• Преподавателю
  • Другое
  • Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУЗЕЙНЫЙ УРОК

«ЧУДЕСА ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»

(рассказ о старинной крестьянской одежде нашего края)


Цель: познакомить ребят с традиционной одеждой крестьян нашего края

Реквизит:

  • Сундучок

  • Старинный сарафан

  • Девичий головной убор - вязка

  • Повойник

  • Станушка

  • Грибанка или золокотница

  • Юбка

  • Передник

  • Мужская рубаха

  • Пояса

  • Холстина

  • Лапти

  • Онучи для лаптей

  • Кочедык (лапотное шило)

  • Колодки (русского и татарского лаптя)

Оформление:

  • конверт с набором предложений - действий обработки льна

  • фото схемы кроя мужской рубахи

  • фото с символикой вышивки

  • рисунок мужчины и женщины в старинной одежде

Ход урока:

Вед.- За печкою - невидимый сверчок.

И мне сверчка уже привычно пение.

А рядом с печкой - бабкин сундучок,

В том сундучке - все бабкино именье.

Хранится в нем цветастый сарафан

И для косы нехитрые уборы.

Для них давно удел особый дан -

Напоминать девическую пору.

Сундук - в прошлом, это частичка жилья, неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали… Если зайдут соседи разговором потешиться - тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна сундука была внутри. В нем хранились вещи, которые были дороги хозяевам: девичье приданое, одежда к празднику, узелок с бельем для крестин детей, узелок с бельем для последнего обряда…

Откроем тихо крышку сундука…

Какую тайну он раскроет нам?

Не будем мы гадать пока,

А только лишь посмотрим, что хранится там…

Вот снова память воскрешает

Былую Русь с одеждой той:

Рубахи, сарафаны проступают

В картинах древности седой.

Ответьте мне на такой вопрос: «Как называется русская народная женская одежда?»

(ответы посетителей, далее необходимо узнать: «Какую одежду носили в том месте, откуда прибыл посетитель». Можно дать карточку с картинкой русской народной одежды, и на ней написать: какой район, и подписать названия элементов одежды)

Так вот, многие, не задумываясь, ответили: «Сарафан». И ошиблись.

Сарафан появился на Руси в конце XV века при князе Иване III, после того как он взял в жены византийскую принцессу Софью Палеолог. Для посещения церкви (а она пожелала стоять в церкви рядом с князем) специально для нее и придумали такую одежду. До Екатерины II сарафаны носили лишь женщины княжеского рода. Екатерина Великая разрешила их носить всем сословиям. И сделали это для процветания торговли, ибо на сарафан шло, как минимум 5 м ткани, а шили в то время сарафаны исключительно из шелка. Дороговизна такой обновки сделала ее доступной в основном купчихам. И значительно позднее, в упрощенном виде, сшитый из льняной или ситцевой ткани сарафан появился в гардеробе крестьянок.

(Показать сарафан)

Простота и нарядность завоевали ему такую славу, что в нашем сознании именно он стал ассоциироваться с русской народной одеждой.

На самом же деле русской народной одеждой был поневный ансамбль. Это юбка (понёва), нижняя рубаха (станушка), фартук (передник).

(Показать и юбку, и станушку, и передник)

Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивание всех членов семьи.

Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную.

Холстину пряли изо льна. Хоть и грубовата она, но очень прочная.

(достает из сундучка холстину, показывает ее ребятам, и ведет о ней рассказ)


Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превратится из растения в полотно: полоть, дергать, стлать, мять, трепать…

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, старались завершить ее к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Вспомните сказку К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»!

(исполнить вместе с детьми игровую песню «Научу-ка, дети, вас»)


Научу-ка, дети, вас,

Как лен сеять (полоть, дергать, стлати,мяти и т.д.)

Вот как, дети, - 2 раза

Вот как, деточки мои!

(показывает, дети должны повторить за ведущим)

Ну, что ж, как получали ткань для рубахи, я думаю, вы все запомнили по этой сказке. Чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил этот процесс изготовления, вот вам набор предложений (дать набор).

Расположите их в правильном порядке.

1. Ткали холст.

2. Пряли нитки.

3. Выдернули лен с корнем.

4. Отмочили в речке и высушили на лугу.

5. Шили рубаху.

6. Вытрепали лен.

7. Посеяли льняное семя.

