время экскурсий и походов, с правилами поведения в природе.

Правила поведения в природе

Название правил

Предписания

Запреты

Передвижение по маршруту

Соблюдение тишины, разговор в полголоса, движение по тропам, соблюдение чистоты.

Не включать радиоприёмников, не издавать громких звуков, не мусорить.

Оборудование места стоянки

Соблюдение чистоты, сохранение растений, сбережение жилищ животных.

Не разрушать растительный покров, не закапывать металл и стекло, не замусоривать место стоянки, не обламывать деревья и кустарники, не сливать загрязняющие жидкости в водоёмы.

Встреча с диким животным или его жилищем

Сохранение жизни животного, сбережение его убежища (нора, гнездо, муравейник).

Не брать одиноких детёнышей зверей и птенцов, не стрелять из рогатки, не разорять гнёзд и муравейников.

Сбор растений

Собирать в случае необходимости, сохранять корневища.

Не уничтожать все особи растений одного вида на площадке, не нарушать срока сбора, не использовать приспособлений повреждающих растения.

Поддержание чистоты

Мусор складывать в пакеты и забирать с собой.

Не оставлять упаковку и остатки пищи на маршруте.

Наблюдение и описание

Описывать растительность на пробной площадке по правилам, наблюдать жизнь животных из укрытия.

Не вредить растениям и животным на территории, где исследуется экосистема.

Хождение

Ходить только по тропам

Не ходить по газонам и клумбам.

Занятие № 2. (1 час)

Тема: Классификации методов наблюдений:

1. По объекту наблюдений:

1) объект - следы деятельности (СЛЕДОПЫТСТВО)

  • Метод фотографирования следов деятельности;

  • Метод «кирпичиков»;

  • Метод «грязевых альбомов».

2) объект - птица (ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ):

  • Наблюдение в бинокль;

  • Фотоохота.

2.По количеству передвижений во время наблюдений:

1) мало передвижений (СТАЦИОНАРНЫЕ):

  • Весенне-летние;

  • Осенние.

2) подвижные.

3. По длительности наблюдений:

1) лонгитюдные (например, серия снимков одного гнезда в разное время);

2) кратковременные (например, снимок силуэта птицы в полёте).


  1. Правила наблюдений за птицами в природе:

  1. Настороженное внимание;

  2. Правильно выбранный цвет одежды;

  3. Правильное расположение наблюдателя;

  4. Наличие бинокля в рабочем состоянии;

  5. Правильный подход к объекту наблюдения;

  6. Знание излюбленных мест объекта наблюдения.

. Формы записи наблюдений:

  • Хронологический;

  • Карточный;

  • Картирование

Занятие № 3. (1 часа)

Тема: Всероссийский учёт журавлей. Организация учёта журавлей в предотлётных скоплениях

Этот учёт проводится в начале сентября в течение двух дней (сроки учёта устанавливаются единые для всей России). Перед проведением учёта желательно несколько раз посетить места скопления, чтобы узнать на каких полях держатся журавли, куда летают на ночёвку, какими маршрутами совершают перелёты между местами кормёжки и ночёвки. В выявлении мест кормёжки могут оказать помощь местные жители, а особенно трактористы, работающие на полях. При подсчёте журавлей надо записать в блокнот число птиц в стае и время их перелёта, их поведение, число молодых. Затем заполняется анкета и отправляется по электронному адресу Рабочей группы по журавлям Евразии.

Всероссийский учёт журавлей помогает узнать о состоянии мест осенних скоплений этих птиц в своём районе, и только собрав такую информацию, можно оценить, сколько ещё журавлей обитает у нас в России, какими путями они летят на юг и какие места их предотлётных скоплений надо охранять.

