«Фopмиpoвание ключeвых kомnетенций oбyчaющихся нa ypokaх мameматиkи»

   Статья посвящена компетентностному подходу в преподавании математики в системе СПО как одному из напрвлений обновления образования.   Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Чаще всего это приводит к тому, что выпускник системы СПО становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Использование компетентностного подхода позволяет  ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Фopмиpoвание ключeвых kомnетенций oбyчaющихся нa ypokaх мameматиkи»


В стратегии модернизации содержания общего образования современной России компетентностный подход является одним из направлений обновления образования. В основу содержания общего образования должно быть положено формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся. Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые обучающимися , должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе даже в изменяющихся условиях. Формирование знаний связано с рациональной соотнесенностью процесса овладения необходимыми знаниями и процесса овладения способами их усвоения, что обеспечивает единство изучения теории и развития познавательных сил обучающихся, их способности к самостоятельному, творческому использованию знаний в практике. В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый понимает это понятие по-своему. В России в 2001 году были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность.

В образовательной практике выделяют следующие ключевые компетенции: коммуникативные (умение вступать в диалог с целью быть понятым), информационные (владение информационными технологиями),

социальные (умение жить и работать в коллективе),

автономизационные (способность к самоопределению и самообразованию), нравственные (способность жить по общечеловеческим нравственным законам.).

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Чаще всего это приводит к тому, что выпускник системы СПО становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У обучающихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Развитие ключевых компетенций на уроках математики нужно начинать с первых занятий. Обучающийся должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии, и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Особое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений обучающихся. Адекватная оценка обеспечивает осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями учебного заведения, образовательного стандарта, рынка труда. А главное - приводит к пониманию "некомпетентности", создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Выделяю три уровня математической компетенции:

  1. Первый уровень - уровень воспроизведения.

Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

  1. Второй уровень - уровень установления связей.

Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал, какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.

  1. Третий уровень - уровень рассуждений.

Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от обучающихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности. Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике определяет перечень необходимых для этого предметных умений:

  • умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;

  • умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);

  • умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;

  • умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач. Появление нового результата образования поставило преподавателя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение. Важнейшим видом учебной деятельности при обучении обучающихся математике является решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные на лекциях знания и умения в жизненных ситуациях. В настоящее время выявлены характерные недочеты математической подготовки молодых специалистов. К ним относятся недостаточное усвоение ряда тем, имеющих широкое практическое применение: отношение чисел, пропорциональные величины, решение задач на проценты, определение периметров и площадей фигур, оценка и прикидка результатов, чтение графиков реальных зависимостей. Именно умение решать большинство из этих практических задач проверяется на ЕГЭ. Как при обучении математики сформировать ключевые компетенции? Одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на занятиях специальных компетентностно-ориентированных задач.

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей обучающихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Содержание заданий желательно связывать с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения.

Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы дополнительные возможности изучаемого материала:

  • прикладной характер содержания темы;

  • содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;

  • местный материал;

  • содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию обучающихся (в том числе в учебных ситуациях);

  • содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;

  • содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности.

Компетентностно - ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции. Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи, это будет способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся, повысится их математическая грамотность . На уроках математики необходимо формировать такие компетенции:

  1. Информационная.

Использование задач содержащих информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос в задачах может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др. Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.

  1. Коммуникативная.

Например: использование групповой формы организации познавательной деятельности обучающихся на уроках.

  1. Исследовательская.

Обучающимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод. Например: банк представляет на выбор несколько вкладов населению (табличное представление данных). Или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат: учебный эксперимент; практические работы; домашнее задание поисковой направленности; интерактивные занятия; задачи исследовательского характера.

  1. Готовность к самообразованию.

Самостоятельное изучение обучающимися некоторого теоретического материала, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации: использовать доклады, короткие сообщения обучающихся по теме; работать со справочниками; использовать Интернет-ресурсы; подготавливать презентации.

На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. При планировании целей к урокам математики необходимо учитывать:

  1. Цели урока относительно обучающихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): получение математических знаний, умений и навыков; приобретение логического мышления и т.д.

