• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект занятия «Органы речи. Знакомство с понятием «Артикуляция», «Артикуляционная гимнастика»

Конспект занятия «Органы речи. Знакомство с понятием «Артикуляция», «Артикуляционная гимнастика»

Разработка конспекта театрализованного занятия по теме "Органы речи. Знакомство с понятием "Артикуляция", "Артикуляционная гимнастика", на котором дети в занимательной, игровой форме знакомятся с органами речи, с основными понятиями и небольшим комплексом артикуляционной гимнастики. Это первое занятие курса, поэтому необходимо заинтересовать детей сразу. С этой целью выбрана форма тетрализованного занятия, к реализации которой привлекаются дети со второго и третьего курса дополнительной образова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия



Тема: « Органы речи. Знакомство с понятием «Артикуляция», «Артикуляционная гимнастика».

Целевая аудитория: учащиеся младшего школьного возраста.

Вид занятия: театрализованное занятие - игра.

Цель: Познакомить детей с понятиями «Органы речи», «Артикуляция», «Артикуляционная гимнастика». Вспомнить, что такое звуки и буквы, их отличие друг от друга.

1.Познавательный аспект:

- формирование активной познавательной позиции у детей и приобретение ими лингвистических знаний и умений;

- развитие коммуникативно-речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания;

- активизация мыслительной деятельности учащихся.

2.Развивающий аспект:

- развитие эмоционально-познавательной мотивации учащихся к выполнению работы;

- развитие творческой активности младших школьников;

- развитие интереса к курсу программы «Мастерская слова».

3.Воспитательный (мировоззренческий) аспект:

- развитие увлеченности к изучаемому языку;

- воспитание внимательного отношения к слову;

- развитие познавательной инициативы учащихся;

- развитие учебного сотрудничества как формы взаимодействия ребёнка со взрослым.

Дидактические средства и материалы:

- зеркальце и речевая палочка у каждого обучающегося,

- сундук,

- мешок Бабы - Яги,

- карточки с заданиями,

- мультимедийная доска для демонстрации органов речи,

- макет языка,

- ширма в виде книги,

- книга,

- звукозапись (сказочная музыка, голосовое письмо Василисы Премудрой),

- карта.

Участники:

- педагог,

- учащиеся,

- Звукознайкин и Словознайкин (двое детей в костюмах),

- Баба - Яга,

- Кощей Бессмертный.

Ход занятия:

Под звучание сказочной музыки из-за ширмы появляются Звукознайкин со Словознайкиным.

Звукознайкин и Словознайкин (вместе):

- Ой, где это мы? Здравствуйте, ребята, скажите, пожалуйста, куда мы попалиОтветы детей.

Словознайкин:

- Я - Словознайкин, прочитал много книг и все-все знаю, могу объяснить вам все незнакомые слова.

Звукознайкин:

- А меня все зовут Звукознайкиным. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Звукознайкин:

-Правильно, потому что я правильно и красиво говорю и знаю все-все о звуках.

- Мы попали к вам из сказочной страны Звуков и Слов. Была у нас книга. Непростая, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в тридесятое царство. Заколдовала ее Баба-Яга. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись! Поможете? Если мы эту книгу не найдем, не попасть нам домой, в наше царство Звуков и Слов.

Из-за ширмы падает конверт с письмом.

Педагог:

- Ой, а что это? Похоже, письмо. Давайте почитаем!

Педагог открывает конверт, и звучит звукозапись с голосовым письмом.

Звукозапись:

«Низкий поклон вам, красны девицы и добры молодцы! Беда приключилась с нашими добрыми друзьями Словознайкиным и Звукознайкиным. Если не найдут волшебную книгу, не видать им обратной дороги домой. Помогите им! А я вам оставлю подсказки. Первая подсказка - в сундуке.

С низким поклоном, Василиса Премудрая».

Педагог:

- Как вы думаете, ребята, справимся?

Ответы детей.

Педагог подходит к сундуку, а он закрыт. На нем надпись «Органы речи».

Педагог:

- Как же нам его открыть? А здесь, на сундуке, лежит еще одно письмо. Написано « Надо крепко заучить, что тебе поможет звуки все произносить». Что это?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, это органы речи. Органы речи - это органы человека, которые используются для образования звуков речи. Т.е. те органы, которые помогают нам говорить, произносить звуки. Кстати, ребята, давайте вспомним, что такое звуки.

Ответы детей.

Педагог:

Итак, запомним:

Звуки мы слышим и произносим.

Звуки речи на письме обозначаются буквами.

Буквы мы пишем, видим и читаем.

Звукознайкин:

- Какой звук вы слышите, когда

- шипит сердитый гусь?

- рычит собака?

- жужжит жук?

- гудит самолет?

Ответы детей.

