• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка открытого урока-викторины с элементами игры по ОП. 10 «Экономическая теория»

Методическая разработка открытого урока-викторины с элементами игры по ОП. 10 «Экономическая теория»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодёжной политики

Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»







Специальность:

38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"





Методическая разработка

открытого урока-викторины с элементами игры

по ОП.10 «Экономическая теория»



Подготовила:

Меженская С.И. преподаватель

спецдисциплин ВГПГК


Богучар

2015



Введение

Учебно-воспитательная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры преподаватели нашей предметно-цикловой комиссии наряду с традиционными формами активно применяют дополнительные, нетрадиционные формы обучения и воспитания студентов.

Одной из эффективных форм профессионально-направленной деятельности преподавателя можно считать организацию тематических викторин.

Викторину можно провести как заключительное занятие-повторение в конце семестра или учебного года или как внеклассное мероприятие. В последнем случае ее можно провести как внутри группы, так и с привлечением студентов из нескольких групп.

Проведение тематической викторины является одной из нетрадиционных форм обучения.

Особенности занятия-викторины заключаются в том, что эта форма работы:

  • является игровой формой контроля знаний умений;

  • пробуждает и активизирует интерес студентов к изучаемым дисциплинам;

  • развивает творческую мыслительную деятельность;

  • обеспечивает 100%-ную активность студентов;

  • учит сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, объяснять, что является первыми шагами профессионально-направленной деятельности будущего специалиста;

  • способствует выработке способности к психологической совместимости в группе (команде), толерантности, творческому контакту с членами команды;

  • способствует развитию таких качеств личности как конкурентоспособность, желание победить;

  • и другие.









На доске слова В.А.Сухомлинского:

"Без игры нет и не
может быть полноценного
умственного развития

Использование занятия-викторины для закрепления ранее изученного учебного материала

Цели:

Образовательные:

  • обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения дисциплины «Экономическая теория»;

  • проверка и контроль знаний пройденного материала.

Развивающие:

  • развитие навыков быстрого нахождения правильного решения (ответа);

  • развитие умений и навыков анализировать, объяснять, обобщать, делать самостоятельные выводы;

  • развитие творческой мыслительной деятельности.

  • способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Воспитательные:

  • выработка способности к психологической совместимости в коллективе, толерантности, творческому контакту с членами коллектива;

  • привитие интереса к выбранной специальности.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний по «Экономической теории».

Вид занятия: занятие-викторина с элементами игры.

Межпредметные звязи: математика, организация торговли, коммерческая деятельность, информационные технологии в профессиональном образовании.

Оснащение:

  • персональный компьютер;

  • экран;

  • мультимедийный проектор.

  • доска;

  • карточки с заданиями.

Подготовительная работа.

Для проведения викторины необходимо провести следующую работу среди студентов:

  1. Выбрать ведущих (1-2 студентов).

  2. Сформировать две (можно три) команды.

  3. Познакомить участников с правилами проведения викторины.

  4. Определить членов жюри.

Ход занятия-викторины

Вступительное слово:

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет - выиграет.

Давайте вспомним, что же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Конкурсные задания

1.Кто быстрее ответит на вопрос

Вопросы:

1) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2) Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3) Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4) Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5) Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6) «Кока-кола» по отношению к «пепси - кола» это кто? (конкурент)

7) Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8) Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)

9) Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)

10) Лицо торговой точки это что?(витрина)

11) Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)

12) Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)

2. Кто быстрее дополнит загадку

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна

Обязательна …(цена)

Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без … (рекламы)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в …(банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы …(ссуду)

На рубль - копейки, на доллары - центы

Бегут-набегают в банке .. (проценты)

3. Кто быстрее даст правильный ответ

Вопросы блиц-опроса:

  1. Что изучает экономическая наука? (Поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях).

  2. Соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. ( Конкуренция)

  3. Ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в собственности и дающая право ее владельцу на получение дивидендов. (Акция)

  4. Всеобщий эквивалент, с помощью которого можно оценить стоимость чего-либо. (Деньги)

  5. Предоставление средств в долг на условиях возвратности, платности и срочности. (Кредит)

  6. Предоставление имущество во временное пользование другими лицами на договорных условиях, за плату. (Аренда)

  7. Финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами, ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. (Банк)

  8. Разница между выручкой от реализации товаров и затратами на их изготовление и продажу. (Прибыль)

  9. Факторы производства (Труд, земля, капитал)

