Практикум «Невербальные формы общения»

:   «Повышение компетентности педагогов в области общения с родителями» Актуальность проблемы:  взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Составная часть взаимодействия – общение педагога и родителя, понимание получаемой информации. Если нет понимания, то нет и согласия в действиях, в процессе воспитания и развития детей. Цель: преодоление у педагогов труднос...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практикум для педагогов


«Невербальные формы общения».

Цель занятия: развитие невербальных форм общения.

Диагностика: тест «Что говорят вам мимика и жесты?» (Т.Н.Оганесян).

Инструкция

Вашему вниманию предлагается выбрать один из вариантов ответов на вопросы данного теста.

1. Вы считаете, что мимика и жесты - это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли Вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Как Вы здороваетесь с хорошими друзьями:

а) радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) вы слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какие мимика и жесты, по Вашему мнению, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются.

5. Какая часть тела «выразительнее» всего:

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Какая часть Вашего лица наиболее выразительна, по Вашему мнению (дайте два ответа):

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) уголки рта.

7. Когда Вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно Ваше отражение, на что Вы в себе обращаете внимание в первую очередь:

а) как на Вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто -то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в Вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего - то стыдится.

9. На что Вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника:

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если Ваш собеседник, разговаривая с Вами, отводит глаза, это для Вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить «отворот поворот».

13. У Вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему Вы больше поверите:

а) словам;

б) «сигналам»;

он вообще вызовет у Вас подозрение.

14. Поп - звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по Вашему мнению, за этим кроется:

а) просто фиглярство;

б) они «заводят публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с Вами происходит:

а) смотрю совершено спокойно;

б) реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте Вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли Вы, что большинство наших жестов:

а) « подсмотрены» у кого - то, заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для Вас это признак:

а) признак мужественности;

б) человек хочет скрыть черты своего лица;

в) он слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим:

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

Оценка ответов

1. а - 2, б - 4, в - 3,

2. а - 1, б - 3, в - 0,

3. а - 4, б - 4, в - 3,

4. а - 0, б - 0, в - 1,

5. а - 1, б - 2, в - 3,

6. а - 2, б - 1, в - 3,

7. а - 1, б - 3, в - 3,

8. а - 3, б - 1, в - 1,

9. а - 3, б - 2, в - 2,

10. а - 3, б - 2, в - 1,

11. а - 0, б - 3, в - 1,

12. а - 1, б - 4, в - 2,

13. а - 0, б - 4, в - 3,

14. а - 4, б - 2, в - 0,

15. а - 4, б - 0, в - 1,

16. а - 0, б - 2, в - 1,

17. а - 3, б - 4, в - 1,

18. а - 2, б - 4, в - 0;

19. а - 3, б - 2, в - 1;

20. а - 4 , б - 0, в - 2.

77 - 56 баллов. У вас отличная интуиция, Вы обладаете способностью понимать других людей, у Вас есть наблюдательность и чутье. Но Вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для Вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у Вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это важно не только в работе, но и в жизни.

55 - 34 балла. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и Вы неплохо интерпритируете их мимику и жесты. Но Вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные Вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.

33 - 11 баллов. Язык мимики и жестов для Вас абсолютно непонятен. Вам трудно правильно оценивать людей, и дело не в том, что Вы на это не способны, просто не придаете этому значения, и очень напрасно. Постарайтесь намерено фиксировать внимание на мелких жестах окружающих Вас людей, тренируйте наблюдательность, помните пословицу: «Тело - это перчатки для души».

Упражнение 1. «Улыбка»

Цель упражнения: показать педагогам возможности улыбки как средства общения.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. Оговаривается, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т.д.

Анализ упражнения

1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки?

2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку?

3. Часто ли такими улыбками встречают педагоги родителей?

Упражнение 2. «Мимика и жесты»

Цель упражнения: формирование умения осознанного использования мимики и жестов в общении.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается передать какое - либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Варианты игры:

- только при помощи рук показать родителям, как вел сегодня себя ребенок:

- то же при помощи мимики (без жестов);

- то же помощи мимики, жестов, позы.

Анализ упражнения

1. Часто ли Вы используете мимику и жесты в общении с родителями?

2. Оказывают ли влияние Ваши мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?

3. Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?

Упражнение 3. «Запрет на жесты»

Цель упражнения: выделение значения жестикуляции как средства выразительности, при передаче информации и регулировании психического состояния в процессе общения с родителями.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается разбиться на пары для обсуждения некоторой темы, ориентированной на общение с родителями. Один из партнеров выполняет роль - педагога, другой - родителя. Необходимо занять фиксированную позу( например, сидя, руки на коленях) и не менять ее в течении 3 минут разговора. Затем следует продолжить беседу в обычном режиме. После этого нужно поменяться ролями. Ведущий при затруднении может предложить педагогам несколько тем для беседы.

Анализ занятия

1. Что Вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?

2. На чем Вы больше фиксировали внимание: на содержании разговора или удержании позы?

3. Помогают ли Вам жесты сделать общение с родителями более насыщенным и привлекательным?

Рефлексия занятия

Педагогам предлагается, используя только мимику и жесты, выразить отношение к занятию.

