- Преподавателю
- Другое
- Проект «Милее книги - друга нет»
Проект «Милее книги - друга нет»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дутова Т.В. |
Дата | 02.10.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Каргасокский детский сад № 27 «Алёнушка» общеразвивающего вида
Проект
«Милее книги - друга нет»
Выполнили:
Дутова Татьяна Васильевна -
воспитатель подготовительной к школе группы;
Цыхонина Татьяна Федоровна -
старший воспитатель
Каргасок 2013 год
Введение
В настоящее время наших детей больше привлекает телевидение и компьютерные игры, утрачен интерес к чтению книг. Проблема восприятия литературы детьми является не только предметом научного исследования, но и темой художественных произведений, воспоминаний о том, какой след оставила в душе и памяти человека книга, с которой встретился он в детстве. Вчитайтесь в эти строки. Возможно, они воскресят наши детские впечатления, возможно помогут по - другому посмотреть на ребенка, на те чувства, которые испытывает он в процессе чтения и после него. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к литературному чтению, разработан проект «Милее книги - в мире друга нет».
Паспорт проекта.
Вид проекта:
Информационно - творческий;
По количеству участников - групповой
Продолжительность проекта:
Долгосрочный (сентябрь - май 2012 - 2013 г.)
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители, специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, учитель - логопед, педагог - психолог)
Направление психолого - педагогической работы:
Познавательно - речевое
Актуальность темы:
1. Прививать любовь к литературному чтению;
2. Увеличить степень участия родителей в формировании книжной культуры детей.
Цель:
-
Определить педагогические основы влияния детской книги на интеллектуальное и речевое развитие детей;
-
Выявить знания детей о назначении книги в жизни человека;
-
Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие на познавательную стимуляцию и развитие эмоциональной сферы детей.
Задачи:
-
Развивать навыки художественной деятельности и коммуникативные навыки;
-
Формировать знания детей об истории создания книги;
-
Формировать навыки восприятия художественного текста;
-
Развивать воображение и способность выражать свои чувства, представления посредством словотворчества, изобразительной деятельности, дизайна;
-
Формировать проектно - исследовательские умения и навыки;
-
Увеличить степень участия родителей в формировании книжной культуры детей.
Предполагаемый результат:
-
Дети должны получить первичные представления об истории создания книги;
-
Иметь представления о том, как издается книга в настоящее время.
-
Формировать представления о различных жанрах литературы (рассказы, стихи, басни, сказки, фольклор);
-
Расширить знания о поэтах, писателях, художниках - иллюстраторах детской книги;
-
Вызвать желание посещать библиотеку, проявлять интерес к познавательной и художественной литературе.
Роль родителей в реализации проекта.
-
Сбор информации об истории создания книги;
-
Ответы на вопросы анкеты;
-
Помочь в сборе книжек - малышек для сюжетно - ролевых игр: «Библиотека». «Магазин книги»;
-
Подбор стихов, загадок, пословиц о книге;
-
Заседание семейного клуба по теме: «Умные книжки - умным детишкам»;
-
Совместная творческая работа: «Книга о моем любимом животном».
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
-
Проведение досуга «День рождения книги» - (музыкальный руководитель);
-
Заучивание стихов. Составление рассказов (учитель - логопед);
-
Определение уровня сформированности представлений дошкольников о художественной литературе - (педагог - психолог).
Продукт деятельности
Основная идея: вместе придумываем и изготавливаем самодельные книги.
Презентация:
-
Выставка книг (изготовленных руками детей);
-
Досуг «День рождения книги».
-
Этапы работы:
I этап
Организационно - подготовительный:
-
Подборка программно - методического материала для реализации проекта;
-
Пополнение предметно - развивающей среды книгами: книжки - малышки, раскраски, раскладушки, панорамы, элерманы, звучащие;
-
Подборка и разработка диагностического материала для выявления знаний детей;
-
Оформление в группе книжного уголка;
-
Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм: «Библиотека», « Книжный магазин».
II этап
Рефлексивно - диагностический.
-
Выявление интереса и уровня знаний детей по теме.
Дети используют книжный уголок по назначению, но они недостаточно активны и самостоятельны в поиске необходимой информации, интерес к художественной и познавательной литературе неустойчивый, требует внешней стимуляции со стороны педагога.
