- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Геология
Рабочая программа по дисциплине Геология
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якунина С.Н. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор ННТ (филиала)
ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
___________А.А. Шавырин
« ___» ____________2015г.
Рабочая программа дисциплины
Геология
-
Виды занятий
Объем занятий, час
всего
Лекции
6
Практические (семинарские) занятия
6
В том числе интерактивные формы обучения
Лабораторные работы
В том числе интерактивные формы обучения
Самостоятельная работа
20
Домашние задания
Промежуточный контроль
Курсовой проект
Итого:
32
Итоговый контроль
Зачет
Нижневартовск
2015 год
РАССМОТРЕНО:
На заседании ПЦК «ЭиБ»
протокол № 1 от «9»сентября 2015 г.
____________ Е.Г. Драницына
Рабочая программа Геология разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2009 года №556
Разработчик:
Якунина Снежанна Николаевна первая квалификационная категория, преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ».
1. Цели освоения дисциплины
Изучение дисциплины имеет своей целью формирование умений и навыков, позволяющих обучающимся ориентироваться в минералогии и петрографии, исторической и структурной геологии, геологии нефти и газа, нефтегазопромысловой геологии.
Дисциплина «Геология» является частью программы профессиональной переподготовки «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина нацелена на формирование профессиональных компетенций ПК-1; ПК-2.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых; эндогенные и экзогенные геологические процессы; физико-химические свойства горных пород; основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства; основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Уметь: вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков; читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки; определять по геологическим, геоморфологическим, физикографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород; определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород; определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений.
3. Структура и содержание дисциплины
Содержание дисциплины «Геология» - одна из составляющих частей теоретический и практико-ориентированной подготовки студентов по профессиональному профилю «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Изучение настоящей учебной дисциплины является основой для дальнейшего изучения Подземной гидромеханики;Физики нефтяного и газового пласта; Разработки нефтяных и газовых месторождений.Данная дисциплина позволит студентам овладеть необходимыми знаниями и умениями вопределении физических свойств минералов, структур и текстур горных пород; определении формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений; эндогенных и экзогенных геологических процессах; физико-химических свойствах горных пород;физических свойствах и характеристиках оболочек Земли, вещественном составе земной коры, общих закономерностях строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых; основах поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования и итоговый контроль в форме тестирования.
4.1 Содержание теоретического раздела дисциплины
Таблица №1
Лекции
№ п/п
Наименование и краткое содержание
Кол-во часов
Понятия о минералах, их физические свойства. Классификация минералов, их характеристика
2
Основные элементы структуры литосферы. Основные формы залегания горных пород
2
Нефте-, газо-, водонасыщенность пород - коллекторов. Понятие о покрышках. Природные резервуары и ловушки
2
Итого
6
4.2 Содержание практического раздела дисциплины
Таблица №2
Практические занятия
№ занятия
№ раздела
Наименование и краткое содержание
Кол-во часов
Формы отчетности
1
4
Определение пористости и проницаемости
2
отчет
2
6
Построение геологического профиля по данным бурения
2
отчет
3
6
Подсчет запасов нефти
2
отчет
Итого
6
Таблица №3
Организованная самостоятельная работа
№ раздела
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
Кол-во часов
Формы отчетности
1
Общая характеристика геологических процессов. Экзогенные и эндогенные геологические процессы
4
зачет
2
Общие сведения о горных породах
4
зачет
3
Фации и формации комплексов горных пород. Относительная геохронология. Деление истории Земли на эры, периоды, эпохи, века
4
зачет
5
Методы поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений
4
зачет
6
Стадии процесса разработки нефтяных и газовых залежей. Методы геолого - промыслового контроля за разработкой залежей
4
зачет
Итого
20
5. Образовательные технологии, используемые при различных видах учебной работы
Таблица №4
Интерактивные формы занятий
Вид занятия
Тема
Интерактивные формы проведения
Кол-во часов
Лекция
1
Мультимедийная презентация
2
Лекция
2
Мультимедийная презентация
2
Лекция
3
Мультимедийная презентация
2
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Формы контроля уровня освоения, содержания программы:
- выполнение практических заданий. Слушатель считается аттестованным, если имеет оценку «зачтено» по практическим работам;
- выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, в соответствии с выбранным вариантом и критериями оценки;
- итоговая аттестация осуществляется на зачете, в виде тестирования.
