Программа «Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников»Программа «Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников»Программа «Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников»Программа «Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников»Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тулинская средняя общеобразовательная школа

п.жд.ст.Тулюшка Куйтунского района Иркутской области






Программа

«Развитие произвольной памяти, внимания у младших школьников»





Автор:

Подолевская Т.В.,

учитель начальных классов 1 категории

с квлификационной

переподготовкой

по курсу «Логопедия»

МКОУ Тулинская СОШ





П.жд.ст. Тулюшка

2011г.

Введение

Нарушения психических процессов, в частности памяти, обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения учебной информации у детей с нарушением в интеллектуальном развитии. Проблемы, возникающие при запоминании, проявляются в недостаточной эффективности использования времени, предназначенного для первоначальной ориентации в задании, в необходимости постоянного побуждения извне к припоминанию, в неумении использовать приемы, облегчающие запоминание, в резко сниженном уровне самоконтроля. Учебная деятельность предъявляет большие требования к уровню развития произвольной памяти. Другие виды познавательной деятельности также обеспечиваются ее работой.

Программа коррекционной помощи при недостатках развития произвольной памяти направлена на решение следующих задач:

  • Формирование, развитие и активизация произвольности основных свойств памяти;

  • Определение активности внимания и оценивание динамики утомляемости;

  • Развитие наблюдательности, внимания и работоспособности младших школьников;

  • Формирование элементов творческого мышления, развитие причинного мышления;

  • Обучение школьников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами.

Особенность коррекционно-развивающего обучения состоит в том, что работа по развитию произвольной памяти может проводиться в различных видах деятельности: на логопедических занятиях (фронтальных и индивидуальных) учителем-логопедом; уроках чтения и письма учителем, а также воспитателем группы продленного дня в процессе игровой деятельности. Подготовка ребенка к целенаправленному процессу развития произвольной памяти решается через систему специальных занятий и упражнений, которые можно проводить как с группой, так и индивидуально. Занятия по своему содержанию органически связаны друг с другом.

Программа рассчитана на использование в период с сентября по май для проведения специальных коррекционных занятий два часа в неделю.

Данная программа составлена на основе программы «Развитие произвольной памяти у младших школьников», авторы Лапп Е. А., Хайрушева С. Ж.

Пояснительная записка

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации. Ориентация современной школы на инклюзивность процесса образования и создание условий для разностороннего развития личности каждого ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности с коррекционно-развивающей. В рамках учебной деятельности, являющейся ведущей в умственном развитии детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями, формируются базовые знания, умения и навыки; отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Коррекционно-развивающая деятельность направлена на развитие индивидуальных задатков учащихся, коррекцию их познавательной активности.

Внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий и коррекционных заданий, направленных на развитие в целом познавательной деятельности школьников или способствующих решению узконаправленных задач формирования и коррекции памяти, аналитико-синтетической деятельности школьника, внимания, речи и ряда других важных психических функций, является важнейшей задачей педагогического коллектива. Значимость указанных направлений в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена тем, что, развивая базовые психические функции, возможно повысить познавательную активность детей.

Необходимость данной программы обусловлена тем, что механическая память школьников не несет в себе высших проявлений памяти и не может быть разумно использована в учебно-воспитательном процессе.

Между тем именно память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности в социуме. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится, да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой психической функции немыслим. Поэтому занятия, специально направленные на развитие произвольной памяти и другие базовые психические функции младших школьников приобретают особую значимость в учебном процессе школы.

Специальные комплексные развивающие занятия, включенные в учебный процесс начальных классов, дают возможность проведения с их помощью эффективной диагностики познавательной деятельности детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуального образовательного маршрута. Возможность непрерывного мониторинга обусловлена тем, что некоторые задания и упражнения, включенные в содержание занятий, базируются на различных диагностических методиках. Результаты выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют педагогам непосредственную информацию о текущем уровне их развития.

Возможность проведения занятий преимущественно в игровой форме, являющейся по-прежнему ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, способствует формированию учебной мотивации через мотив достижения в игровой деятельности. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий позволяет детям продемонстрировать свои возможности в более полной мере.

Использование коррекционно-развивающих заданий и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и мотивационной сферы учащихся с проблемами в развитии. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует формированию и развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

Подготовка ребенка к целенаправленному процессу развития произвольной памяти решается через систему специальных занятий и упражнений, проводимых как с группой детей, так и индивидуально. Это обусловлено типологическими и индивидуальными особенностями учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, направленностью учебных предметов: на уроках чтения дети пересказывают небольшие рассказы, выполняют практические задания в тетрадях на материале стихотворения; на уроках письма пишут графические диктанты, выполняют занимательные упражнения; на логопедических занятиях с детьми проводятся упражнения на развитие наблюдательности, работоспособности.