На мультимедийной доске появляется изображение органов речи.

Педагог:

-Ребята, давайте сейчас мы назовем их. Возьмите зеркальце, посмотрите в него внимательно и произнесите звуки «п», «б». Что помогло вам произнести эти звуки, какие органы речи?

Ответы детей.

Педагог:

-Правильно, губы.

Вызывается один ученик.

Педагог:

- Покажи верхнюю губу на себе и на доске, покажи нижнюю губу на себе и на доске. Молодец.

Педагог:

- А теперь снова посмотрите в зеркальце и произнесите звуки «ф», «в». Что помогло вам произнести их, какие органы речи?

Ответы детей.

Педагог:

-Правильно, нижняя губа и верхние зубы.

Вызывается один ученик.

Педагог:

-Покажи нижнюю губу на себе и на доске; покажи верхние зубы на себе и на доске. Молодец.

- Глядя в зеркало, весело улыбнитесь и произнесите звук «с». Какие органы речи помогли вам произнести этот звук?

Ответы детей.

Педагог:

-Правильно, губы, зубы, язык (хотя язык из-за зубов вы не видите).

Вызывается один ученик.

Педагог:

- Покажи нижние передние зубы на себе и на доске; покажи верхние передние зубы на себе и на доске. Молодец.

- В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те, что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка. Посмотрите в зеркало и

потяните долго звук «и», открывая рот. Что делают боковые края языка?

Ответы детей.

Педагог:

-Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам. Покажите речевой палочкой коренные зубы на себе. Молодцы.

- А теперь познакомимся поближе с нашим главным органом речи. С каким, как вы думаете?

Ответы детей.

Педагог:

Конечно же, это - язык. Посмотрите на макет языка. Условно мы можем поделить язык на части (все части языка учитель показывает указкой на макете):

- кончик языка

- спинка языка

- корень языка

- правый край языка

- левый край языка

- А теперь рассмотрите перед зеркальцем все части языка, возьмите речевую палочку и потрогайте их. Постарайтесь их запомнить. Корень языка не обязательно трогать, это может спровоцировать рвотный рефлекс. Чтобы ощутить и увидеть работу корня языка произнесите звук «г» с широко открытым ртом перед зеркальцем.

- А сейчас рассмотрим небо - верхнюю часть рта. Как вы думаете, почему этот орган речи именно так назвали?

Ответы детей.

Педагог:

- С небом дружит язык. При произнесении звуков смыкается или сближается с небом:

- кончик языка, если надо произнести звуки «т»,»«д» (произносим);

- или спинка языка. Давайте скажем «кь»,»гь»;

- или корень языка. Попробуйте произнести «к», «г».

Небо начинается с верхних бугорочков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Называются они красивым словом - альвеолы

Найдите кончиком языка домики-бугорочки у верхних зубов.

Поводите языком вправо, влево по верхним бугоркам.

Найдите кончиком языка домики-бугорочки у нижних зубов.

Поводите языком вправо, влево по нижним бугоркам.

Вызывается один ученик.

Педагог:

-Найди на рисунке на мультимедийной доске верхние бугорочки. Именно с них начинается крыша рта - небо. Молодец.

- Небо бывает твердое и мягкое. Посмотрите на доску. Видите, твердое небо переходит в мягкое, а мягкое небо заканчивается маленьким язычком.

А теперь давайте покрасим крышу нашего рта - небо, как маляр красит крышу дома. Нашей кистью будет язык. Проведем кистью по небу вглубь рта, затем, не отрывая язык от неба, ведем обратно к верхним бугоркам. Все, мы покрасили твердое небо.

А хотите посмотреть на маленький язычок? Это сделать нетрудно: откройте широко рот и покашляйте - видите, язычок двигается.

А давайте спросим Словознайкина, для чего нам нужен маленький язычок?

Словознайкин:

- Он нам помогает натянуть мышцы мягкого неба, и выдыхаемая струя, которая появляется, когда мы произносим звуки, идет у нас через рот или нос.

Педагог:

- Спасибо, Словознайкин. Ребята, а вы знаете, что такое нижняя челюсть?

Ответы детей.

Педагог:

Покажите ее. А замечали ли вы когда-нибудь, как она двигается, когда мы говорим? Произнесите звук «а», слово «ма-ма» Видите, как опускается нижняя челюсть.

Образовывать звуки помогает воздушная струя, которую мы выдыхаем. Воздух при этом проходит через легкие, бронхи, трахею, гортань. Все это находится у нас внутри. А затем через рот или нос, если мы произносим звуки «м», «мь», «н», «нь» Правильно регулировать воздушную струю мы будем учиться на следующих занятиях.