  10. Неспособность должника платить по своим обязательствам из-за отсутствия необходимых средств. (Банкротство)

  11. Постоянный перенос стоимости основного капитала в течение ряда лет на стоимость готовой продукции.(Амортизация)

  12. Ситуация на рынке, когда одна фирма полностью контролирует предложение определенного товара. ( Монополия)

  13. Основной финансовый план государства. ( Государственный бюджет)

  14. Залог недвижимого имущества для получения денежной ссуды. (Ипотека)

  15. Форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которого небольшим компаниям предоставляется право использовать фирменную торговую марку предприятия- гиганта. (Франчайзинг)

4.Вопросы сопернику

Вопросы викторины:

Вопросы команды №1

  1. Для чего люди создали экономику? (Экономическая наука позволяет людям, фирмам, государству лучше предвидеть последствия своих решений).

  2. Почему рыночную экономику называют "миром компромиссов"? (Рыночный механизм заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца - он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену).

  3. Что такое экономические блага и чем они отличаются от даровых благ? (Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей. Даровые блага - блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей ).

  4. Почему людям все время приходится делать выбор в сфере экономики? (Из-за ограниченности ресурсов относительно потребности в них).

  5. Почему туристические агентства изменяют цены путевок в зависимости от сезона года? (От сезона года зависит спрос на путевки. Рынок всегда стремится к состоянию равновесия: при росте спроса сбалансировать рынок удастся при более высокой, чем прежде, цене и наоборот.)

  6. Почему внедрение ресурсосберегающих технологий в развитых странах означает для стран, обладающих большими запасами полезных ископаемых, возможность сокращения доходов? (Внедрение ресурсосберегающих технологий ведет к сокращению спроса и, следовательно , к снижению цены на нефть, что, в свою очередь, ведет к сокращению доходов стран-экспортеров.)

  7. Означает ли возникновение избытка предложения какого-либо товара то, что он никому не нужен? Ответ обоснуйте. (Нет не означает: избыток (затоваривание) - это ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.)

  8. Почему и как государство противостоит монополизации рынков? В каких случаях неизбежно возникновение естественных монополий? (Чем выше степень монополизации рынка, тем менее совершенно работает его механизм, и потому государство стремиться защитить конкуренцию, ограничивая власть фирм-монополистов. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс.)

  9. Означает ли возникновение дефицита какого-либо товара то, что он всем крайне необходим? Ответ обоснуйте. (Нет не означает: дефицит - это ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.)

  10. Каковы главные способы увеличения прибыли предприятия? (Сокращение затрат на производство и сбыт товаров, а также правильное установление цен на них.)

Вопросы команды №2

  1. Почему в качестве денежного товара лошади менее удобны, чем золотой песок? (По сравнению с лошадью золотой песок является более универсальным и удобным денежным товаром.)

  2. Почему хранить сокровища в форме кладов невыгодно? (Хранение сокровищ в форме клада ведет к потерям, которые порождаются обесценением денег в результате роста цен и упущенной возможностью получения дохода от вложения их в коммерческие операции.)

  3. Почему индустриализация в любой стране ведет к сокращению сельского населения? (Индустриализация ведет к росту спроса на рабочую силу в промышленном производстве, которое развивается в городах, а значит дает возможность получать более высокий заработок.)

  4. Почему заработная плата работников одних и тех же профессий в крупных городах выше, чем в маленьких? (Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда подчиняется общим закономерностям рыночных процессов: в крупных городах выше спрос на рабочую силу, а значит и выше плата за труд.)

  5. Если профсоюзы добиваются повышения заработной платы, кто от этого страдает? (Рост заработной платы сужает экономические границы занятости и ведет к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене не снижается.)

  6. Почему рост пенсий не может опережать рост заработной платы? (Пенсия выплачивается пенсионными фондами, средства которых формируются за счет отчислений, рассчитываемых от расходов на оплату труда.)

  7. Почему социальные государственные программы могут приводить к ослаблению трудовой активности населения? (Такие программы часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения предприятий и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.)

  8. Кто имеет право на эмиссию денег в нашем государстве? (Центральный банк России)

  9. Что такое ТНК? Какова роль ТНК в мировой экономике? (Транснациональная корпорация (ТНК) - компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства[4]. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 - транснациональные корпорации, остальные - государства. Транснациональные корпорации играют важную роль в глобализации экономики.ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР.)

  10. Что такое безработица? (Безработица означает неспособность найти работу. Безработица - социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится излишним населением. По определению Международной организации труда, безработный - это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.)