Цель

Цель программы коррекционной помощи при недостатках развития произвольной памяти младших школьников - формирование, коррекция и развитие произвольной памяти и внимания у учащихся с особыми образовательными потребностями.

Проведение занятий направлено на формирование навыков произвольности и самоконтроля, усвоение простейших приемов эффективного восприятия и запоминания вербальной и визуальной информации, развитие наглядно-образного мышления. Кроме того, учащиеся должны приобрести практические навыки решения простейших словесно-логических задач.

Задачи

Программа коррекционной помощи направлена на решение следующих задач:

  • Формирование, развитие и активизация произвольности основных свойств памяти (объем, устойчивость, эффективность перевода кратковременной памяти в долговременную);

  • Формирование приемов запоминания;

  • Определение активности внимания и динамическая оценка утомляемости;

  • Развитие наблюдательности, внимания и работоспособности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

  • Формирование и развитие элементов творческого мышления, развитие причинного мышления;

  • Обучение школьников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами;

  • Развитие языковой способности учащихся;

  • Формирование и развитие учебной мотивации;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Формирование коммуникативных умений.

Контингент: младшие школьники с особыми образовательными потребностями.

Форма проведения занятий: подгрупповая и индивидуальная.

Оптимальное количество детей - 3-4 человека.

При необходимости содержание занятий дублируется в ходе индивидуальной коррекционной работы.

Срок реализации программы: сентябрь - май.

Структура программы

Программа развития памяти у младших школьников включает три основных блока:

  • Диагностический;

  • Коррекционно-развивающий;

  • Контрольно-оценочный.








Содержание блоков программы

Диагностический блок.

Заучивание десяти слов. Опосредованное запоминание по Леонтьеву. Пиктограмма. Воспроизведение рассказов. Исследование объема кратковременной памяти на числа. Исследование кратковременной памяти на слова. Графический диктант. Диагностика творческого мышления (задания теста П. Торренса).

Коррекционно-развивающий блок.

Развитие кратковременной памяти. Пары картинок. Выучи, запомни пословицы. Небылицы. Запомни картинки.

Развитие зрительной памяти. Пиктограмма. Слоговая арифметика. Составь слово. Шарады. Сосчитайте!

Развитие активности внимания. Как сказать наоборот? Цифры. Сосчитай треугольники. Самое слабое звено. Что это? Кто последний? Слова-родственники. Подчеркни слова.

Развитие мышления. Как это понимать? Ребусы. Музыкальные ребусы. Телеграфисты. Кроссворды. Занимательные вопросы. Составь слово. Раскрась и расскажи. Выбери пару. Логические задачи. Что лишнее? Составление рассказов. Продолжи ряд.

Развитие наблюдательности. Что придумали буквы? Ребусы. Викторина по литературным произведениям. Цифры. Кто найдет ошибку? Составь предложение. Анаграммы.

Развитие познавательной активности и слухового внимания. Задачи-шутки. Задачи в стихах. Складно-неладно. Загадки. От слова к слову. Занимательные задачи. Пересказ текста. Телеграфист. Повтори скороговорку. Что сначала, что потом? Звери заблудились. Заколдованные записи. Скопируй. Кто это?

Развитие произвольной памяти. Способ ассоциаций. Викторины по произведениям. Зашифрованное слово. Встреча с литературными героями. Азбука Морзе. Смысловые пары. Составление рассказов. Вспоминай-ка.

Обучение детей элементам аутогенной тренировки. Любопытная Варвара. Волшебный сон. Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Дыхательные упражнения. Занимательные упражнения.

Развитие фонематического слуха, фонематических представлений. Почта. Диктант. Цепочки слов. Путаница. Найди обобщающее слово. Закончи стихотворение. Анаграммы. Ключевое слово. Вставь букву.

Контрольно - оценочный блок.

Включает в себя проведение повторной диагностики, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оценку эффективности проведенной работы.

Повторная диагностика включает использование следующих заданий:

Заучивание десяти слов. Опосредованное запоминание по Леонтьеву. Выявления понимания и запоминания текстов (воспроизведение рассказов). Упражнение на исследование объема кратковременной памяти (слуховое и зрительное предъявление). Графический диктант. Задания теста П. Торренса. Исследование опосредствованного запоминания и его продуктивности. Изучение характера мыслительной деятельности.

Данные первичной и повторной диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов и делаются выводы об успешности проведенной работы.

Диагностический и контрольно-оценочный блоки программы не имеют четкой структуры и проходят в свободной форме.

















