- Преподавателю
- Другое
- Программа факультатива жестового пения Поющие руки
Программа факультатива жестового пения Поющие руки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плотникова Л.Н. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ОГКОУ «Школы-интерната №87»
___________ Н.А. Полина
Приказ №______
« __09_» ___января___ 2014
Образовательная программа
для глухих детей «Поющие руки»
Продолжительность программы 1 год
Координаторы программы
педагог жестового пения,
Плотникова Любовь Николаевна,
Рассмотрено
На заседании педагогического совета
«____» ___________ 20___ г
г. Ульяновск
2015
Расписание занятий
факультатива жестового пения
с января 2015 года
Руководитель
Плотникова Любовь Николаевна
№
п/п
Кол-во групп
Год обучения
Количество человек в группе
Общее количество человек
Количество часов на группу
Общее количество часов в неделю
1 гр
1 год
8 чел
16
2 ч 30 мин
5 часов
II гр
8 чел
2 ч 30 мин
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
14.00-14.30
14.40-15.10
14.40-15.10
14.40-15.10
14.40-15.10
15.10-16.10
15.10-16.10
15.10-15.40
Место проведения занятий Актовый зал
Директор школы Н.А. Полина
Пояснительная записка
Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого потенциала её граждан, без развития из активности, инициативы и способностей. Образование - основа интеллектуального, культурного и духовного, социального и экономического развития общества, государства.
Образовательная программа для детей с нарушением слуха социально ориентирована и направлена на социальную адаптацию и интеграцию воспитанников в активный мир звуков, слова, общения через художественно-эстетическое воспитание ребенка (или через привлечение к эстрадному искусству).
Проблема специального образования сегодня является, одной из самых актуальных в работе специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается и определенное устойчивое отношение социума к такого рода проблемам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, коррекцию нарушений развития, реабилитацию и социальную адаптацию.
Интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых: В.М. Бехтеревым, И.М. Сеченовым, И.Р. Тархановым, Г.П. Шипулиным. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования музыки и театральной педагогики в коррекционной работе с детьми.
Именно поэтому необходимо объединение усилий общеобразовательных учреждений и программ дополнительного образования по вовлечению способностей детей в социокультурную жизнь общества, и тем самым влиять на изменение стереотипного отношения социума к детям с нарушениями слуха.
Данная программа является результатом положительного сотрудничества педагогов ОГКОУ школы-интерната №87: руководителя кружка жестового пения Плотниковой Л.Н., педагога музыкально-ритмических занятий Старкиной Т.М, хореографа ансамбля «
Хрусталики» Лазенковой Л.П. Данная деятельность направлена на раскрытие творческих способностей детей. Благодаря интегрированному сотворчеству сформировался коллектив глухих детей, готовых и имеющих желание заниматься эстрадным творчеством, так как это положительно влияет на их жизнь.
Для осуществления данной программы необходимо выход за рамки образовательного учреждения и сотрудничество с разными учреждениями образования, культуры, общественными организациями.
Актуальность и уникальность программы «Поющие руки» состоит в том, что она дает возможность детям с ограниченными возможностями заниматься творчеством в качестве равноправных участников культурной жизни общества.
В содержание работы с детьми с нарушением слуха входят музыкально-театральные занятия, которые воспитывают тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формирование координации движений собранности ребенка, развитие у детей дыхания.
Сверстников всегда волнуют одни и те же проблемы, даже если у одних есть слух, других его нет, поэтому предполагается сотворчество с учащимися школы-интерната II вида, участниками танцевального ансамбля «Камертон» и кружка жестового пения «Гармония», а также с участниками кружков жестового пения других областей и регион.
Отсутствие слуха во многих случаях резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешне средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов, а также соответственно уменьшает возможности к самореализации и интеграции инвалидов в современном обществе.
За последнее десятилетие эта проблема усугубилась отсутствием творческих контактов между инвалидами различных областей России и других стран. Фестивали, проводимые среди инвалидов по слуху очень редки и проводятся, как правило, в столичных городах России.
Цели программы «Поющие руки» таковы:
- расширение всесторонних культурных связей между организациями глухих и слабослышащих;
- создание условий для полноценной духовно жизни людям с ограниченными возможностями по слуху, их реабилитации и интеграции в общество через культуру и искусство;
- содействие развитию процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами искусства, а также реализация «Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов в сфере культуры.
Задачи данной программы:
Обучающие: широкое привлечение инвалидов по слуху к культуре и искусству через занятия жестовым пением, выявление новых талантов, совершенствование профессионального мастерства; оценка таланта, воли и трудолюбия участников;
Воспитывающие: прививать любовь к культуре и искусству посредством жестового языка, развивать интерес к изучению родной культуры и искусства;
Коррекционные:
Всесторонне изучения проблем развития жестового языка как средства общения и творческой реабилитации инвалидов;
Задачи социализации:
- привлечение общественных, государственных организаций коммерческих структур к более полному решению проблем инвалидов, их материальной и духовной поддержке, способствовать их безболезненному вхождению в социум;
- расширение контактов инвалидов, их взаимное творческое обогащение.
