• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА



Кумбасова Мауле Буркатовна

учитель казахского языка и литературы

КГУ «Средняя школа №12»

акимата города Рудного





Андатпа

Берілген мақалада қазақ тілі сабағында оқушылардың ақпараттық және коммуникативтік құзыреттілігін қалыптастырудың негізгі жолдары қарастырылған. Тілді оқытудың әр кезеңінде оқушыларды шығармашылық және ғылыми іскерлікке баулу керектігі анықталып, дәлелденген.

Зерттеу жүргізу негізінде сабақта зерттеудің жалпығылыми әдістерін қолдану: диалогта өз көзқарасын айту, дәлелдеу сияқты әдістер оқушылардың тілдерін дамытады.

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные пути формирования у учащихся коммуникативной и информационной компетенции на уроках казахского языка. Выявлена и обоснована необходимость приобщать учащихся к творческой и последовательской деятельности на всех этапах обучения языку. На основе проведенного исследования обосновывается эффективность применения на уроках общенаучных методов исследования, которые развивают такие умения как: отстаивать свою точку зрения в диалоге, дискуссировать.

Annotation

This article tells about main ways of teaching students communicative and informative competence at the Kazakh language lessons.

The author reveals and proves the necessity of filing children to research activities at all stages of teaching the Kazakh language.

Making research the author bases her arguments on the facts that effectiveness of using common scientific methods develops such students' skills as: the ability to prove their point of view in the dialogues and the ability to discuss.

Шешу сөздері

  • Коммуникативтік және ақпараттық құзыреттілік

  • Қазақ тілін оқытудың теориясы

  • Тіл - мәдениетің бөлігі

  • Іс-шаралар ойындар

  • Зерттеу әдістері

  • Белсенді оқыту технологиясы

Ключевые слова

  • Коммуникативные и информационные компетенции

  • Теории обучения казахскому языку

  • Язык - это часть культуры

  • Сюжетные игры

  • Методы исследования

  • Технология активного обучения

Key words

  • Communicative and informative competence

  • The theories of teaching the kasakh language

  • The language is the part of culture

  • Role plays

  • The methods of research

  • The technology of active teaching

Стратегия современного Казахстанского образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного, компетентностного подходов в образовании, способных сыграть в жизни обучающегося значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию. В настоящей статье рассматриваются основы формирования коммуникативной и информационной компетенций учащихся.

Цель современного обучения - подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Задачами современного обучения являются воспитание казахстанского патриотизма, уважения к правам и свободам человека, формирование компетентной, активной, творческой личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, стремящейся к получению образования на протяжении всей жизни, а также - формирование социально-адаптированной личности, имеющей социально одобряемые ценностные ориентации за свои действия и исполнение социальной роли в семье, обществе, коллективе.

Язык, будь то родной, будь то иностранный, объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу средней школы - социальный заказ общества. Он способствует расширению не только филологического, но и общего кругозора учащихся.

Современное состояние теории обучения казахскому языку и накопленные знания требуют возврата к компетенции коммуникативного обучения. В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации [1,с.68].Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражают понятии «коммуникативная компетентность» [2,с.42].

Способность человека к коммуникации определяется в психолого -педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М.Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина). Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

На начальном этапе обучения казахскому языку закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на элементарном уровне. При этом приоритетными являются развивающие и образовательные аспекты обучения казахскому языку, связанные с формированием у учащихся желания овладеть казахским языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых приемов. Я считаю, что наиболее эффективны сюжетные игры и игровые ситуации.

Сюжетным играм предшествуют так называемые «предметные» игры. Они составляют основу речевых и игровых действий с предметами, создают условия перехода к игре-общению, в которой учащиеся берут на себя определенные роли. Применяемые мною сюжетно-ролевые игры на уроках казахского языка, где учащийся ставится перед необходимостью на мотивационной основе что-то описать, прокомментировать, объяснить, рассказать, показать или сделать, способствуют эффективности общения.

Язык - это часть культуры, а культура - это часть языка, и его невозможно изучать как средство коммуникации без прочных культурологических знаний. Ознакомление учащихся с интеркультурным компонентом языка можно осуществлять, используя картины, рисунки, реалии, тексты разного вида, и хорошо, когда есть в классе носители языка. Формирование у учащихся национально-культурного компонента включает не только знакомство с историей, традициями, выдающимися людьми страны изучаемого языка, но в первую очередь - получение знаний, которые пригодятся учащемуся непосредственно в ситуации общения. Тема, изучаемая на уроках, несет также воспитательный характер, который помогает пробудить интерес к истории родной страны, человеческое достоинство, беречь честь и совесть, быть трудолюбивым. [3,с.157].

Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок казахского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на казахском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а казахский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. Решать данную проблему помогает творческая и исследовательская деятельность учащихся

По форме такие уроки могут быть путешествие, соревнование, этюд, исследование. На уроках казахской словесности практикуем защиту читательского дневника и условного реферата, презентацию портрета, составление герба поэта, графической системы образов (иллюстрация , монолог детали , модель добра и зла как эстетических категорий), «пробу пера», конкурс сочинений , конструирование пейзажа .

Приобщаясь к творческой и исследовательской деятельности, учащиеся 5-6 классов не только осваивают общенаучные методы исследования: абстракцию и конкретизацию, анализ и синтез, сравнение, сопоставление, противопоставление, ранжирование, корреляцию, но и развивают умение отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог, дискуссировать. Это является первым шагом.

Второй предпринимаем с учащимися постарше, когда знакомим их с особенностями конкретных теоретических методов исследования, анализом литературных источников, собственной творческой деятельности, понятийно- терминологической системы, построением гипотезы проблемных ситуаций, первичным моделированием.

Подготовленные таким образом старшеклассники способны к третьему шагу - освоению конкретно - научных методов исследования (наблюдения и самонаблюдения, обобщения собственного опыта и опыта одноклассников), участию в научных проектах. Процесс этот кропотливый, трудоемкий, и возможен он лишь при удачном комбинировании фрагментов разных современных образовательных технологий.

Технология активного обучения позволяет осуществлять его через деятельность, развивая творческое , продуктивное поведение , мышление, общение. Основными формами интерактивного обучения можно назвать диалог, групповую работу, учебную дискуссию.

Главная черта учебной дискуссии - это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями , мнениями в группе, где каждый участник в идеале способствует тому , чтобы этот обмен состоялся.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, в том числе при помощи современных компьютерных технологий; обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализ, синтез, обобщение, структурирование, доказательство, обобщение, систематизация).

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффективным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивной доски существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей - подготовки высококвалифицированного специалиста. Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Развитие коммуникативной и информационной компетенции в процессе обучения является одним из ключевых направлений обновления средней школы.

Итак, современный урок ориентирован на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов обучения: компетентностью решения проблем и самоорганизации, компетентностью информационной, компетентностью коммуникативной.

Список литературы

1.Погожена Е. Формирование коммуникативной компетентности. // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: Семипалатинский государственный педагогический институт.-29-30 мая 2008. с.68

2. Дукарт Е.В. Дидактические принципы формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку учащихся старших классов. // Методика обучения иностранному языку, 2007, № 6, с.42-43.

3.Сарманова Ж. Эффективность использования интерактивных методов и форм обучения.//Казахский язык преподавание в школе, колледже и ВУЗ-е, 2008, №1, с.155-157.


© 2010-2022