Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МДК 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОВАРОВЕДЕНИЯ

Модуль 1 - Методологические основы теории товароведения


Уважаемый студент!

Сегодня мы с вами продолжаем изучать междисциплинарный курс «Теоретические основы товароведения». И впереди нас с вами ждет много интересного.

Изучая данный модуль, Вы будете :

знать:

  • методы товароведения, их характеристику, разновидности и назначения;

  • системы классификации и кодирования товаров;

  • кодирование товаров: основные понятия, назначение, структура кода;

  • основные виды классификаторов, их структуру и назначение;

уметь:

  • классифицировать потребительские товары иерархическим и фасетным методами классификации;

  • идентифицировать объекты с помощью штрихового кодирования;

  • применять в профессиональной деятельности виды классификаторов

познакомитесь со следующими темами:

  1. Методы товароведения.

  2. Товароведная классификация товаров

УЭ 1. Изучите теоретический материал.

Тема 1 «Методы товароведения»

План.

  1. Классификация методов научного познания

  2. Классификация как метод товароведения

  3. Кодирование товаров

  4. Классификаторы.

1. Классификация методов научного познания

Метод (от греч. methodos) - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности. Классификация методов, применяемых в товароведении, показана на рис. 1. В данной теме рассматриваются только методы научного познания.

Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения - товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы научного познания.

Эмпирические или экспериментальные методы - методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на: измерительные - физические, физико-химические, химические, биологические; органолептические. Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хроматографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реологические, рефрактометрические и другие, которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний.

Измерительный метод - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения


Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЛекции о МДК Теоретические основы товароведения

Рис.1. Классификация методов, применяемых в товароведении

Органолептический метод - метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.

Аналитические методы - методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов. Так, рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.

К методам управления научным познанием относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.

Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами.

В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары. Диагностика причин возникновения различных товарных потерь, распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменений товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении.

Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т. п.

Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т. е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения. В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.

Методы систематизации - методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке.

Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации.

Основополагающие методы систематизации - идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодирование.

Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.

Группировка - метод обобщения объектов по общим признакам Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

Классификация находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам.

Кодирование - образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.


2. Классификация как метод товароведения

Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

  • Общими правилами построения классификации следует считать:

  • установление цели классификации;

  • выбор метода классификации;

  • определение классификационных признаков;

  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;

  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

Объект - элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности.

Признак классификации - свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.

Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации - это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.

ГЛекции о МДК Теоретические основы товароведениялубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификации чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.

М

Рис. 2. Классификация по иерархическому методу.



етодом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы и правила классификации составляют систему классификации.

Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации - последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

При иерархической системе классификации товары подразделяют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.п.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.

В качестве примера на рис.2 изображена иерархическая система классификации клеев.

Клеи классифицируют на:

1 - природные;

2 - синтетические;

Природные клеи (1) подразделяют на:

1.1 - животные;

1.2 - растительные;

1.3 - минеральные.

В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на коллагеновые (1.1.1), казеиновые (1.1.2) и альбуминовые (1.1.3).

К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся мездровый (1.1.1.1) и костный (1.1.1.2) клеи и т.д.

Подобным образом классифицируются другие виды клеев, например, синтетические (2) подразделяют на клеи на основе термопластичных смол (2.1), клеи на основе термореактивных смол (2.2), клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) (2.3) и т.д.

Назовем правила классификации объектов при иерархическом методе:

  1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.

  2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

  3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

  4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней
    и глубины.

Обязательным правилом построения иерархической классификации является то, что объекты на каждой ступени классификации группируют только по одному классификационному признаку. Например, нельзя одновременно делить посуду на стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь - на резиновую, спортивную и лакированную, так как в этих группировках использовано несколько классификационных признаков (материал, назначение, характер покрытия).

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации. При фасетном методе классификации исходное множество подразделяют на подмножества по независимым (параллельным) признакам, которые можно изменять, дополнять, объединять в соответствии с меняющимся характером решаемых задач.

Термин произошел от французского слова Facette- грань отшлифованного камня. Действительно как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу.

При фасетной системе классификации предусматривается разделение товаров на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп.

ФЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияасетная классификация отличается большой гибкостью и позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые представляют интерес в каждом конкретном случае.