Занятие №4. (1 час)

Тема: Праздник «День журавля»

Этот праздник проводится в сентябре. Формы проведения его могут быть различными: отчёт о собранной информации по журавлям за год; чтение стихов; исполнение песен, народных частушек, пословиц, поговорок; театрализованные представления сказок и басен и т.д. Это один из вариантов проведения «Дня журавля». Можно этому празднику придать исследовательский характер. Поделить учащихся на экспертные группы: «поэтическая» - подбирает стихотворения, пословицы, поговорки, загадки о журавлях; «художественная» - разыскивает материал о полотнах художников, связанных с журавлями; «биологическая» - предоставляет полную информацию о биологических особенностях этих птиц и их учет во время перелёта. Каждой группе приходится пересмотреть большое количество литературы и такие задания как бы являются одним из этапов проектной деятельности - литературный обзор, исследовательская деятельность.

Занятие №5,8,9. (3 часа)

Тема: Изучение КОТР местного значения

Проведённые в последние годы исследования показали, что главной причиной исчезновения птиц является не только их прямое истребление, но и уничтожение местообитаний. Поэтому эффективным методом охраны птиц является сохранение ценных природных территорий, необходимых для их выживания. Один из широко распространённых типов ценных территорий - ключевые орнитологические территории (КОТР).

КОТР - это территории, имеющие важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и места массовых остановок мигрирующих птиц. В первую очередь к ним относятся:

  • места обитания видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения;

  • места с относительно высокой численностью редких и уязвимых видов;

  • места обитания значительного числа эндемичных видов;

  • места формирования крупных гнездовых, линных, пролётных, зимовочных и других скоплений птиц.

Сохранение достаточного количества ключевых орнитологических территорий должно обеспечивать выживание птиц, даже если окружающие их участки будут значительно преобразованы хозяйственной деятельностью человека.

Формы участия в движении хранителей КОТР:

  1. Агитационно-пропагандистская работа, информирование населения о программе КОТР. Члены группы поддержки КОТР могут рассказывать в средствах массовой информации о ключевых орнитологических территориях, их ценности и проблемах. Можно устанавливать информационные знаки и стенды, вести разъяснительную работу с населением. Важной частью такой работы может стать художественное творчество, демонстрирующее красоту мира птиц.

  2. Проведение орнитологических наблюдений. Наблюдать птиц можно в течение всего года. Самым распространённым и простым способом наблюдения является экскурсия. Наблюдать можно за сроками прилёта и отлёта птиц, за поведением птиц и т.д. Если эти наблюдения будут являться системными, многолетними, то они обязательно позволят выявить какие-либо закономерности и будут являться хорошим материалом для исследовательских работ. Например, наблюдая за весенней миграцией гусей можно установить зависимость сроков пролёта от погодных условий, выявить три группы гусей: транзитных, местных и отдыхающих, построить розу миграций. Значение таких наблюдений велико, они позволяют видеть важные процессы в жизни птиц и делать выводы.

  3. Поиск редких видов птиц и сбор информации для кадастра животного мира осуществляется на основе различных методик - анкетирования, опросов местного населения, проведения районных конкурсов исследовательских работ. История многих ключевых орнитологических территорий начиналась с рассказов местных жителей о встречах с редкими птицами.

  4. Изучение пролета. В силу достаточной простоты методики и массового материала изучение пролёта может стать темой школьных исследовательских работ.

  5. Участие в акциях Союза охраны птиц России («Птица года», «Всемирные дни наблюдений птиц» и др.) может стать первым шагом в любительскую орнитологию, а результаты многолетних участий могут стать прекрасным материалом для исследовательских работ.

  6. Проведение биотехнических мероприятий (подкормка, развешивание искусственных гнездовий и т.д.).

  7. Информирование населения о возникновении угроз для ключевых орнитологических территорий, посильное участие в профилактике таких угроз. Наиболее результативной формой взаимодействия является совместная работа любителей на местах орнитологов-профессионалов.

Занятие №6-7. (2 часа)

Тема: Международные дни наблюдения птиц (по нечётным годам - Всемирные)

Акция «Всемирные дни наблюдений птиц» проводится по инициативе ассоциации Birdlife International - глобальной сети сотрудничающих организаций, которые согласованно работают более чем в ста странах мира.

