Программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

дЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

БОУ СПО ВО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ А.А. ЛЕПЕХИНА»


УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А. Лепехина» ___________/И.П. Суркова/

«___» _____________ 20___ г.













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Метрология, стандартизация и сертификация


















2013г.

Программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка).

Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А. Лепехина»

Разработчики:

Суркова И.П., преподаватель высшей квалификационной категории БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А. Лепехина»








Рассмотрено на Внешняя экспертиза

заседании МК ООО «Горстройзаказчик»

по профилю и Заместитель директора

рекомендовано к ______________Уруев С.М.

внутреннему использованию «____»____________20____г.

«____»__________20____г. Протокол № Заверяю

Подпись ______________

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и сертификация

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка).

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

- применять документацию систем качества;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- документацию систем качества;

- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

- основы повышения качества продукции.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа;

самостоятельной работы обучающегося 31 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

в том числе:


практические занятия

27

контрольные работы

3

дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

31

Промежуточная аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение




1

Цели и задачи изучения курса. Последовательность изучения разделов. Междисциплинарные связи.

1

1

Раздел 1

Изучение основ стандартизации и сертификации



Тема 1.1

Основные понятия и определениям стандартизации

Содержание учебного материала

19


1

Стандартизация. Объекты, область стандартизации. Виды нормативных документов.

1

2

2

Цели стандартизации. Методы и принципы стандартизации.

1

2

3

Стандарт. Категории и виды стандартов.

1

2

4

История стандартизации.

1

2

5

Системы общетехнических и организационно-методических стандартов. Единая система технологической документации. Единая система конструкторской документации.

1

2

6

Государственная система стандартизации. Основные цели, задачи. Основные положение системы ГСС.

1

2

7

Органы и службы по стандартизации. Структура, деятельность по разработке стандартов.

1

2

8

Ответственность за несоблюдение стандартов. Законодательство в области стандартизации.

1

2

9

Международная стандартизация. Роль международной стандартизации. Ведущие международные организации по стандартизации, их структура, сфера деятельности.

1

1

10

Международная организация по стандартизации ИСО, МЭК.

1

1

Практические занятия



Практическая работа № 1. Изучение основных понятий из области стандартизации, истории возникновения стандартизации

2

3

Практическая работа № 2. Изучение структуры, содержания разделов и правил применения стандарта по специальности.

2

2

Практическая работа № 3. Изучение схем стандартизации.

2

2

Практическая работа №4. Разработка требований к объекту стандартизации.

2

2

Контрольная работа по теме 1.1

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Методы стандартизации (унификация, типизация, агрегатирование). Комплексная и опережающая стандартизация

2. Организация работ по стандартизации

3. Контроль над выполнением обязательных требований стандартов



3

3

3



1

1

1

Тема 1.2

Основные понятия и определения сертификации


Содержание учебного материала

13


1

Основные понятия из области сертификации. Понятие сертификации, цели, задачи сертификации.

1

2

2

Органы и службы по сертификации. Структура и полномочия органов и служб.

1

2

3

Процедура сертификации. Закон «О сертификации продукции и услуг»

1

2

4

Системы и схемы сертификации. Добровольная и обязательная сертификация.

1

2


5

Сертификат соответствия. Структура документа, содержание. Контроль за сертифицированной продукцией. Знак соответствия

1

2

6

Экологическая сертификация. Знаки эко - маркировки.

1


Практические занятия

Практическая работа № 5 Изучение документов по сертификации.


2

2

Практическая работа № 6 Расшифровка обозначений экологической и потребительской маркировки.

2

2

Практическая работа № 7 Составление документа, подтверждающего соответствие товара.

2

2


Контрольная работа

По разделу 1.


1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Испытательные лаборатории. Аккредитация испытательных лабораторий.

2. Экологическая сертификация.

3. Потребительская маркировка и штриховое кодирование.


3

3

4


1

1

1

Раздел 2

Изучение основ метрологии и качества продукции



Тема 2.1

Основные сведения о качестве продукции качества

Содержание учебного материала

7


1

Качество. Определение, показатели качества. Оценка качества.

1

2

2

Системы качества. История возникновения систем качества, их роль для обеспечения качества продукции. Документация систем качества.

1

2

3

Международный опыт в области управления качеством. Применение системы стандартов по обеспечению и управлению качеством. Политика ОАО «Северсталь» в области качества.

1

1

Практическое занятие

Практическая работа № 8. Изучение составляющих систем качества


2

2

Практическая работа № 9. Составление модели СК

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Регистр систем качества и функции его органов


4

1

Тема 2.2

Основы метрологии

Содержание учебного материала

20


1

Метрология. Основные понятия и определения. История развития мерологии.

1

2

2

Средства измерений. Классификация, структура и назначение.

1

2

3

Системы единиц СИ физических величин

1

2

4

Структура метрологической службы. Роль и функции контроля за достоверностью метрологических испытаний.

1

1

5

Поверка средств измерений.

1

1

6

Эталоны. Виды эталонов, их назначение и роль.

1

1

7

Методы и виды измерений. Прямые, косвенные, контактные, бесконтактные и др.

1

1

8

Средства измерений применяемых в отрасли. Виды, назначение, устройство, применение.

1

1

9

Организация метрологического контроля.

1

1

10

Закон «Об обеспечении единства измерений» Основные положения закона.

1

1

Практическое занятие

Практическая работа № 10 Изучение устройства и принципа действия измерительных приборов

Практическая работа № 11. Измерение детали, определение погрешности измерений

Практическая работа № 12. Определение допусков формы и расположения поверхностей


3

3

3

3

3

3


Контрольная работа по теме 2.2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Закон « Об обеспечении единства измерении»

2. Государственный метрологический контроль и надзор


4

4


1

1

Дифференцированный зачет

2


Всего:

93


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории Метрологии, стандартизации и сертификации.

Оборудование:

- 28 ученических мест;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект дидактических материалов;

- наглядные пособия;

- измерительные приборы (штангенциркули, микрометры);

- призма поверочная и разметочная.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Основная литература

  1. Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. -М.: Машиностроение, 1982

  2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебник для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИД 1987

  3. Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Мастерство, 2001

Дополнительная литература

  1. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1988

  2. Шишкин И.Ф. Основы метрологии, стандартизации и контроля качества продукции. - М.: Издательство стандартов, 1988

Дополнительные источники: vsegost.com stroyinf.ru,

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

- применять документацию систем качества;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

Текущий контроль в форме:

- защиты практических работ;

- защиты лабораторных работ;

- выполнения контрольных работ

Промежуточная аттестация в форме:

Дифференцированного зачета

знать:

- документацию систем качества;

- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации

Текущий контроль в форме:

- опроса;

- выполнения тестовых контрольных работ



Промежуточная аттестация в форме:

Дифференцированный зачет

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации с универсальной шкалой (таблица)

Процент результативности

( правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно

7

© 2010-2022