Вышеуказанная группа «Клеи» может быть, например, с использованием фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рис. 3.

Рис. 3. Фасетный метод классификации

1 - клеи для древесины; 2 - клеи для кожи; 3 - клеи универсальные; 4 - клеи канцелярские; п - прочие

В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетного методов классификации.

Так же примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки - молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету - белые, розовые, красные; по технологии - тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п.

Пример. Давайте с вами построим классификацию ассортимента посуды фасетным методом.

Посуда

Фасеты

Вид

Исходный материал

Способ производства

Назначение

Отделка

Стаканы

Стеклянные

выдувные

Кухонная

Гравировка

Кружки

Керамические

Металлические

формированные

литые

Столовая

Чайная

Деколь

Тарелки

пластмассовые

прессованные

кофейная

Штамп

Блюда

фарфоровые

комбинированного

способа

Тиснение

Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл.1).

Таблица 1.

«Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации»


Методы

Достоинства

Недостатки

Иерархический

Последовательное деление множества на подмножества с взаимосвязанным подчинением. Ясно прослеживается соподчиненность. Каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Фиксируются различия между объектами на разных ступенях классификации. Классификация хорошо приспособлена для ручной обработки информации

Малая гибкость. Трудность построения. Определенность признаков и установлен-ный порядок их следования. Трудность включения новых признаков деления и новых товаров

Фасетный

Каждый фасет характеризует одну особенность распределяемого множества. Возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации. Гибкость и приспособленность для компьютерной обработки

Группировки не подчинены друг другу. Трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта

Каждый метод классификации имеет свои плюсы и минусы. Поэтому при практическом решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации.Таким образом, преимущества одного метода выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга.

3. Кодирование товаров

Код - это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.

Кодирование - это образование и присвоение кодового обозначения объектом классификации, признаком классификации и классификационным группировкам.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Значение кодирования:

- облегчает обработку технико-экономической информации;

- повышает эффективность функционирования автоматических систем управления;

- способствует упорядочению объектов классификации.

Значимость кодирования возросла в последнее десятилетие в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Различают регистрационные и классификационные системы кодирования.


При использовании регистрационной системы кодирования объектам присваиваются порядковые номера (числа натурального ряда). Разновидностями этой системы является порядковые и серийно-порядковое кодирование.

Использование классификационного метода предполагает предварительную классификацию объекта с тем, чтобы каждый знак кода характеризовал определенную классификационную группировку.

При этом используют последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методом классификации объектов.

Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом кодовое обозначение каждой нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества знаков (разрядов) к кодовому обозначению вышестоящей группировки.

Параллельный метод кодирования применяется для обозначения объектов, подразделенных по фасетному методу и при сочетании этого метода классификации с иерархическим методом.

С развитием систем обработки информации одновременно развиваются и способы кодирования.

К числу современных способов кодирования относятся:

- коды на магнитных полосках;

- кодирование методом оптического опознавания знаков;

- штриховое кодирование.


Коды на магнитных полосках широко используют, например, в кредитных карточках. Преимуществом этого способа является большая плотность информации и ее высокая модифицируемость.

Метод оптического опознавания не нашел широкого применения из-за высокой стоимости, многочисленных технических ограничений. Этот метод чаще используется в бланках, где считывающую головку легко установить именно в нужную точку.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

Правила кодирования:

  • код должен иметь определенную структуру построения;

  • код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

  • код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода - условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.

Структура кода состоит из следующих элементов:

  • алфавит кода;

  • основание кода - это число знаков в алфавите кода;

  • разряд кода - это позиция знака в коде;

  • длина кода - характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.

Алфавит кода - система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают: цифровой, буквенный буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, консервам «Молоко сгущенное» Общероссийским классификатором продукции присвоен код 67.

Буквенный алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, по ОКСТу классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности - Н.

Буквенно-цифровой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи - С4.

Штриховой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике.

Число знаков в алфавите кода называется основанием кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом..

Разряд кода - позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.

Условное обозначение в структуре кода - это цифра, буква, штрих или пробел,.

Пробел - определенное расстояние между знаками которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В штрих-кодах цифровую информацию несут Ширина штрихов, пробелов и цифры внизу.

Структура кода характеризуется также длиной.