Главная цель Всемирных дней наблюдений птиц - привлечь внимание как можно большего числа людей к миру пернатых и к проблемам охраны птиц.

Эта акция проводится раз в год (последние выходные сентября или первые выходные октября). Организатором этой акции в нашей стране является Союз охраны птиц России.

Непосредственное участие в акции состоит в том, что люди в назначенные даты ведут наблюдения за птицами в природе, отмечая число особей каждого встреченного вида птиц. По результатам наблюдений заполняется анкета, которая направляется в Координационный центр СОПР, где результаты наблюдений централизованно обрабатываются.

На подготовительном этапе акции на занятиях кружка необходимо провести теоретическое занятие: встреча с какими видами птиц наиболее вероятна; поработать с определителями птиц; прослушать со звукового носителя голоса птиц и практическое - пройти маршрутом с детьми, считая всех встреченных птиц.

Эта акция носит воспитательный характер.

Занятие №10-11. (2часа)

Тема: Массовая акция СОПР: «Покормите птиц!»

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать ещё с лета, заготавливая корм. Учащиеся знают предпочитаемые корма разных видов птиц. Но с новичками необходимо заранее проводить беседу. Сбором кормов целесообразнее заняться осенью. И на этом этапе можно организовать небольшую исследовательскую работу, целью которой является выяснить какой корм и какие птицы предпочитают. Можно организовать выставку «Виды кормов», где продемонстрировать семена различных дикорастущих растений, арбузные и другие семечки, пригодные для подкормки. Ребята не просто проводят подкормку, но и постоянно добавляя новые виды кормов, получают новую информацию.

Членами кружка можно подготовить рисунки и таблицы зимующих птиц. Вместе с другими учащимися школы можно изготовить различные типы кормушек и их чертежи. Целесообразно объявить конкурс на лучшую кормушку и рисунков. Можно провести беседы на тему: «Какие семена и плоды нужно собирать», «Почему важно проводить подкормку птиц», «Как изготовить кормушки».

Практически все ребята должны принимать участие в акции «Покормите птиц!».

Занятие №12-14. (3 часа)

Тема: Акция «Птица года»

Информация о птице года собирается в течение всего года. Собранный материал необходимо обязательно оформить. Формы отчёта могут быть разными: реферат, стенгазета, фотоконкурс, конкурс рисунков, стихов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Можно оформить альбом, в который поместить всё перечисленные ранее пункты. Лучшим результатом будет исследовательская работа. Птицей 2013 года является орлан-белохвост. Для того чтобы полнее собрать информацию о птице года и не перегрузить учащихся, эффективнее будет разбить детей на группы. Одни собирают пословицы и поговорки и т.д., другие собирают биологический материал о миграциях и биологических особенностях птицы.

Занятие №15-16. (2 часа)

Тема: Птицы школьного двора

При любых наблюдениях за птицами крайне необходим определитель. Но можно составить видеоопределитель, куда на каждую страницу, посвящённую определённой птице, можно поместить не только изображение птицы и её описание, но и её голосовое звучание. Ценность такого определителя заключается в том, что при просмотре птицы и прослушивании её голоса одновременно, происходит ассоциация голос - птица. При наблюдении в природе дети лучше определяют видовой состав птицы. Правда такой определитель не возьмёшь с собой в природу, но свою роль он обязательно сыграет.

При составлении такого определителя, наблюдается тренировочный аспект: срабатывают сразу несколько видов памяти и так как дети очень любят работать на компьютере, то с удовольствием составляют такой определитель.

Занятие №17-18. (2 часа)

Тема: «Евроазиатские Рождественские учёты птиц»

Евроазиатский Рождественский учёт птиц относится к международной научно-исследовательской программе. Всем, кто проводит эти учёты необходимо знать зимующих птиц по внешнему виду и голосу.