Звуки нашей речи произносятся с голосом и без голоса. Командуют голосом ваши голосовые складки, которые находятся у вас в горле. Давайте убедимся в этом.Закроите уши руками и произнесите длительно звук «з-з-з». Вы слышите шум в ушах, значит, голосовые складки активно работают. Закройте уши руками и произнесите звук «с-с-с». Шума не слышно, значит, голосовые складки не работают.

А еще проверить работу голоса мы можем так: приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнеси звук «ж-ж-ж». Вы чувствуете, как горло дрожит, значит, голосовые складки работают.А теперь произнеси звук «ш-ш-ш». Горло не дрожит, значит, голосовые складки не работают. Вы заметили, при произношении каких звуков работают голосовые складки?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, при произношении звонких звуков, а глухие звуки образуются без работы голосовых складок.

Словознайкин, Звукознайкин, мы познакомились со всеми органами речи, ничего не упустили.

Словознайкин, Звукознайкин:

- Да, эти знания пригодятся вам для того, чтобы овладеть хорошей дикцией, научиться выразительно читать, а значит, грамотно писать. А еще помогут нам вернуться домой. Теперь, ребята, это зависит от вас. Давайте перечислим все органы речи. Будьте внимательны, ничего не забудьте, а то сундук не откроется!

Ответы детей.

Сундук открывается под сказочную музыку.

Педагог достает со дна сундука еще одну подсказку. Читает.

Педагог:

«Сколько лет - никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос - крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом её - на курьих ножках,
Ну и вредная немножко...»

О ком загадка? (Баба-Яга).

Ответы детей.

Под музыку появляется Баба - Яга.

Баба - Яга:

- А в мешке моем - задания,
Кто заданье выполнит,
Тому дальше путь открыт!

Баба - Яга берет мешок , на нем написано «Артикуляционная гимнастика».

Баба - Яга:

- Ребята, а вы знаете, что такое «артикуляционная гимнастика»?

Ответы детей.

Педагог:

- Дорогая наша, уважаемая Баба-Яга, дайте нам несколько минуточек подумать, и мы ответим на вопрос!

Баба - Яга:

- Ну ладно, уговорили! Что-то я сегодня слишком добрая…

Педагог:

-Ребята, давайте подумаем! Для начала найдем в этом словосочетании знакомое нам слово. Какое?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, гимнастика. Вспомним, что такое гимнастика?

Ответы детей.

Педагог:

- Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - тренирую, упражняю) - система специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья, совершенствования силы, ловкости, выносливости человека. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.

-А теперь познакомимся с новым словом «артикуляция». Артикуляция - это правильное и внятное произношение всех звуков. Так что же такое «Артикуляционная гимнастика»?

Ответы детей.

Педагог:

-Итак, артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, направленный на тренировку органов речи для правильного и внятного произношения всех звуков.

- Ну, вот мы и ответили на ваш вопрос, уважаемая Баба- Яга.

Баба - Яга:

- Да, ответили, молодцы! Посмотрим, выполните ли вы задания из моего мешка! Ну, а теперь начнем!

Баба - Яга поочередно достает карточки с заданиями и зачитывает их.

Отгадайте загадку:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

комар, и мушка. (Лягушка).

Ответы детей.

Баба - Яга:

- Правильно! А лягушку мою зовут Квака. А теперь выполняйте задание: улыбайтесь вместе с Квакой! Квака любит улыбаться. Рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей.

Дети выполняют упражнение.

Баба - Яга (потирая руки):

- А эту загадку вы ни за что не отгадаете!

Сто один брат,

Все в один ряд,

Крепко связаны стоят. (Забор)

Ответы детей.

Баба - Яга:

- Все-таки отгадали! Ну ладно, а теперь выполняйте упражнение: зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы - посчитаем наши зубы.

Дети выполняют упражнение.

Баба - Яга:

- Молодцы, хорошо у вас получается! А вот эту попробуйте разгадайте: у какого крупного животного нос похож на длинную трубу? (Слон.)

Ответы детей.

Баба - Яга:

- А сейчас задание: сделайте из своих губ хобот. Подражаю я слону: губы хоботом тяну… Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять.

Дети выполняют упражнение.

Баба - Яга:

- Ну что ж, вы молодцы! Следующая загадка:

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное,

Я один его не съем:

Разделю ребятам всем. (Бублик).

Ответы детей.

Баба - Яга:

- А теперь нужно выполнить задание: сделайте губами бублик. Бублик мы изобразили - плавно губы округлили, их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать.

Дети выполняют упражнение.

Баба - Яга:

- И последняя загадка. Сделана для жидкости, а жидкость в ней не держится. (Воронка)

Ответы детей.

Баба - Яга:

-Правильно, это воронка. Выполняйте упражнение: сделайте губами воронку. Вытяните их сильнее - далеко вперед. А теперь сделайте рупор. А вы знаете, что такое рупор?

