Проект «Милее книги - друга нет»

Мы воспитатели детского сада №27 «Алёнушка». Мы озабочены тем, что взрослые мало читают книг маленьким детям. В настоящее время наших детей больше привлекает телевидение и компьютерные игры, утрачен интерес к чтению книг. Вчитайтесь в эти строки. Возможно, они воскресят наши детские впечатления, возможно помогут по - другому посмотреть на ребенка, на те чувства, которые испытывает он в процессе чтения и после него.   Собранный методический материал позволил расширить знания детей о роли книги в...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Милее книги - друга нет»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Каргасокский детский сад № 27 «Алёнушка» общеразвивающего вида







Проект

«Милее книги - друга нет»




Выполнили:

Дутова Татьяна Васильевна -

воспитатель подготовительной к школе группы;

Цыхонина Татьяна Федоровна -

старший воспитатель









Каргасок 2013 год

Введение

В настоящее время наших детей больше привлекает телевидение и компьютерные игры, утрачен интерес к чтению книг. Проблема восприятия литературы детьми является не только предметом научного исследования, но и темой художественных произведений, воспоминаний о том, какой след оставила в душе и памяти человека книга, с которой встретился он в детстве. Вчитайтесь в эти строки. Возможно, они воскресят наши детские впечатления, возможно помогут по - другому посмотреть на ребенка, на те чувства, которые испытывает он в процессе чтения и после него. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к литературному чтению, разработан проект «Милее книги - в мире друга нет».

Паспорт проекта.

Вид проекта:

Информационно - творческий;

По количеству участников - групповой

Продолжительность проекта:

Долгосрочный (сентябрь - май 2012 - 2013 г.)

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители, специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, учитель - логопед, педагог - психолог)

Направление психолого - педагогической работы:

Познавательно - речевое

Актуальность темы:

1. Прививать любовь к литературному чтению;

2. Увеличить степень участия родителей в формировании книжной культуры детей.

Цель:

  • Определить педагогические основы влияния детской книги на интеллектуальное и речевое развитие детей;

  • Выявить знания детей о назначении книги в жизни человека;

  • Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие на познавательную стимуляцию и развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  • Развивать навыки художественной деятельности и коммуникативные навыки;

  • Формировать знания детей об истории создания книги;

  • Формировать навыки восприятия художественного текста;

  • Развивать воображение и способность выражать свои чувства, представления посредством словотворчества, изобразительной деятельности, дизайна;

  • Формировать проектно - исследовательские умения и навыки;

  • Увеличить степень участия родителей в формировании книжной культуры детей.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны получить первичные представления об истории создания книги;

  • Иметь представления о том, как издается книга в настоящее время.

  • Формировать представления о различных жанрах литературы (рассказы, стихи, басни, сказки, фольклор);

  • Расширить знания о поэтах, писателях, художниках - иллюстраторах детской книги;

  • Вызвать желание посещать библиотеку, проявлять интерес к познавательной и художественной литературе.

Роль родителей в реализации проекта.

  • Сбор информации об истории создания книги;

  • Ответы на вопросы анкеты;

  • Помочь в сборе книжек - малышек для сюжетно - ролевых игр: «Библиотека». «Магазин книги»;

  • Подбор стихов, загадок, пословиц о книге;

  • Заседание семейного клуба по теме: «Умные книжки - умным детишкам»;

  • Совместная творческая работа: «Книга о моем любимом животном».

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

  • Проведение досуга «День рождения книги» - (музыкальный руководитель);

  • Заучивание стихов. Составление рассказов (учитель - логопед);

  • Определение уровня сформированности представлений дошкольников о художественной литературе - (педагог - психолог).

Продукт деятельности

Основная идея: вместе придумываем и изготавливаем самодельные книги.

Презентация:

  • Выставка книг (изготовленных руками детей);

  • Досуг «День рождения книги».

  • Этапы работы:

I этап

Организационно - подготовительный:

  • Подборка программно - методического материала для реализации проекта;

  • Пополнение предметно - развивающей среды книгами: книжки - малышки, раскраски, раскладушки, панорамы, элерманы, звучащие;

  • Подборка и разработка диагностического материала для выявления знаний детей;

  • Оформление в группе книжного уголка;

  • Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм: «Библиотека», « Книжный магазин».

II этап

Рефлексивно - диагностический.

  • Выявление интереса и уровня знаний детей по теме.

Дети используют книжный уголок по назначению, но они недостаточно активны и самостоятельны в поиске необходимой информации, интерес к художественной и познавательной литературе неустойчивый, требует внешней стимуляции со стороны педагога.