Целью программы Рождественских учётов является организация многолетнего широкомасштабного слежения за состоянием популяций зимующих птиц Евразии - в первую очередь за изменениями их видового состава и относительной численности.

Для начинающих учётчиков достаточно использовать маршрутный метод учёта.

1.Метод учёта птиц на маршруте

Выбирают маршрут в любом биотопе длиною не менее 100 метров и в ширину 25-50 метров. Фиксируют все встречи птиц. Для удобства пользуются заранее подготовленной таблицей (см. ниже). Записывают виды птиц (вторая колонка) и при встрече ставят значок (например «+», третья колонка). После прохождения маршрута подсчитывают общее количество встреченных видов, количество особей каждого вида, общее количество особей на данном участке. Далее вычисляют относительную численность птиц по формуле:

Количество особей вида * 100%

общее количество особей

Таблица маршрутного учёта птиц

Дата______________________________________________________________

Время начала учёта________________окончание учёта________________

Погода____________________________________________________________

Маршрут_________________________________________________________

Расстояние, км.____________________________________________________

Фамилия, имя учётчика____________________________________________

Вид птицы

Встреченные птицы

Общее число особей

Численность в % от общего числа птиц

1.

2.

3.

Сорока

Воробей

++++++

+++

6

3

Итого


2. Можно предложить алгоритм проведения исследовательской работы: «Наблюдения за зимующими птицами»:

  1. Определите для себя маршрут, на котором будете проводить наблюдения.

  2. Посещая (не реже 1 раза в неделю) намеченный маршрут отмечайте в полевом дневнике следующее:

а) виды встречаемых птиц;

б) места наиболее частых встреч с птицами того или иного вида;

в) поведение встреченных птиц (отдыхают, кормятся, летят и т.д.);

г) пища птиц;

д) число встреченных птиц: одиночные или стайки (указать их число в стайке);

е) суточная активность птиц (начало и конец дневной активности);

ж) образ жизни (оседлый или кочующий);

з) характер и скорость передвижения кочующих птиц.

3. Проанализируйте ход и результаты наблюдений.

4.Сформулируйте и обоснуйте выводы о видовом составе, численности и особенностях распространения птиц, зимующих в населённых пунктах.

Старшеклассники, имеющие многолетний опыт проведения зимних учётов, смогут проводить учёты по усложнённому варианту программы.

2.Методика проведения учётов и расчёта относительной численности населения птиц

Учёты проводятся раздельно в основных типах местообитаний птиц ежегодно в период с 20 декабря по 20 января. Прежде чем приступать к проведению учётов следует наметить набор местообитаний, типичных для данной местности (лесополоса, населённый пункт , открытые территории…).

Выбор маршрутов

Лучше планировать учётные маршруты по большим однородным местообитаниям. Учёты в лесополосах легче всего проводить по лесным дорогам, а в населённых пунктах - по улицам.

Техника проведения учёта

Во время учёта наблюдатель идёт по маршруту и отмечает в полевом дневнике всех встреченных (увиденных и услышанных) птиц, независимо от расстояния до них. Скорость движения наблюдателя, во время движения, должна быть достаточно низкой - 2-2,2 км /час.

Записи в полевом дневнике

До начала учёта в полевом дневнике отмечаются: место проведения учётов, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снегового покрова, наличие снега на ветвях ). При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечаются:1)вид птицы; 2)количество особей; 3)характер перемещения птицы («с» - «сидит», или «л» - «летит»).

Определение видов Учётчик должен определять встреченных птиц до вида всеми возможными способами, по внешнему виду и голосу - с помощью бинокля, определителя, используя весь свой личный опыт и помощь более опытных коллег.

Определение пройденных расстояний

Во время учёта оценивается пройденное с учётом расстояние в километрах - по карте, квартальной сети, столбам линий электропередач, путём подсчёта шагов или, в крайнем случае - на глаз.