Анализ практикума

В процессе проведения практикума предполагается ведение дневниковых записей педагогами. Такие записи желательно делать по окончании каждого занятия: они предназначены для самоанализа педагогами материалов занятия.









ПРАКТИКУМ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ.


Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями;

Задачи:

-осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

-помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого воспитателя;

-развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

-формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Практикум рассчитан на 5 занятий продолжительностью 60 минут. Занятия проводятся в группах по 10-16 человек. Важное условие их проведения- установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества, что способствует лучшему овладению материалом занятий и дальнейшему переносу такой атмосферы на общение с родителями.

План занятий:

1. Проведение участниками практикума диагностики того или иного коммуникативного умения, что способствует осознанности мотивов дальнейшей работы.

2. Упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями.

3. Рефлексия занятия в различной форме.

Возможные трудности проведения практикума:

-отсутствие у педагогов мотивации для активной работы на практикуме; домината предвзятого отношения к общению с родителями;

-гомогенный состав группы и личностные взаимоотношения участников;

-частичное отсутствие коммуникативных навыков, способны вызвать скованность, страх, нежелание выполнять упражнения.

Занятие 1.

Цель занятия: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Диагностика: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит одинарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие и смятение поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного образовательного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают «на разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30 - 32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положится в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19 - 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем можно всегда найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители тоже стремятся поддержать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 - 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызвать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4 - 8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное отношение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Упражнение 1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам не приятны?

Упражнение 2. «Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями».

Цель упражнения: выяснение удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причин.

Процедура выполнения

Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы приятно и легко общаться. Затем выделяют и пишут в столбик 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель.

После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100%, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя.

Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и проводит аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа.

Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно.

То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится менее.

Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними.

Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится наиболее, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности общением с родителем, который нравится менее других. чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40%.

Затем воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее.

Ведущий. Такое различие свидетельствует о том, что, вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют вашим советам, вы удовлетворены, другими удовлетворены

в меньшей степени. И в процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, бывает ли так, что родитель, который не соответствует вашему идеалу, вызывает у вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству вы придае6те такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом. Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет вам меньше отрицательных эмоций. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживания по поводу того, что Вам не нравится в родителе.

Желающие могут поделиться своими наблюдениями.

Анализ упражнения

1. Зависит ли Ваше общение с родителем от того, как Вы воспринимаете их?

2. Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?

3. можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию?

Упражнение 3. «Список претензий к родителям».

Цель упражнения: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Процедура выполнения

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

Инструкция

Ведущий. Наша работа предполагает постоянное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем -то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя.

На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4- 5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.

Анализ упражнения

1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?

3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

Упражнение 4. «Спокойствие, только спокойствие!»

Цель упражнения: научить педагога принимать отличающуюся от их собственной точку зрения, общаться, не пытаясь изменить собеседника.

Процедура выполнения

«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.

Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых они проявили бы терпение и терпимость.

Воспитателям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения, воспитательной позицией, с которыми они были полностью не согласны: например, что физическое наказание применимо к детям. Свою позицию педагог должен проанализировать по следующему алгоритму:

- принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;

- вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;

- скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;

- найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;

- попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;

- попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;

- попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;

- если не то, ни другое не удается, признать на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.

Затем педагоги определяют, что такое терпимость к другому человеку. Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем - либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех родителей, к которым они нетерпимы, и попытаться отнестись к ним по - другому, используя следующий алгоритм:

- нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;

- реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;

- на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

- попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Анализ упражнения

1. Что в этом упражнении было для Вас самым трудным?

2. Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с Вашими?

Рефлексия занятия

Воспитателям предлагается выбрать из нескольких лежащих перед ними цветных карточек сначала ту, которая соответствовала моменту их прихода на занятие, а затем - окончанию занятия.

Занятие 2

Цель занятия: осознание педагогом своей позиции в общении с родителями.

Диагностика: определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г.Маралова, В.А.Ситарова)

Инструкция

Вниманию педагогов предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить. Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5 баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не согласен - 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени - 3 балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, -2 балла. И если полностью не согласен с приведенным утверждением - 1 балл. В конце баллы необходимо суммировать.

Утверждения

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

3. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5. Основная цель общения с родителями - научить их правильно воспитывать детей.

6. Глубокие знания, умения и навыки ребенка - большей степени заслуга педагога.

7. Главное в общении педагога с родителями - показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8. Общение с родителями прежде всего - это тяжелый и неблагодарный труд.

9. Конфликты - не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10. Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допустить ошибок в воспитании детей.

11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

13. Всегда проще объяснить что -то ребенку, чем родителю.

14. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше - выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47 - 43 балла -умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42 - 38 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

Упражнение 1. «Апчхи»

Цель упражнения: активизация внимания педагогов на предстоящее занятие.

Процедура выполнения

Участники тренинга делятся на группы по 4 - 5 человек. Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово («спички», «точки», «очки», или «алыча», «ящик», «хрящик»). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!». Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.

Упражнение может быть использовано педагогами при организации коллективного общения с родителями для объединения их.

Упражнение 2. «Я и родители моих воспитанников»

Цель упражнения: концентрация внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.