Тематический план логопедических занятий

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Изучение, коррекция и развитие слуховой памяти, оценка утомляемости, активности, внимания

5

2

Развитие и коррекция зрительной памяти и навыков аналитико-синтетической деятельности

5

3

Развитие кратковременной памяти и коррекция фонематических представлений

5

4

Развитие и коррекция непроизвольного внимания, памяти и наблюдательности

5

5

Развитие произвольной памяти и коррекция мышления

5

6

Развитие произвольной памяти и познавательной активности

5

7

Развитие зрительной памяти и познавательной активности

5

8

Развитие элементов творческого мышления и словесно-логической памяти

5

9

Развитие мышления и коррекция речи

5

10

Развитие наблюдательности, длительного внимания и памяти

5

11

Развитие наблюдательности и мышления

5

12

Диагностика и коррекция произвольной памяти, внимания, речи

7

13

Диагностика и коррекция мыслительных операций

6

Итого:

68








Ожидаемый результат

Систематические занятия по программе способствуют овладению простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации в памяти младших школьников, расширяют объем и концентрацию внимания, значительно обогащают словарный запас учащихся, формируют умения оформлять в словесной форме свои суждения и объяснения.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо создать условия, включающие:

  • Осуществление коррекционно-развивающего воздействия на основе принципов развития и коррекции высших психических функций; единства развития речи и других психических функций; принципа мотивации и динамичности восприятия; принципа поэтапного формирования умственных действий;

  • Учет индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;

  • Опору на принцип систематичности и последовательности в обучении детей с нарушением интеллекта приемам запоминания;

  • Максимальное включение в работу анализаторов разной модальности;

  • Наличие необходимого дидактического материала;

  • Осуществление комплексного взаимодействия специалистов в работе с детьми с интеллектуальным недоразвитием.

Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением доминирующих объектов воздействия. Поэтому тема каждого занятия определяется в соответствии с доминирующей психической функцией.

Оптимальным вариантом являются развивающие занятия в рамках отдельного специального курса, что позволяет повысить личностно-мотивационный настрой школьников и их заинтересованность.



Литература

1. Барташников А. А. Учись мыслить. - Харьков: Фолио, 1998.

2. Барышева Т. А., Шекалов В. А. Как воспитать в ребенке творческую личность. - Ростов н\Д: Феникс, 2004

3. Волина В. Г. Праздник числа. - М.: АСТ-Пресс, 1996.

4. Волина В. Г. Учимся, играя. - М.: Новая школа, 1994.

5. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи. - М.: Вако, 2007.

6. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н\Д: Феникс, 2006.

7. Косинова Е. М. Домашний логопед. - М.: Росмэн, 2008

8. Куркова Л. П. Практическое пособие «Золотой ключик». - Шелехов, 2008.

9. Кыласова Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы. - Волгоград: Учитель, 2009.

10. Лапп Е. А., Хайрушева С. Ж. Развитие произвольной памяти у младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.

11. Малахова М. М. Русский язык в загадках: 1-4 классы, разрезные карточки (дидактический материал). - Волгоград: Учитель, 2007.

12. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи. - М.: Просвещение, 1990.

13. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов н\Д: Феникс, 2006.

14. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: академия развития, 1996

15. Флерова Ж. М. Логопедия. - Ростов н\Д: Феникс, 2006.

16. Школьник Ю. К. Логопедия. - М.: Эксмо, 2006.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры

Тема: «Изучение, коррекция и развитие слуховой памяти, оценка утомляемости, активности, внимания»

  1. Игра «Поезд».

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.

10 карточек. Каждая картинка - вагончик, картинки выкладываются по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но вагончики должны быть скреплены: кладем картинку, на которой нарисована ложка, за ней картинку, на которой нарисована тарелка. Мы их скрепляем, так как эти предметы - посуда. После кладем картинку с изображением вазы для цветов. Мы скрепим тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала. Теперь кладем картинку с изображением машины (предположим, что это поливальная машина). Мы скрепляем вазу и поливальную машину, так как в вазу и поливальную машину наливают воду и т.д.



  1. Игра «Пары картинок».

Цель: развитие произвольного запоминания.

Оборудование: 8-10 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу.

Раскладываем картинки попарно. Картинка с изображением дерева кладется рядом с картинкой, с изображением леса. Изображение дома - рядом с рисунком окна. Возможны любые взаимосвязи предметов.

Задание: внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Учащимся нужно, глядя на оставшиеся картинки, назвать те, которые убраны.

  1. Игра «Небылицы».

Цель: развитие слухового восприятия, объема памяти, наблюдательности.

Ход игры. Логопед произносит словосочетания:

хлеб из дерева; стол из шерсти; варежки из пластилина; телефон из кожи; сумка из муки.

- Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно?

(Хлеб из муки, стол из дерева, варежки из шерсти, телефон из пластмассы, сумка из кожи).

