- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка урока учебной практики. Тема урока: Приготовление бульонов, заправочных супов
Методическая разработка урока учебной практики. Тема урока: Приготовление бульонов, заправочных супов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гилалова Л.Ш. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПМ.03 ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
Тема урока: Приготовление бульонов, заправочных супов.
Цели урока: Формирование общих и профессиональных компетенций:
ПК 3.1. - Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2. - Готовить простые супы
ПК 3.3. - Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ОК 1. - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. - Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Задачи:
1.Повторить изученный на уроках теоретического обучения материал по технологии приготовления разновидностей борщей.
2. Осуществлять в бригадах комплексный процесс приготовления борщей по заданному алгоритму.
3. Произвести органолептическую оценку приготовленных блюд, научиться выявлять сложные виды дефектов, брака: подгорание продуктов, переваривание картофеля, замутнение бульона.
Тип урока - урок выполнения сложной комплексной работы.
Форма учебной деятельности - бригадная.
Методы проведения урока:
-беседа;
- опрос;
- показ трудовых технологических операций;
- самостоятельная работа по алгоритму с использованием документов письменного инструктирования;
- самооценка выполненной работы.
Необходимое оборудование: электроплита, стол производственный, весы.
Посуда: кастрюли, миски, сковороды, ложки толовые, тарелки глубокие, подносы.
Инвентарь и инструменты: поварские ножи, ложки разливные, шумовки, черпаки, мерные кружки, сотейники, лопатки, веселки, терки, доски разделочные.
Сырьё: мясо - костный бульон, картофель, лук репчатый, свекла, капуста свежая, морковь, петрушка (корень), томатное пюре, кулинарный жир, сахар, уксус 3%.
Дидактическое оснащение урока:
- Сборник рецептур блюд;
- инструкционно - технологическая карта борщ с капустой и картофелем, борщ с квашеной капустой и картофелем борщ «Флотский» , борщ «Украинский», борщ «Сибирский»
- карта самоконтроля при приготовлении борща с капустой и картофелем;
- карта дефектов, их причин и способов предупреждения при приготовлении борща с капустой и картофелем;
- таблица контроля усвоения навыков профессиональной деятельности;
- эталон готового борща.
Межпредметные связи: ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве; ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров;ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места;МДК.01.01. Технология обработки сырья и приготовление блюд из овощей и грибов; МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов.
Ход урока
-
Организационный этап.
Мастер встречает обучающихся, назначает дежурных.
Дежурные выстраивают обучающихся в линейку, осматривают внешний вид, личную гигиену; докладывают мастеру о готовности группы к уроку, о присутствующих и отсутствующих обучающихся.
-
Вводный инструктаж.
2.1. Мотивационный момент.
Мастер уточняет изучаемую тему программы, делает акцент на важные аспектах ее логической структуры, органично переходя к характеристике темы урока.
Супы являются важной составной частью обеда. Ассортимент супов разнообразен. Они классифицируются: по температуре подач; по жидкой основе; по способу приготовления: заправочные, прозрачные, пюреобразные, из полуфабрикатов и разные.
Заправочными называют супы, которые готовятся на бульонной основе и заправляются овощами (которые при этом пассеруются), картофелем, бобовыми , крупами, макаронными изделиями.
Характерной особенностью заправочных супов является то, что подготовленные продукты загружаются в них в определенной последовательности. Постепенно супы приобретают вкус и аромат этих продуктов.
В зависимости от используемого сырья заправочные супы подразделяются на щи, борщи, овощные супы, солянки.
Технологический процесс приготовления борщей мы и освоим сегодня на практике.
Мастер формулирует тему урока, предлагает обучающимся на основе выше сказанного сформулировать цели урока.
Студенты слушают мастера, записывают в дневники тему урока, предлагают свои варианты постановки целей урока.
Мастер вносит коррективы в предложения студентов.
2.2. Актуализация знаний студентов.
Мастер предлагает студентам оживить в памяти пройденный на уроке теоретического обучения материал по рецептуре и технологии приготовления борщей .
Актуализация знаний путем фронтального опроса обучающихся.
Мастер проводит фронтальный опрос (методом - беседы)
-
Вопрос: Назовите основной компонент ,который входит в состав борща.
Студент : свёкла..
-
Вопрос: Какие способы приготовление свёклы для борща вам известны?
Рассказываю и показываю несколько способов подготовки свеклы для борща: тушение, пассерование, варку.