Длина кода - число знаков в коде без учета пробелов. Например 543121 1211 имеет длину кода 10, а основание - 12. Таким образом, длина (Дл) отличается от основания (Ос) количеством пробелов (Кп) Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода.

При кодировании продукции предпочитают код десятиразрядный цифровой. Применяемый в ОПК код удобен для машинной обработки информации.

Различают регистрационные и классификационные системы кодирования.

Штриховое кодирование товаров.

Штриховой код, или штрих-код - это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка. Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров.

Штриховой код (ШК) представляет собой системную последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины и цифровых обозначений.


Лекции о МДК Теоретические основы товароведенияЗначимость штрихового кодирования объясняется тем, что оно имеет ряд функций:

  • автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

  • автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

  • оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;

  • информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других.

Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров.

Штриховой код товаров облегчает управление процессом товародвижения, автоматизирует учет и контроль товарных запасов, сокращает издержки на делопроизводство (проведение торговых сделок «без бумаг»), быстро производится идентификация товара и изготовителя, дает идентификацию для маркетинговых исследований.

Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).

Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14.

Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами.

EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки.

EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.

Перечень кодов в табл.

Таблица 2

«Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах»

Страна

Код

Страна

Код

США

00-09

Исландия

569

Франция

30-37

Польша

590

Германия

400-440

Греция

520

Великобритания

50

Кипр

529

Люксембург

54

Венгрия

599

Болгария

380

Китай

690

Эквадор

786

Израиль

729

Россия

460-469

Мексика

750

Дания

57

Мальта

535

Финляндия

64

Перу

775

Норвегия

70

Уругвай

773

Швейцария

76

Бразилия

789

Швеция

73

Куба

850

Япония

45 и 49

Турция

869

Италия

80-83

Южная Корея

880

Испания

84

Чили

780

Таиланд

885

ЮАР

600-601

Сингапур

888

Марокко

611

Португалия

560

Венесуэла

759

Австралия

93

Малайзия

995

Нидерланды

87

Австрия

90-91

Украина

482

Молдова

484

Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.

ПЛекции о МДК Теоретические основы товароведенияервые 2-3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом». Следующие 4-5 цифр - код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра - контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.

Контрольное число рассчитывается следующим образом:

-начиная с крайней правой, складываются цифры (исключая само контрольное число), стоящие на четных позициях (этап 1);

-результат первого действия умножается на три (этап 2);

-складывают цифры, стоящие на нечетных позициях (этап 3);

-складываются результаты 2-го и 3-го действия (этап 4);

-определяется контрольная цифра, представляющая собой разность

между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10 (этап 5)

Давайте с вами попробуем вычислить код - 4600104008498.

1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях

6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.

2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3

23 х 3 = 69.

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях

4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.

4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3

69 + 13 = 82.

5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10

90 - 82 = 8.

Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.

По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.

Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:

  • фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;

  • товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;

  • учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;

  • товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.

Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.

Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса в США в 30-х годах прошлого столетия. В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой кодификации. Реальное применение штриховой код (ШК) впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании. В 1977 г. возникла Европейская система кодирования (European Article Numbering - EAN), ставшая международным стандартом кодирования.

Пример.

Лекции о МДК Теоретические основы товароведения

Для примера штриховой кодировки рассмотрим сигареты Pall Mall, изготавливающиеся под контролем БАТ Россия (Москва).

  1. Код страны 460, что по таблице кодов стран местонахождения банка данных о штриховых кодах соответствует СНГ.


  1. Код изготовителя 0 422, где 0 указывает на то, что товар произведен под товарным знаком Pall Mall (British American Tobacco Brands), а 4 указывает на производителя (БАТ Россия). Цифры 22 говорят о том, что товаром в данном случае являются сигареты с фильтром, класс первый, марка Pall Mall Lights.


  1. Контрольное число предназначено для проверки правильности штриховой кодировки (сначала складываются нечетные цифры, сумма умножается на 3, к ней прибавляются четные цифры (кроме контрольной), от полученного числа отнимаются десятки. Полученное число при отнимании его от 10 должно дать контрольную цифру). В нашем случае в этом легко убедиться:

4+0+4+2=10,
10х3=30,
30+6+0+2=38,
10-8=2
Можно классифицировать данный вид продукции, совместив иерархический и фасетный методы:
Табачная продукция - сигареты - с фильтром - класс первый - с угольным фильтром - марки Pall Mall - легкие (Lights).
На данном примере видно удобство сочетания иерархического и фасетного методов, так как это сочетание дает наиболее полное и объемное представление о продукции как в отраслевых, так и в экономико-статистических целях.