- Давайте вспомним, что у нас получилось?

Опрос производится с самого слабоуспевающего ученика.

- А сейчас мы узнаем, кто как запомнил!

…, что ты запомнил?

…, что мы говорили о варежках и столе?

…, что мы говорили о хлебе и телефоне?

…, назови первое и последнее словосочетание.

…, назови третье и четвертое словосочетание.



Тема: «Развитие и коррекция зрительной памяти и навыков аналитико-синтетической деятельности».

  1. Игра «Пиктограмма».

Цель: развитие зрительной памяти, мышления.

Оборудование: цветная бумага и карандаши; набор слов и словосочетаний: лес, музыка, чтение, радость, животные, счастье, развитие, печаль, вкусный ужин, тяжелая работа.

Ход работы.

- Чтобы запомнить слова, ты должен, записывая, нарисовать то, что поможет тебе вспомнить нужное слово.

Через 30 минут предлагается ребенку вспомнить заданные слова по рисункам или сделать подписи к ним.

Оценивается количество слов, характер устанавливаемой смысловой связи, графомоторные навыки, содержание рисунков.



  1. Игра «Складно-неладно».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического анализа и мыслительной деятельности, работоспособности.

Надо определить: какое слово не подходит по смыслу? Какое другое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Где стоят звуки, отличающие их?

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей.)

Мы собирали васильки. На головах у нас щенки. (Венки.)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (С дочками.)

Миша дров не напилил. Печку кепками топил. (Шепками.)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (Билета.)

На поляне весной вырос зуб молодой. (Дуб.)

Синеет море перед нами. Летают майки над волнами. (Чайки.)

У вратаря большой улов - влетело в сетку пять Волов. (Голов.)

Сидит на грядке крепко оранжевая кепка. (Репка.)

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. Коне.)

На островок налетел ураган. Не сорван остался последний банан. (Баран.)



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тексты для занятия «Воспроизведение рассказов»



Маленький мальчик Ваня.

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошёл Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Маша.

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди, умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и стала гулять вместе с ней.

Наташа и её игрушки.

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Заботливая девочка Зина.

Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Плохой сторож.

У одной хозяйки мыши поели в погребе все сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Звуковой кроссворд

к теме «Развитие и коррекция непроизвольного внимания, памяти и наблюдательности»

1

Ч

2

Ч


3

Ч

4

Ч


5

Ч

6

Ч


7

Ч







  1. Наклонилась над рекой, 5. В деревянном домике

Уговор у них такой: Проживают гномики.

Обменяет ей река Уж такие добряки,

Окунька на червяка. Раздают всем огоньки.

(Удочка.) (Спички.)


  1. Стучат, стучат, 6. На плите стоит,

Не велят скучать. Воду кипятит.

Идут, идут, Громче всех свистит.

А все тут да тут. (Чайник.)

(Часы.)


  1. Пушистая вата плывет куда-то. 7. Бежит, бежит - не выбежит.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. Течет, течет - не вытечет.

(Туча.) (Ручеек.)


  1. Отгадай-ка, это кто?

Ходит в костяном пальто.

(Черепаха.)









ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Упражнения

  1. На исследование объема кратковременной памяти (слуховое предъявление)

Цель: исследование объема кратковременной памяти на числа.

Оборудование: предъявляемые числа:

Вариант А: 46, 72, 53, 98, 34, 81, 47, 25, 69, 78, 45, 63.

Вариант В: 26, 43, 67, 94, 32, 48, 65, 21, 97, 52, 25, 69.

Инструкция: Я буду называть двузначные числа. Вы должны их запомнить. После окончания диктовки, в любом порядке запишите те числа, которые вы запомнили.

При 7 правильно воспроизведенных числах констатируется высокий уровень кратковременной памяти; 5-6 чисел - средний объем; 1-4 - низкий объем кратковременной памяти.



  1. На исследование объема кратковременной памяти на запоминание слов (зрительное предъявление)

Цель: исследование объема кратковременной памяти на запоминание слов.

Оборудование: предъявляемые слова:

Вариант А: дом, солнце, кукла, лиса, одежда, яблоко, стол, карандаш, птица, изюм;

Вариант В: огонь, сказка. Медведь, окно, тетрадь, дерево, петух, чайник, автомобиль, веревка.

Инструкция: Я буду называть слова. Вы должны их запомнить. После окончания диктовки, в любом порядке запишите те слова, которые вы запомнили.

Если ребенок правильно воспроизвёл 1-4 слова, то следует говорить о низком уровне кратковременной памяти; 5-6 слов - о среднем; 7-10 - о высоком уровне кратковременной памяти.





ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Ребусы

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.





ВАГОН





ВОЛК



© 2010-2022