- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока основы мировых религиозных культур и светской этики Семья
Конспект урока основы мировых религиозных культур и светской этики Семья
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кораева Е.А. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
с.Долиновка
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» КУРСА ОРКСЭ
Урок составлен по учебнику А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», Просвещение, 2010.
Результаты деятельности:
Личностные:
-
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Метапредметные:
1. Познавательные:
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений о семье, о ценности семьи для человека, об отношении к семье в разных религиях;
2. Регулятивные:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
3. Коммуникативные:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
Предметные:
-
формировать осознание значения семьи для каждого человека;
-
выяснить, как традиционные мировые религии относятся к семье;
Цель:
формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий через осознание ценности семьи в жизни каждого человека и знакомство с отношением традиционных религий к семье
Уровни усвоения:
представление
ученик имеет представление о том, что такое семья, о семейных ценностях, об отношении религий к семье
отношение
осознаёт ценность семьи, с уважением относится к её лучшим традициям, проявляет позитивное отношение к семье
стратегия поведения
соблюдает лучшие традиции своей семьи, с уважением относится к семейным ценностям
Оборудование:
мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, экран, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.
Оформление: рисунки, сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», пословицы и поговорки о семье, высказывания великих людей о семье, выставка семейных фотографий.
Ход урока
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
I. Организация деятельности учащихся (4 мин).
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что наш сегодняшний урок посвящён самому дорогому, что есть у человека - семье. Послушайте гимн семье и постарайтесь определить отношение авторов гимна к семье, о каких радостях семейной жизни говорится в песне.
Звучит песня «Гимн семьи в исполнении группы «Инь-Ян», слова песни появляются на слайдах:
Слайд 2
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
Слайд 3
И дом молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Слайд 4
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Слайд 5
Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства
Страны моей, моей России.
Слайд 6
Семья - источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.
Слайд 7
Припев:
Слайд 8
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
Слайд 9
Припев.
- Какие чувства вызвал гимн семье? Какое отношение выразили авторы к семье?
мотивация (апелляция к жизненному опыту детей)
Беседа
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II. Подготовка к изучению нового материала (7 мин)
1. Беседа о понятии «семья» и его значении для человека.
- У каждого человека своё понимание семьи. А как вы понимаете это слово? Что такое семья? Для чего она нужна человеку? А знаете ли вы, что делает семью крепкой? (Предположения детей).
2. Словарная работа.
Лексическое значение слова - группа живущих вместе близких родственников.
Слайд 10.
Её основные признаки:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,
б) совместное проживание в одном помещении,
в) общий совместный бюджет.
3. Покровители семьи в России.
Рассказ учителя.
Слайд 11.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.
Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.
Беседа
III. Изучение нового материала (15 мин)
- Прочитайте текст учебника на с. 74-75 и узнайте, как традиционные религии относятся к семье.
Класс делится на 4 группы: каждой группе рассмотреть отношение к семье разных религий
1 группа: христианство
2 группа: ислам
3 группа: буддизм
4 группа: иудаизм.
Подведение итогов самостоятельной работы: выслушивание ответов в группах.
Слайд 12.
Иудаизм
В иудаизме семья - это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
Христианство
Для православных христиан брак - это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство - это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
- Как вы понимаете это выражение?
самостоятельная групповая работа
работа с учебником
обмен информацией
проблемный вопрос
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
IV. Закрепление (10 мин).
1. Тест «Незаконченное предложение».
Слайд 13.
Дополните предложения:
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.
5. .В православной традиции венчание - …одно из важнейших таинств
6. Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой
7. Брак в исламе считается … обязательством перед Богом
8. Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
2. Создание эмблемы семьи в группах.
Слайд 14. (На слайде правила создания эмблемы).
Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи. Составьте эмблему в группе. Обоснуйте выбор символов.
тестирование
создание и презентация продукта деятельности
ИТОГ
V.Итог урока (2 мин).
- Почему в православии семью называют малой Церковью?
- Как должны жить люди в христианском браке?
- Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?
- В чём состоит значение брака в буддизме?
VI. Рефлексия (1,5 мин).
Рефлексивный тест:
-Я узнал(а) много нового.
-Мне это пригодится в жизни.
-На уроке было над чем подумать.
-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).
беседа
рефлексивный тест
VI. Домашнее задание (0,5 мин).
- Узнайте о традициях в вашей семье.