• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка выступления на тему Плюсы и минусы информационно-коммуникационной технологии

Разработка выступления на тему Плюсы и минусы информационно-коммуникационной технологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-коммуникационные технологии.

Сегодня учителя достаточно активно используют ИКТ в учебном процессе школы. В большинстве школ имеются кабинеты по вычислительной технике с современными персональными компьютерами, классы с интерактивными досками, специально ориентированное на определенный школьный предмет программное обеспечение. Многие учителя умеют применять текстовые и графические редакторы, искать информацию в интернете, готовить презентации, работать с электронными учебниками. В целом осуществляется целенаправленная подготовка учителей к использованию ИКТ на уроках.

(Плюсов использования ИКТ в учебном процессе школы можно перечислить очень много. Но кроме «плюсов» при использовании ИКТ сегодня видны и «минусы». И анализируя применение ИКТ на уроках в школе, хотелось бы обратить внимание на эти «минусы».)

Пример 1. Пожалуй, самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня - это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые:

1. Чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация (ведь администрация школы сегодня желает, чтобы каждый учитель на каждом уроке по любому предмету использовал ИКТ), то все шесть уроков ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет.

2. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.

3. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

4. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.

Пример 2. Многие учителя в настоящее время активно применяют интернет в учебном процессе. Итак, пусть используются интернет-ресурсы для подготовки учениками некоторого сообщения по определенной тематике. В данном случае ученик имеет возможность относительно быстро найти необходимую информацию и в немалом объеме. Вот этот «немалый объем» и подводит многих. Сначала идет накапливание фактического материала ─ скачивается нужная информация. И это вполне закономерно. После должно следовать осмысливание, анализ, отбор интересной и действительно нужной информации и составление своего варианта сообщения. Но почему-то, как правило, это не происходит. Большой объем добытой информации воспринимается учениками как уже законченная работа. К тому же обилие материала может затянуть процесс работы в интернете.

Пример 3. Допустим, наш ученик на уроке работает на компьютере с различными учебными программными продуктами (контролирующими, тренирующими, демонстрационными, обучающими), выполняет задания с применением текстовых и графических редакторов, проводит расчеты и перерасчеты при помощи электронных таблиц, применяет базы данных и системы управления базами данных, использует электронные учебники и пособия. Тогда у этого ученика есть прекрасная возможность работать на уроке в своем темпе, а у учителя работать с учеником индивидуально и дифференцированно. Все хорошо, если не учитывать, что тогда на каждом уроке ученик вынужден много работать за компьютером. Но сколько же может ученик сидеть за компьютером!?

Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ ─ это замечательно. Но когда это распространится не на все уроки. Поэтому уже сегодня надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу.

Есть и плюсы.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.

Практика показывает, что применение компьютера имеет свои положительные стороны. Так же хотелось бы отметить, что ИКТ дают учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала, провести самоконтроль, то есть создать психологически комфортную среду обучения, которая ведет к самосовершенствованию и позволяет ставить перед учащимися личностно-значимые цели.

ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способствуют развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

Вывод: Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, тем самым создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.



© 2010-2022