• Преподавателю
  • Другое
  • Педчтения Мастерство и профессионализм руководителя кружка как средство релаксации учащихся

Педчтения Мастерство и профессионализм руководителя кружка как средство релаксации учащихся

Как помочь ребенку снять умственное и психологическое напряжение, но в тоже время проводить кружковое занятие, объяснять новые темы, новые методы изготовления чего-либо или разучивать новые элементы танца. Как сделать, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и спокойно, но в то же время занимался бурной творческой деятельностью, как поддержать мотивацию обучаемых и более эффектно достичь практические, общеобразовательные и развивающие цели кружкового занятия? Этой теме было посвящено одно из зас...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерство и профессионализм руководителя кружка как средство релаксации учащихся


Сосновских Ирина Геннадьевна, методист по кружковой работе ОШК № 2


Всем взрослым хорошо известно, что «дети - наше будущее». Но то, в каких условиях они будут развиваться, обучаться и воспитываться, зависит, какими они станут в дальнейшем. Смогут ли легко выходить из трудных жизненных ситуаций, подходить к серьезным проблемам с чувством юмора, рационально использовать свое время, постоянно стремиться к самосовершенству и интегрировать в мировое сообщество.

Эти проблемы волнуют и руководителей кружков в нашей школе-комплексе № 2 г. Джанкоя. Система учебной работы школы построена таким образом, что после традиционных уроков все учащиеся идут заниматься в кружки по интересам. Как помочь ребенку снять умственное и психологическое напряжение, но в тоже время проводить кружковое занятие, объяснять новые темы, новые методы изготовления чего-либо или разучивать новые элементы танца. Как сделать, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и спокойно, но в то же время занимался бурной творческой деятельностью, как поддержать мотивацию обучаемых и более эффектно достичь практические, общеобразовательные и развивающие цели кружкового занятия? Этой теме было посвящено одно из заседаний «Школы педагогического мастерства» для руководителей кружков.

Релаксация - это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улуч­шению усвоения материала. На кружковых занятиях очень часто можно использовать этот метод. Вот некоторые элементы релаксации, которые применяются чаще всего на кружковых занятиях 1-го года обучения, в группах, где возраст детей соответствует начальной школе.

Зарядка с использованием движений, песен, танца. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость. Один из примеров такой зарядки:

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши.

Первое время такую зарядку нужно проводить под руководством педагога, далее это делают кружковцы сами, но необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво. Подобные упражнения прекрасно развивают эстетический и музыкальный вкус.

Педагоги, работающие в группах младшего школьного возраста, часто используют смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Дети очень любят слушать во время занятия музыку. Спокойная классическая действует расслабляющее, успокаивающе, а слушание современных песен сопровождается зачастую веселым подпеванием, что значительно снимает психоэмоциональное напряжение.

Даже на занятиях танцевальных кружков педагоги широко используют на занятиях игрушки, персонажи кукольного театра и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.

Современное кружковое занятие характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями утром, перед уроками и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё "отойти" от предыдущих уроков, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Что¬бы помочь им в этом, можно использовать элементы аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (АТ) - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм.

Центральной задачей АТ является овладение собственными эмоциями. В средних и старших группах АТ проводится в течение 3-5 минут, при необходимости в начале или в середине занятия. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем - повышением работоспособности.

Прежде чем приступить к АТ, нужно уменьшить освещённость кабинета, включить тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Педагог просит их слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять "позу кучера".

Расслабление

Очень важно привести к расслаблению мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Отдыхает всё тело. Дыхание спокойное. Просьба учащихся не отвлекаться на посторонние мысли:

Чувство тяжести

Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках - в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости.

Чувство тепла

Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему. Мои руки теплые. Мое тело теплое. Ничего не мешает моему вниманию.

Заключительная часть

Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

Я открываю мои глаза. Я легко выполняю любую работу. У меня достаточно энергии. Я активный и сильный. Мое тело ясное.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, особенно упражнений на релаксацию, позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.


3

© 2010-2022