Объём учётных работ

Учёт, за период работы с 20 декабря по 20 января в каждом местообитании, можно проводить как однократно, так и многократно на постоянном маршруте, длина которого должна быть не менее 3 километров.

Обработка материала

По окончании периода работ на основе записей в полевом дневнике составляется итоговая таблица. Она представляет собой перечень всех зарегистрированных в данном местообитании птиц с указанием количества встреченных особей за весь период работ. При этом все «сидящие» и «летящие» птицы суммируются по отдельности.

№ п/п

Виды птиц

Встречено число особей (Еn)

Относительная численность на 1км. маршрута (N)

сидящих

летящих

1.

голубь

2.

синица

3.

ворона

4.

сорока

Следующим этапом обработки данных является расчёт относительной численности населения птиц (N) каждого вида в особях на 1 линейный километр маршрута (для сухопутных местообитаний).

Процедура расчёта: общее количество особей n) необходимо поделить на суммарное количество пройденных с учётом километров (L). Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учёта в часах (H), умноженное на 30 - среднюю скорость полёта птиц в км/час (Н*30).

Относительная численность «сидящих» и «летящих» птиц, а также встреченных на основном и частичном учётах, также суммируются.

Оформление ведомости учёта

Ведомость учёта составляется отдельно на каждое местообитание. В верхней части ведомости должна быть помещена информация о том, где и когда проводились учёты:

Ведомость учёта

Зимний сезон 2012/2013 гг.

Край, район:_____________________________________

Место проведения учёта________________________________________

Даты и время проведения учётов:________________________________

Название местообитания________________________________________

Пройдено с учётом, км. (L):______________________________________

Суммарное время учёта, час. (H):_________________________________

Оформленные ведомости учёта следует выслать по окончании сезона работ координаторам программы. Результаты учёта обрабатываются с научно-исследовательскими целями в рамках государственных и международных программ мониторинга и контроля природной среды.

Для школьных исследовательских работ зимние учёты птиц также являются прекрасным материалом. Например: при учёте обязательно фиксируются данные погоды. Можно изучить влияние погодных условий на видовой состав и численность птиц; сравнить численность и видовой состав в разных местообитаниях (село, лесополоса, степь). За несколько учётных лет можно составить в виде столбчатых диаграмм отчет, как видового состава, так и численного. Сравнивая численность и видовой состав птиц в населенном пункте и рекреационной зоне, можно выявить влияние антропогенной нагрузки.

Занятие №19-20. (2 часа)

Тема: Составление определителя птиц села Киевка

При любых наблюдениях за птицами крайне необходим определитель птиц. Но можно составить видеоопределитель, куда на каждую страницу, посвящённую определённой птице, можно поместить не только изображение птицы и её описание, но и её голосовое звучание. Ценность такого определителя заключается в том, что при просмотре птицы и прослушивании её голоса одновременно, происходит ассоциация голос - птица. При наблюдении в природе дети лучше определяют видовой состав птицы. Правда такой определитель не возьмёшь с собой в природу, но свою роль он обязательно сыграет.

При составлении такого определителя, наблюдается тренировочный аспект: срабатывают сразу несколько видов памяти и так как дети очень любят работать на компьютере, то с удовольствием составляют такой определитель.

Занятие №21-22 (2 часа)

Тема: Составление определителя птиц реки Дунда (смотреть занятие №19-20)

Занятие №23-24(2 часа)

Тема: Постановка экологического спектакля

Занятие №25-26(2 часа)

Тема: Фенологические наблюдения за прилетом птиц

Во всём мире армии любителей помогают профессиональным орнитологам проводить ежегодный учёт птиц; собранные ими сведения используются в науке наравне с данными учёных.

  • Установление сроков и последовательности появления мигрантов очень важно в научном отношении. Наблюдения за пролётом птиц решают две задачи:

  • Определение численности различных экологических и систематических групп птиц в данном году.

