Рабочая программа по истории и культуры Башкортостана дл 9 класса

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I - IX классов. Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова УФА- 2004 год.

Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана» При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Общая характеристика предмета:

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников. Программа рассматривает привитие интереса к истории как к науке, воспитание хорошо подготовленных краеведов.

  • Башкортостан в 20 веке, Башкортостан в годы Великой Отечественной войны

  • Народонаселение Башкортостана: изменение в численности населения республики , национальный язык и национальность.

  • Современное образование:Состояние высшего образования в Башкортостане, развитие науки в Башкортостане

  • по театральному искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури, Республиканский драмтеатр, Сибайский, Салавтский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы, Национальный молодежный театр им. М. Карима, Татарский театр «Нур» .Главные режиссеры, репертуар, ведущие актеры.

  • Музеи Башкортостана:

Национальный музей Республики Башкортостан. Музей археологии и этнографии народов Башкортостана

Развитие физкультуры и спорта в республике .

Место данного предмета в учебном плане.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 9 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Результаты изучения предмета учебного плана:

Учащиеся 9 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

Предметные результаты

  • о башкирской литературе на рубеже 19-20 веков : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, (М.Карима, Х.Давлетшиной, М.Гафури, Д.Юлтыя, З.Биишевой, Р.Гарипова, Н.Наджми, Н.Мусина, Р.Бикбаева), некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

  • об изобразительном искусстве : о современном живописе

  • по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны.

Личностные результаты:

уметь

  • любить Родину, культурных ценностей народов РБ, стремиться быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур.

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Работа с документами;

  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

  • Просмотр видеофильмов

  • Подготовка сообщений на данную тему

  • Подготовка реферата

  • Работа над исследовательской работой

Требования к уровню усвоения предмета

Главная задача курса- воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Личностные результаты;

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи,критически осмысливать исторический опыт;

Формировать творческое мышление у школьников

  • Межпредметные связи:

  • Башкирский язык и литература, география, история, изобразительное искусство, музыка

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


Календарно-тематический план 9 класс

Раздел

Темы уроков

Виды деятельности ученика

Факт

План

Примечание

1

Башкирский народный эпос»

Понятие об эпосе

Знать о башкирском народном эпосе

2

Мифологический эпос «Урал батыр»

Знать о мифологическом эпосе

3

Социально -бытовой эпос. «Алдар и Зухра»

Знать о социально-бытовых эпосах

4

Исторический эпос «Ек -Мэргэн»

Беседа на тему: Исторический эпос

Статьи из журнал и газет

5

Просвещение и печать

Зарождение издательского дела

Сообщение уч-ся на тему : «Просвещение и печать»

Статьи из журнал и газет

6

Русские писатели и краеведы о Башкортостане

Сообщение на тему «Освоение целинных, залежных земель в Башкортостане. Повышение валовой продукции сельскохозяйственного производства. Попытки реформирования отрасли»

7

Тест по теме


8

Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого столетия

Беседа на тему : «Социально-экономические проблемы. Общественно-политическое положение республики. Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Принятие государственных символов Республики Башкортостан. Выборы первого Президента республики. Принятие Конституции Республики Башкортостан (1993г.). Первые выборы в Государственное Собрание - Курултай. Всемирный курултай башкир (1995г.)»

9

Изобразитель-

ное искусство Башкортостана

Сюжетно -тематическая живопись.Портрет.Пейзаж.

Натюрморт

Беседа на тему : об изобразительном искусстве, о современном живописе


10

Развитие науки в Башкортостане

Беседа «Академия наук Республики Башкортостан - высшее научное учреждение республики. Научный потенциал и направления»

Сообщения уч-ся «Из истории развития науки Республики Башкортостан (Г.Г.Куватов, С.И. Руденко, К.Р. Тимергазин, В.Г. Гирфанов, Д. Г. Киекбаев, А. Н. Усманов, Т. Баишев)

11

Современное театральное искусство

Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (повторение)


12

Республиканский русский драматический театр

Беседа на тему : «Классика на сцене театров Башкортостана («Отелло» Шекспира, «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А. Чехова, «Таланты и поклонники» А. Островского)»

13

Сибайский, Салаватский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы

Беседа на тему : «Главные режиссеры. Репертуар. Ведущие актеры»


14

Национальный молодежный театр им. М. Карима.

Татарский театр «Нур».


