Программа факультатива жестового пения Поющие руки

Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого  потенциала её граждан, без развития из активности, инициативы и способностей. Образование – основа интеллектуального, культурного и духовного, социального и экономического развития общества, государства.            Образовательная программа для детей с нарушением слуха социально ориентирована и направлена на социальную адаптацию и интеграцию воспитанников в активный мир звуков, слова, общения через художественно-эстетическо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87»








УТВЕРЖДАЮ

Директор

ОГКОУ «Школы-интерната №87»

___________ Н.А. Полина

Приказ №______

« __09_» ___января___ 2014






Образовательная программа

для глухих детей «Поющие руки»




Продолжительность программы 1 год




Координаторы программы

педагог жестового пения,

Плотникова Любовь Николаевна,



Рассмотрено

На заседании педагогического совета

«____» ___________ 20___ г


г. Ульяновск

2015

Расписание занятий

факультатива жестового пения

с января 2015 года


Руководитель

Плотникова Любовь Николаевна


п/п

Кол-во групп

Год обучения

Количество человек в группе

Общее количество человек

Количество часов на группу

Общее количество часов в неделю


1 гр


1 год

8 чел


16

2 ч 30 мин


5 часов


II гр

8 чел

2 ч 30 мин


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

14.00-14.30

14.40-15.10

14.40-15.10

14.40-15.10

14.40-15.10

15.10-16.10

15.10-16.10

15.10-15.40


Место проведения занятий Актовый зал

Директор школы Н.А. Полина



Пояснительная записка


Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого потенциала её граждан, без развития из активности, инициативы и способностей. Образование - основа интеллектуального, культурного и духовного, социального и экономического развития общества, государства.

Образовательная программа для детей с нарушением слуха социально ориентирована и направлена на социальную адаптацию и интеграцию воспитанников в активный мир звуков, слова, общения через художественно-эстетическое воспитание ребенка (или через привлечение к эстрадному искусству).

Проблема специального образования сегодня является, одной из самых актуальных в работе специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается и определенное устойчивое отношение социума к такого рода проблемам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, коррекцию нарушений развития, реабилитацию и социальную адаптацию.

Интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых: В.М. Бехтеревым, И.М. Сеченовым, И.Р. Тархановым, Г.П. Шипулиным. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования музыки и театральной педагогики в коррекционной работе с детьми.

Именно поэтому необходимо объединение усилий общеобразовательных учреждений и программ дополнительного образования по вовлечению способностей детей в социокультурную жизнь общества, и тем самым влиять на изменение стереотипного отношения социума к детям с нарушениями слуха.

Данная программа является результатом положительного сотрудничества педагогов ОГКОУ школы-интерната №87: руководителя кружка жестового пения Плотниковой Л.Н., педагога музыкально-ритмических занятий Старкиной Т.М, хореографа ансамбля «
Хрусталики» Лазенковой Л.П. Данная деятельность направлена на раскрытие творческих способностей детей. Благодаря интегрированному сотворчеству сформировался коллектив глухих детей, готовых и имеющих желание заниматься эстрадным творчеством, так как это положительно влияет на их жизнь.

Для осуществления данной программы необходимо выход за рамки образовательного учреждения и сотрудничество с разными учреждениями образования, культуры, общественными организациями.

Актуальность и уникальность программы «Поющие руки» состоит в том, что она дает возможность детям с ограниченными возможностями заниматься творчеством в качестве равноправных участников культурной жизни общества.

В содержание работы с детьми с нарушением слуха входят музыкально-театральные занятия, которые воспитывают тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формирование координации движений собранности ребенка, развитие у детей дыхания.

Сверстников всегда волнуют одни и те же проблемы, даже если у одних есть слух, других его нет, поэтому предполагается сотворчество с учащимися школы-интерната II вида, участниками танцевального ансамбля «Камертон» и кружка жестового пения «Гармония», а также с участниками кружков жестового пения других областей и регион.

Отсутствие слуха во многих случаях резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешне средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов, а также соответственно уменьшает возможности к самореализации и интеграции инвалидов в современном обществе.

За последнее десятилетие эта проблема усугубилась отсутствием творческих контактов между инвалидами различных областей России и других стран. Фестивали, проводимые среди инвалидов по слуху очень редки и проводятся, как правило, в столичных городах России.

Цели программы «Поющие руки» таковы:

- расширение всесторонних культурных связей между организациями глухих и слабослышащих;

- создание условий для полноценной духовно жизни людям с ограниченными возможностями по слуху, их реабилитации и интеграции в общество через культуру и искусство;

- содействие развитию процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами искусства, а также реализация «Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов в сфере культуры.

Задачи данной программы:

Обучающие: широкое привлечение инвалидов по слуху к культуре и искусству через занятия жестовым пением, выявление новых талантов, совершенствование профессионального мастерства; оценка таланта, воли и трудолюбия участников;

Воспитывающие: прививать любовь к культуре и искусству посредством жестового языка, развивать интерес к изучению родной культуры и искусства;

Коррекционные:

Всесторонне изучения проблем развития жестового языка как средства общения и творческой реабилитации инвалидов;

Задачи социализации:

- привлечение общественных, государственных организаций коммерческих структур к более полному решению проблем инвалидов, их материальной и духовной поддержке, способствовать их безболезненному вхождению в социум;

- расширение контактов инвалидов, их взаимное творческое обогащение.