8. Пололи лён

9. Мяли лён в льномялке

10. Чесали лён

Молодцы! А теперь обратите внимание на рубахи…

(показывает на мужские и женские рубашки)

Рубашка была главной частью народного костюма - и мужская, и женская, - а создавали ее от начала до конца только женщины. Рубаха оставалась до конца жизни, поэтому и рассмотрим ее поподробнее. Была она не широка - на ширину ткацкого стана, потому что ткань, с таким трудом сотканную вручную долгими зимними вечерами, никогда зря не резали, использовали полностью. Потому что ткань, с таким трудом полученная (надо было самостоятельно вырастить лен, намять его, разделить на волокна, спрясть нити, соткать ткань), использовалась вся без остатка. И крой ее состоял из прямоугольных кусков ткани. Единственным изъятым лоскутиком был вырез горловины.

(показать схему кроя мужской рубахи, приложение 1)

Чтобы к телу человека не могла подобраться нечисть, защищали те места, где ткань разомкнута (подол, низ рукава, горловину) и плечевые швы. Как защищали? Вышивками-оберегами. Ворот рубахи примыкает к шее, а шея держит голову, значит, нужно «оградить» узором этот ворот.

А руки - великие труженицы, как их не оградить от «дурного глаза» красивой вышивкой!

(показать вышивку на рубашках)

Особенно много таланта и изобретательности вкладывали женщины в украшения рукавов. Ведь руки были главными работницами в крестьянском быту, а жизнь женщин была во многом сложнее жизни мужчин. Руки крестьянки должны были быть особенно ловкими, они не только пряли, ткали, вышивали, жали, творили тесто, пекли хлеб и исполняли всю другую домашнюю работу, но способны были выражать характер, степень уважения к людям.

(показать фото с символикой вышивки, приложение 2)

Женская праздничная рубаха, называемая в нашей местности, «грибанка» или «золокотница».

Состояла такая рубаха из двух частей:

  • верхняя часть, называемая в народе «рукава» шилась из тонкой отбеленной холстины, рукав сборен «фонариком», длина рукава - по локоть, заканчиваясь оборкой - «грибом» (отсюда и название «грибанка»). Если же рукав заканчивался чуть ниже локтя или, как говорили, «за локоток», то такую рубаху и называли «золокотницей». По вороту - сборка.

  • нижняя часть - «стан» - шили из отбеленного холста погрубее (его не больно кто видел, в основном он скрывался или под сарафаном, или под юбкой). Это делалось для того, чтобы не очень быстро он изнашивался. В крайнем случае, его можно было заменить.

(во время рассказа это всё показать)

В нашем крае редкая мастерица могла наткать тонкой холстины на такие рубахи, потому чаще встречались рубахи погрубее и с длинным рукавом. Их в народе прозвали «станушками» (от слова «стан»).

Шили ее из домотканого льняного холста белого цвета или пестряди (красного цвета в мелкую клетку). Но могли и комбинировать:

Такие рубахи - «станушки» состояли, как и «грибанки» или «золокотницы», из двух частей:

  • верхняя часть - «рукава» шилась из пестряди, рукав сборен , длинный. По вороту - сборка.

  • нижняя часть - «стан» - шили из отбеленного грубого холста (его не больно кто видел, в основном он скрывался или под сарафаном, или под юбкой). Это делалось для того, чтобы не очень быстро он изнашивался. В крайнем случае, его можно было заменить.

Сарафан распашной, косоклинный, его еще у нас прозвали «клинник». Перед сарафана состоит из двух пол, сшитых друг с другом и имевших декоративную планку-застежку на пуговицы и петли. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих сарафан в подоле, он и получил свое название. По подолу сарафана также идет декоративная тесьма. Бретели сарафана тонкие, но прочные. Шили сарафан из домотканого льняного холста, окрашенного в темно-синий цвет.

А завершает данный сарафанный комплекс - девичий головной убор - лента золотого шитья - вязка (связка).

Волосы девушки всегда заплетались в одну косу. Затем на голову надевали вязку так, чтобы не закрывать темя. Открытое верхнему миру темя позволяло этому миру руководить поступками и выбором девушки, особенно выбором суженного. Кроме того, по народному поверью «тимечко-то и так схоронено от сглазу: волосы-то заплетены на прямой пробор, и спадают оне по плечам, образуя крест на голове-то. А нечисть-то всякая креста-то очень боиться»*

С возрастом наряд женщины не менялся. Лишь выходя замуж, у неё

изменялся головной убор. Теперь ей надевали «повойник», скрывая волосы, а поверх него - платок. Теперь он должен был закрывать темя - суженный найден, и теперь он руководит женщиной. («Куда иголка, туда и нитка»).

