• Преподавателю
  • Другое
  • Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МОДУЛЕ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МОДУЛЕ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МОДУЛЕ

«РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ»

Наумова Е.В.

Пономарева Т.Н.

ГПБОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»

[email protected]

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Рабочая программа профессионального модуля «Разработка технологических процессов изготовления деталей» разработанная преподавателями Воронежского авиационного техникума может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработке при наличии основного общего или среднего (полного) общего образования.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

  • использования конструкторской документации для проектирования технологических процессов изготовления деталей;

  • выбора метода получения заготовок и схем их базирования;

  • составление технологических маршрутов изготовления деталей и проектирования технологических операций;

  • разработки и внедрения управляющих программ для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;

  • разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов с использованием пакетов прикладных программ.

Уровень усвоения знаний студентов оценивается по результатам выполнения тематических заданий, рубежного тестирования. МДК 01. 01 Технологические процессы изготовления деталей машин изучается в течение двух семестров. Форма аттестации: 1 семестр - дифференцированный зачёт, 2 семестр - защита курсовой работы (проекта). МДК 01. 02 Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении изучается в течение двух семестров. Форма аттестации: 1 семестр - выполнение практического задания, 2 семестр - дифференцированный зачёт (выполнение практического задания). Итоговая аттестация по профессиональному модулю проводится в виде оценивания уровня подготовки обучающихся по результатам освоения отдельных элементов профессионального модуля в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

К критериям оценки уровня подготовки обучающихся относятся:

- уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного программой профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов и производственной практики),

- умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

- уровень сформированности профессиональных компетенций.

Эффект применения ИКТ в профессиональном модуле зависит от профессиональной компетенции педагогов, умения включать ИКТ в систему обучения. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании дисциплин, так как способствуют активизации мышления студентов, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь студента и преподавателя.

Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в профессиональном модуле:

  1. Мотивационный аспект: применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся, раскрытия творческого потенциала обучающихся, освоения студентами современных информационных технологий.

  2. Содержательный аспект: возможности ИКТ использованы при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам профессионального модуля (оформление двух учебных лабораторий), для создания индивидуальных тестовых мини-уроков, для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

  3. Учебно-методический аспект: электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватели применяют различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания применяются для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

  4. Организационный аспект: ИКТ использованы в различных вариантах организации обучения - при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана, при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

  5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Все лекционные занятия по междисциплинарному курсу «МДК 01. 01 Технологические процессы изготовления деталей машин» оснащены графической информацией, поурочными презентациями, учебными видеофильмами. По всем разделам междисциплинарного комплекса МДК 01. 02 Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении преподавателем техникума к.т.н. Е.В. Пачевским был разработан электронный учебник. Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Электронный учебник Е.В. Пачевского одинаково пригоден как для самообразования, так и для стационарного обучения, полный по содержанию, высокоинформативный, талантливо написанный и хорошо оформленный. Такой учебник можно предложить любому учащемуся, и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке студентов, а также проведении зачетов и экзаменов. Архитектура учебника включает графическое обеспечение, которое позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

При проведении занятий по «МДК 01. 02 Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении» преподаватели активно используют интерактивные доски, позволяющие контролировать ход практического занятия, постоянно пополняют коллекции интерактивных уроков. Интерактивная доска является средством формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для студента. Использование интерактивной доски повышает мотивацию обучающихся, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти. Для организации контроля знаний по междисциплинарным курсам используется тестовая система My Test. Главные требования к системе заключаются в том, что:

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

  • компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;

  • в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

  • тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

  • вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

  • варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

Задания тестового контроля используемого преподавателями курса, в зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей контроля, можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания. Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа. В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, подбором числовых или графических данных и др. Задания, представленные а виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.

Профессиональный модуль - это целостная структура. Освоение модуля не является освоением отдельных междисциплинарных курсов, а комплексной задачей получения студентами профессиональных компетенций. Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Ю.К.Бабанский -

М.: Педагогика. - 1997. -103 с.

  1. Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий,

  2. А.О. Кривошеев// Информационные технологии. - 1998. - № 2. - С. 32-37

  3. Галанов, А.Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения./ А.Б.Галанов -

  4. Интернет-ресурс eidos.ru/journal/2006/0723-4.htm

© 2010-2022