Конспект урока основы мировых религиозных культур и светской этики Семья

·         Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов; ·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения.   формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий  через ос...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

с.Долиновка


ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» КУРСА ОРКСЭ

Урок составлен по учебнику А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», Просвещение, 2010.

Результаты деятельности:

Личностные:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

Метапредметные:

1. Познавательные:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений о семье, о ценности семьи для человека, об отношении к семье в разных религиях;

2. Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

3. Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Предметные:

  • формировать осознание значения семьи для каждого человека;

  • выяснить, как традиционные мировые религии относятся к семье;

Цель:

формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий через осознание ценности семьи в жизни каждого человека и знакомство с отношением традиционных религий к семье

Уровни усвоения:

представление

ученик имеет представление о том, что такое семья, о семейных ценностях, об отношении религий к семье

отношение

осознаёт ценность семьи, с уважением относится к её лучшим традициям, проявляет позитивное отношение к семье

стратегия поведения

соблюдает лучшие традиции своей семьи, с уважением относится к семейным ценностям

Оборудование:

мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, экран, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.

Оформление: рисунки, сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», пословицы и поговорки о семье, высказывания великих людей о семье, выставка семейных фотографий.

Ход урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

I. Организация деятельности учащихся (4 мин).

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что наш сегодняшний урок посвящён самому дорогому, что есть у человека - семье. Послушайте гимн семье и постарайтесь определить отношение авторов гимна к семье, о каких радостях семейной жизни говорится в песне.

Звучит песня «Гимн семьи в исполнении группы «Инь-Ян», слова песни появляются на слайдах:

Слайд 2

Хрустальным голосом капели

Звенит ребячий смех чудесный

И мать сидит у колыбели,

Дитя лаская тихой песней.

Слайд 3

И дом молитвой освященный,

Стоит открытый всем ветрам,

И учит бабушка внучонка

Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Слайд 4

Припев:

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

Слайд 5

Семья - любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья - опора государства

Страны моей, моей России.

Слайд 6

Семья - источник изначальный,

Небесным ангелом хранимый.

И грусть, и радость, и печали -

Одни на всех, неразделимы.

Слайд 7

Припев:

Слайд 8

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни Господь очаг семейный,

Любовь любимых охрани.

Слайд 9

Припев.

- Какие чувства вызвал гимн семье? Какое отношение выразили авторы к семье?

мотивация (апелляция к жизненному опыту детей)










Беседа

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II. Подготовка к изучению нового материала (7 мин)

1. Беседа о понятии «семья» и его значении для человека.

- У каждого человека своё понимание семьи. А как вы понимаете это слово? Что такое семья? Для чего она нужна человеку? А знаете ли вы, что делает семью крепкой? (Предположения детей).

2. Словарная работа.

Лексическое значение слова - группа живущих вместе близких родственников.

Слайд 10.

Её основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

б) совместное проживание в одном помещении,

в) общий совместный бюджет.

3. Покровители семьи в России.

Рассказ учителя.

Слайд 11.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.

Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.

Беседа

III. Изучение нового материала (15 мин)

- Прочитайте текст учебника на с. 74-75 и узнайте, как традиционные религии относятся к семье.

Класс делится на 4 группы: каждой группе рассмотреть отношение к семье разных религий

1 группа: христианство

2 группа: ислам

3 группа: буддизм

4 группа: иудаизм.

Подведение итогов самостоятельной работы: выслушивание ответов в группах.

Слайд 12.

Иудаизм

В иудаизме семья - это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

Христианство

Для православных христиан брак - это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство - это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

- Как вы понимаете это выражение?

самостоятельная групповая работа

работа с учебником


обмен информацией





проблемный вопрос

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

IV. Закрепление (10 мин).

1. Тест «Незаконченное предложение».

Слайд 13.

Дополните предложения:

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.

5. .В православной традиции венчание - …одно из важнейших таинств

6. Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой

7. Брак в исламе считается … обязательством перед Богом

8. Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

2. Создание эмблемы семьи в группах.

Слайд 14. (На слайде правила создания эмблемы).

Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи. Составьте эмблему в группе. Обоснуйте выбор символов.

тестирование





создание и презентация продукта деятельности

ИТОГ

V.Итог урока (2 мин).

- Почему в православии семью называют малой Церковью?

- Как должны жить люди в христианском браке?

- Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

- В чём состоит значение брака в буддизме?

VI. Рефлексия (1,5 мин).

Рефлексивный тест:

-Я узнал(а) много нового.

-Мне это пригодится в жизни.

-На уроке было над чем подумать.

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).

беседа


рефлексивный тест

VI. Домашнее задание (0,5 мин).

- Узнайте о традициях в вашей семье.




© 2010-2022