-
Формирование банка данных об уровне родительской компетенции в вопросах обозначенной темы; Анкета для родителей:
«Важно ли чтение детям? Как часто вы читаете ребенку детские книги? В какое время? (утром, вечером, в выходные, редко) Сколько минут? Какая любимая книжка у вашего ребенка? Как вы считаете, нужна ли детская библиотечка дома? Чем вы руководствуетесь при покупке книг своему ребенку? Как вы считаете, привычка читать, слушать художественное произведение у ребенка формируется в период дошкольного детства или в школьные годы? Считаете ли вы важным включать ребенка в диалог по прочитанному произведению? Как вы думаете, влияет ли ваш личный пример на воспитание у ребенка любви к книге, интереса к познанию?
III этап
Содержание работы
План - схема проекта;
Перспективный план по реализации проекта.
IV этап
Заключительный
Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой проблемы в воспитательно - образовательном процессе.
Схема осуществления проекта.
Направления деятельности
Содержание деятельности
Социально - личностное; Социализация
Труд:
-
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»;
Цель: знакомство с устройством и организацией библиотеки.
-
Сюжетно - ролевая игра «Магазин книги»;
Цель: выполнять роли в соответствии с заданным сюжетом.
-
Дидактическая игра: «Как хорошо уметь читать»;
-
Настольно - печатная игра: «Путешествие по сказкам»;
-
Цель: по сюжету определить сказку.
-
Речевая игра: «Мы поэты»;
Цель: доскажи словечко. Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы»; Интеллектуальная игра: «Угадай сказку».
Цель: по прочитанному отрывку и по схеме определить сказку.
-
Книги для мальчиков, книги для девочек.
Цель: формирование гендерной принадлежности (рассматривание книг «Вязание крючком»;
«Моделирование техники из бросового материала».
-
Цикл занятий по формированию первичных представлений о труде взрослых.
«От дерева к бумаге» - алгоритм получения бумаги; «Все работы хороши», « Как книга дошла до нас?», «Где и как издается книга?». Знакомство с профессиями - лесник, лесозаготовитель, рабочие деревообрабатывающиего комбината, целлюлозно - бумажного комбината, рабочие типографии (наборщик, машинист - печатник, переплетчик)
-
«Заболела наша книжка, изорвал ее мальчишка!»
Цель: трудовая деятельность детей по ремонту книг.
-
Оформление книжного уголка
«В нашем книжном уголке книги все знакомы мне, О природе, о зверятах, взрослых людях и ребятах. Толстые и тонкие, бумажные, картонные. Мы книги бережем, не пачкаем, не рвем. Знаем много мы рассказов, стихов, загадок, добрых сказок, Книга - мудрость, книга - свет, в книге есть на все ответ».
Познавательно речевое
Познание
Исследовательская деятельности
Чтение художественной литературы:
-
«Путешествие в книжное царство - Премудрое государство»;
Цель: знакомство с книгой, ее назначением, посвящение детей в читатели.
-
«История создания книги»
-
«Из чего состоит книга» (обложка, страницы, переплет)
-
«Где и как создается книга? »
Переплётчик, машинист - печатник, наборщик;
-
«От гусиного пера к авторучке»
-
Знакомство с праздниками, посвященными книге;
-
Знакомство с разными видами книг: (книжки - малышки, книжки - панорамы, элерманы, раскраски, раскладушки, книжки - игрушки, звучащие)
-
«Чтобы книжки дольше жили»
Цель: знакомство детей с правилами и умением обращаться с книгами;
-
«Книга и ее создатели»
Цель: знакомство с авторами книг - писателями и поэтами;
«Всем хорошим во мне я обязан книгам» - М. Горький, «Чтение - вот лучшее учение» А. С. Пушкин;
-
«Знакомство с литературными жанрами»
(рассказы, стихи, фольклор, басни, сказки)
-
«Русской речи государь - по прозванию «Словарь»
Цель: познакомить детей со словарем энциклопедией, справочником.
-
Знакомство с Букварем
«Книжка скромная на вид, но живет в ней алфавит. Словно дружная семья, буквы все от «А» до «Я».