5. Кто быстрее и правильнее решит задачу

Задача для команды №1

В обменном пункте банка с утра было 10 000 долларов. Курс доллара на ММВБ составил 25 рублей. Курс покупки в обменном пункте был на 10 копеек ниже, а продажи на 20 копеек выше. В течении дня было продано 6 000 долларов, а куплено 5 000 долларов и изменилось количество долларов, и какую прибыль получил банк?

Ответ: 25 - 0,1 = 24 рублей 90 копеек - курс покупки;

25 + 0,2 = 25 рублей 20 копеек - курс продажи;

6 000 * 25,2 = 151 200 рублей - получил банк от продажи долларов;

5 000 * 24,9 = 124 500 рублей - заплатили за покупку;

10 000 + 5 000 - 6 000 = 9 000 долларов осталось;

151 200 - 1224 500 = 26 700 рублей - получил банк потратив 10 000 долларов;

26 700 - 25 000 = 1 700 рублей прибыль банка.

Количество долларов сократилось на 1 000, прибыль составила 1 700 рублей (10 баллов)

Задача для команды №2

У Ирины Николаевны были акции компании «Гермес-Волга» - 10 штук по 100 рублей и государственные облигации 5 штук по 200 рублей. Какой доход получила Ирина Николаевна, если размер дивидендов составил 15%, а процент по облигациям 8%?

Ответ: 100 * 10 * 0,15 = 150 рублей - доход по акциям

200 * 5* 0,08 = 80 рублей -доход по облигациям;

  1. 80 = 230 рублей - доход Ирины Николаевны (3 балла)

6.Конкурс «Знатоки терминов»

Каждый участник достает из конверта карточку с написанным экономическим термином, значение которого он должен объяснить.

  1. Деньги- - это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг..

  2. Прибыль положительная разница между суммарными доходами и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

  3. Инфляция - повышение цен.

  4. Дефицит бюджета - нехватка денег. Расходы превышают доходы.

  5. Вексель - долговая расписка.

  6. Государственный бюджет - финансовый документ с планом доходов и расходов.

  7. Бартер - обмен товара на товар.

  8. Акция - ценная бумага, дающая право на получение части прибыли АО.

  9. Банк - финансовое учреждение, производящее операции с деньгами.

  10. Безработные - люди, не имеющие работу, но активно занятые ее поиском

7. Конкурс «НАЙДИТЕ АНТОНИМ»


Каждой команде предстоит найти пары слов - антонимов и записать их.

Безработица , бедность, доход, импорт, наемный рабочий, накопление, общественная собственность, оптовая торговля, потребление, предложение, работодатель, расход, розничная торговля, спрос, частная собственность, экспорт, занятость, богатство.

Ответы:

Безработица - занятость; богатство - бедность; доход - расход; импорт - экспорт; наемный рабочий - работодатель; накопление - потребление; оптовая торговля - розничная торговля; спрос - предложение; частная собственность - общественная собственность.

8. Конкурс «Составить слова»

Задание для команды №1

На карточках написаны слоги. Команда, опередившая другую в выполнении задания, становится победительницей и зарабатывает доход в свою копилку.

Кре, ва, денд, га, век, об, ти, сель, ли, ция, ви, при, за, ди, дит.

Из указанных слогов необходимо составить 5 слов, имеющих отношение к экономике.

Ответы:Вексель, дивиденд, кредит, облигация, приватизация.

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины

1) Б И Л Ь П Р Ы (прибыль)

2) О О Д Х Д (доход)

3) Т Ы Т Р А З А (затраты)

4) Я Л Ц И Ф Я И Н (инфляция)

5) СИПЕНЯ (пенсия)

6) ПАРТАЛАЗ (зарплата)

7) ОВОДРОГ (договор)

Задание для команды №2

На карточках написаны слоги. Команда, опередившая другую в выполнении задания, становится победительницей и зарабатывает доход в свою копилку.

При, кап, , быль, итал, моно, конку, полия, кон, ку, це, рен, ция, на.

Из указанных слогов необходимо составить 5 слов, имеющих отношение к экономике.