  • Формирование банка данных об уровне родительской компетенции в вопросах обозначенной темы; Анкета для родителей:

«Важно ли чтение детям? Как часто вы читаете ребенку детские книги? В какое время? (утром, вечером, в выходные, редко) Сколько минут? Какая любимая книжка у вашего ребенка? Как вы считаете, нужна ли детская библиотечка дома? Чем вы руководствуетесь при покупке книг своему ребенку? Как вы считаете, привычка читать, слушать художественное произведение у ребенка формируется в период дошкольного детства или в школьные годы? Считаете ли вы важным включать ребенка в диалог по прочитанному произведению? Как вы думаете, влияет ли ваш личный пример на воспитание у ребенка любви к книге, интереса к познанию?

III этап

Содержание работы

План - схема проекта;

Перспективный план по реализации проекта.

IV этап

Заключительный

Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой проблемы в воспитательно - образовательном процессе.

Схема осуществления проекта.

Направления деятельности

Содержание деятельности

Социально - личностное; Социализация






Труд:


  • Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»;

Цель: знакомство с устройством и организацией библиотеки.

  • Сюжетно - ролевая игра «Магазин книги»;

Цель: выполнять роли в соответствии с заданным сюжетом.

  • Дидактическая игра: «Как хорошо уметь читать»;

    • Настольно - печатная игра: «Путешествие по сказкам»;

Цель: по сюжету определить сказку.

  • Речевая игра: «Мы поэты»;

Цель: доскажи словечко. Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы»; Интеллектуальная игра: «Угадай сказку».

Цель: по прочитанному отрывку и по схеме определить сказку.

  • Книги для мальчиков, книги для девочек.

Цель: формирование гендерной принадлежности (рассматривание книг «Вязание крючком»;

«Моделирование техники из бросового материала».

  • Цикл занятий по формированию первичных представлений о труде взрослых.

«От дерева к бумаге» - алгоритм получения бумаги; «Все работы хороши», « Как книга дошла до нас?», «Где и как издается книга?». Знакомство с профессиями - лесник, лесозаготовитель, рабочие деревообрабатывающиего комбината, целлюлозно - бумажного комбината, рабочие типографии (наборщик, машинист - печатник, переплетчик)

  • «Заболела наша книжка, изорвал ее мальчишка!»

Цель: трудовая деятельность детей по ремонту книг.

  • Оформление книжного уголка

«В нашем книжном уголке книги все знакомы мне, О природе, о зверятах, взрослых людях и ребятах. Толстые и тонкие, бумажные, картонные. Мы книги бережем, не пачкаем, не рвем. Знаем много мы рассказов, стихов, загадок, добрых сказок, Книга - мудрость, книга - свет, в книге есть на все ответ».

Познавательно речевое

Познание








Исследовательская деятельности

Чтение художественной литературы:

  • «Путешествие в книжное царство - Премудрое государство»;

Цель: знакомство с книгой, ее назначением, посвящение детей в читатели.

  • «История создания книги»

  • «Из чего состоит книга» (обложка, страницы, переплет)

  • «Где и как создается книга? »

Переплётчик, машинист - печатник, наборщик;

  • «От гусиного пера к авторучке»

  • Знакомство с праздниками, посвященными книге;

  • Знакомство с разными видами книг: (книжки - малышки, книжки - панорамы, элерманы, раскраски, раскладушки, книжки - игрушки, звучащие)

  • «Чтобы книжки дольше жили»

Цель: знакомство детей с правилами и умением обращаться с книгами;

  • «Книга и ее создатели»

Цель: знакомство с авторами книг - писателями и поэтами;

«Всем хорошим во мне я обязан книгам» - М. Горький, «Чтение - вот лучшее учение» А. С. Пушкин;

  • «Знакомство с литературными жанрами»

(рассказы, стихи, фольклор, басни, сказки)

  • «Русской речи государь - по прозванию «Словарь»

Цель: познакомить детей со словарем энциклопедией, справочником.

  • Знакомство с Букварем

«Книжка скромная на вид, но живет в ней алфавит. Словно дружная семья, буквы все от «А» до «Я».

