Конспект урока ОПК Правила жизни христиан

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 ст. Переправной

муниципального образования Мостовский район





Урок по ОПК

«Правила жизни христиан»


4 класс










2011 год







Тема урока: Правила жизни христианина.


Цель урока: Познакомить учащихся с основными правилами, которыми рекомендовал руководствоваться в жизни своим последователям Иисус Христос.

Оборудование: мультимедийная установка.

На доске выписаны слова: Не судите. Не осуждайте. Прощайте. Отдавайте другим. Мера добрая. Тесные врата. Притча о заблудшей овце.

Ход и содержание занятия:

Проверка домашнего задания. В молитве «Отче наш» все прошения важны. Обычно человеку кажутся главными те прошения, которые являются важными для него самого. Для человека, любящего Бога сы­новней любовью, будет важно первое прошение «Отче наш»; для жела­ющего, чтобы имя Господне прославлялось везде, чтобы люди жили по заповедям Божьим - «да святится имя Твое, да будет воля Твоя»; для человека, обремененного заботами о средствах существования и о ду­ховной пище - «хлеб наш насущный даждь нам днесь»; для человека, сознающего множество своих грехов - «и остави нам долги наша, яко-же и мы оставляем должником нашим»; для борющегося со страстями, претерпевающего бесовские нападения - «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Вопросы для повторения.

  • Какое наставление о молитве дал Иисус Христос Своим уче­никам?

  • Почему в давние времена на Руси молитву «Отче наш» знали все - от мала до велика?

  • Назовите и объясните каждое прошение молитвы «Отче наш».

  • Как ты думаешь, как бы сложились взаимоотношения героев рассказа Ч. Диккенса «Простишь ли ты меня когда-ни­будь?», если бы Бетси не простила своего брата в восьмой раз? (Если бы Бетси не простила и, тем более, разорвала бы бумажного змея Фредди, испортила его имущество, отноше­ния их наверняка в значительной степени охладели бы. Из-за этого Фредди скорее всего еще больше бы досаждал сестре. Но Бетси простила, и «с тех пор шалун Фредди стал отно­ситься гораздо нежнее и внимательнее к своей маленькой се­стренке».)

  • Своим ученикам Иисус заповедовал, чтобы в молитве они не говорили лишнего. Почему православные верующие нередко мо­лятся значительное время?

Учитель: В завершение Нагорной проповеди Иисус Христос сформулировал одно из главных правил, по которому нужно жить христианам, и сказал, что в нем содержится то, чему учили закон Моисея и пророки. Правило это следующее: «Во всем поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди». Обычно люди стараются свою жизнь устроить как можно лучше, чтобы по отношению к ним люди поступали доброжелательно, честно, с лю­бовью. Иисус заповедует так поступать с другими людьми, ведь все, что мы делаем по отношению к другим людям, в той или иной фор­ме возвращается к нам: «Не судите, и не будете судимы» (Мф. 7.1). Эта заповедь является как бы продолжением заповеди, выраженной в молитве Господней - «и прости нам долги наши, как и мы проща­ем должникам нашим». В молитве Господней Христос говорит о том, что прощение заслужит только тот, кто сам прощает всех. А в запове­ди «не судите» предписывается еще большая степень совершенства: нужно не только прощать, но и не осуждать кого-либо, в том числе и обидчиков. «Прощайте, и прощены будете; если будете отдавать другим, и вам будет дано: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам; так как, какою мерою мерите, та­кою же отмерится и вам» (Лк. 6.37,38). Мера - это чаша, которой в те времена при продаже отмерялось зерно, ею же могли измерять серебро и любые другие сыпучие вещи. В этом поучении под мерой понимается мера добра и зла, которые творит человек по отношению к другим людям. То и другое возмерится людям той же мерой отчас­ти в земной жизни, а в полноте - в жизни будущей.

Еще Иисус Христос сказал о том, что очень важно видеть не чу­жие грехи, а свои: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Как ты скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», когда в твоем собственном гла­зе бревно? Вынь сначала бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата» (Лк. 6.41,42). Таким образным поучени­ем Спаситель учит, что если человек имеет свои собственные серьез­ные грехи, он не сможет другому помочь освободиться от грехов. Поэтому прежде, чем пытаться поучать других людей и помогать им искоренять свои грехи, нужно постараться в первую очередь спра­виться со своими грехами. При этом следует заметить, что если чело­век честно пытался победить в себе хоть маленький грех, он знает, как это трудно, и поэтому не будет осуждать тех, кому еще не удалось победить свои грехи.

Иисус Христос предостерег от того, чтобы Его ученики поступа­ли «как все»: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7.13,14). Многих людей в жизни увлекают занятия пустые и суетные: земная слава, накопление богатств, плотские удовольст­вия, развлечения. Все это опустошает душу и может в конечном итоге привести человека к гибели. Это и есть «широкие врата». Это, ко­нечно, не означает, что таких людей Бог отвергает. Если они каются, Бог может простить и их. Последователи Иисуса Христа не должны идти за «большинством», основанием их жизни должно быть испол­нение данных Богом заповедей, на что требуются порой немалые усилия. Это - «тесные врата», ведущие к вечной радости.