4. Классификаторы

Методы классификации и кодирования находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распространения значительно шире.

Классификатор - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость.

Позиция классификатора - наименование и код классификационной группировки или объекта классификации.

Емкость классификатора - наибольшее число позиций, которое может содержать лассификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обозначающая количество свободных позиций в классификаторе. Классификаторы подразделяют на категории.

Категория классификатора - признак, указывающий на принадлежность классификатора к определенной группе в зависимости от уровня его утверждения и сферы применения. Различают классификаторы общероссийские, отраслевые и предприятий.

Общероссийский классификатор - государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для применения в автоматизированных системах управления (АСУ).

Отраслевой классификатор - классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ отрасли.

Классификатор предприятия - классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятия. Наиболее широко распространены общероссийские классификаторы. В настоящее время в нашей стране применяют следующие виды общероссийских классификаторов (OK): OKOHX - ОК отраслей народного хозяйства; ОКПО - ОК предприятий и организаций; ОКП - ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции; ОКСТУ - ОК стандартов и технических условий; ОКУН - ОК услуг населению.

ОКОНХ и ОКПО применяют при представлении статистических данных в заинтересованные государственные органы (Госкомстат и др.) для учета предприятий и организаций, численности работающих, форм собственности и т. п. Классификация и кодирование товаров (продукции) осуществляются с помощью ОКП, поэтому остановимся на этом виде ОК более подробно.

Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленностью видов и наименований продукции (несколько десятков миллионов), невозможностью ее учета без применения ЭВМ. ОКП служит основой информационного обеспечения учета промышленной и сельскохозяйственной продукции. В ОКП товарная продукция систематизирована в виде классификационных группировок и конкретных наименований продукции, а также свода кодов.

ОКП состоит из двух частей: классификационной - К-ОКП и ассортиментной - А-ОКП. К-ОКП - свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам, в основном потребительского

характера. А-ОКП представляет собой свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассортимента.

Классификационная часть ОКП была издана в 1985 г. и включала около 60 тыс. классификационных группировок в порядке возрастания кодов. При построении ее был использован иерархический метод классификации. Вся продукция распределена по наиболее существенным признакам на пять ступеней классификации - класс, подкласс, группа, подгруппа, вид. Последняя ступень классификации конкретизируется в ассортиментной части ОКП и представляет собой многотомное издание кодов и наименований конкретной продукции. Классы являются первой ступенью иерархического деления в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99. Например, код 81-90 присвоен продукции легкой промышленности (пряжа, ткани, изделия швейные, трикотажные и кожаные, меха, обувь и т. п.); 91-92 - продукции пищевой промышленности (продукты молочные, мясные, рыбные, хлебные и т. п.); 97-98 - продукции растениеводства и животноводства.

Вторая ступень классификации - подклассы, конкретизирует содержание класса.

Классификация продукции в К-ОКП завершается на 4-, 5- или 6-м разряде кода. Глубина классификации определяется необходимым и достаточным количеством признаков, позволяющих решить задачи использования классификационных группировок. В ассортиментной части - А-ОКП применяются все последующие 5-, 6- и 7-й разряды кода. Если какую-либо продукцию трудно отнести к одной из классификационных группировок, то ее включают в дополнительную группировку с названиями «прочая» или «различного назначения», например, 21 9000 - «Удобрения прочие».

Для поиска классификационных группировок ОКГ по наименованию разработан и издан «Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к Высшим классификационным группировкам Общегосударственного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ВКГ ОКП)», который представляет собой перечень наименований продукции, рас- положенных в алфавитном порядке с кодовым обозначением соответствующих классификационных группировок. Ассортиментная часть ОКП включает наименование продукции конкретных марок, типоразмеров, сортамента, артикулов, моделей, что позволяет идентифицировать их по коду. В А-ОКП применяют все разновидности метода кодирования, но наиболее часто - порядковый и серийно-порядковый. Последовательный и параллельный методы кодирования практически продолжают классификацию продукции в ассортиментной части, поэтому их применение допускается при сравнительно небольшой номенклатуре кодируемой продукции.