  • Выяснение сроков прилёта и пролёта отдельных видов и групп птиц.

  • Регистрация прилетающих видов птиц включает установление точных дат появления первых особей, начала массового пролёта, его окончания и полного прекращения.

Собранные материалы следует оформить в виде таблицы

Вид

Дата первой встречи

Дата массового появления

Дата окончания прилёта (пролёта)

Примечания


Занятие №27 . (1 час)

Тема: Праздник «День птиц»

Методических рекомендаций к проведению «Дня птиц» очень много. Но однозначно на этом празднике должно быть всем интересно, познавательно и увлекательно. Если праздник проходит в виде КВН, то домашним заданием может быть предложена стенгазета о Птице года. Проводя викторину, можно включить вопросы из истории о празднике «День птиц».

Занятие №28 (1 час)

Тема: Международный интернет - проект «Весна идёт»

Таблица наблюдения за прилетом птиц

Ласточка

Кукушка

щурка

стриж

Дата

встречи


Место встречи


Фамилия,

имя


Занятие №29-31. (3 часа)

Тема: Весенние дни наблюдений птиц

Весенние дни наблюдений птиц проходят в сроки с 1-го по 10-е мая.

Организация наблюдений возможна в следующих вариантах:

  1. Фиксация встреченных пролётных птиц на непостоянных наблюдательных пунктах. Этот вариант предполагает, что наблюдения проводятся попутно.

  2. Организация наблюдений на постоянных наблюдательных пунктах.

1)Учёт на постоянном наблюдательном пункте. Наблюдательный пункт должен располагаться на открытом, желательно возвышенном месте с одинаковым обзором во все стороны.

Наблюдения за ходом пролёта в стационарных пунктах

Район_____________ Название населённого пункта:____________

Расстояние от нас. пункта до места наблюдения__________________

Направление от населённого пункта на место наблюдения___________

Способ наблюдения___________. Зона видимости_______________

Дата проведения учёта___________. Часы наблюдений: с____по____

Погода: t_____С. Осадки: снег, дождь, изморось, туман (подчеркнуть).

Облачность:______%. Ветер: штиль, слабый, умеренный, сильный.

Наблюдатель (ФИО)_______________________________________

Адрес для переписки_______________Тел.____________________

Время

Вид (группа)

Число особей

Направление полёта

Примечания


2)Учёт на маршруте (наиболее используемый метод наблюдений). Маршрут, должен оставаться постоянным в течение всего периода наблюдений. Необходимо указать длину маршрута, чтобы данные можно было пересчитать на 100 км маршрута. Проходя выбранный маршрут, наблюдатель регистрирует все встречи мигрирующих птиц: как летящих стай, так и на остановках.

Наблюдения за ходом пролёта на маршруте

Район____________. Начальный пункт маршрута______________.

Конечный пункт маршрута_____________. Где проходит маршрут: по пойме реки, по берегу водоёма, по полю, по лесу (подчеркнуть), иное__________. Способ передвижения учётчика:_____________.

Дата проведения учёта_________. Время начала маршрута________.

Время окончания маршрута__________. Погода: t_____С. Осадки: снег, дождь, изморось, туман (подчеркнуть).

Облачность:______%. Ветер: штиль, слабый, умеренный, сильный.

Наблюдатель (ФИО)_______________________________________

Адрес для переписки_______________Тел.____________________

Время

Место

на маршруте

Станция

Вид

(группа)

Число

особей

Расстояние

до птицы, м.

Что

делали

(кормились,

летели)

Приме

чание







*В этой графе необходимо указать ориентиры, позволяющие определить место наблюдения с достаточной точностью.

**В данной графе необходимо указать, где наблюдались птицы (на постоянном водоёме, на разливе, на поле…).

Ш. Организация постоянной исследовательской работы.

Этот вариант предполагает регулярную организацию учёта по предложенным выше вариантам. На выбранной территории (КОТР) необходимо определить сроки начала и конца прилёта и пролёта разных видов птиц, их численность, выявить все места остановок и скоплений птиц для кормёжки и отдыха.

