- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суркова И.П. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
дЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БОУ СПО ВО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ А.А. ЛЕПЕХИНА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А. Лепехина» ___________/И.П. Суркова/
«___» _____________ 20___ г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
2013г.
Программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка).
Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А. Лепехина»
Разработчики:
Суркова И.П., преподаватель высшей квалификационной категории БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А. Лепехина»
Рассмотрено на Внешняя экспертиза
заседании МК ООО «Горстройзаказчик»
по профилю и Заместитель директора
рекомендовано к ______________Уруев С.М.
внутреннему использованию «____»____________20____г.
«____»__________20____г. Протокол № Заверяю
Подпись ______________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа;
самостоятельной работы обучающегося 31 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
93
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
62
в том числе:
практические занятия
27
контрольные работы
3
дифференцированный зачет
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
31
Промежуточная аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
Цели и задачи изучения курса. Последовательность изучения разделов. Междисциплинарные связи.
1
1
Раздел 1
Изучение основ стандартизации и сертификации
Тема 1.1
Основные понятия и определениям стандартизации
Содержание учебного материала
19
1
Стандартизация. Объекты, область стандартизации. Виды нормативных документов.
1
2
2
Цели стандартизации. Методы и принципы стандартизации.
1
2
3
Стандарт. Категории и виды стандартов.
1
2
4
История стандартизации.
1
2
5
Системы общетехнических и организационно-методических стандартов. Единая система технологической документации. Единая система конструкторской документации.
1
2
6
Государственная система стандартизации. Основные цели, задачи. Основные положение системы ГСС.
1
2
7
Органы и службы по стандартизации. Структура, деятельность по разработке стандартов.
1
2
8
Ответственность за несоблюдение стандартов. Законодательство в области стандартизации.
1
2
9
Международная стандартизация. Роль международной стандартизации. Ведущие международные организации по стандартизации, их структура, сфера деятельности.
1
1
10
Международная организация по стандартизации ИСО, МЭК.
1
1
Практические занятия
Практическая работа № 1. Изучение основных понятий из области стандартизации, истории возникновения стандартизации
2
3
Практическая работа № 2. Изучение структуры, содержания разделов и правил применения стандарта по специальности.
2
2
Практическая работа № 3. Изучение схем стандартизации.
2
2
Практическая работа №4. Разработка требований к объекту стандартизации.
2
2
Контрольная работа по теме 1.1
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Методы стандартизации (унификация, типизация, агрегатирование). Комплексная и опережающая стандартизация
2. Организация работ по стандартизации
3. Контроль над выполнением обязательных требований стандартов
3
3
3
1
1
1
Тема 1.2
Основные понятия и определения сертификации
Содержание учебного материала
13
1
Основные понятия из области сертификации. Понятие сертификации, цели, задачи сертификации.
1
2
2
Органы и службы по сертификации. Структура и полномочия органов и служб.
1
2
3
Процедура сертификации. Закон «О сертификации продукции и услуг»
1
2
4
Системы и схемы сертификации. Добровольная и обязательная сертификация.
1
2
5
Сертификат соответствия. Структура документа, содержание. Контроль за сертифицированной продукцией. Знак соответствия
1
2
6
Экологическая сертификация. Знаки эко - маркировки.
1
Практические занятия
Практическая работа № 5 Изучение документов по сертификации.
2
2
Практическая работа № 6 Расшифровка обозначений экологической и потребительской маркировки.
2
2
Практическая работа № 7 Составление документа, подтверждающего соответствие товара.
2
2
Контрольная работа
По разделу 1.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Испытательные лаборатории. Аккредитация испытательных лабораторий.
2. Экологическая сертификация.
3. Потребительская маркировка и штриховое кодирование.
3
3
4
1
1
1
Раздел 2
Изучение основ метрологии и качества продукции
Тема 2.1
Основные сведения о качестве продукции качества
Содержание учебного материала
7
1
Качество. Определение, показатели качества. Оценка качества.
1
2
2
Системы качества. История возникновения систем качества, их роль для обеспечения качества продукции. Документация систем качества.
1
2
3
Международный опыт в области управления качеством. Применение системы стандартов по обеспечению и управлению качеством. Политика ОАО «Северсталь» в области качества.
1
1
Практическое занятие
Практическая работа № 8. Изучение составляющих систем качества
2
2
Практическая работа № 9. Составление модели СК
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Регистр систем качества и функции его органов
4
1
Тема 2.2
Основы метрологии
Содержание учебного материала
20
1
Метрология. Основные понятия и определения. История развития мерологии.
1
2
2
Средства измерений. Классификация, структура и назначение.
1
2
3
Системы единиц СИ физических величин
1
2
4
Структура метрологической службы. Роль и функции контроля за достоверностью метрологических испытаний.
1
1
5
Поверка средств измерений.
1
1
6
Эталоны. Виды эталонов, их назначение и роль.
1
1
7
Методы и виды измерений. Прямые, косвенные, контактные, бесконтактные и др.
1
1
8
Средства измерений применяемых в отрасли. Виды, назначение, устройство, применение.
1
1
9
Организация метрологического контроля.
1
1
10
Закон «Об обеспечении единства измерений» Основные положения закона.
1
1
Практическое занятие
Практическая работа № 10 Изучение устройства и принципа действия измерительных приборов
Практическая работа № 11. Измерение детали, определение погрешности измерений
Практическая работа № 12. Определение допусков формы и расположения поверхностей
3
3
3
3
3
3
Контрольная работа по теме 2.2
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Закон « Об обеспечении единства измерении»
2. Государственный метрологический контроль и надзор
4
4
1
1
Дифференцированный зачет
2
Всего:
93
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории Метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование:
- 28 ученических мест;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект дидактических материалов;
- наглядные пособия;
- измерительные приборы (штангенциркули, микрометры);
- призма поверочная и разметочная.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основная литература
-
Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. -М.: Машиностроение, 1982
-
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебник для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИД 1987
-
Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Мастерство, 2001
Дополнительная литература
-
Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1988
-
Шишкин И.Ф. Основы метрологии, стандартизации и контроля качества продукции. - М.: Издательство стандартов, 1988
Дополнительные источники: vsegost.com stroyinf.ru,
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
Текущий контроль в форме:
- защиты практических работ;
- защиты лабораторных работ;
- выполнения контрольных работ
Промежуточная аттестация в форме:
Дифференцированного зачета
знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации
Текущий контроль в форме:
- опроса;
- выполнения тестовых контрольных работ
Промежуточная аттестация в форме:
Дифференцированный зачет
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации с универсальной шкалой (таблица)
Процент результативности
( правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90-100
5
отлично
80-89
4
хорошо
70-79
3
Удовлетворительно
Менее 70
2
Не удовлетворительно
7