Прогнозируемые результаты программы «Поющие руки»:

- искусство петь руками станет доступным для широкой зрительской аудитории;

- хореография рук, движений телом под прекрасные музыкальные произведения рождают зрителей чувство приобщения к настоящему искусству;

- для людей с ограниченными возможностями программа позволит раскрыть творческие возможности, быть равными в обществе, приносить радость другим людям, быть нужными и востребованными;

- искусство жестового пения позволит приобщить инвалидов по слуху к национальной культуре, поможет им раскрыть и реализовать свой творческий потенциал;

- участие в различных концертных программах и фестивалях позволит инвалидам по слуху встретиться и обменяться опытом творческой работы в области нового направления в культуре-искусстве жестового пения, не только повысит творческий и культурный уровень людей с ограниченными возможностями по слуху, но и откроет дверь в «мир глухих» слышащим.

Как осуществляется работа над жестовым пением? Сначала надо выбрать тему концертной программы. Скажем, к Дню знаний подбираем песни о школе, о стране знаний, к Дню учителя - песни об учителях, об этом осеннем празднике, к Новому году - новогодние песни. К апрельскому фестивалю школьного творчества подбирается песенный репертуар, который посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сначала выбираются песни, затем состав исполнителей песенного репертуара. Потом осуществляется работа над текстом, проводится словарная работа, сопряженное проговаривание текста, заучивание текста песен наизусть. Осуществляется подборка синонимов и эпитетов к словам песен, жесты. Отрабатывается выразительность, точность, образность жестов, их осмысленность и синхронность с проговариванием, лицевая мимика и ритмичность телодвижений. Только в результате этих совокупных действий рождается настоящая жестовая песня и настоящий исполнитель жестовой песни.

Программа адресована обучающимся с разным уровнем способностей и подготовки и рассчитана на 1 год обучения. Возраст участников программы от 8 до 18 лет.

В основе реализации целей и задач программы лежат два направления: «Метроритм» и «Актерское мастерство». Ученик может выбрать одно из направлений или заниматься по двум направлениям одновременно.

Занятия проводятся в следующих формах:

- индивидуальных

- коллективных

- групповых

Для работы используются наглядный и практический методы с применением методик Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Евтушенко И.В., Мамойчук И.И.

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Для установления степени влияния творческого процесса на формирование личности ребенка для успешной социальной адаптации будут производиться диагностические исследования уровня развития высший психических функций, коммуникативных навыков, а также педагогический анализ и экспресс-опрос зрителей для определения активной позиции в концертной и конкурсной деятельности.

Специализация «Метроритм»

- формирование основных ритмических навыков (2 зачетных занятия в год);

- умение детьми анализировать свой образ в песне (сочинение на тему из репертуара коллектива);

- умение взаимодействовать в группе сверстников: в творческом коллективе - «Чувство ансамбля» (метод контрольных ритмических упражнений 3 раза в год (исходный, промежуточный и итоговый); ближайшее социальное окружение образовательного пространства (Интервьюирование социального окружения после творческих выступлений и в результате общения с учащимися).

Специализация «Актерское мастерство»


- формирование знаний о способах развития основных дыхательных навыков (проведение зачетных занятий 2 раза в год);

-умение детьми анализировать свой образ в предлагаемых обстоятельствах (проведение 2-х зачетных занятий);

- формирование навыков самоанализа (психологический тест «Какой Я?» - проводится 2 раза в год, тест на самооценку «Лесенка», психологический тест на самооценку «Незаконченные предложения» проводится 2 раза в год);

- желание и готовность к углубленному изучению культурных наследий эстрадного искусства (диагностика «Уровня воспитанности» - проводится 3 раза в год)

- разбор репертуара (беседы об образе, месте действия предполагаемого героя-исполнителя; определение, на кого или кому направлено исполнение)


Тема 7. Постановка эстрадных номеров

- формирование умений применить полученные знания и навыки в работе над концертными номерами; уметь соотносить эмоции с жестом, движения с дыханием (постановка концертных номеров, основанных на личном эмоциональном опыте, представлениях и памяти; перенесение ситуаций в предлагаемые обстоятельства концертного номера)

Тема 8. Концертная деятельность

- формирование навыков выступления перед аудиторией (концерты - участие в школьных и районных мероприятиях, конкурсах; тематическая беседа на тему «Эстетика костюма артиста»; премьера песни и её значение в дальнейшее работе; повторные выступления и обсуждения на тему «Каждое выступление - импровизация)

- формирование навыков оценки своего исполнения (беседа на тему «Ответственность каждого за успех коллектива»)
































Методическое и материально-техническое обеспечение


Для реализации данной программы в ОГКОУ «Школе-интернате №87» имеется необходимая материально-техническая база, включая:

- аудио, СД, видео материалы

- зеркала

- сценическая и репетиционная площадка

При организации обучения по программе используется следующая методическая литература:

  1. Дмитриева Л.Г., Червоиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.

  2. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно-отсталых детей - сирот. Москва. 2003

  3. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. Москва. 2002 г

  4. Кукушкин В.С., Логопедия в школе: практический опыт. Учебно-практическое пособие. Издательский центр «Март» Москва - Ростов-на-Дону 2004, г.

  5. Мамойчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушением в развитии. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2000 г.

  6. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Москва, 2002 г.

  7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1997 г.

  8. Овчарова Р.В., Практическая психология - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.

  9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.

  10. Шушкина «Ритмик» Введение.



© 2010-2022