-
Составление рассказов по темам: «Моя любимая книжка»; «Моя любимая сказка»;
-
Подпроект: «Мир бумаги»
Цель: ознакомление со свойствами и видами бумаги
-
«Ознакомление с берестой и ее свойствами»
Чтение произведения Д. Родари: «Чем пахнут ремесла»
Цель: формирование интереса и потребности в чтении
-
Чтение рассказов;
«Бобик в гостях у Барбоса, «Огурцы», «На горке» Н. Носов; «Тёплый хлеб» - К. Паустовский;
-
Тематическая площадка «Поляна сказок»;
«Илья Муромец и Соловей Разбойник (запись А. Гильфердинка); «Снегурочка», «Семь Семионов»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Конёк - Горбунок»» П. Ершов;
Цель: ознакомление с видами сказок - волшебные, бытовые, докучные, о животных:
-
Увлекательное путешествие в «мир поэзии»;
С. Есенин «Берёза», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;
-
Ознакомление с баснями:
И. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей».
-
Русский народный фольклор:
Ознакомление с потешками, загадками, считалками, пословицами, поговорками;
«Лиса рожью шла», «Когда солнышко взойдёт, роса на землю упадёт».
Загадки:
« Не дерево, а с листочками.
не человек, а рассказывает»
«Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться»
«Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней»
Пословица»: «Сама мала, а ума предала»
«Книгу читать, скуки не знать»
«Книга в счастье - украшает, а в несчастье - утешает»
«Книга учит жить, книгой надо дорожить»
«Сказанное слово - было, да нет, а написанное живет век» «Кто много книг читает, тот много знает»
Чтение
ЦЕЛЬ: Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.
Физическое развитие здоровье;
-
Пальчиковые игры
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.
-
Русские народные игры с текстом
«Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим больше вас»;
-
Подвижные игры с использованием считалок
«Жили - были сто ребят все ходили в детский сад, все садились за обед и съедали сто котлет. А потом ложились спать начинай опять считать».
-
Использование фольклора при проведении культурно - гигиенических процедур;
«Мы садимся за столы, значит руки мыть должны, чтобы в чистые ладошки попадали наши ложки»
-
Построение гимнастик утренних, после сна, физкультурных занятий на основе сюжетов из сказок:
«Улетели сны в окошко, убежали по дорожке
Зайцы, белочки проснулись, потянулись, улыбнулись
Звери глазки открывайте и зарядку начинайте»
Художественно - эстетическое
художественное творчество
:
-
Ознакомление с творчеством художников - иллюстраторов детской книги
Цель: приобщение детей к изобразительному искусству; Знакомство с творчеством художников - иллюстраторов:
Е. Чарушин, Ю. Васнецов, В. Конашевич. Рачев, В Бианки;
-
Рисование иллюстраций к книге «Мое любимое животное».
-
Выставка рисунков по мотивам русских народных сказок.
-
Зарисовка понравившихся сюжетов из прочитанных рассказов.
-
Аппликация «Мой любимый герой из книги».
-
Изготовление подарков для малышей (книжек - самоделок).
-
Конструирование - книжка - раскладушка «Мои любимые сказки»
Культурно - досуговая деятельность:
С 26. 03 - 02. 04 -«Неделя детской и юношеской книги»
Мероприятия:
-
Экскурсия в школьную библиотеку
-
Экскурсия в районную библиотеку
«Снаружи смотришь - дом, как дом
Но нет жильцов обычных в нем
В нем книги интересные стоят рядами тесными
И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай;
Как называют этот дом попробуй отгадай» (библиотека)
-
Выставка книг (изготовленных руками детей)
-
Оказание помощи малышам в ремонте книг
-
Досуг «День рождения книги».
«Спасибо, книга наша
За то, что ты учишь добру нас и ласке,
За песни, стихи, за загадки и сказки,
За весь разноцветный и сказочный мир,
Спасибо! Спасибо! Тебе говорим»
Данный проект вызвал интерес не только у детей, но и родителей. Собранный методический материал позволил расширить знания детей о роли книги в нашей жизни, а так же познакомились с профессиями взрослых, участвующих в изготовлении и создании книги, жанрами литературы, авторами произведений для детей.
В ходе реализации проекта выявлено, что дети из 16 семей стали читателями районной библиотеки. В группе дети стали шире использовать книжный уголок, для самостоятельной деятельности: делать больше зарисовок из понравившихся произведений, больше разыгрывать этюды сказок.
Используемая литература:
-
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва Мозаика - Синтез 2011 год;
-
«Социально - нравственное воспитание дошкольников» Р.С. Буре Издательство: Москва - Синтез 2011 год;
-
«Духовно - нравственное воспитание на культурных; традициях своего народа» Л.В. Кокуева; (Методическое пособие) Издательство: Москва 2003 год;
-
«Как печатали нашу книгу» С.Я. Маршак;
-
«Угадай сказку» В. Степанов.