Занятие №32 . (1 час)

Тема: Тише! Птицы на гнёздах. Информационно-пропагандистская работа

Июнь и июль для многих птиц - период воспроизводства. В эти месяцы нужно быть особенно осторожными на экскурсиях в лесу, на берегу - везде, где гнездятся птицы, высиживают и выкармливают своих птенцов.

Недопустимо беспокоить птиц во время насиживания и уж, тем более, во время выкармливания птенцов. Поэтому очень важна агитационно-пропагандистская деятельность, направленная на снижение беспокойства гнездящихся птиц. Очень бывает жаль, когда дети и взрослые по незнанию подбирают птенцов, выпавших из гнезда, и приносят их с целью оказания помощи маленьким пернатым. Поэтому очень важна разъяснительная работа. Особенно действенна информация, помещённая на страницах газет. Можно устанавливать информационные знаки, вести разъяснительную работу с населением.

Занятие № 33-34 .( 2 часа)

Тема: Подведение итогов работы кружка за учебный год

Заключительное занятие всегда очень важно. На нём подводятся итоги работы кружка за год. Намечаются планы работы кружка на будущее. На этом занятии можно предложить задания на лето. Исследовательская деятельность на территории КОТР не должна прекращаться и в летнее время.

Опыт проведения исследовательских работ в области орнитологии как внеклассный вид деятельности имеет свои положительные результаты:

  • вызывает у учащихся большой интерес к проблемам экологического характера;

  • способствует формированию у них навыков исследовательской работы;

  • способствует развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению орнитофауны.

Методическое обеспечение и условия реализации программы

Формы работы:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • игра;

  • поход;

  • экскурсия;

  • конференция;

  • пропагандистская работа.

Методы обучения:

  • игра - основной метод: творческая, сюжетно-ролевая, режиссёрская;

  • проблемно-поисковый: создание и постановка проблемных ситуаций;

  • моделирование.

Основные принципы работы:

  • сознательность и активность воспитанников;

  • доступность;

  • прочность усвоения знаний;

  • принцип связи теории с практикой.


Условия реализации программы:

Для реализации и функционирования программы необходим ряд условий:

  • наличие устойчивого контингента детей;

  • организация учебного процесса (расписание занятий);

  • возможность вести наблюдения в природе, проводить биотехнические мероприятия.


Литература:

  1. Авилова К.В., Позвоночные животные, изучение их в школе. Птицы, М., 1983

  2. Бёме Р.Л., Птицы открытых и околоводных пространств СССР. Полевой определитель, М, 1983

  3. Биология лесных птиц и зверей, М., 1975

  4. Второпов П.П., Определитель птиц фауны СССР, М, 1980

  5. Второпов П.П., Дроздов Н.Н., Определитель птиц фауны СССР, М.,1980

  6. Герасимов В.П., Птицы и млекопитающие, изучение их в школе, М, 1963

  7. Глазунов М.М., Птицы в уголке живой природы, М, 1974

  8. Ильичёв В.Д., Общая орнитология, М, 1982

  9. Карташёв Н.Н., Систематика птиц, М, 1974

  10. Луцкая Л.А., Никишов А.И., Самостоятельные работы учащихся по зоологии, М., 1987

  11. Мальчевский А.С., Орнитологические экскурсии, Л., 1981

  12. Михеев А.В., Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнёзд, М., 1996

  13. Михеев А.В., Определитель птичьих гнёзд, М., 1975

  14. Орнитологические экскурсии в природу, М, 1987

  15. Промптов А.Н., Птицы в природе, М, 1960

  16. Рыков Н.А., Внеклассная работа по зоологии, Л., 1940

  17. Формозов А.Н., Спутник следопыта, М, 1930

  18. Яхонтов А.А., Зоология для учителей, Л,1970


© 2010-2022