15

Тест по теме


16

Материальная культура

Архитектура


Национальные традиции в декоративно -прикладном искусстве


17

Музыкальная культура

Жизнь и творчество Х. Ахметова


18

Творческие портреты профессиональных исполнителей народных песен: Х.Галимова, А. Султанова, С. Абдуллина.


19

Хоровое искусство в Башкортостане


20

Звезды башкирской эстрады: Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Н. и М. Галиевы

Учебник

21

Современное народное образование

Знать о современном образовании:Состояние высшего образования в Башкортостане, развитие науки в Башкортостане

22

Физкультура и спорт

Развитие физкультуры и спорта в РБ


23

Цирк как вид искусства

Исследовательская работа

24

Национальный музей Республики Башкортостан

Сообщение уч-ся на тему:Национальный музей Республики Башкортостан. Зарождение и становление. Его роль в сохранение историко - культурных ценностей прошлого. Фонды, отделы, филиалы. Дома-музеи известных деятелей культуры (Салавата Юлаева, М. Акмулы, М. Уметбаева, Ш.Бабича, К. Иванова, М. Гафури, А. Муюарякова, Р. Гарипова, З. Биишевой и др.).

Исследовательская работа

25

Музей археологии и этнографии народов Башкортостана

Состояние и развитие музейного дела в Кугарчинском районе.

Исследовательская работа

26

Современная живопись

Сообщения уч.ся: Новые направления и течения в современной башкирской живописи. Авангардизм. Творчество Н. Латфуллина, С. Краснова, М. Назарова, В. Ханнанова, Р. Ахметвалиева

Исследовательская работа

27

М.А. Назаров - наиболее яркий представитель уфимского авангарда

Картины «Базар с гусями», «Застолье», «День рождения», «Трудовики», «Кананикольский завод». Творчество С. Краснова («Летающий остров»), Д.Ишемгулова («Летний полдень», «Родник», «Утро, день,вечер», «Памяти родителей»), М. Давлетбаева («Деревня», «В гости», «Окраина»), Н. Байбурина («Афродита», «Мазуха пошла в гости, а корову доить некому»). М. Спиридонова («Красное окно», «Наслаждение одиночеством»»Мальчик», «Разговор с небом»), Р. Харисова («Падающая мечеть», «В шесть часов вечера после войны», «Путь к роднику»), Н. Куприянова («Пластический рыцарь», «Сон царевича»).

Исследовательская работа

28

История Башкортостана в произведених художественной литературы

М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения».

Знать о творчестве М Карима.

Исследовательская работа

29-30

Жизнь и творчество

Б. Бикбая

Жизнь и творчество

Д. Юлтыя

Беседа на тему:Земля.

Д.Юлтый. Роман «Кровь» (отрывки). Образ рассказчика солдата-башкира Булата. Автобиографичность романа. Будничные картины солдатского быта. Народ и война - основная проблема романа.

Исследовательская работа

31

Н.Мусин. Жизнь и творчество

А.Хакимов. Отрывки из романа «Плач домбры

Роман «Вечный лес»,

Отрывки из романа «Плач домбры». Образ Хабрау - сэсена в литературе

Проектная технология

32

Булат Рафиков

,Карасакал .Отрывки из романа.

Проектная технология

33

Жизнь и творчество

З.Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика».

З.Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика». Воплощение народной мудрости в образе Тайба-эби. Черты народного героя в образах Хабира, Тимербая и Хаммата. Национальный колорит и сочность языка

Журнал «А4и6ел» №1 2008г

Статьи о З. Биишевой «Халы7 26иб23ене8 ш2ж2р23е», «Баш7ортостанды8 б0й0к 7ы6ы», «Ил ин23е», «Сал б0рк0т са87ыуы»

34

Контрольная работа

Обобщение и коррекция знаний

Тест






Перечень УМК:

Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: Культура Башкортостана Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Л. Уфа: Китап,2004г;

История Башкортостана: XX в.-Кульшарипов М.М. Уфа,Китап, 2005

Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана XX в. - Раздаточный материал.-Уфа,УМЦ: Эдвис,2003

Литература для ученика

Культура Башкортостана Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Л. Уфа: Китап,2004г;

История Башкортостана: XX в.-Кульшарипов М.М. Уфа,Китап, 2005

Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа:Китап,1988г.

  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа:Китап,1989г.

  3. Башкирские народные сказки.Уфа:Китап, 1980.

  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997

(!ки2т -хыял ас7ысы,йома7- зи3ен ас7ысы -)ф0: Китап,2007)

Электронные пособия:

1.Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.) 2.Баш7орт 262би2те

3. Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)


© 2010-2022