  • Составление рассказов по темам: «Моя любимая книжка»; «Моя любимая сказка»;

  • Подпроект: «Мир бумаги»

Цель: ознакомление со свойствами и видами бумаги

  • «Ознакомление с берестой и ее свойствами»

Чтение произведения Д. Родари: «Чем пахнут ремесла»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении

  • Чтение рассказов;

«Бобик в гостях у Барбоса, «Огурцы», «На горке» Н. Носов; «Тёплый хлеб» - К. Паустовский;

  • Тематическая площадка «Поляна сказок»;

«Илья Муромец и Соловей Разбойник (запись А. Гильфердинка); «Снегурочка», «Семь Семионов»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Конёк - Горбунок»» П. Ершов;

Цель: ознакомление с видами сказок - волшебные, бытовые, докучные, о животных:

  • Увлекательное путешествие в «мир поэзии»;

С. Есенин «Берёза», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;

  • Ознакомление с баснями:

И. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей».


  • Русский народный фольклор:

Ознакомление с потешками, загадками, считалками, пословицами, поговорками;

«Лиса рожью шла», «Когда солнышко взойдёт, роса на землю упадёт».

Загадки:

« Не дерево, а с листочками.

не человек, а рассказывает»

«Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться»

«Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней»

Пословица»: «Сама мала, а ума предала»

«Книгу читать, скуки не знать»

«Книга в счастье - украшает, а в несчастье - утешает»

«Книга учит жить, книгой надо дорожить»

«Сказанное слово - было, да нет, а написанное живет век» «Кто много книг читает, тот много знает»

Чтение

ЦЕЛЬ: Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.

Физическое развитие здоровье;

  • Пальчиковые игры

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

  • Русские народные игры с текстом

«Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим больше вас»;

  • Подвижные игры с использованием считалок

«Жили - были сто ребят все ходили в детский сад, все садились за обед и съедали сто котлет. А потом ложились спать начинай опять считать».

  • Использование фольклора при проведении культурно - гигиенических процедур;

«Мы садимся за столы, значит руки мыть должны, чтобы в чистые ладошки попадали наши ложки»

  • Построение гимнастик утренних, после сна, физкультурных занятий на основе сюжетов из сказок:

«Улетели сны в окошко, убежали по дорожке

Зайцы, белочки проснулись, потянулись, улыбнулись

Звери глазки открывайте и зарядку начинайте»

Художественно - эстетическое

художественное творчество




:

  • Ознакомление с творчеством художников - иллюстраторов детской книги

Цель: приобщение детей к изобразительному искусству; Знакомство с творчеством художников - иллюстраторов:

Е. Чарушин, Ю. Васнецов, В. Конашевич. Рачев, В Бианки;

  • Рисование иллюстраций к книге «Мое любимое животное».

  • Выставка рисунков по мотивам русских народных сказок.

  • Зарисовка понравившихся сюжетов из прочитанных рассказов.

  • Аппликация «Мой любимый герой из книги».

  • Изготовление подарков для малышей (книжек - самоделок).

  • Конструирование - книжка - раскладушка «Мои любимые сказки»

Культурно - досуговая деятельность:

С 26. 03 - 02. 04 -«Неделя детской и юношеской книги»

Мероприятия:

  • Экскурсия в школьную библиотеку

  • Экскурсия в районную библиотеку

«Снаружи смотришь - дом, как дом

Но нет жильцов обычных в нем

В нем книги интересные стоят рядами тесными

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай;

Как называют этот дом попробуй отгадай» (библиотека)

  • Выставка книг (изготовленных руками детей)

  • Оказание помощи малышам в ремонте книг

  • Досуг «День рождения книги».

«Спасибо, книга наша

За то, что ты учишь добру нас и ласке,

За песни, стихи, за загадки и сказки,

За весь разноцветный и сказочный мир,

Спасибо! Спасибо! Тебе говорим»

Данный проект вызвал интерес не только у детей, но и родителей. Собранный методический материал позволил расширить знания детей о роли книги в нашей жизни, а так же познакомились с профессиями взрослых, участвующих в изготовлении и создании книги, жанрами литературы, авторами произведений для детей.

В ходе реализации проекта выявлено, что дети из 16 семей стали читателями районной библиотеки. В группе дети стали шире использовать книжный уголок, для самостоятельной деятельности: делать больше зарисовок из понравившихся произведений, больше разыгрывать этюды сказок.







Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва Мозаика - Синтез 2011 год;

  2. «Социально - нравственное воспитание дошкольников» Р.С. Буре Издательство: Москва - Синтез 2011 год;

  3. «Духовно - нравственное воспитание на культурных; традициях своего народа» Л.В. Кокуева; (Методическое пособие) Издательство: Москва 2003 год;

  4. «Как печатали нашу книгу» С.Я. Маршак;

  5. «Угадай сказку» В. Степанов.





© 2010-2022