Каждая позиция А-ОКП содержит десятиразрядный код изделий, двухразрядное контрольное число (КЧ), наименования изделия по нормативному документу (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ).

Тема 2 «Товароведная классификация товаров»

План.

  1. Классификационные группировки товаров их виды и признаки.

  2. Роды товаров.

  3. Общая классификация продовольственных товаров.

  4. Общая классификация непродовольственных товаров.


  1. Классификационные группировки товаров их виды и признаки.


Классификация товаров - это разделение заданного множества товаров по одному или нескольким признакам в соответствии с определенными правилами.

Если разделение проводится только по одному признаку, то эта процедура называется группировкой.

Значение классификации товаров заключается в следующем:

  • способствует упорядочиванию терминологии;

  • позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре;

  • позволяет изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;

  • облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним;

  • позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров;

  • группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации;

  • служит базой для совершенствования системы стандартизации товаров;

  • необходима при сертификации товаров;

  • облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;

  • используется при организации товароснабжения;

  • способствует рациональному размещению товаров на складах и выкладке их в торговых залах магазинов;

  • способствует изучению покупательского спроса;

  • используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т. п.

Полученные при классификации подмножества называют классификационными группировками.

Основание для деления множества на подмножества называют признаком классификации, а каждый этап деления - ступенью классификации.

Число ступеней классификации определяет ее глубину.


Классификационные группировки подразделяют на высшие и низшие.

К высшим классификационным группировкам относят классы, подклассы, группы, подгруппы, виды.

Вид изделия - основная классификационная группировка товаров - это конечный продукт производства, предназначенный для удовлетворения конкретной потребности и имеющий собственное название.

К низшим классификационным группировкам относят: внутривидовые классификационные группировки.

Таблица № «Признаки классификационных товаров»


п/п

Наименование
признака

Содержание признака

А. Высшие признаки

1

Исходный материал

а) характеризует происхождение материала;

б) определяет природу материала;

в) указывает вид полуфабриката или сырья.

2.

Назначение

а) цель применения;

б) сфера применения.

3.

Способ производства

а) указывает на характер труда;

б) указывает на принципиальное отличие метода.

4.

Отделка

Характеризует:

а) способ покрытия;

б) материал покрытия;

в) особенности рисунка.

5.

Пол и возраст

6.

Сезон

7.

Вид

Б. Низшие признаки

8.

Конструкция

9.

Тип

10.

Модель

11.

Фасон

12.

Марка

13.

Размер


При классификации придерживаются определенных правил:

1. Необходимо выбрать оптимальный метод классификации в зависимости от поставленной цели классификации;

2. При иерархическом методе классификацию производят от наиболее общих признаков к более частным признакам;

3. На каждой ступени классификации разделение множества на подмножества должно происходить только по одному признаку;

4. Делимое множество товаров должно соответствовать сумме подмножеств, при этом каждая разновидность товара должна входить в состав только одной классификационной группировки.

Виды классификации.

В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.

Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

В товароведении возможно использование стандартной классификации, представленной в государственных и отраслевых стандартах. Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Внешнеэкономическая классификация стала применяться в России сравнительно недавно. Эта классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и служит основой для регулирования внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли.

В ТН ВЭД СНГ все товары однозначно отнесены к определенным классификационным группировкам. Пояснения по каждой классификационной группировке содержатся в Примечаниях к разделам, группам, конкретным товарным позициям и в Основных правилах интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющих юридическую силу.

Правильное определение положения товара в ТН ВЭД СНГ имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, регулирования производства и торговли, количественной и качественной оценки товаров, страхования, определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа, для сопоставления цен на товары.

В ТН ВЭД СНГ кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Те же шесть разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества. Пока десятый разряд имеет нулевой код.

Существенный недостаток внешнеэкономической системы классификации - сложность в использовании: для определения положения товара и его кода необходимы специальные знания.

Основные классификационные признаки.

Распределение совокупности товаров по категориям (звеньям) происходит в соответствии с признаками классификации.

Важнейшими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).

Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован как на высших, так и на низших ступенях классификации (например, продовольственные и непродовольственные товары). На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Так, ножи, входящие в группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные.

Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, обувь на резиновой подошве, обувь с верхом из натуральных и искусственных материалов.

По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные.

Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных товаров. Так, в зависимости от особенностей конструкции стиральные машины могут быть барабанного и активаторного типа.

Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. Способ производства предопределил формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна.

Близкие к способу производства классификационные признаки - способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. Например, по способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

По происхождению продовольственные товары бывают растительного происхождения (плоды, овощи, грибы, зерновые и др.), животного происхождения (мясные, рыбные и др.), минерального происхождения (поваренная соль), биосинтетического происхождения (уксус).

Очень часто товары делят по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность и т. п. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.

2. Роды товаров.

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс. Средними ступенями классификации - группа и вид. После "вида" располагаются низшие ступени классификации, к которым относятся: разновидность, артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной - назначение.

По назначению все товары подразделяют на следующие роды:

потребительские товары - товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования;

товары промышленного назначения - товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;

оргтехнические товары - товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы.

Класс товаров - множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Род потребительских товаров делится на три класса:

  • продовольственные,

  • непродовольственные,

  • медицинские товары.

В основу деления на классы положены также назначение и удовлетворяемые товарами потребности. Класс непродовольственных товаров, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические социальные и др. Класс медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.

Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности..

Подкласс товаров - множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров - подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет специфичное назначение.

Подгруппа товаров - подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров - совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид - это основная классификационная характеристика товаров. Он представляет собой конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида. Но, посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Разновидность товаров - совокупность товаров одного вида, отличающихся рядов частных признаков. Так, по признаку содержание начинки различают две разновидности карамели - леденцовая и с начинкой.

Наименование товаров - совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

Номинальное наименование - именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, карамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.

Марочное наименование - индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Игристое вино - Абрау Дюрсо.

Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров.

В основу деления потребительских товаров на роды, классы и подклассы положен иерархический метод классификации. При делении на группы м.б. использованы иерархический и фасетный методы.

Класс продовольственных товаров делится на 2 подкласса: растительного и животного происхождения.

Продовольственные товары растительного происхождения - 5 групп этого подкласса (зерномучные, плодоовощные, сахар, крахмал, растительные масла и маргариновая продукция). Остальные 2 группы - вкусовые и кондитерские - выделяют по назначению, что свидетельствует о применении фасетного метода.

  1. Общая классификация продовольственных товаров


По учебной классификации пищевые продукты подразделяют на следующие группы:

  1. Зерномучные товары (зерно, мука, крупы, крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия) характеризуются высоким содержанием углеводов.

  2. Плодоовощные товары (овощи, плоды, ягоды, грибы и продукты их переработки) обладают низкой энергетической ценностью, но высокими вкусовыми достоинствами и большим содержанием витаминов, Сахаров, пищевых волокон и минеральных веществ.

  3. Вкусовые товары (чай, кофе, пряности, вкусовые приправы, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия) содержат вещества (кофеин, ванилин, эфирные масла, спирт этиловый, никотин), действующие на нервную, пищеварительную и другие системы организма.

  4. Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары (фруктово-ягодные изделия, какао-порошок, шоколад, карамель, конфетные изделия, халва, мучные изделия, восточные сладости) отличаются высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью, но низкой биологической ценностью.

  5. Молоко и молочные товары (молоко, сливки, кисломолочные продукты, масло коровье, сыры, молочные консервы) - основные продукты питания, содержащие все необходимые организму человека и наиболее легко усвояемые вещества.

  6. Яйца и яичные товары (сухой яичный порошок, меланж и др.) также содержат в своем составе все необходимые вещества, благоприятно сбалансированные и легко усвояемые.

  7. Мясо и мясные товары (мясо всех видов убойных животных, домашней птицы и пернатой дичи, субпродукты, полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия, копчености, кулинарные изделия) являются источником полноценных белков, минеральных, экстрактивных и других веществ, обладают высокими вкусовыми достоинствами и высокой питательной ценностью.

  8. Рыба и рыбные товары (рыба живая, охлажденная, мороженая, соленая, сушеная, вяленая, копченая, икра, рыбные консервы и пресервы, кулинарные изделия и полуфабрикаты, нерыбные морепродукты) - ценные продукты питания, отличающиеся высоким содержанием полноценных белков, разнообразных минеральных веществ, витаминов и др.

Пищевые продукты подразделяются не только на основные группы, но также на виды, а большинство - и на сорта.