Выполнение задания в рабочей тетради. Как ты думаешь, отверга­ет ли Бог навсегда человека, идущего «широкими вратами»?

Учитель: Для Бога необыкновенно важен каждый человек. Од­нажды Иисус Христос по этому поводу рассказал следующую прит­чу: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит де­вяноста девяти в пустыне и не пойдет искать пропавшую, пока не найдет ее? Найдя, он возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: «Порадуйтесь со мной: я нашел мою пропавшую овцу». Говорю вам, что так на небесах боль­ше будет радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста де­вяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15.4-6). Каждый человек, как бы он в жизни ни заблуждался, каких бы гре­хов он ни натворил, - не забыт и не отвергнут Богом. В какую бы глубину греха человек ни опустился, Он каждого желает возвратить Себе, как хозяин - потерянную овцу. От грешника нужно лишь од­но - покаяние. И тогда о нем на небе радуются больше, чем о девя­носта девяти, не имеющих нужды в покаянии, праведниках.

Раскрашивание рисунка в рабочей тетради.

Послушайте евангельское повествование о мытаре Закхее. Мы­тари занимались сбором пошлин со своих единоплеменников в пользу завоевателей - римлян. Кроме этого они нередко брали у людей, помимо пошлин, еще и лично для себя. Поэтому их считали людьми очень грешными.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек бо­гатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: «Зак­хей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, на­чали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Зак­хей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я от­дам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему...» (Лк. 19.1-9).

Конспект урока ОПК Правила жизни христианПочему, по вашему мнению, мытарь Закхей решил возместить все нажитое им нечестным путем богатство, вчетверо, ведь можно было просто отдать столько же возместить долг, но и загладить свою вину, сделать доброе дело для обиженных им людей.

В истории известны случаи, когда каялись и меняли свой образ жизни люди не только просто грешные, но и жестокие разбойники. Некоторые из них так глубоко я искренне каялись, так старались своими трудами и подвигами духовными загладить свои грехи, чтовременем достигали высоких ступеней святости. Послушайте об од­ном из них - преподобном Моисее Мурине (t400 г.).

«В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисеи, родом Мурин (эфиоп), лицом мрачный. Сначала он был рабом некоего славного господина, но совершил убийство, господин его за это прогнал. Моисей присоединился к разбойникам. Эти же, видя, что он был силен и обладал суровым характером избрали его своим атаманом (вождем). Это повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой порочной жизни пришёл к раскаянию.

Разбойничая, Моисей вместе с товарищами совершал много хищений, проливая кровь, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений. Своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических было и такое.

Моисей питал злобу на одного пастуха за то, что сей пастух со своими собаками (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние. Увидев однажды, что тот пастух пас овец по другую сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Ре­ка Нил была переполнена водой (по случаю разлива). Моисей, свя­зав свою одежду, привязал ее к голове, взял в рот меч и отправился в плавание по этой великой реке. Пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места. Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырёх крупнейших ягнят, связал их веревкою и переплыл обратно реку взяв с собою ягнят. Очистив этих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их, а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.

Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах, но однажды он пришел в сознание и увидел, сколь мерзкую и порочную жизнь он ведет. Раскаявшись в своих злодеяниях Моисей оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, бо­лее же всего Самому Богу. Моисей пролил много слез, днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах. Все поручаемые ему работы и послу­шания он исполнял с усердием и стал славным иноком.

Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию. Здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покая­нием свои беззакония, совершенные прежде.

Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него, нахо­дившегося в келлии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был Моисей. Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи как связки снопов, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:

- Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого
обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.

Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их на свободу, сказав:

- Мы никого не должны убивать.

Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их на­чальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами покаявшись, стали славными иноками.

И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о добродетельной жизни своего бывшего вождя Моисея, также ос­тавили разбой и все греховные дела и стали добродетельными ино­ками.

Моисей понес немало трудов и подвигов. Один из них был та­ким. Выходя ночью из келлии своей, он обходил отшельнические келлии старцев пустынных и, взяв водоносы, оказывавшиеся сво­бодными при келлиях, приносил воду, причем старцы не знали об этом (вода находилась в отдалении от места того). Некоторые из старцев имели свои келлии за два поприща (поприще - около 2 кило­метров; от воды, другие за три, четыре и даже более; были и такие, которые совершенно не могли сами приносить себе воду из-за глу­бокой старости. Таким Моисей каждую ночь наполнял водою сосу­ды».

За свою подвижническую жизнь Моисей был причислен к лику святых (память 28 августа/10 сентября).

Чтение выписанных на доске очень важных слов.

Домашнее задание. Подумай, живешь ли ты по правилу: «Во всем поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы с вами поступали лю­ди»?


© 2010-2022