Вопросы для итогового тестирования.
S: Природные химические соединения или самородные элементы, образовавшиеся в результате различных физико-химических процессов в недрах Земли или на ее поверхности называются:
-: горными породами
-: минералами
-: химическими элементами
-: осадочными породами
S: Цвет тонкого порошка минерала, который образуется, если минералом провести черту на неглазурованной поверхности фарфоровой пластинки это:
-: цвет черты
-: цвет минерала
-: блеск
-: излом
S: Способность минералов сопротивляться механическому воздействию другого более прочного тела называют:
-: цвет черты
-: цвет минерала
-: излом
-: твердость
S: Верхняя поверхность продуктивного пласта, называется:
-: кровлей
-: подошвой
S: Если изгиб горных пород обращен выпуклостью вверх, то это:
-: антиклинальная складка
-: синклинальная складка
S: Теория, которая гласит что, нефть образовалась из останков растительных и животных организмов в пластах осадочных чехлов, называется:
-: абиогенной (неорганической)
-: биогенной (органической)
S: Геометрическая фигура Земли, ограниченная уровнем Мирового океана, мысленно продолженным под материками, называется
-: шар
+: геоид
-: эллипсоид
-: сфероид
S: К стабильным структурным элементам можно отнести:
-: платформы, срединные массивы
-: геосинклинальные области, ороген
S: Процессы, приводящие к изменению внутренней структуры Земли и земной коры, образованию и разрушению минералов и горных пород, изменению условий залегания горных пород, образованию и изменению рельефа земной поверхности, называются
-: физическими процессами
-: геологическими процессами
-: разрушительными процессами
-: созидательными процессами
S: Сооружения литосферы, характеризующиеся относительно высокой тектонической активностью и сольно расчлененным рельефом, называются:
-: геосинклинальными областями
-: платформами
-: орогенами
-: срединными массивами
S: Боковые поверхности складки, называются:
-: замком
-: осевой плоскостью
-: крыльями
-: шарниром
S: Гидрогеология - это наука о …
-: составе, происхождении, условии залегания подземных вод
-: внутреннем строении вещества
-: строении Земли
-: распределении химических элементов в земной коре
S: Часть природного резервуара, в которой, благодаря различного рода структурным дислокациям, стратиграфическому или литологическому ограничению, а также тектоническому экранированию создаются условия для скопления нефти, называется:
-: природный резервуар
-: ловушка
-: покрышка
-: залежь
S: Как называется отрасль геологии, занимающаяся детальным изучением месторождений и залежей нефти и газа в начальном состоянии и в процессе разработки для определения их народно - хозяйственного значения и рационального использования недр:
-: нефтегазопромысловая геология
-: минералогия
-: петрография
-: структурная геология
S: Сопоставление одновозрастных, одноименных горных пород, называется:
-: корреляцией
-: дислокацией
-: выделением
-: регистрацией
S: Геологическое тело, сложенное преимущественно однородной осадочной породой, ограниченное сверху и снизу приблизительно параллельными поверхностями напластования, называется:
-: пластом
-: дислокацией
-: выделением
-: регистрацией
S: Минералогия - это наука о…
-: распределении химических элементов в земной коре
-: строении Земли
-: минералах
-: внутреннем строении вещества
S: Шкала, показывающая временной этап развития Земли и органического мира за отрезок времени (эра, период, эпоха, век), называется:
-: геохронологической шкалой
-: стратиграфической шкалой
-: геологической шкалой
-: абсолютной шкалой
S: На геохронологической шкале выделяют эры:
-: палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую
-: кембрийскую, силурийскую, девонскую
-: юрскую, триасовую, меловую
-: пермскую, каменноугольную, триасовую
S: Совокупность методов исследования геологического строения земной коры, основанных на изучении распространения упругих волн, возбуждаемых взрывом или невзрывным источником, это:
-: магниторазведка
-: электроразведка
-: сейсморазведка
-: георазведка
S: Как называются скважины, которые бурят для изучения геологического строения крупных геоструктурных элементов, определения общих закономерностей распространения комплексов отложений, благоприятных для нефтегазонакопления, с целью выбора наиболее перспективных направлений геологоразведочных работ на нефть и газ:
-: параметрические
-: структурные
-: оценочные
-: опорные
S: Изотерма, это линия равных:
-: температур
-: давлений
-: глубин
S: Часть геологических запасов, которая может быть извлечена из недр при рациональном использовании современных технических средств и технологии добычи с учетом допустимого уровня затрат и соблюдения требований по охране недр и окружающей среды, являются:
-: не извлекаемыми запасами
-: извлекаемыми запасами
-: балансовыми запасами
-: за балансовыми запасами
S: Ловушка, образованная в результате изгиба слоев является:
-: тектонической
-: стратиграфической
-: структурной
-: литологической
S: Отношение объема нефти, содержащейся в открытом пустотном пространстве, к суммарному объему пустотного пространства, называется коэффициентом:
-: водонасыщенности
-: газонасыщенности
-: нефтенасыщенности
Комплект заданий
Для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
Вариант 1
Задание 1 Изучение теоретического материала тем и подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим заданиям.
Вариант 2
Задание 1 Оформление практических работ и подготовка к защите
Задание 2 Использование видеозаписей, компьютерной техники и интернета при подготовке презентаций по темам
Вариант 3
Задание 1 Оформление результатов практических занятий по заданным критериям и подготовка к защите по контрольным вопросам
Задание 2 Разработка и представление в электронном виде доклада - презентации по темам
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется, если выполняются задания по варианту 3
- оценка «хорошо» выставляется, если выполняются задания по варианту 2
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполняются задания по варианту 1
- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если задания не выполнены
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) базовый учебник (выделить жирным шрифтом)
Лазарев В.В. Геология, Волгоград. Издательский Дом, 2010
б) основная литература:
В.П.Ананьев, А.Д. Потапов «Инженерная геология»,-М.Высшая школа,2006 г.
Н. В Короновский. Общая геология. М.:КДУ, 2006
Н. В. Короновский, В. Е. Хаин, Ясаманов Н. А. Историческая геология : Учебник. М.: изд-во Академия, 2006.
в) дополнительная литература:
Г. А. ГабриэлянцГоология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений. - М. Недра, 2000 г.
Ю.И.Брагин ,С.Б.Вагин, И.С.Гутман, И.П.Чоловский Нефтепромысловая геология и гидрогеология залежей углеводородов. /И. Недра, 2004 г.
М.М.Иванова, И.П.Чоловская, Ю.И.Брагин Нефтегазопромысловая геология. - М. Недра, 2000 г.
А.А.Карцев ,С.Б.Вагин, В.П.Шугрин,Ю.И.Брагин «гНефтегазовая гидрогеология».-М.РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина,2001г
г) электронные ресурсы
ihst.ru/projects/sohist/papers/zvenja/1/163-234.pdf
minsoc.ru/library/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Таблица №5
Название специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий
Фактический адрес учебных кабинетов и объектов
Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий
Специализированная учебная мебель на 30 посадочных мест, 1 ноутбук, 1 проектор, наглядное учебное пособие, раздаточный материал, практические задания, презентации к темам лекционного материала
г. Нижневартовск ул. Мира дом 37 аудитория № 207
Библиотека, читальный зал библиотеки
Подключение к сети Интернет, электронные библиотеки, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями, учебная литература
г. Нижневартовск ул. Мира дом 37 библиотека, читальный зал