Процедура выполнения

Предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.

Анализ упражнения

1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?

2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?

3. Хотелось бы Вам что - то изменить в рисунке и общении с родителями?

Упражнение 3. «Слалом»

Цель упражнения: помощь педагогам в решении от имени своих героев жизненно важных вопросов, с использованием различных стилей общения.

Процедура выполнения

Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой - то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

Возможные примеры препятствий:

- заместитель заведующего по АХЧ: « В 10 часов обязательно нужно получить «моющие»;

- мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;

- воспитанник: «Вы обещали сегодня провести опыт на прогулке со снегом».

Задача воспитателя - решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (5мин.), используя стили:

- авторитарный;

- демократический.

Анализ упражнения

1. Используя какой стиль, Вам было проще разрешить все ситуации?

2. Этот стиль общения характерен для Вас?

3 . Возникают ли в процессе общения с родителями ситуации, в которых Вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?

Упражнение 4. «Войди в круг»

Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Процедура выполнения

Участники тренинга встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остается за кругом - воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его вкруг, чтобы они захотели сделать это, т.е подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ упражнения

1. Что Вы испытывали выполняя упражнение?

2. Легко ли Вам войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Рефлексия занятия

Педагогам предлагается выбрать из лежащих перед ними схематических изображений эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, гнев) сначала, то которое они соотносят со своим состоянием в начале занятия, затем - в конце занятия.





Анкета для родителей №1.

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искрение и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?

2. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:

- высоко;

- низко;

- удовлетворительно;

- не задумывались;

- затрудняюсь ответить.

3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:

- семье;

- детскому саду;

- семье и детскому саду.

4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:

- выяснить какое -либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки).

- аппетит, сон ребенка в детском саду;

- настроение и поведение ребенка в детском саду;

- успехи ребенка на занятиях;

- спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;

- поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье.

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:

- ребенок плохо вел себя в детском саду;

- ребенок плохо (хорошо) ел, спал;

- ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что - либо делать;

- успехи ребенка на занятиях;

- просьба оказать помощь детскому саду;

- посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;

- спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка.

6.Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка?

- часто;

- не очень;

- редко.

7. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?

8. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:

- посещение воспитателем ребенка на дому;

- родительские собрания;

- посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;

- совместные праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы и консультации со специалистами;

- другие формы.

Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша!











Анкета для родителей № 2.

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты - выяснить специфику этих трудностей. Ваши искрение и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы нуждаетесь.

Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

1. Кто из родителей заполняет анкету?

2. Возраст ребенка, о котором Вы расскажите?

3. Из каких источников Вы получаете педагогические знания:

- слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению;

- посещаете лекции для родителей;

- читаете педагогическую литературу;

- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;

- воспитываете без знаний;

- советуетесь с воспитателем;

4. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет;); если нет, то почему:

- знания слишком общие;

- не касаются конкретно моего ребенка;

- даются в сложной форме;

- другое

5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:

- непослушание ребенка;

- не поддерживают другие члены семьи;

- испытываете недостаток педагогических знаний;

- ребенок растет нервным;

- ребенок неусидчив, невнимателен;

- трудностей нет;

- другое.

6. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?

7. Какие черты огорчают?

8. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка?

- порицание;

- наказание;

- поощрение;

- запрещение;

- другое.

9. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:

- ввести консультационные пункты для родителей;

- освободить женщину от работы;

- увеличить тираж педагогических журналов;

- проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ;

- другое.

Спасибо!










Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы


Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: « Что ты сегодня кушал?» - лучше задавать нейтральные вопросы: «Что сегодня было интересного в детском саду?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Практические материалы для работы с родителями

Мама только что пришла после долгого дня на работе. Ужин окончен, посуда вымыта. Она включает телевизор. В этот момент раздается звонок в дверь. Ее приятельница катя зашла, чтобы вернуть взятые книги. Мама устало поднимается с кресла, приглашает Катю войти, просит ее присесть, а сама идет на кухню. Через некоторое время возвращается в комнату с подносом печенья, свежим кофе…

Вопросы для обсуждения в малочисленной группе:

- Каковы традиции гостеприимства?

- Каковы правила угощения людей, которые приходят в гости, в вашей семье?

- Когда уместно предлагать угощение?

- Всегда ли следует угощать людей, которые приходят в гости?

Анкета

«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»

Подчеркните свои ответы на вопросы анкеты:

1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

- Да;

- Нет

2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?

- Да, я часто так делаю;

- Нет, я не вижу в этом необходимости;

- Нет, но хотелось бы знать мнение других.

3. Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

- Чем вас сегодня кормили?

- Что интересного было в детском саду?

- Что ты сегодня натворил?

4. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?

- Я много об этом читал, знаю многое;

- Я мало что знаю об этом;

- Не знаю ничего.

5. Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

- Да, знаю;

- Знаю, но хотелось бы знать больше;

- Не знаю ничего

6. Нужен ли Вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?

- Да, он необходим;

- Нет

7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

- Да, это единственный способ воздействия на ребенка;

- Да, но я избегаю этого;

- Нет, это неверно.

© 2010-2022