1.Для тушения нарезанную свеклу кладут в котел, наливают бульон или воду (15-20% массы свеклы), добавляют жир, томатное пюре, уксус, сахар, закрывают крышкой и тушат 1 -1,5 ч, периодически помешивая.
2. При пассеровании нарезанные свеклу, морковь, лук кладут в глубокую посуду с разогретым жиром и пассеруют до размягчения при слабом нагреве, периодически помешивая. Затем вливают уксус, кладут томатное пюре, сахар и прогревают еще 10-15 мин.
3. Свеклу варят целиком, очищенную с добавлением уксуса или неочищенную без уксуса. В последнем случае вареную свеклу очищают от кожицы, нарезают соломкой или ломтиками и кладут в борщ вместе с пассерованными овощами и томатным пюре.
-
Вопрос: Какие овощи пассеруют для борщей? Покажите?
Студент : лук, морковь.
-
Вопрос: Что такое пассерование?
Студент : пассерование - это медленное обжаривание продуктов до готовности или до полуготовности с добавлением 15-20% жира при температуре 120 градусов без образования поджаристой корочки.
-
Вопрос: В чём особенность приготовление борща «Украинского», «Сибирского», «Московского»?
Студент: Украинский - кладут сладкий перец нарезанный соломкой, перед подачей заправляют чесноком, растёртым со шпиком.
Сибирский - входят фасоль, фрикадельки.
Московский - входят набор мясных продуктов.
-
Вопрос: В чём отличие приготовление борща с квашеной капустой и картофелем и борща свежей капустой и картофелем?
Студент: при варке борща с квашеной капустой и картофелем в первую очередь закладывают картофель, варят его почти до готовности, а затем закладывают продукты, так как картофель в кислой среде плохо разваривается.
-
Вопрос: Как подготовить квашеную капусту для закладки в борщ?
Студент : Обработанную квашеную капусту кладут в котёл, наливают бульон 20-30% массы капусты , добавляют томатное пюре, жир, доводят до кипения и тушат 1 час.
2.3. Инструктирование по основным вопросам предстоящей практической работы.
2.3.1. Тренировочный момент по организации рабочего места перед приготовлением борща.
Мастер предлагает студентам приготовить два вида борща из свежей капусты с картофелем и квашеной капусты с картофелем .
Из очищенных овощей выберите те овощи , которые входят в состав борща, предлагает двум из студентов организовать рабочее место в горячем цехе для приготовления борщей из свежей капусты и картофелем и борщ с квашеной капустой и картофелем.
Студент: организует рабочее место: а) включает электроплиту на сильный и слабый нагрев; б) на борту плиты размещен бульон в наплитном котле; в) на столе размещает продукты г) на расстоянии 2см от края размещает инвентарь и посуду для отпуска блюда.
Мастер : предлагает нарезать овощи (картофель, капуста, лук, морковь, свёкла) для борща из свежей капусты с картофелем и борща с квашеной капусты с картофелем.
Студент: нарезает картофель - брусочками; лук, морковь, капусту и свёклу -соломкой;
Мастер предлагает прокомментировать трудовые действия студентов.
Студенты: анализируют действия, исправляют, дополняют работу товарища.
2.3.2. Уточнение рецептуры блюда и качества подготовки продуктов к его приготовлению.
Мастер еще раз обращает внимание студентов на рецептуру борща и демонстрирует группе эталоны заранее приготовленных полуфабрикатов.
Студенты только смотрят и слушают, так как приемы механической и тепловой кулинарной обработки продуктов изучены и отработаны ими ранее.
2.3.3. Тренировочный показ технологического процесса приготовление борщей.
Под руководством мастера студенты готовят борщ из квашеной капусты с картофелем и сравнивают.
-
В кипящий бульон
закладывают картофель
-
Варят 10-15 мин
-
Кладут, предварительно
тушенную, квашенную капусту
-
Закладывают пассерованные овощи
-
Варят 10-15 мин.
-
Кладут тушенную свёклу
-
Варят до готовности
-
За 5-10 мин. до окончания
варки
-
Вводят соль, сахар, специи
-
Настаивают 10 минут
-
Порционируют
Студенты комментируют работу товарищей
2.3.4. Дегустация эталонного блюда.
Мастер предлагает студентам осуществить пробы приготовленных борщей на вкус, демонстрирует целостность форм проваренных продуктов и просит студентов оценить остальные органолептические качества приготовленного борща: цвет, запах, консистенцию.
Студенты снимают пробы, комментируют свои вкусовые ощущения, коллективно производят оценку. В завершении вводного инструктажа мастер показывает правила отпуска борща с капустой:
- в тарелку кладет мясо;
- заливает сначала густую часть борща, затем - жидкую часть;
- кладет горками рубленную зелень, сметану.