Прогнозируемые результаты программы «Поющие руки»:
- искусство петь руками станет доступным для широкой зрительской аудитории;
- хореография рук, движений телом под прекрасные музыкальные произведения рождают зрителей чувство приобщения к настоящему искусству;
- для людей с ограниченными возможностями программа позволит раскрыть творческие возможности, быть равными в обществе, приносить радость другим людям, быть нужными и востребованными;
- искусство жестового пения позволит приобщить инвалидов по слуху к национальной культуре, поможет им раскрыть и реализовать свой творческий потенциал;
- участие в различных концертных программах и фестивалях позволит инвалидам по слуху встретиться и обменяться опытом творческой работы в области нового направления в культуре-искусстве жестового пения, не только повысит творческий и культурный уровень людей с ограниченными возможностями по слуху, но и откроет дверь в «мир глухих» слышащим.
Как осуществляется работа над жестовым пением? Сначала надо выбрать тему концертной программы. Скажем, к Дню знаний подбираем песни о школе, о стране знаний, к Дню учителя - песни об учителях, об этом осеннем празднике, к Новому году - новогодние песни. К апрельскому фестивалю школьного творчества подбирается песенный репертуар, который посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Сначала выбираются песни, затем состав исполнителей песенного репертуара. Потом осуществляется работа над текстом, проводится словарная работа, сопряженное проговаривание текста, заучивание текста песен наизусть. Осуществляется подборка синонимов и эпитетов к словам песен, жесты. Отрабатывается выразительность, точность, образность жестов, их осмысленность и синхронность с проговариванием, лицевая мимика и ритмичность телодвижений. Только в результате этих совокупных действий рождается настоящая жестовая песня и настоящий исполнитель жестовой песни.
Программа адресована обучающимся с разным уровнем способностей и подготовки и рассчитана на 1 год обучения. Возраст участников программы от 8 до 18 лет.
В основе реализации целей и задач программы лежат два направления: «Метроритм» и «Актерское мастерство». Ученик может выбрать одно из направлений или заниматься по двум направлениям одновременно.
Занятия проводятся в следующих формах:
- индивидуальных
- коллективных
- групповых
Для работы используются наглядный и практический методы с применением методик Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Евтушенко И.В., Мамойчук И.И.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Для установления степени влияния творческого процесса на формирование личности ребенка для успешной социальной адаптации будут производиться диагностические исследования уровня развития высший психических функций, коммуникативных навыков, а также педагогический анализ и экспресс-опрос зрителей для определения активной позиции в концертной и конкурсной деятельности.
Специализация «Метроритм»
- формирование основных ритмических навыков (2 зачетных занятия в год);
- умение детьми анализировать свой образ в песне (сочинение на тему из репертуара коллектива);
- умение взаимодействовать в группе сверстников: в творческом коллективе - «Чувство ансамбля» (метод контрольных ритмических упражнений 3 раза в год (исходный, промежуточный и итоговый); ближайшее социальное окружение образовательного пространства (Интервьюирование социального окружения после творческих выступлений и в результате общения с учащимися).
Специализация «Актерское мастерство»
- формирование знаний о способах развития основных дыхательных навыков (проведение зачетных занятий 2 раза в год);
-умение детьми анализировать свой образ в предлагаемых обстоятельствах (проведение 2-х зачетных занятий);
- формирование навыков самоанализа (психологический тест «Какой Я?» - проводится 2 раза в год, тест на самооценку «Лесенка», психологический тест на самооценку «Незаконченные предложения» проводится 2 раза в год);
- желание и готовность к углубленному изучению культурных наследий эстрадного искусства (диагностика «Уровня воспитанности» - проводится 3 раза в год)
- разбор репертуара (беседы об образе, месте действия предполагаемого героя-исполнителя; определение, на кого или кому направлено исполнение)
Тема 7. Постановка эстрадных номеров
- формирование умений применить полученные знания и навыки в работе над концертными номерами; уметь соотносить эмоции с жестом, движения с дыханием (постановка концертных номеров, основанных на личном эмоциональном опыте, представлениях и памяти; перенесение ситуаций в предлагаемые обстоятельства концертного номера)
Тема 8. Концертная деятельность
- формирование навыков выступления перед аудиторией (концерты - участие в школьных и районных мероприятиях, конкурсах; тематическая беседа на тему «Эстетика костюма артиста»; премьера песни и её значение в дальнейшее работе; повторные выступления и обсуждения на тему «Каждое выступление - импровизация)
- формирование навыков оценки своего исполнения (беседа на тему «Ответственность каждого за успех коллектива»)
Методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы в ОГКОУ «Школе-интернате №87» имеется необходимая материально-техническая база, включая:
- аудио, СД, видео материалы
- зеркала
- сценическая и репетиционная площадка
При организации обучения по программе используется следующая методическая литература:
-
Дмитриева Л.Г., Червоиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.
-
Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно-отсталых детей - сирот. Москва. 2003
-
Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. Москва. 2002 г
-
Кукушкин В.С., Логопедия в школе: практический опыт. Учебно-практическое пособие. Издательский центр «Март» Москва - Ростов-на-Дону 2004, г.
-
Мамойчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушением в развитии. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2000 г.
-
Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Москва, 2002 г.
-
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1997 г.
-
Овчарова Р.В., Практическая психология - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.
-
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
-
Шушкина «Ритмик» Введение.