Вид продукта определяется происхождением или особенностями приготовления. Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих видов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или 1-му товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термической обработки сырья делят на вареные, полукопченые, копченые, а в зависимости от качества сырья вареные и полукопченые колбасы подразделяются на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, копченые - только на высший и 1-й товарные сорта.

Кроме товарных сортов существуют хозяйственно-ботанические (для овощей), помологические (для плодов) и ампело-графические (для винограда) сорта.

Согласно торговой классификации пищевые продукты делят на следующие группы: хлебобулочные, кондитерские, рыбные, мясные, молочные, плодоовощные, винно-водочные, табачные. Кроме того, среди пищевых продуктов условно выделяют гастрономические и бакалейные товары.

Гастрономические товары употребляют в пищу без предварительной кулинарной обработки. К ним относятся: мясные продукты (колбасы, мясокопчености, мясные кулинарные изделия, мясные консервы); рыбные (рыба копченая, балычные изделия, ценная соленая рыба, рыбные кулинарные изделия, икра, консервы, пресервы); молочные (молоко фасованное, сливки, молочные консервы, кисломолочные продукты, масло сливочное и топленое, сыры); алкогольные и безалкогольные напитки.

Бакалейные товары - крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал, пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, масла растительные, соль, уксус, пряности.


№ п/п

Класс: продовольственные товары или пищевые продукты

Подклассы

Группы однородных товаров

I


Растительного происхождения

1

Зерномучные

2

Плодоовощные

3

Вкусовые

4

Сахар

5

Крахмал

6

Кондитерские изделия

7

Растительные масла и маргариновая продукция

II

Животного происхождения

1

Пищевые и животные жиры

2

Молочные

3

Мясные

4

Рыбные

5

Яйцо и яйцепродукты




4. Общая классификация продовольственных товаров

Непродовольственные товары представляют собой обширную совокупность товарных групп, которые объединены по различным признакам: по назначению, удовлетворяемым потребностям, по общности материалов или по выполняемым функциям.

Существует несколько различных классификаций непродовольственных товаров. В частности, классификация по отраслям народного хозяйства делит товары на две группы: товары легкой промышленности (ткани, трикотаж, обувь, изделия из кожи и кожзаменителей, меховые изделия и др.) и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (мебель, инструменты, электробытовые товары, посуда, автомобили, мотоциклы, игрушки, спортинвентарь и др.). Эти товары производятся практически всеми отраслями промышленности, кроме легкой.

Учебная классификация непродовольственных товаров придерживается этого принципа, однако она имеет отступления, связанные с удобством и логикой объяснения учебного материала, а также необходимостью описания современного ассортимента товаров, при производстве которых используются новые материалы, источники энергии, принципы и функции.

Непродовольственные товары делят на сложные комплексы:

  • хозяйственные товары: металлотовары (инструменты, посуда и др.), стеклянные и керамические товары (посуда, стройматериалы, минеральные вяжущие и др.), изделия из пластмасс, бытовые химические товары (моющие, лакокрасочные материалы и др.), мебель бытовая, стройматериалы;

  • нефть и нефтепродукты;

  • одежно-обувные: текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые;

  • парфюмерно-косметические (парфюмерия, гигиеническая и декоративная косметика);

  • электротовары (провода, осветительные приборы, машины для стирки, уборки, приготовления и хранения пищи и др.);

  • культурно-бытовые: сложные электронные товары (телевизоры, видеомагнитофоны, фото- и кинокамеры), часы, спортинвентарь, транспортные средства, музыкальные товары, аудио- и видеокассеты, книги, игрушки и др.;

  • ювелирные товары;

  • галантерейные товары;

  • изделия художественных промыслов.

Ассортимент непродовольственных товаров столь широк, что дать краткую характеристику всем ассортиментным группам не представляется возможным в рамках одного модуля. В последующих модулях мы с вами рассмотрим большинство групп непродовольственных товаров более подробно.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям:

- классификация;

- объект;

- признак классификации;

- ступень классификации.

2. Какие методы классификации вы знаете, их достоинства и недостатки.

3. Перечислите основные правила классификации при иерархическом методе.

4. Что такое кодирование, его цель.

5. Перечислите достоинства и недостатки известных вам методов кодирования.

6. Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Конец модуля №1. Методологические основы теории товароведения

Практические работы модуля находятся в папке «Практикум-1. МДК 03.01»

20

© 2010-2022