• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: Формирование высоконравственной личности на базе языковой национальной среды

Статья на тему: Формирование высоконравственной личности на базе языковой национальной среды

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Национальная языковая среда имеет принципиальное значение для воспитания у учащихся культурных традиций своего народа.

Только в условиях активно функционирующей и развивающейся языковой среды возможно полноценное формирование личности учащихся. Без активной языковой среды быстро утрачиваются навыки общения на родном языке, который перестает быть носителем национальной культуры.

Под влиянием национальной языковой среды складываются важные этнопсихологические черты, характерные для данного этноса, поскольку в этой среде заложено определенное видение окружающей действительности, закодированы особенности общения и программы человеческого поведения. Именно посредством национального языка задаются и мировоззренческие ориентации. Все это указывает на огромный воспитательный потенциал родного языка и соответствующей языковой среды. Поэтому, возраждая культуру и традиции своего народа, наследуя его историю, необходимо прежде всего хорошо овладеть родным языком.

Национальная языковая среда должна пронизывать все основные формы учебной и внеучебной работы в школе, а родной язык должен стать основным языком обучения и воспитания.

Приоритетность родного языка в воспитании признается бесспорно. Это исходит из естественного характера народного воспитания. Влияние родного языка на формирование личности универсальна и всеобъемлюща: как классическая педагогическая мысль, так и здравый смысл родителей подсказывают, что более естественным образом процессы раскрытия умственных качеств и способностей, расширения сознания и пробуждения духовности протекают именно в среде родного языка.

Чтобы не произошло замыкание в своей национальной культуре, усвоение ее основ должно проходить на фоне достижений мировой культуры. Такого рода согласование культур следует проводить, исходя из следующего методологического тезиса: «От родного порога- в мир общечеловеческой культуры» (Б.М.Неменский). При этом необходимо помнить, что полноценное формирование мировоззренческих ориентаций возможно только на основе развернутых представлений об общечеловеческих ценностях.

Педагогический потенциал национальной культуры следует рассматривать в следующих аспектах:

1. Целевой аспект . Формирование у учащихся познавательного компонента (знания об элементах национальной культуры, образе жизни народа); формирование у учащихся ценностного компонента (мотивов, желаний, интересов, потребностей); формирование у учащихся поведенческого компонента (поступков, действий).

  1. Содержательный аспект реализуется в содержании учебного материала уроков. Познавательный компонент охватывает следующие группы знаний: исторические. географические, этические, обрядово-бытовые и др.

  2. Процессуальный аспект подразумевает создание в учебно-воспитательном процессе условий для поиска и усвоения учащимися знаний из области национальной культуры; создание проблемных ситуаций, направленных на активизацию деятельности учащихся в сфере национальной культуры; побуждение учащихся к различным видам деятельности (пение, общение, рисование, игры, танцы, народное творчество). Введение элементов национальной культуры в содержание предметов усиливает их взаимосвязь и взаимодействие, что в деятельном плане повышает их интегративный потенциал.

  3. Результативный аспект указывает на то, как реализуются элементы национальной культуры в формировании целостной личности, т.е., как знания, умения, качества личности, мотивы сформированы у учащихся в процессе обучения и воспитания.

Основными положениями содержания образования являются:

-обеспечение учащихся право воспитания и обучения на родном языке;

-формирование национального самосознания учащихся;

-овладение национальной культурой родного народа ее обогащения,

-проектирование обучения от культуры своего родного народа, к культуре

соседнего, затем к общечеловеческой культуре;

-осуществление формирования опыта народных традиций;

-формирование толерантной личности;

-создание инновационных учебных заведений.

Важным фактором национального возрождения любого народа является школа. Только школа обеспечивает преемственность развития национальной культуры, делает ее достижение достоянием каждого человека, формирует творческую личность как носителя и продолжателя самобытных традиций родного народа, а также общечеловеческих культурно- нравственных ценностей.

© 2010-2022