  2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): вооружить обучающихся математическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; формировать умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные и т.д.

  3. Совместные цели для педагога и обучающихся: укрепление взаимодействия между педагогом и группой с целью получения качественных математических знаний; использовать приобретенные математические знания в практической деятельности; развитие логического мышления и творческих способностей и т.д.

Формировать компетентности обучающихся можно на разных этапах урока.

№ п/п

Этапы урока

Вид деятельности

Цель. Результативность

Актуализация опорных знаний.

Рецензия ответов обучающихся домашнего задания.

Математический диктант, тест, самостоятельная работа (обзор домашнего задания с ограничением времени решения)

Цель: активизировать умственную деятельность обучающихся, развитие критического мышления, самооценка знаний обучающихся. Результативность: формирование познавательной компетентности.

Цель: самостоятельность мышления, формирование гибкости и точности мыслей, развитие внимания и памяти. Результативность: формирование самообразовательной компетентности.

    Изучение нового материала.

    Доказательство теорем. Вывод формул, правил.

    Проблемная лекция (обучаю щиеся используют приобретенную информацию)

    Экспериментальная работа. Практическая работа.

    Цель: учить исследовательской работе. Результативность: формирование исследовательской компетентности.

    Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения. Результативность: формирование информационной компетентности.

    Цель: учить оперировать знаниями, развитие гибкости использования знаний. Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей

      Закрепление изученного материала.

      Самостоятельная работа частично-поискового, исследовательского характера; компетентностно-ориентированные задания.

      Исследование различных видов памяти.

      Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы.

      Решение задач несколькими способами.

      Учебно-практическая работа (работа с учебником)

      Цель: изучить свойства, правила и т.д. Результативность: формирование познавательной компетентности.

      Цель: закрепить знания, разработать правила (алгоритмы) запоминания. Результативность: формирование компетентности саморазвития.

      Цель: закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать. Результативность: формирование познавательной компетентности.

      Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы. Результативность: формирование интеллектуально-познавательной компетентности.

      Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы. Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей.

        Творческая работа.

        Создание проектов

        Компетентностно-ориентированные задания

        Цель: показать на основе изученного материала умение обучающихся создавать проекты. Результативность: формирование исследовательской компетентности.

        Цель: учить обучающихся на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера.

        Результативность: формирование самообразовательной, информационной, коммуникативной компетентностей

          Контроль.

          Создание презентации изучаемой темы урока, работа в группах со взаимооценкой.

          Разноуровневая самостоятельная работа (с взаимопроверкой, самопроверкой, контролем преподавателя).

          Цель: учить обучающихся воображению и умению абстрагироваться. Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентностей.

          Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать. Результативность: формирование самообразовательной, социальной компетентностей.


            Постановка домашнего задания.

            Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока.

            Разноуровневые задачи; задачи исследовательского характера, творческие задания.

            Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры. Результативность: формирование самообразовательной компетентности.

            Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки. Результативность: формирование интеллектуально- познавательной компетентности

            Использование компетентностного подхода позволяет наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями обучающихся. Таким образом обучающийся сможет осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

            Обучающимися достигаются следующие результаты:

            • Используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

            • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение на следующей ступени образования.

            • Обучающиеся осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

            • Обучающиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих принимать участие в олимпиадах,конкурсах.

            • У обучающихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

            • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

            • Обучащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).

            • Изменяется поведение обучающихся в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

            Так что же такое компетентностный подход? Как мне кажется, компетентностный подход в образовании в противовес условия "усвоения знаний", а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего образования. Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать обучающимся. Его главной задачей становится мотивировать молодёжь на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, "развивающую среду", в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной нравственной личности. Я стараюсь использовать современные педагогические технологии, с целью формирования компетентностей обучающихся. Доказательством тому являются такие показатели, как позитивная динамика учебных достижений, позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемому предмету, активное участие обучающихся в повседневной жизни, владение ключевыми компетенциями, позволяющими стать по окончании колледжа мобильной личностью, готовой к жизни в современном мире.


            © 2010-2022