• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Организация доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья Организация доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Пономарева А. В. e-mail: [email protected]

Казенное образовательное учреждение Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

(КОУ ВО «ЦППРК»)

Подписание Российской Федерацией в 2008 году Конвенции ООН о правах инвалидов привело к тому, что на государственном уровне изменяется отношение к лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Это нашло отражение в основных Федеральных Законах и обосновало необходимость разработки новых государственных программ, призванных создать равные возможности для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи [1, 7].

Государственная политика в области образования базируется на принципе общедоступности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития (подготовки) обучающихся и гарантирует возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения. Высшая школа в этом вопросе не становится исключением [3].

В настоящее время подходит к финальному этапу реализации государственная программа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Доступная среда», одной из основных задач которой является повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения [1, 3]. Образование в данном случае как раз является одним из наиболее приоритетных направлений реализации прав личности.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми данной программой, государственные учреждения высшего профессионального образования должны быть специальным образом оборудованы на физическом уровне. К специальным условиям и приспособлениям следует отнести:

  • расширение дверных проемов и лестничных пролетов;

  • оборудование легкодоступных пандусных съездов, путей движения внутри зданий и поручней;

  • оснащение специальных санитарно-гигиенических помещений;

  • оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами;

  • оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и голосового оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией;

  • оборудование специальных мест в аудиториях (с увеличенной рабочей зоной, специфическим освещением) и т. д.

Однако организация безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения высшего образования не ограничивается исключительно благоустройством здания и прилегающей территории. Обязательным условием является создание и внедрение новых информационных технологий и технических средств:

  • пополнение библиотечного фонда изданиями в рельефно-точечном варианте (шрифт Брайля);

  • оснащение лекционных аудиторий табло для синхронной трансляции содержания лекций (телетекста);

  • разработка интерактивных учебных пособий и электронных ресурсов, ориентированных на людей с нарушением зрения;

  • разработка специального программного обеспечения;

  • адаптация имеющихся программных продуктов для использования людьми со зрительными и двигательными нарушениями;

  • использование планшетных компьютеров в работе с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;

  • организация дистанционной формы обучения и т. д.

Реализация приоритетных государственных программ является не только жизненной необходимостью, но и вопросом престижа любого образовательного учреждения, поэтому Воронежский государственный технический университет активно занимается совершенствованием собственной материально-технической базы. В рамках программы «Доступная среда» были смонтированы удобные пандусы, все лестничные пролеты оснащены контрастными зрительно-тактильными ориентирами.

Ориентация образовательного процесса на нужды людей с ограниченными возможностями здоровья происходит не только на общеуниверситетском уровне: отдельные подразделения ведут самостоятельную работу в этом направлении, создавая специальное методическое, информационное и техническое оснащение.

Кафедра компьютерных интеллектуальных технологий проектирования (КИТП) Факультета информационных технологий и компьютерной безопасности активно закупает новейшее оборудование, разрабатывает и внедряет в практику собственное программное обеспечение, необходимое для повышения эффективности образовательного процесса.

Совсем недавно были приобретены сенсорные экраны различных размеров, которые планируется использовать для облегчения визуализации сложных процессов проектирования с возможностью мельчайшей детализации любых узлов и удобного рассмотрения кинематических процессов различных механизмов. Также использование тачскринов позволяет упростить работу с CADами и PLM-системами для людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

С этой же целью кафедрой закуплены манипуляторы 3Dconnexion SpaceMouse Pro. Данные устройства позволяют взаимодействовать с трехмерным пространством с гораздо меньшими затратами на точность движений, что делает обучение инвалидов моделированию проще и доступнее.

Кроме внедрения технических средств сотрудники КИТП занимаются разработкой специального программного обеспечения для компьютерного проектирования.

На данный момент главным достижением кафедры является альтернативный клиент Teamcenter, PLM-системы, управляющей данными в информационном пространстве, едином для различных автоматизированных систем проектирования. Этот сложный программный продукт оснащен интуитивно понятным интерфейсом с крупным шрифтом, увеличенными функциональными кнопками и усиленной контрастностью графических элементов, что позволяет с удобством использовать его людям, имеющим как двигательные, так и зрительные нарушения.

Также в настоящее время на КИТП ведется разработка и адаптация своей собственной CAD-системы на ядре OpenCascade, что позволит сделать её наиболее полно и точно отвечающей специфическим образовательным потребностям лиц с ОВЗ.

Подводя итоги, следует отметить, что современный уровень развития технологий обладает огромным потенциалом для компенсации утраченных инвалидами функций и расширения их возможностей не только в образовательном процессе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Научный поиск и интересы сотрудников кафедры на данный момент простираются в область использования виртуальной реальности, трёхмерного сканирования и 3D-печати. Адаптация и применение новейших технологий для формирования безбарьерной среды и обеспечения доступности позволит значительно увеличить количество людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее профессиональное образование на базе Воронежского государственного технического университета.

Литература

  1. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: region.adm.nov.ru/region/social/dost_sreda.pdf. - Загл. с экрана.

  2. Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов. / Приняты Резолюцией ГА ООН 61/106 ГА ООН от 13.12.2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа: un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. - Загл. с экрана.

  3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ред. от 31.12.2014. - Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/. - Загл. с экрана.

Пономарёва, А. В. Организация доступности высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ. // Материалы XV Международной конференции "Информатика: проблемы, методология, технологии». - Воронеж: ВГУ, 2015 г. - С. 355-359.



© 2010-2022