Ответы детей.

Если затрудняются ответить, педагог обращается к Словознайкину.

Педагог:

- Словознайкин, ты много читаешь, и знаешь значения всех слов. Скажи, что такое рупор?

Словознайкин:

- Рупор - это труба с расширяющимся концом, она служит для усиления звука.

Педагог:

- Спасибо!

Баба - Яга:

- А теперь сложите ладони рупором, поднесите к губам, проговорите громко: «О»

- повествовательно,

- с восклицанием,

- огорченно,

- с вопросом, и

- с удивлением!

Дети выполняют упражнение.

Баба - Яга:

- И последнее задание: повтори все эти движения под мой стишок.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Видишь - хобот у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка - погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю - ка все опять.

Дети выполняют упражнение.

Баба - Яга:

- Молодцы! Ну ладно, вы хорошо справились с заданиями! Так уж и быть, отдам я вам подсказку!

Баба - Яга отдает конверт с подсказкой педагогу.

Педагог и дети:

- Спасибо, Баба- Яга!

Баба - Яга (ворчит под нос, уходит за ширму):

- Спасибо, спасибо… ох уж до чего вежливые, сил нет… отгадали ведь, все отгадали… найдут теперь книгу, точно найдут! Что теперь делать?

Педагог (обращаясь к детям):

- Ребята, давайте побыстрее откроем конверт!

- Да это же карта нашего класса! Смотрите, тут красный крестик! Наверное, это место, где лежит волшебная книга, которая поможет нашим друзьям Словознайкину и Звукознайкину вернуться домой!

Дети находят свое положение на карте и отыскивают место, отмеченное на карте крестиком. На этом месте обнаруживают книгу. Но книга - пустая!

Звучит звукозапись:

«Добры молодцы и красны девицы! Отыскали вы книгу волшебную. Спасибо вам за это и низкий поклон! Только все со страниц ее пропало!»

Словознайкин, Звукознайкин:

- Ой беда, беда!!! Как же мы домой попадем? Что же делать? Помогите, ребята!

Педагог:

- Ребята, поможем Василисе Премудрой и Словознайкину со Звукознайкиным вернуть содержание книги?

Ответы детей.

Под музыку из-за ширмы появляется Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный:

- Ха - Ха - Ха… Не так-то просто будет это сделать… Обещаю, что расколдую книгу, все содержимое верну на ее страницы, если вы, ребята, ответите на все мои вопросы. Сейчас посмотрим, какая у вас память: короткая, как игла, на конце которой моя смерть, или длинная, как моя бессмертная жизнь, если бы не было этой самой иглы … Ну что, начнем?

1.Какие органы речи называют активными, а какие пассивными?

Педагог:

- Ребята, для этого давайте вспомним, что такое органы речи?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно. Органы речи - это органы человека , которые используются для образования звуков речи. А что значит - активные?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, значит, двигаются, активно работают. Назовем их.

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, губы, язык, маленький язычок.

- А что значит - пассивные?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, значит, неподвижные. Назовем их.

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, небо, десны, зубы. Молодцы!

Кощей, мы ответили на твой вопрос?

Кощей Бессмертный:

- Верно, на первый ответили. Но не расслабляйтесь, впереди еще вопросы. Итак, что такое артикуляция?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, артикуляция - это правильное и внятное произношение всех звуков.

Кощей Бессмертный:

- Ну ладно, а вот запомнили ли вы, что такое артикуляционная гимнастика?

Ответы детей.

Педагог:

- Правильно, артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, направленный на тренировку органов речи для правильного и внятного произношения всех звуков.

- Молодцы ребята! Вы справились с заданиями! Ведь справились, правда, Кощей?

Кощей Бессмертный:

- Что верно, то верно. На все вопросы ответили! Молодцы! Хорошая у вас память! Как и обещал, возвращаю все на свои места!

Под сказочную музыку ребята проверяют книгу, в которой уже все на своих местах. ( Во время заданий Кощея помощник педагога незаметно меняет книгу с пустыми страницами на книгу с заклинаниями).

Педагог:

- Теперь Звукознайкин и Словознайкин вернутся домой!!!

Ребята возвращают книгу Звукознайкину и Словознайкину.

Словознайкин, Звукознайкин(вместе):

- Спасибо вам, ребята!

Звучит сказочная музыка, Кощей, Звукознайкин и Словознайкин исчезают за ширмой.

Конец занятия.

Литература:

Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «Литур»,2001.

Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- М.: Изд-во «Эксмо», 2007.

Флерова Ж.М. Логопедия. Изд.3-е.- Ростов н / Д: Феникс, 2006.

Чарели Э.М. Подготовка речевого аппарата к звучанию. - М.: Просвещение, 2000.


© 2010-2022