- Преподавателю
- Другое
- Реализация деятельностного подхода к обучению языку на уроках географии и окружающего мира
Реализация деятельностного подхода к обучению языку на уроках географии и окружающего мира
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Климова Т.В. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на семинаре по теме: «Реализация деятельностного подхода к обучению языку на уроках географии и окружающего мира».
Послушай - и ты узнаешь,
посмотри - и ты поймёшь,
сделай - и ты научишься.
Китайская мудрость.
На уроках географии учителю предоставляется больше возможности для коррекции и развития речевых умений и навыков учащихся с нарушением слуха и интеллекта. Как и на всех устных уроках, на географии продолжается работа над устной речью, начатая в пропедевтический период обучения - на уроках устной разговорной речи в 1 -4 классах.
Целью обучения географии является формирование в сознании школьников с ОВЗ системы взглядов и принципов, норм поведения по отношению к окружающей их среде. Важным коррекционно - развивающими задачами, решаемыми посредством изучения географии является развитие речи и мышления школьников, обогащение активного словаря новыми терминами, понятиями географического содержания.
Уроки географии в полной мере соответствуют этим требованиям. Кроме того, развитие речи на данных уроках происходит в непринуждённой, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы.
Многочисленными научными исследованиями доказано, что восприятие, речь, общение, мышление и память успешно развиваются в ходе деятельности. То, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребёнка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
Уроки географии предоставляют большие возможности для выполнения разнообразных заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация, конструирование, моделирование.
Например: при изучении темы «Охрана леса» нужно нарисовать «Что нельзя делать в лесу». Затем на основании рисунков дети составляют памятки: «как вести себя в лесу». (присутствуют элементы творческой деятельности).
Аппликация (с элементами исследовательской деятельности, группировка и упорядочивание). Игра «Сажаем леса»: нужно приклеить деревья соответствующие обобщаемому слову: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес.
Моделирование. При изучении темы: «Глобус - модель земли» учащиеся лепили из пластилина шар, нитками разного цвета обозначали экватор, параллели и меридианы, белой бумагой обозначали полюса.
Исследовательская деятельность. Некоторые учителя считают, что исследовательская деятельность недоступна большинству учащихся с нормальным ходом развития, не говоря уже о детях, имеющих трудности в обучении и является уделом лишь немногих. Такое суждение не совсем объективно. Практика показывает, что данный метод оправдан. Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их загадки окружающего мира. Речь идёт об элементарных методах поисковой работы, никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идёт о творческом труде. (учащиеся завели папки, куда собирают дополнительный материал по какой - либо теме).
При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например: выдержки из сказки «Снежная королева», учащиеся по описанию распознают природную зону или отрывок из «Мцыри» М.Ю.Лермонтова используется при изучении горной системы. Всё это способствует работе мыслительной деятельности и слухового восприятия.
Школьная география - это дисциплина деятельностная, а деятельностный принцип всегда является основой личностного и развивающего обучения. Примером тому является урок. (видеофрагмент урока)