2.3.5. Закрепить знания студента
Обратите внимание, что в схеме имеются пробелы. Надо восполнить пробелы в схеме, дописать недостающие компоненты.
3 . Текущий инструктаж.
3.1. Организационный момент.
Мастер делит группу на две части предлагает более сильные обучающимся самостоятельно выполнить комплексную работу по приготовлению борща со свежей капустой и картофелем , а остальные выполняют работу по приготовлению борща из квашенной капусты с картофелем, так как мастер с студентами готовили вместе борща из квашенной капусты с картофелем
Студенты делятся на группы
Мастер выдает студентам документы письменного инструктирования: инструкционно-технологическую карту, технологическую карту с заданием , органолептическую карту.
Студенты знакомятся с выданной документацией.
3.2. Этап реализации технологического процесса силами обучающихся.
В процессе выполнения студентами комплексной работы
Мастер осуществляет целевые обходы с целью проверки:
- своевременности начала работы и правильности организации рабочего места;
- соблюдения правил техпроцесса;
- соблюдения правил санитарии и техники безопасности.
Студенты выполняют комплексную работу:
Борщ из свежей капусты с картофелем
Борщ из квашенной капусты с картофелем
-
В кипящий бульон
закладывают капусту
-
Доводят до кипения
-
Кладут картофель
-
Закладывают пассерованные овощи
-
Варят 10-15 мин.
-
Кладут тушенную свёклу
-
Варят до готовности
-
За 5-10 мин. до окончания
варки
-
Вводят соль, сахар, специи
-
Настаивают 10 минут
-
Порционируют
-
В кипящий бульон
закладывают картофель
-
Варят 10-15 мин
-
Кладут, предварительно
тушенную, квашенную капусту
-
Закладывают пассерованные овощи
-
Варят 10-15 мин.
-
Кладут тушенную свёклу
-
Варят до готовности
-
За 5-10 мин. до окончания
варки
-
Вводят соль, сахар, специи
-
Настаивают 10 минут
-
Порционируют
4.Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов работы.
Мастер предлагает обучающимся произвести порционирование приготовленных ими блюд, продегустировать их, сравнить с эталоном и выдает каждому тест для взаимоценки полноты и правильности выполненной работы.
-
ТЕСТ ДЛЯ ВЗАИМОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИГОТВОЕЛНИЮ И ПОРЦИОНИРОВАНИЮ БОРЩА
С помощью эталона произведите взаимооценку выполненной работы по приготовлению и порционированию борща из свежей капустой с картофелем и борща из квашеной капустой с картофелем. Правильно выполненные операции пометьте «+», неправильно - «-».Расчет количества сырья_____________________________
-
Организация рабочего места__________________________
-
Пассерование лука репчатого и моркови________________
-
Кипячение бульона__________________________________
-
Закладка картофеля__________________________________
-
Закладка капусты___________________________________
-
Проваривание______________________________________
-
Добавка пассерованных овощей________________________
-
Добавка свёклы_____________________________________
-
Добавка соли и специй, доведение до готовности__________
-
Порционирование___________________________________
-
Настаивание_________________________________________
-
Соответствие приготовленной
Борща органолептическим
требованиям
- по внешнему виду ____
- по цвету ____
- по запаху ____
-по консистенции ____
Сумма баллов = _________
Оценка- _________
Обучающийся ________________________________
-
Студент по бригадно порционируют приготовленную борща из свежей капустой и картофелем, борща из квашеной капустой и картофелем дегустируют ее, сравнивают с эталонным блюдом, оценивают ее органолептиские показатели качества и производят самооценку выполненного задания
4.2 Анализ и оценивание мастером деятельности студентов.
Анализ деятельности студентов и ее оценивание мастер производит по таблице контроля , пользуясь своими наблюдениями за ходом работы.
Мастер комментирует итоговые оценки. Отвечает на вопросы студентов.
Дежурные собирают дневники учебной практики и выставляет в них итоговые оценки.
-
Выдача домашнего задания.
Дома мастер предлагает обучающимся повторить изученный на уроке теоретического обучения материал по приготовлению супов картофельных и оформить технологическую карту приготовления супа картофельного с фрикадельками.
Студенты записывают домашнее задание в дневники учебной практики.
Таблица контроля
№
п/п
ФИО
Организация рабочего места
Соблюдение охраны труда и санитарии
Последовательность выполнения операций
Соответствие органолептических требований
Итоговая оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15