Применение компьютерных технологий в практической деятельности педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смена исторических эпох

определяется сменой

информационных технологий…

Герберт Маршалл Маклюэн


Информационные технологии оказывают существенное влияние на развитие современного общества, проникая во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Новая система образования ориентирует на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство и считает, что компьютеризация образования является неотъемлемой и важной частью. Процесс образования претерпевает существенные изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, которые должны способствовать гармоничному взаимодействию с информационным общество, вследствие чего необходимо внесение коррективы в содержание технологий обучения, адекватные современным техническим возможностям. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным методом в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. В современном обществе особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования.

На современном этапе информационные технологии активно проникает во все сферы социальной жизни. Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения, значительно изменяя способы освоения и усвоения информации, открывая новые возможности для различных действий.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Огромный вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, Б. Хантер, Г. Клейман.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования проявляется в внедрении в профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно-воспитательным процессом информационных средств и коммуникационных технологий.

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства: аудио и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети, современное кино для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

В настоящее время инновации в образовании основанные на применении средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Таким образом, одними из наиболее значимых целей процесса информатизации образования являются:

1. Реализация социального заказа современного общества.

2. Развитие личности обучающегося.

3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.

Информатизация образования и как процесс, и как область научного знания нацелена на решение комплекса задач: разработка новых методов и организационных форм обучения; создание учебно-методических комплексов ФГОС СПО; разработка и внедрение в учебном заведении автоматизированных систем управления, наполнение баз и банков данных научно-педагогической информацией для осуществления информационного взаимодействия между работниками системы образования; наполнение и использование распределенного информационного ресурса сети Интернет в образовательных целях.

Приоритетным направлением в обучении информатизации образования обозначен переход от обучения технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, к системной информатизации образования, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов.

Знания в данном случае выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для развития личности предоставляют современные информационные коммуникативные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют обеспечить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, что способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей студента, его умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Информационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Активизация процесса обучения обеспечивается внедрением новых информационных технологий в учебный процесс, что позволяет реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятий, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

И.В.Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

Использование ИКТ позволяет стать как бы участником того или иного процесса, погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Организация работы учащихся с помощью программно - педагогических средств, является одним из основных назначений компьютера как средства обучения, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в образовательную систему компьютера кардинально меняет характер учебной деятельности обучающегося и роль обучающего. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его структуру. Одним из крупномасштабных инноваций, пришедших в российское образование в последние десятилетия является компьютеризация образования. Таким образом, выделяют следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

-интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям образования:

-вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

-трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

-комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

-графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

-моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Педагог сферы образования способен качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения при использовании современных информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

И.В. Роберт выделил следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

-повышение эффективности и качества процесса обучения;

-повышение активности познавательной деятельности;

-углубление межпредметных связей;

-увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

-развитие различных видов мышления;

-развитие коммуникативных способностей;

-формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

-эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

-развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

-формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

-подготовка информационно грамотной личности;

-подготовка пользователя компьютерными средствами;

-осуществление профориентационной работы в области информатики.

И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения (ПСУН):

-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

-осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

-высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

-визуализировать учебную информацию;

-моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

-проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

-формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

-развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического).

Электронные учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров; предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий - современный перечень программных средств учебного назначения.

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

-наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

-расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

-завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

-использование автоматического устройства;

-индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

ОП является частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Обучающие программы распространяются на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Особая разновидность учебных пособий - разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как MicrosoftEncarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия»и другие. Не являясь чисто учебными материалами они, могут оказаться весьма полезными в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора обучающегося.

Электронный учебник является автоматизированной обучающей системой, включающей: дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, и программное обеспечение, позволяющее комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Изначально, электронные учебники предназначались для организации дистанционного обучения. В целях самообразования, в качестве методического обеспечения какого либо курса, электронный учебник, так же, как и обычный бумажный учебник, на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно.

Несомненно, пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, однако в последнее время электронный учебник приобрел большую популярность благодаря своим функциональным возможностям.

  • Возможность быстрого поиска по тексту.

  • Организация учебной информации в виде гипертекста.

Гипертекст - это возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала. Гипертекст дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки.

  • Наличие мультимедиа, как богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа - средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным.

Преимущества мультимедиа:

  • повышает качество обучения

  • удерживать внимание обучаемого

  • моделирование изучаемых процессов и явлений

  • возможность проводить «компьютерные эксперименты» где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны

  • наличие системы самопроверки знаний

  • наличие системы рубежного контроля

  • возможность оценки приобретенных знаний.

Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система, получившая широкое применение в современном образовании. Основные требования к созданию тестовой системы заключаются в следующем:

- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

- компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;

- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

- тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

- вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

- вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;

- варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время. Чтобы иметь положительный результат проверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро.

Задания тестового контроля можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания. Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа. В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных и др.Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче данных в любую точку планеты. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми. Позитивная возможность современныхInternet-технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. В перспективе и «виртуальные» онлайн-лаборатории, в которых будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

Развитие и поощрение творческого потенциала учащихся современными преподавателями заключается в публикации в Internet лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по учебному курсу, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу.

Internet предоставляет и богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web-chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.

Система дистанционного образования это модульная, гибкая и адаптивная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной. Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения, особенную ценность она представляет для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, открытые образовательные программы пользуются популярностью у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно второе образование. Гибкие условия формирования собственной образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а так же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены вследствие невозможности прерывания основной деятельности.

Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является требованием времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2-3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие - необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого образовательного пространства.

Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Западные вузы, реализующие программу открытого образования, выходят на российский рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественному образованию. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.

Понятие дистанционное обучение применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия. Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном образовании используются: кейс - технологии, ТВ - технологии и сетевые технологии обучения.

Кейс - технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей-консультантов в региональных центрах).

ТВ-технологии - технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.

Сетевые технологии - технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии - самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент.

Таким образом, широкое внедрение информационных технологий способствует формированию единого образовательного пространства, в которое может быть и сам педагог включен как субъект обучения.

Заключение

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Компьютеры и информационные технологии - удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в образовательный процесс элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить преподавателю задачу подготовки к занятиям. К сожалению, зачастую роль компьютера сводится только к возможностям неоправданно дорогой пишущей машинки. Но это объясняется тем, что не все учителя в достаточной степени владеют навыками работы с компьютером. И все-таки компьютер должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел. Последние, должны быть вытеснены современными средствами экранной видеопроекции.

Применение современных информационных технологий на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы обучающихся на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%.

Наверное, поэтому, к преподавателям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес учеников. Такой преподаватель идет в ногу не только со временем, но и с аудиторией. Безусловно, такое движение дает свои положительные моменты, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.

Список используемой литературы

  1. Аверьянов Л.Я., Рунов А.В, Интернет как форма дистанционного обучения, Информационные технологии, №4, 2003

  2. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение - форма или метод? // Дистанционное образование - 1998- № 4фоатизация компьютерная техника

  1. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.

  2. Владимирова Л.П., Современные информационно- коммуникационные и педагогические технологии в образовании, relarn.ru/conf/conf2007/section4/4_07.htmбразование

  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222

  4. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2010.


© 2010-2022