Ответ: прибыль, капитал, монополия, конкуренция, цена

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины

1) Г А Л О Н (налог)

2) Т А Н Е Р (рента)

3) Ж И З Р Д Е К И (издержки)

4) Р А Ц А Б О Б Е З И Т (безработица)

5) ЛАКМЕРА (реклама)

6) АРТОВ (товар)

7) КАНОЭКОМИ (экономика)

9. Конкурс на быстроту реакции и сообразительность

Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Методическая разработка открытого урока-викторины с элементами игры по ОП.10 «Экономическая теория»

10.Домашнее задание « Реклама товара»

Конкурс на лучшую рекламу товара.

Если реклама - двигатель торговли, то презентация - основа торговли. Прежде чем что-то приобрести, покупатель должен видеть товар, знать, зачем он нужен и какими качествами он обладает.

Реклама

Производитель в условиях рыночной экономики с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта старается добиться преимущества над конкурентами. Успех бизнеса определяется не только размером начального капитала, но и качеством деловых коммуникаций. Виды деловых коммуникаций весьма различны. Сюда входят: конференции, выставки, семинары, презентации, пресс-конференции, интервью, круглые столы, деловые обеды, переговоры. Но самым основным видом коммуникаций является реклама.

Цель рекламы - увеличить рыночную долю производителя товара и усилить лояльность потребителей по отношению к продукту. Это означает, что фирма надеется передвинуть кривую спроса направо и одновременно уменьшить ее ценовую эластичность.

Рекламой считается любое обращение производителя продавца или их представителей к потенциальному потребителю-покупателю.

Существуют различные виды рекламных обращений: информационное, напоминающее, имиджевое. Также можно выделить социальную рекламу, обращающуюся к общечеловеческим ценностям (сохранению окружающей среды, здоровью и т.д.). Информационная реклама доводит до сведения потребителя информацию о производителе, товаре и его качествах, способах приобретения товара или получения дополнительной информации. Конечной целью информационной рекламы является создание или увеличение сбыта продукции.

Напоминающая реклама создает эффект постоянного присутствия на рынке, способствует узнаваемости фирмы или товара. Напоминающая реклама нацелена на поддержание сбыта продукции, особенно в периоды падения темпов роста.

Имиджевая реклама нацелена на утверждение образа фирмы или товара в представлении реальных или потенциальных потребителей.

Цели рекламного обращения, а тем более всей рекламной кампании должны быть установлены четко, обязательно выражены количественно и с указанием сроков.

Основными носителями рекламы являются средства массовой информации (СМИ).
Прессу можно разделить на:

  • ежедневные газеты, которые, в свою очередь, можно подразделить на деловые, развлекательные, центральные и местные; еженедельные издания также делятся на деловые, общественно-политические и тематические;

  • иллюстрированные ежемесячные издания преимущественно научно-популярного или развлекательного характера;

  • технические и профессиональные издания;

  • рекламные и информационные издания могут быть бесплатными, иметь символическую или вполне реальную цену.

Важное место занимает реклама на телевидении. Недостатками рекламы на телевидении является то, что информация запоминается плохо, а обилие рекламных блоков раздражает потребителей, и это снижает эффективность телерекламы. Существенно отстает от телевидения радио.

Большую роль играет наружная реклама: плакаты, стенды, щиты, табло, а также direct-mail (прямая рассылка рекламных материалов).

При формировании рекламного бюджета в него включаются расходы на создание рекламных материалов и их размещение в средствах массовой информации, а также сопряженные с этим административные расходы (заработная плата сотрудников рекламного отдела или гонорар консультантов). В соответствии с другим подходом формируется единый маркетинговый бюджет, в составе которого выделяются расходы на исследования (в среднем около 15% общих расходов), на стимулирование сбыта (в среднем около 50%), на рекламу (около 30%) и связи с общественностью (около 5%).

1 - расходы на исследования;
2 - расходы на стимулирование сбыта;
3 - расходы на рекламу;
4 - расходы на связи с общественностью.




Методическая разработка открытого урока-викторины с элементами игры по ОП.10 «Экономическая теория»

Задание : Команды выбирают любой товар. Могут сочинить песню, частушки, стихи. Командам отводится 5 минут на свою рекламу. Оценивается четкость, яркость, краткость.

Подведение итогов викторины.

  • В ходе проведения викторины жюри периодически подводит промежуточные итоги.

  • По завершении викторины объявляется окончательный итог.

  • И команда-победитель, и команда-соперник награждаются поощрительными призами.

Список литературы

  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник - М.: Вита-Пресс, 2012

  • Котерова Н.П. Основы экономической теории: учебник. - М.: «Академия», 2011

  • ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая теория

  • alleng.ru/edu/econom1.htm

© 2010-2022