Мужчины носили штаны, которые в народе назывались «порты». Шились они из рядна - грубого домотканого холста полосками («рядами»).

Потом его костюм добавляла рубашка-косоворотка, надеваемая навыпуск и подпоясанная поясом.

Раскрой рубахи проводился по определенной схеме (см.схему сборки рубахи). Длина и ширина может меняться в зависимости от роста.

Но народный костюм был бы незавершен, если бы не упомянули еще об одном аксессуаре. Тогда угадайте загадку:

Надену - ободом сведет,

Сниму - змеей упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.

Правильно, это - пояс.

(достает из сундука пояса)

Традиционный народный костюм не мыслим без пояса. Они сопровождали ребенка на протяжении всей его жизни.

Пояс носили как парни, так и девушки. Он служил оберегом и, потому, без пояса ходить возбранялось. Недаром говорили в народе: «Ишь ты, как распоясался!», то есть ведет себя человек неадекватно.

Девушки плели пояса для своего суженного, складывая в приданое. Пояса были красочными, с каким либо рисунком.

Некоторые мастерицы среди узоров вплетали слова, которые потом складывались в целую фразу.

На поясе, сплетенном из шерстяных нитей, мы увидели следующую надпись:

Таким образом, можно прочитать такую фразу:

«Сей пояс носить Якову Сивунину».

На поясе, сплетенном из льняных нитей, была следующая надпись:

Которую следует читать:

«Кого люблю - того дарю, на память мою носи»

Основной обувью были лапти.

Эх, лапти мои,

Лапоточки мои,

Да кабы знала лапти вас,

Да обула бы не раз!

Лапти - обувь практичная, легкая, просторная, на ноге не чувствуешь. Возьмите любую крестьянскую работу: пахоту, сенокос, уборку хлеба и картофеля. От зари до зари человек на ногах. В кожаных или кирзовых сапогах жарко, тяжело, да и натереть ногу недолго. А лапти? Подбери потоньше портянку (онучу), заверни в нее ногу поаккуратнее, и ты целый день горя не знаешь, как босиком ходишь.

Скажите, а можно узнать по лаптям, какого он роду племени?

(Ответы посетителей: можно - по форме лаптя и по завязыванию обор.

Затем достает из сундука колодки для лаптей и кочедык)

Как видим, в нашей местности плели два вида лаптей: русские и татарские. До сих пор, точно не установлено, откуда пошла мода плести татарские лапти. То ли население деревень составляло большую часть татар, то ли привезли откуда (так как их плести тоже было просто), то ли ради интереса переняли. Но в большинстве все же плели русские лапти, которые отличались по своему виду от татарских тупым носом. Наши лапти разнашивались до такой степени, что в народе их прозвали «ошметками».

На печи сидит старик,

Сидит, обувается.

Но не столько обувается,

Сколь ошметками швыряется.

(припевка)

В наших краях были свои мастера, умевшие плести добротные лапти. «Лапти плесть - раз в сутки есть, а старые ковырять - с голоду помирать». Сплетут лапоть и вспомнят старую бывальщину:

«Слышали, забраковали семьсот пар лаптей. Почему? Да на одну ногу оказались! Мастер забыл перевернуть колодку».

Это действительно так: плелись лапти по одной колодке (ее лишь переворачивали). Наверное, отсюда и пошло выражение: «Сделаны на одну колодку», то есть одинаково.

Заканчивая свой рассказ, хочу лишь добавить, что наверное, у многих ваших бабушек до сих пор сохранились сундуки. И бабушки по-прежнему хранят в них вещи, которые им так дороги, как и те, что вы увидели в этом сундучке. А может, ваши сундуки поведают вам другую историю или раскроют новые тайны? Кто знает?!

Ведь бабка сундучком тем дорожит,

хотя не все в нем - утешенье взгляду:

В том сундучке на самом дне лежит

Одежда для последнего обряда.


…Я снова вижу бабку сквозь туман

У сундучка. Щемящая картина:

В одной руке - цветастый сарафан,

В другой - как лебедь белая, холстина…




Приложение 1.

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)


Приложение 2.


Символ

Значение

Символ

Значение

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Росток

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Солнце

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Мир,
Белый Свет

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

"Замкнутый огонь"

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Земля

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Земля, раскрытая Весной

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Поле вспаханное

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Поле засеянное

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Берегиня

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Древо Жизни

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Вода

Музейный урок Тайны бабушкиного сундука ( о старинной крестьянской одежде нашего края)

Вода


© 2010-2022